Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 07:05, курсовая работа
Исходные данные:
1. Тип двигателя – В-58-7;
2. Число цилиндров двигателя - 12;
3. Масса поршня - 3821 г;
4. Масса шатуна - 6370 г;
5. Диаметр гильзы цилиндра – Dг = 150+0,063 мм;
6. Диаметр поршня (юбки) – dn = 150 мм;
7. Диаметр отверстия под палец – D1 = 42+0,016мм;
8. Диаметр пальца – d1 = 42 мм;
9. Диаметр отверстия верхней головки шатуна – D2 = 42 мм.
Требования к посадкам соединений:
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИ
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу по дисциплине: взаимозаменяемость
Решить задачу по комплектованию деталей двигателя В-58-7 методом групповой взаимозаменяемости
Рохманенков В.К.
Проверила преподаватель:
Короткова Л.Н.
Оценка: _________
Серпухов 20__ год
Исходные данные:
1. Тип двигателя – В-58-7;
2. Число цилиндров двигателя - 12;
3. Масса поршня - 3821 г;
4. Масса шатуна - 6370 г;
5. Диаметр гильзы цилиндра – Dг = 150+0,063 мм;
6. Диаметр поршня (юбки) – dn = 150 мм;
7. Диаметр отверстия под палец – D1 = 42+0,016мм;
8. Диаметр пальца – d1 = 42 мм;
9. Диаметр отверстия верхней головки шатуна – D2 = 42 мм.
Требования к посадкам соединений:
поршень - гильза поршень - палец палец - шатун
Smax =0,336 мм; Nmax = 0,033мм; Smax =0,053 мм;
Smin = 0,210 мм; Nmin = 0,001 мм; Smin =0,021 мм.
Таблица 1 - Действительные значения масс и размеров деталей
№ детали |
Параметры | ||||||
Мп,г |
Мш,г |
Dг,мм |
dп,мм |
D1,мм |
d1,мм |
D2,мм | |
1 |
3832 |
6371 |
150,141 |
149,796 |
42,033 |
42,049 |
42,069 |
2 |
3829 |
6370 |
150,128 |
149,806 |
42,005 |
42,061 |
42,059 |
3 |
3828 |
6373 |
150,156 |
149,783 |
42,021 |
42,020 |
42,095 |
4 |
3825 |
6365 |
150,074 |
149,926 |
42,036 |
42,051 |
42,083 |
5 |
3831 |
6365 |
150,127 |
149,808 |
42,040 |
42,053 |
42,096 |
6 |
3826 |
6372 |
150,093 |
149,844 |
42,035 |
42,039 |
42,110 |
7 |
3828 |
6375 |
150,191 |
149,846 |
42,037 |
42,050 |
42,089 |
8 |
3829 |
6372 |
150,107 |
149,814 |
42,053 |
42,080 |
42,080 |
9 |
3833 |
6379 |
150,164 |
149,884 |
42,023 |
42,057 |
42,098 |
10 |
3828 |
6368 |
150,186 |
149,790 |
42,037 |
42,067 |
42,100 |
11 |
3830 |
6369 |
150,082 |
149,847 |
42,017 |
42,052 |
42,096 |
12 |
3834 |
6368 |
150,127 |
149,746 |
42,037 |
42,048 |
42,101 |
13 |
3827 |
6370 |
150,063 |
149,830 |
42,035 |
42,058 |
42,095 |
14 |
3832 |
6373 |
150,111 |
149,824 |
42,037 |
42,050 |
42,084 |
15 |
3829 |
6365 |
150,141 |
149,897 |
42,015 |
42,059 |
42,075 |
16 |
3824 |
6370 |
150,056 |
149,824 |
42,040 |
42,042 |
42,090 |
17 |
3836 |
6373 |
150,123 |
149,897 |
42,039 |
42,077 |
42,080 |
18 |
3835 |
6364 |
150,010 |
149,837 |
42,064 |
42,040 |
42,095 |
19 |
3839 |
6367 |
150,040 |
149,931 |
42,034 |
42,043 |
42,120 |
20 |
3826 |
6365 |
150,070 |
149,753 |
42,020 |
42,031 |
42,089 |
Таблица 2 - Технические условия на ремонт деталей двигателя Д12А-525
Тип двигателя |
Число цилинд-ров, шт. |
Масса порш-ня, г |
Масса шатуна, г |
Разница в массе, г |
Диаметр цилиндра, мм |
Диаметр пальца, мм | |
порш-ней |
поршней в сборе с шатуном | ||||||
В-58-7 |
12 |
3821 |
6370 |
6 |
20 |
150 |
42 |
Используя справочные данные, находим допустимую разницу масс поршней для данного типа двигателя. Она составляет 6 г. По табл. 1 находим поршень с наименьшей действительной массой. Это поршень № 16, его масса составляет Мп min = 3824 г. Помня о том, что массу поршней можно изменять путем расточки торцов бобышек в пределах 6 ... 8 г, сортируем поршни по трем группам.
