Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 01:32, курсовая работа
Необходимо подобрать электродвигатель. Рассчитать диаметр валов, подобрать подшипники, рассчит\ать зубчатые передачи и все другие параметры, необходимые в редукторе.
Задание
I. Записывается задание. Задаются параметры зубчатой пары.
m =4(мм) – модуль
u =2– передаточное число зубьев.
zсум =100– суммарное число зубьев.
aw
(мм)=200 – межцентровое расстояние.
Необходимо подобрать электродвигатель. Рассчитать диаметр валов, подобрать подшипники, рассчит\ать зубчатые передачи и все другие параметры, необходимые в редукторе.
Рис.
1. Одноступенчатый горизонтальный цилиндрический
редуктор.
II. Расчет начинают с определения всех параметров зубчатой пары.
Параметры ведущего зубчатого колеса.
принимаю z1=33
z1 – число зубьев ведущего колеса.
d1 – диаметр делительной окружности.
- диаметр окружности впадин
- диаметр основной окружности
d – угол зацепления
По таким же формулам находим параметры для ведомого зубчатого колеса.
Уточняют:
Не должно превышать 2,5%
Определяют шаг зацепления , ширину зубчатых колес b1 и b2, причем b1>b2 приблизительно на 5мм
, где - коэффициент, зависящий от способа обработки зубчатых колёс; и выбирается в пределе 0 – 5, так, чтобы выполнялось условие
- ширина ведущего зубчатого колеса.
(мм)
(мм)
=11
Определяют ширину (или толщину) основания зуба, примем (мм)
Рис.2. Схема сил, действующих на зуб зубчатого колеса.
В – длина зуба или ширина зубчатого колеса.
PN – усилие, действующее по нормали к зубу.
T – сжимающее усилие T=PN sin
Po – окружное усилие
III. Выбирают электродвигатель, исходя из возможности зубчатой пары (учитывая работу зуба только на изгиб, без учета контактных напряжений). Для этого сначала выбирается сочетание материалов шестерни и зубчатого колеса.
При изготовлении колёс с невысокой или средней твёрдостью рабочих поверхности зубьев (до HB 350) желательно; чтобы соблюдалось соотношение (HB )min – (HBk)max=20 – 25, где (HB )min и (HBk)max соответственно минимальное и максимальное значение твёрдости зубьев шестерни и колеса при принятых марках стали и термообработке. При высокой твёрдости рабочих поверхностей зубьев, как правило, HB HBk
Записываем характеристики материалов для шестерни и зубчатого колеса.
N n/n | Марка стали | Диаметр окружности da (мм) | Диаметр заготовки (мм) | Твердость НВ Мпа | Термообработка | ||
Шест | 45 | 140 | 100-300 | 569 | 284 | 167-217 | - |
Колесo | 35Л | 270 | - | 490 | 274 | Нормализация |
(НВш)min – (НВк)max
Затем определяем допустимые напряжения из1 и из2 по формуле.
из1 (для незакалённой стали с HB<350)
Определяем:
Где W1 и W2 – моменты сопротивления в основании зубьев.
(мм3)
b1 и b2 – ширина шестерни и зубчатого колеса.
Из двух значений моментов изгибающих выбираем min и определяем окружное усилие, передаваемое зубчатой парой.
, где h – высота зуба, h=2.25m
h=2.25*4=9(мм)
P0 – окружное усилие
Находим Мкр1 и Мкр2
Mкр1=P0rw1=7486,38*66=
rw1 – радиус начальной или делительной окружности (так как они совпадают для неисправленных зубчатых колес)
Mкр2=P0rw2=7486,38*134=
Проверяем должно равняться uрас
uрас= uрас (см. стр. 1 [-])
Находим мощность на ведущем валу.
