Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 07:05, курсовая работа
Исходные данные:
1. Тип двигателя – В-58-7;
2. Число цилиндров двигателя - 12;
3. Масса поршня - 3821 г;
4. Масса шатуна - 6370 г;
5. Диаметр гильзы цилиндра – Dг = 150+0,063 мм;
6. Диаметр поршня (юбки) – dn = 150 мм;
7. Диаметр отверстия под палец – D1 = 42+0,016мм;
8. Диаметр пальца – d1 = 42 мм;
9. Диаметр отверстия верхней головки шатуна – D2 = 42 мм.
Требования к посадкам соединений:
Сборки поршень - палец - шатун с допустимой разницей в массе объединяются в комплекты по числу поршней на один двигатель.
Результаты комплектования заносятся в комплектовочную ведомость. В ведомость заносятся как полные, так и неполные комплекты.
Комплектовочная ведомость
Дата: 1.05.2010
Агрегат: двигатель
Узел (группа): цилиндро-поршневая группа и кривошипно-шатунный механизм
№ ком-плек-та |
Наименование деталей |
Количество подсобранных |
Количество на один агрегат |
Условные номера узлов и деталей | ||||||
узлов |
деталей |
узлов |
деталей |
№ |
Г |
П |
Пл |
Ш | ||
1 |
Гильза Поршень Палец Шатун |
12 |
48 |
12 |
48 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
13 16 18 19 4 6 8 11 14 17 20 1 |
3 10 12 20 1 2 5 6 7 8 11 9 |
1 11 13 16 2 3 5 7 9 8 12 6 |
4 11 12 15 3 1 7 9 10 6 14 8 |
2 |
Гильза Поршень Палец Шатун |
1 |
4 |
12 |
48 |
13 |
2 |
15 |
20 |
2 |
5. Проверка результатов комплектования
Произведем проверку действительных зазоров (натягов) в соединении деталей: поршень - палец – шатун.
Требуемые натяги деталей соединения поршень – палец:
Nmax = d1гр.max – D1гр.min = 42,033 – 42,000 = 0,033 мм;
Nmin = d1гр.min – D1гр.max = 42,017 – 42,016 = 0,001 мм.
Действительные натяги деталей соединения поршень-палец:
ND1 = d1max – D1min = 42,049 – 42,021 = 0,028 мм;
ND2 = d1max – D1min = 42,052 – 42,037 = 0,015 мм;
ND3 = d1max – D1min = 42,058 – 42,037 = 0,021 мм;
ND4 = d1max – D1min = 42,042 – 42,020 = 0,022 мм;
ND5 = d1max – D1min = 42,061 – 42,033 = 0,028 мм;
ND6 = d1max – D1min = 42,020 – 42,005 = 0,015 мм;
ND7 = d1max – D1min = 42,053 – 42,040 = 0,013 мм;
ND8 = d1max – D1min = 42,050 – 42,035 = 0,015 мм;
ND9 = d1max – D1min = 42,057 – 42,037 = 0,020 мм;
ND10 = d1max – D1min = 42,080 – 42,053 = 0,027 мм;
ND11 = d1max – D1min = 42,048 – 42,017 = 0,031 мм;
ND12 = d1max – D1min = 42,039 – 42,023 = 0,016 мм;
ND13 = d1max – D1min = 42,031 – 42,015 = 0,016 мм.
Требуемые зазоры деталей соединения палец – шатун:
Smax = D2гр.max – d1гр.min = 42,070 – 42,017 = 0,053 мм;
Smin = D2гр.min – d1гр.max = 42,054 – 42,033 = 0,021 мм.
Действительные зазоры деталей соединения палец – шатун:
SD1 = D2max – d1min = 42,083 – 42,049 = 0,034 мм;
SD2 = D2max – d1min = 42,096 – 42,052 = 0,044 мм;
SD3 = D2max – d1min = 42,101 – 42,058 = 0,043 мм;
SD4 = D2max – d1min = 42,075 – 42,042 = 0,033 мм;
SD5 = D2max – d1min = 42,095 – 42,061 = 0,034 мм;
SD6 = D2max – d1min = 42,069 – 42,020 = 0,049 мм;
SD7 = D2max – d1min = 42,089 – 42,053 = 0,036 мм;
SD8 = D2max – d1min = 42,098 – 42,050 = 0,048 мм;
SD9 = D2max – d1min = 42,100 – 42,057 = 0,043 мм;
SD10 = D2max – d1min = 42,110 – 42,080 = 0,030 мм;
SD11 = D2max – d1min = 42,084 – 42,048 = 0,036 мм;
SD12 = D2max – d1min = 42,080 – 42,039 = 0,041 мм;
SD13 = D2max – d1min = 42,059 – 42,031 = 0,028 мм.
Требуемые зазоры деталей соединения гильза – поршень:
Smax = DГгр.max – dГгр.min = 150,063 – 149,727 = 0,336 мм;
Smin = DГгр.min – dГгр.max = 150,000 – 149,790 = 0,210 мм.
Действительные зазоры деталей соединения гильза – поршень:
SD1 = DГmax – dГmin = 150,063 – 149,783 = 0,280 мм;
SD2 = DГmax – dГmin = 150,056 – 149,790 = 0,266 мм;
SD3 = DГmax – dГmin = 150,010 – 149,746 = 0,264 мм;
SD4 = DГmax – dГmin = 150,040 – 149,753 = 0,287 мм;
SD5 = DГmax – dГmin = 150,074 – 149,796 = 0,278 мм;
SD6 = DГmax – dГmin = 150,093 – 149,806 = 0,287 мм;
SD7 = DГmax – dГmin = 150,107 – 149,808 = 0,299 мм;
SD8 = DГmax – dГmin = 150,082 – 149,844 = 0,238 мм;
SD9 = DГmax – dГmin = 150,111 – 149,846 = 0,265 мм;
SD10 = DГmax – dГmin = 150,123 – 149,814 = 0,309 мм;
SD11 = DГmax – dГmin = 150,070 – 149,847 = 0,223 мм;
SD12 = DГmax – dГmin = 150,141 – 149,884 = 0,257 мм;
SD13 = DГmax – dГmin = 150,128 – 149,897 = 0,231 мм.
Таким образом, размеры соединений деталей узлов находятся в пределах допуска. Поршни № 4, 13, 14, 16, 17, 18; пальцы № 4, 10, 14, 15, 17, 18, 19; шатуны № 5, 13, 16, 17, 18, 19, 20; гильзы № 3, 5, 7, 9, 10, 12, 15 не комплектуются по действительным размерам и передаются на склад для последующих комплектаций.
Произведем проверку сборок поршень - шатун по массе. Проверяем суммарную массу деталей сборки поршень плюс шатун. Разница в массе не должна превышать 20 г (таблица 2), т.е. должно выполняться условие:
(Мп + Мш)max – (Мп + Мш)min ≤ 20;
10210 – 10193 ≤ 20;
17 < 20.
При проверке необходимо учитывать, что поршень № 19 уже исключен из комплекта ввиду большой разницы масс, а поршни № 1, 5, 9, 12, 14, 17, 18 подлежат расточке с целью уменьшения массы до допустимой величины, причем с поршней необходимо снять:
поршень № 1 – 8 г; поршень № 5 – 7 г;
поршень № 9 – 3 г; поршень № 12 – 4 г;
поршень № 14 – 2 г; поршень № 17 – 6 г;
поршень № 18 – 5 г.
Таблица 6 - Данные проверки результатов комплектования
№ узла |
Мп, г |
Мш, г |
Мп + Мш, г |
Результаты проверки и принимаемое решение |
1 |
3828 |
6365 |
10193 |
Сумма масс в пределах допуска |
2 |
3828 |
6368 |
10196 |
Сумма масс в пределах допуска |
3 |
3834 |
6370 |
10204 |
Сумма масс в пределах допуска |
4 |
3826 |
6373 |
10199 |
Сумма масс в пределах допуска |
5 |
3832 |
6373 |
10205 |
Сумма масс в пределах допуска |
6 |
3829 |
6371 |
10200 |
Сумма масс в пределах допуска |
7 |
3831 |
6379 |
10210 |
Сумма масс в пределах допуска |
8 |
3826 |
6368 |
10194 |
Сумма масс в пределах допуска |
9 |
3828 |
6369 |
10197 |
Сумма масс в пределах допуска |
10 |
3829 |
6372 |
10201 |
Сумма масс в пределах допуска |
11 |
3833 |
6375 |
10208 |
Сумма масс в пределах допуска |
12 |
3929 |
6370 |
10199 |
Сумма масс в пределах допуска |
Вывод
По результатам контроля масс: масса сборок поршень – шатун находится в пределах допустимой. Поршень № 19 не комплектуется по массе, а поршни № 4, 13, 14, 16, 17, 18; пальцы № 4, 10, 14, 15, 17, 18, 19; шатуны № 5, 13, 16, 17, 18, 19, 20; гильзы № 3, 5, 7, 9, 10, 12, 15 не комплектуются по действительным размерам и передаются на склад для последующей комплектации. В результате проделанной работы произведена сортировка деталей, изготовленных по расширенным (производственным) допускам.
Собран полный комплект деталей, включающий 12 узлов, состоящих из гильзы цилиндра, поршня, пальца и шатуна, обеспечивающих соединение деталей в пределах заданных. Так же собран неполный комплект, включающий 1 узел, который передается на склад для дальнейшей комплектации или, при необходимости, для равноценной замены деталей (соответствующих размерных групп) из полного комплекта.