Группа «А» - поршни, не подлежащие доработке:
Mп min ≤ Mп ≤ Mп min + 6;
3824 ≤ Мп ≤ 3830.
Группа «Б» - поршни, требующие доработки с целью изменения их массы:
Mп min + 6 < Mп ≤ Mп min + 6 + 8;
3830 < Мп ≤ 3838.
Группа «В» - поршни, исключаемые из комплекта ввиду большой разницы по массе:
Мп >Мп min + 6 + 8;
Мп >3838.
Результаты сортировки сводим в таблицу 3.
Таблица 3 - Результаты сортировки поршней по массе
Группы |
№ поршней |
Рекомендации |
Группа «А» |
2,3,4,6,7,8,10,11,13,15,16,20 |
Поршни включаются в комплект без изменения массы |
Группа «Б» |
1,5,12,14,17,18 |
Поршни включаются в комплект с предварительной доработкой путем расточки торцов бобышек для изменения массы поршней |
Группа «В» |
19 |
Поршни исключаются из комплекта ввиду большой разницы масс |
2. Расчет размерных групп
Определяем число размерных групп и предельные значения размеров для каждой размерной группы. Для этого, определив по исходным данным - предельные значения требуемых (групповых) размеров, а по таблице 1 предельные значения действительных (производственных) размеров деталей, учитывая, что поршень № 19 исключен из комплекта, производим расчет производственных и требуемых допусков на детали.
Соединение поршень – палец – отверстие верхней головки шатуна
D1гр.max = 42,016 мм, D1гр.min = 42,000 мм;
d1гр.max = 42,033 мм, d1гр.min = 42,017 мм;
D2гр.max = 42,070 мм, D2гр.min = 42,054 мм;
D1пр.max = 42,064 мм, D1пр.min = 42,005 мм;
d1пр.max = 42,080 мм, d1пр.min = 42,020 мм;
D2пр.max = 42,122 мм, D2пр.min = 42,059 мм.
TD1гр. = D1гр.max - D1гр.min = 42,016 – 42,000 = 0,016 мм;
Td1гр. = d1гр.max - d1гр.min = 42,033 – 42,017 = 0,016 мм;
TD2гр. = D2гр.max – D2гр.min = 42,070 – 42,054 = 0,016 мм;
TD1пр. = D1пр.max - D1пр.min = 42,064 – 42,005 = 0,059 мм;
Td1пр. = d1пр.max - d1пр.min = 42,080 – 42,020 = 0,060 мм;
TD2пр. = D2пр.max – D2пр.min = 42,122 – 42,059 = 0,063 мм.
Определяем число размерных групп n как отношение величины производственного допуска к величине требуемого (группового) допуска соответствующего размера с округлением до ближайшего целого числа:
Соединение гильза цилиндра – поршень
DГгр.max = 150,063 мм, DГгр.min = 150,000 мм;
dПгр.max = 149,790 мм, dПгр.min = 149,727 мм;
DГпр.max = 150,191 мм, DГпр.min = 150,010 мм;
dПпр.max = 149,926 мм, dПпр.min = 149,746 мм.
TDГгр. = DГгр.max – DГгр.min = 150,063 – 150,000 = 0,063 мм;
TdПгр. = dПгр.max – dПгр.min = 149,790 – 149,727 = 0,063 мм;
TDГпр. = DГпр.max – DГпр.min = 150,191 –150,010 = 0,181 мм;
TdПпр. = dПпр.max – dПпр.min = 149,926 – 149,746 = 0,180 мм.
Определяем число размерных групп n как отношение величины производственного допуска к величине требуемого (группового) допуска соответствующего размера с округлением до ближайшего целого числа:
Используя рассчитанные в п. 2 групповые допуски и нижние отклонения требуемого размера строим схемы расположения полей допусков.
Изображаем на схеме расположение полей допусков рассчитанных размерных групп (рис. 1, 2), указав предельные отклонения требуемых размеров для каждой размерной группы в микрометрах. Размерные группы обозначим условно буквами А, Б, В, Г и т.д. Нижнее отклонение группы «А» для каждой детали примем равным нижнему отклонению требуемого размера.
Рисунок 1 - Схема расположения полей допусков деталей соединения
поршень – палец - отверстие верхней головки шатуна
Рисунок 2 - Схема расположения полей допусков деталей соединения
гильза цилиндра - поршень
4. Комплектование деталей цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма
В соответствии со схемой расположения полей допусков размерных групп определяем предельные отклонения и предельные размеры для каждой размерной группы. Далее производим сортировку деталей по размерным группам с учетом их действительных размеров, отмечая в соответствующей группе номер детали (см. табл. 1).
На первом этапе комплектуется цилиндро-поршневая группа. К гильзам цилиндров одной размерной группы подбираются поршни одноименной размерной группы. Результаты сортировки деталей соединения: гильза цилиндра - поршень по размерным группам сводим в таблицу 4.
Таблица 4 - Результаты сортировки деталей соединения гильза цилиндра - поршень по размерным группам
Поршень (dп) |
Гильза цилиндра (Dг) | ||||
группа |
dmin, dmax, мм |
номера деталей |
группа |
Dmin, Dmax, мм |
номера деталей |
Аdп |
149,727 149,790 |
3,10,12,20 |
АDг |
150,000 150,063 |
13,16,18,19 |
Бdп |
149,791 149,853 |
1,2,5,6,7,8,11,13,14,16,18 |
БDг |
150,064 150,126 |
4,6,8,11,14,17,20 |
Вdп |
149,854 149,916 |
9,15,17 |
ВDг |
150,127 150,189 |
1,2,3,5,9,10,12,15 |
На втором этапе к поршням одной размерной группы подбираются пальцы и шатуны одноименной размерной группы, чем обеспечивается заданный характер соединения этих деталей (зазоры или натяги), указанный в исходных данных.
При этом следует учитывать, что масса поршня в сборе с шатуном, пальцем и поршневыми, кольцами тоже влияет на подбор комплекта поршней. Масса шатунов приведена в исходных данных (см. табл. 1), а масса всех пальцев и поршневых колец условно считается одинаковой.
При необходимости можно изменить массу шатунов, сделав при этом соответствующие указания в комплектовочной ведомости. Для каждого комплекта (поршень - палец - шатун) необходимо посчитать действительные зазоры (натяги) в соединениях поршень - палец и палец - шатун и сделать заключение о характере соединения.
Результаты сортировки деталей соединения: отверстие поршня - палец - отверстие шатуна сводим в таблицу 5.
Таблица 5 - Результаты сортировки деталей соединения поршень-палец-шатун по размерным группам
Отверстие поршня (D1) |
Палец (d1) |
Отверстие шатуна (D2) | ||||||
группа |
Dmin, Dmax, мм |
номера деталей |
группа |
dmin, dmax, мм |
номера деталей |
группа |
Dmin, Dmax, мм |
номера деталей |
АD1 |
42,000 42,016 |
2,15 |
АD1 |
42,017 42,033 |
3,20 |
АD1 |
42,054 42,070 |
1,2 |
БD1 |
42,017 42,032 |
3,9,11,20 |
БD1 |
42,034 42,049 |
1,6,12,16, 18,19 |
БD1 |
42,071 42,086 |
4,8,14,15,17 |
ВD1 |
42,033 42,048 |
1,4,5,6,7, 10,12,13, 14,16,17 |
ВD1 |
42,050 42,066 |
2,4,5,7, 9,11,13, 14,15 |
ВD1 |
42,087 42,102 |
3,5,7,9,10, 11,12,13,16, 18,20 |
ГD1 |
42,049 42,064 |
8,18 |
ГD1 |
42,067 42,081 |
8,10,17 |
ГD1 |
42,103 42,118 |
6 |