, где N – мощность в Вт; Мкр – крутящий момент в (Н м); 1 – угловая скорость в рад/с.
n – число оборотов за минуту. N1 задаётся из справочника по выбору электродвигателей
n1=1000
(об/мин)
Записываем характеристики электродвигателя «N» и «n» и его марку. Расчетная мощность не должна отличаться от выбранной по каталогу больше, чем на 5%. Проверить.
Nтабл= (кВт) 100%
Nрасч=51,71(кВт) x
δ=100%-____%=____%
- полное совпадение
Итак,
по данному каталогу принимаем двигатель
«4AH трехфазный асинхронный замкнутый»
N=51,71(кВт)
n=1000
(об/мин)
IV. Расчет валов.
Предварительный по - допустимому напряжению на кручение.
, где [τкр]принимаем равное 20
по ГОСТ d1=55мм
- момент сопротивления полярный.
D1 – диаметр ведущего вала.
Значение для выбранного материала =15-25 Н/мм2
Полученный диаметр увеличиваем на 5 – 10%, учитывая шпоночную канавку, и округляем его до ближайшего большего по ГОСТ.
Для ведомого вала расчет аналогичен.
d2=63,06+63,06*5%
=68 (мм)
d2=70(мм)
Полученные
значения d1 и d2 принимаем на
выходных концах ведущего и ведомого валов.
Диаметр валов под подшипники назначением
ближайшие большие значения по сравнению
с расчетными и принятыми по ГОСТ и обязательно
кратными «5». Если d вала выходного конца
уже имеет значение кратное «5», то его
оставляют без увеличения, предусматривая
в дальнейшем необходимую посадку.
Конструктивно принятые диаметры:
d1’=55 мм; d2’=70мм под подшипник
d1’’=60
мм; d2’’=75мм под колесо
Рис.3. Вал с деталями
V. Подбор подшипников.
Основными критериями работоспособности подшипников качения являются их динамическая и статическая грузоподъемность.
Cg и C0 (кН, Н)
Динамической грузоподъемностью радиальных и радиально-упорных подшипников называют величину постоянной радиальной нагрузки, которую группа идентичных подшипников с неподвижным наружным кольцом может выдержать в течение 1 млн. оборотов внутреннего кольца.
Номинальная долговечность (ресурс) подшипника – (в миллионах оборотов) срок службы подшипников, в течение которого не менее 90% из данной группы при одинаковых условиях должны проработать без появления признаков усталости металла.
мил. об
Номинальная долговечность в часах – Lh
n1 – обороты ведущего вала = 750 об/мин см стр(7)
для №107 – Cg=15.9 кН стр 393[2]
где C1,2 – динамическая грузоподъёмность подшипников, выбранных по каталогу, согласно принятых диаметров валов под подшипники d1’ и d2’
Pэ – эквивалентная нагрузка
- показатель степени (для шарикоподшипников) =3
(об/мин)
где n2 – частота вращения ведомого колеса.
Эквивалентная нагрузка Pэ для однофазных радиальных шарикоподшипников определяется по формуле.
Pэ=(XVFr+YFa)K
Kt=(1*1*3743+0*0)*1,05*1,2=
где X, Y – коэффициенты радиальной и осевой нагрузок, значения которых приведены в таблицах.
V – коэффициент, учитывающий вращение колец, при вращении внутреннего кольца подшипника V=1
Fr – радиальная нагрузка, (Н)
Fa – осевая нагрузка (Н)
Для
одноступенчатого цилиндрического
прямозубого редуктора с
(Н)
Fa – осевая нагрузка незначительна по сравнению с радиальной, принимается равной нулю. Fa=0
Находим отношение осевой нагрузки к радиальной -
Если получаем , то принимается x=1; y=0. Где «e» - параметр осевого нагружения, число всегда положительное,
, то «x» и «у» имеют другие значения.
так как e>0, то x=1; y=0
K - коэффициент безопасности, значения которого приведены
Kt – температурный коэффициент.
Для одноступенчатого цилиндрического прямозубого редуктора выбираем попарно одинаковые радиальные шариковые подшипники.