Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:07, реферат
Знание общей фармакологии помогает врачу предупредить серьезные токсикодинамические проблемы в диагностике отравления и ведении пациента с интоксикацией. Общие принципы дозозависимости имеют решающее значение в определении серьезности положения. При рассмотрении квантовых зависимостей доза-эффект должны приниматься во внимание как терапевтический индекс, так и перекрывание кривых терапевтического и токсического эффектов. Граница безопасности учитывает последний фактор.
Содержание
1 Специальные аспекты токсикодинамики……………………………..3
2 Токсикокинетика и токсикодинамика………………………………...5
2.1 Ртуть…………………………………………………………………..6
2.2 Мышьяк……………………………………………………………….9
2.3 Свинец……………………………………………………………….14
Список литературы……………………………………………………..21
Фармакокинетика
Мышьяк и его соединения содержатся во внешней среде и в пищевых продуктах, поскольку они присутствуют в океанической воде, особенно в устьях морских лагун вблизи промышленных районов. Большие количества мышьяка могут обнаруживаться в алкогольных напитках при неправильном их изготовлении. Многие виды морепродуктов содержат нетоксичные формы мышьяка. Эти загрязнения из внешней среды могут способствовать повышению уровня мышьяка в моче, поскольку при обычном анализе различные его формы не дифференцируются. Среднесуточное поглощение мышьяка из источников окружающей среды составляет менее 1 мг. Общее содержание мышьяка в организме у взрослых примерно 20 мг, в основном в костях и в меньшей степени в волосах и кожа Неорганический мышьяк может абсорбироваться из легких, кишечника и редко — через неповрежденную кожу.
Всасывание соединений мышьяка в желудочно-кишечном тракте зависит от их водорастворимости. Трехвалентные арсенаты слаборастворимы, а пятивалентные — более растворимы. Органические соединения мышьяка обычно плохо всасываются из желудочно-кишечного тракта. Мышьяк способен проникать через плаценту и может нанести вред плоду. Трехвалентная форма мышьяка экскретируется медленно, главным образом с фекалиями, тогда как пятивалентная более быстро экскретируется с мочой в метилированном виде. Всасывание мышьяка через кожу зависит от его жирорастворимости у трехвалентной формы жирорастворимость больше, чем у пятивалентной. Неорганические соединения трехвалентного мышьяка частично окисляются в организме до пятивалентной формы, а некоторые — метилируются.
Фармакодинамика
Все
основные токсические эффекты
Основные формы интоксикации мышьяком
А. Острые и подострые формы отравления неорганическим мышьяком. Эти отравления могут вызвать сильную тошноту, рвоту, абдоминальные боли, раздражение кожи, ларингит и бронхит. Гастроэнтерит бывает очень тяжелым, вплоть до геморрагического. Выдыхаемый воздух и фекалии приобретают сладкий металлический чесночный запах. Характерен стул типа "рисового отвара". Трехвалентные формы мышьяка поражают также капилляры, вызывая повышение проницаемости, дегидратацию, шок и смерть. Если пациент пережил острый период, могут последовать угнетение костного мозга, энцефалопатия и невропатия с нарушением чувствительности.
Лечение острого отравления мышьяком включает стимуляцию рвоты или промывание желудка, коррекцию дегидратации и электролитного дисбаланса, поддерживающую терапию для печени и других пораженных органов и тканей. В тяжелых случаях немедленно назначают хелатную терапию димеркапролом: 3-5 мг/кг внутримышечно каждые четыре часа в течение 48 часов. Димеркапрол продолжают вводить в течение последующих 10 дней с интервалом в 12 часов, пока выявляется экскреция мышьяка с мочой. По некоторым данным, сукцимер более эффективен, чем димеркапрол ( Jones , 1991).
Б. Хроническое отравление неорганическим мышьяком. В этом случае могут наблюдаться прободение носовой перегородки, раздражение кожи, сенсорная невропатия, выпадение волос, угнетение костного мозга, жировая инфильтрация печени или поражение почек. Кожные проявления включают расширение сосудов кожи и бледность (вследствие анемии), выливающиеся в характерный комплекс "молока и роз". Длительное воздействие мышьяка может привести к гиперкератозу ладоней и стоп, усилению пигментации кожи, выпадению волос и белой исчерченности ногтей. Иногда из-за хронической тошноты и желудочно-кишечных расстройств возникает кахексия. Обычными являются конъюнктивит и раздражение слизистых оболочек гортани и дыхательных путей.
Лабораторная диагностика отравления неорганическим мышьяком может быть затруднена. Уровни мышьяка в моче, волосах и ногтях — это показатели предшествующего воздействия, но не интоксикации. Содержание мышьяка в моче изменяется при потреблении морепродуктов. При минимальной вероятности воздействия и употреблении в пищу среднего количества морепродуктов экскреция мышьяка с мочой не превышает 100 мкг за 24 часа. Для диагностики значимы лабораторные свидетельства подавления костного мозга, изменения в функциональных пробах печени, протеинурия и гематурия.
В. Отравления органическим мышьяком. Эти отравления относятся к редким. Органические соединения мышьяка абсорбируются в разной степени в зависимости от их валентности и обычно быстро экскретируются. Органические соединения мышьяка, находящиеся в бензине, в большинстве случаев не превращаются в неорганический мышьяк. Механизм токсичности органического мышьяка включает ингибирование тиоловых ферментов, особеннно в центральной нервной системе. Иногда наблюдаются повреждения серого и белого вещества мозга.
Г. Отравления арсином. Арсин ( AsH 3 ) известен как один из самых мощных гемолитических агентов. Он первично абсорбируется ингаляционным путем. Арсин соединяется с гемоглобином и окисляется до соединения, вызывающего гемолиз. Разрушение эритроцитов ведет к гемоглобинурии, приводящей к острой почечной недостаточности. Обнаруживаются распространенные повреждения почечных канальцев наряду с утолщением клубочковых базальных мембран. Начальные симптомы отравления — темная моча, желтуха и сильные абдоминальные боли. При тяжелом отравлении повышается уровень мышьяка в моче. К лабораторным находкам относятся гемолиз и тяжелая анемия. Для предупреждения разрушения эритроцитов хелатирующая терапия бесполезна. Исход острого отравления арсином определяют поддерживающие меры, прежде всего обменная трансфузия и гемодиализ при почечной недостаточности.
Д. Другие проявления отравлений мышьяком. Обнаружено, что у пациентов, подвергшихся длительной терапии неорганическими соединениями мышьяка, особенно раствором Фоулера, при псориазе и других кожных заболеваниях, повышена вероятность возникновения рака кожи. Исследование здоровья рабочих плавильных производств в США подтверждает возрастание риска заболевания раком дыхательной системы, которое, вероятно, зависит от дозы мышьяка. Поскольку работники плавильных цехов соприкасаются со множеством вредных и сопутствующих факторов, повышающих риск респираторного канцерогенеза, для определения степени опасности необходимы дальнейшие исследования. Попытки продемонстрировать канцерогенный потенциал соединений мышьяка на животных не удались. В тестировании на мутагенность, особенно в тесте Эймса, не выявлен однозначный мутагенный эффект мышьяка, хотя хромосомные нарушения были описаны. Вопреки неопределенности результатов экспериментальных исследований мышьяк сегодня причислен к канцерогенам в отношении кожи и легких человека. Возможно его участие в развитии рака печени, органов желудочно-кишечного тракта, кроветворной системы, почек и мочевого пузыря ( Bates , 1992).
2.3. Свинец
Токсические эффекты свинца составляют, вероятно, старейшее профессиональное заболевание в мире. Свинец в настоящее время широко распространен в воздухе, пище и воде, так что полного освобождения окружающей среды от свинца добиться практически невозможно. Благодаря хорошему знанию кинетики и токсикологии свинца и программам скрининга свинца у детей, частота острых свинцовых отравлений сейчас, к счастью, намного ниже, чем в прошлом. Условия труда улучшаются, уменьшается опасное воздействие на детей свинецсодержащих красок, взрослые реже сталкиваются с некачественными виски и корпусами батарей ( Schneitzer , 1990). Однако по-прежнему актуальны такие вопросы охраны здоровья, как загрязнение окружающей среды и угроза для почечной, репродуктивной, гемопоэтической и неврологической функций, которую несет хроническое воздействие свинца в малых дозах ( Landrigan , 1989). Выявлено отсутствие безопасного порога для действия свинца на эти системы к органы. Свинец не выполняет полезных функций в организме человека.
Фармакокинетика
Металлический свинец медленно, но постоянно всасывается ингаляционно из желудочно-кишечного тракта. Неорганический свинец слабо всасывается через кожу, а его органические соединения хорошо проникают этим путем. Наиболее общей причиной промышленных отравлений служит абсорбция свинцовой пыли в респираторном тракте. Основным путем проникновения при бытовых отравлениях является желудочно-кишечный тракт. Всасывание в нем колеблется в зависимости от природы соединений свинца, в среднем всасывается примерно 10 % поступившего в желудок неорганического свинца. Кальций, железо и фосфор пищи изменяют степень всасывания свинца в кишечнике. Исследования на лабораторных животных показали, что диета с низким содержанием кальция и железа увеличивает захват свинца, что сопровождается биохимическими и морфологическими признаками нарастания токсичности.
Всосавшись из респираторного или желудочно-кишечного тракта, свинец связывается с эритроцитами и сначала широко распространяется в мягких тканях, таких как костный мозг, головной мозг, почки и яички. Период его полувыведения из этих тканей составляет приблизительно 30 дней. Свинец проникает через плаценту и несет потенциальную угрозу для плода. Наибольшее количество поступившего в организм свинца окончательно накапливается в скелете; период полувыведения из костной ткани составляет более 20 лет. Костное депо может служить источником свинца в случае разрушения кости (например, при почечной недостаточности). Содержание свинца в кости определяется с использованием рентген-флюоресцентного метода ( Kosnett , 1994). Свинец накапливается также в ногтях и волосах, которые теоретически могли бы быть полезным материалом для оценки его содержания в организме. Однако наружное загрязнение создает проблемы в интерпретации этих данных. Поступивший через кишечник свинец выводится с фекалиями (свыше 90 %) и мочой. Большая часть всосавшегося свинца выводится путем почечной элиминации. