Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:56, лабораторная работа
Цель работы – ознакомление с важнейшими классами неорганических соединений: оксидами, гидроксидами, солями, способами их получения и свойствами.
Составила В.И. Ермолаева
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
ВАЖНЕЙШИЕ КЛАССЫ ХИМИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
Цель работы – ознакомление с важнейшими классами неорганических соединений: оксидами, гидроксидами, солями, способами их получения и свойствами.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Неорганических соединений известно около 300 тысяч, их можно разделить на три важнейших класса – оксиды, гидроксиды и соли.
Оксиды – продукты соединения элементов с кислородом. Различают солеобразующие и несолеобразующие оксиды, а также пероксиды, которые по свойствам относятся к солям пероксида водорода H2O2. Пероксиды образуют щелочные (Li, Na, K, Rb, Cs ) и щелочноземельные (Ca, Sr, Ba) металлы, в них атомы кислорода связаны между собой ковалентной связью (например, K2O2: K– O – O –K) и легко разлагаются с отщеплением атомарного кислорода, поэтому пероксиды являются сильными окислителями. Несолеобразующих оксидов немного (например, CO, NO, N2O), они не образуют солей ни с кислотами, ни с основаниями. Солеобразующие оксиды подразделяют на основные, кислотные и амфотерные.
Основные оксиды образуют металлы
с низшими степенями окисления
+1, +2 , их гидратами являются основания.
Хорошо растворимые в воде основания
щелочных металлов называются щелочами.
Основания щелочно-земельных
CaO + CO2 = CaCO3; CuO + 2 HCl = CuCl2 + H2O.
Кислотные оксиды образуют неметаллы (B, C, N, P, S, Cl и др.), а также металлы, расположенные в побочных подгруппах больших периодов, образующие соединения высших степеней окисления +5, +6, +7 (V, Cr, Mn и др.). Гидратами кислотных оксидов являются кислоты. Кислотные оксиды реагируют с основными оксидами и основаниями:
SO2 + Na2O = Na2SO3; N2O5 + 2 NaOH = 2 NaNO3 + H2O.
Амфотерные оксиды образуют металлы главных и побочных подгрупп средних степеней окисления +3, +4 (Al, Cr, Mn, Sn и др.), иногда +2 ( Sn, Pb) , их гидраты проявляют как основные, так и кислотные свойства. Амфотерные оксиды реагируют как с кислотами, так и с основаниями:
Cr2O3 + 6 HCl = 2 CrCl3 + 3 H2O; Cr2O3 + 2 NaOH = 2 NaCrO2 + H2O
Оксиды можно получить реакцией соединения элемента с кислородом:
или реакцией разложения сложного вещества: CaCO3 = CaO + CO2,
Гидроксиды – продукты соединения оксидов с водой, различают осно*вные (основания), кислотные (кислоты) и амфотерные (амфолиты) гидроксиды.
Основания при диссоциации в растворе в качестве анионов образуют только гидроксид – ионы: NaOH → Na + + OH ‾ .
Кислотность основания определяется числом ионов OH ‾. Многокислотные основания диссоциируют ступенчато: Ca(OH)2 ↔ (CaOH)+ + OH ‾, (CaOH)+ ↔ Ca2+ + OH ‾.
Водные растворы хорошо растворимых оснований (щелочей) изменяют окраску индикаторов: в щелочных растворах фиолетовый лакмус синеет, бесцветный фенолфталеин становится малиновым, метиловый оранжевый – желтым.
Основания реагируют с кислотами, образуя соли и воду: NaOH + HCl = NaCl + H2O.
Если основание и кислота взяты в эквимолярных отношениях, то среда становится нейтральной, а такая реакция называется реакцией нейтрализации.
Многие нерастворимые
в воде основания при
Cu(OH)2 = CuO + H2O.
Щелочи получают растворением оксидов в воде: Na2O + H2O = 2 NaOH.
Нерастворимые в воде основания обычно получают действием щелочей на растворимые соли металлов: CuSO4 + 2 NaOH = Cu(OH)2 ↓ + Na2SO4.
Различают кислоты бескислородные (HCl, HI, H2S, HCN и др.) и кислородсодержащие (HNO3, H2SO4, H2SO3, H3PO4 и др.).
Основность кислоты
H2SO3 ↔ Н + + HSO3‾; HSO3‾ ↔ Н + + SO3‾.
В растворах кислот лакмус становится красным, метиловый оранжевый – розовым, фенолфталеин остается бесцветным.
Кислоты получают растворением кислотных оксидов в воде:
или по реакции обмена соли с кислотой:
Амфолиты представляют собой гидроксиды, проявляющие в реакциях как основные, так и кислотные свойства. К ним относятся Be (OH)2 , Al (OH)3, Zn(OH)2, Cr(OH)3 и др. Амфотерные гидроксиды реагируют с основаниями как кислоты, с кислотами – как основания: Сr(OH)3 + 3 HCl = CrCl3 + 3 H2O; Сr(OH)3 + 3 NaOH = Na3[Cr(OH)6].
Соли различают средние, кислые и основные. Существуют также двойные соли, образованные разными металлами и одним кислотным остатком (KAl(SO4)2) и смешанные, образованные одним металлом и разными кислотными остатками (CaClOCl).
Средние соли можно рассматривать
как продукты полного замещения
атомов водорода в кислоте атомами
металла или гидроксогрупп
Кислые соли (гидросоли) являются продуктами неполного замещения атомов водорода многоосновных кислот атомами металла: NaHSO4, Al (H2PO4)3, KHCO3.
Диссоциация кислой соли выражается уравнением: Al (H2PO4)3 ↔ Al 3+ + 3 (H2PO4)3 ‾. Анион (H2PO4)3 ‾ дальнейшей диссоциации подвергается в незначительной степени.
Осно*вные соли (гидроксосоли) являются продуктами неполного замещения гидроксогрупп многокислотного основания на кислотные остатки: AlOHSO4, MgOHCl, (CuOH)2SO4.
Диссоциация основной соли выражается уравнением: AlOHSO4 ↔ (AlOH) 2 + + SO4 2‾.
Катион (AlOH) 2 + дальнейшей диссоциации подвергается в незначительной степени.
Средние соли могут быть получены многими способами:
соединением металла и
соединением основного и
вытеснением активным металлом водорода или менее активного металла:
Zn + 2 HCl = H2 + ZnCl2, Zn + CuSO4 = ZnSO4 + Cu;
реакцией нейтрализации: NaOH + HCl = NaCl + H2O;
реакцией обмена: Ba(NO3)2 + Na2SO4 = BaSO4 + 2 NaNO3 и др.
Кислые соли могут быть получены в кислой среде:
NaOH + H2SO4 (избыток) = NaHSO4 + H2O;
Na3PO4 + 2 H3PO4 (избыток) = 3 NaH2PO4.
Основные соли могут
быть получены в щелочной
H2SO4 + 2 Cu(OH)2 (избыток) = (CuOH)2 SO4 + Na2SO4,
2 CuSO4 + 2 NaOH(недостаток) = (CuOH)2 SO4 + Na2SO4
Кислые соли при избытке щелочи
и основные соли при избытке кислоты
переходят в средние соли:
(CuOH)2 SO4 + H2SO4 (избыток) = 2 CuSO4 + 2 H2O.
Для многих металлов характерны комплексные соединения, которые диссоциируют в растворе как сильные электролиты, образуя устойчивые комплексные ионы:
CuSO4 + 8NH4OH (избыток) = [Cu (NH3)4](OH)2 + [Cu (NH3)4] SO4 + 8 H2O .
Степень диссоциации
[Cu (NH3)4](OH)2 ↔ [Cu (NH3)4] 2+ + 2 OH‾
Комплексные соединения многих d – металлов окрашены, что позволяет их использовать в аналитической практике для обнаружения ионов металлов.
Вопросы для подготовки к лабораторной работе:
можно получить оксиды? Приведите примеры реакций.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
РАЗДЕЛ 1. ПОЛУЧЕНИЕ И СВОЙСТВА ОКСИДОВ
Опыт 1. Получение оксида реакцией соединения
а) Получение оксида магния
Стружку сплава магния возьмите тигельными щипцами и внесите в пламя горелки. Опыт проводите над асбестовой сеткой или фарфоровой чашкой. Магний горит ярким белым пламенем, покрываясь белым налетом оксида магния. Напишите уравнения реакции образования оксида магния. Осторожно опустите стружку с образовавшимся оксидом в пробирку с дистилированной водой, добавьте 2-3 капли фенолфталеина, который является индикатором на наличие ионов гидроксида, определяющих щелочную среду, отметьте окраску раствора. Напишите уравнение реакции образования гидроксида магния .
б) Получение оксида меди
Возьмите тигельными щипцами кусочек медной фольги или тонкой медной пластины и прокалите его в пламени горелки до образования черного налета оксида меди Cu (II). Напишите уравнение реакции образования оксида меди. Налейте в пробирку 1-2 мл концентрированной соляной кислоты и опустите в нее прокаленный кусочек меди. Обратите внимание на исчезновение черного налета и появление окраски раствора, характерной для комплексного иона меди (II) [CuCl4]2- . Отметьте эту окраску. Напишите уравнение реакции взаимодействия оксида меди с соляной кислотой, сделайте вывод о характере оксида меди – осно́вный или кислотный.
Опыт 2. Получение оксида реакцией разложения
Возьмите тигельными
щипцами кусочек мела и
РАЗДЕЛ 2. ПОЛУЧЕНИЕ И СВОЙСТВА ГИДРОКСИДОВ МЕТАЛЛОВ
Опыт 3. Получение гидроксида никеля.
Опыт выполняется капельным методом.
Внесите по 1-2 капли соли никеля в 3 ячейки капельного планшета, добавьте в каждую ячейку по 2 капли раствора гидроксида натрия, обратите внимание на окраску образовавшегося гидроксида никеля, напишите уравнение реакции. Проверьте растворимость гидроксида никеля в кислоте и избытке щелочи, для чего в одну ячейку добавьте 2-3 капли щелочи, в другую – 2-3 капли соляной кислоты. Напишите уравнение протекающей реакции. Укажите характер гидроксида никеля.
Опыт 4. Получение гидроксида алюминия.
Опыт выполняется капельным методом.
Внесите по 1-2 капли соли алюминия в 3 ячейки капельного планшета, добавьте в каждую ячейку по 1 капле раствора гидроксида натрия, напишите уравнение реакции. Проверьте растворимость гидроксида алюминия в кислоте и избытке щелочи, для чего в одну ячейку добавьте 2-3 капли щелочи, в другую – 2-3 капли соляной кислоты. Напишите уравнение протекающих реакций. Укажите характер гидроксида алюминия.
Опыт 5. Получение гидроксида меди.
В пробирку налейте
1-2 мл раствора соли меди, добавьте
3-4 мл раствора гидроксида натрия,
отметьте окраску
РАЗДЕЛ 3. ПОЛУЧЕНИЕ КИСЛОТ.
Опыт 6. Получение уксусной кислоты.
В пробирку поместите
Опыт 7. Получение угольной кислоты.
В пробирку поместите
РАЗДЕЛ 4. ПОЛУЧЕНИЕ СОЛЕЙ.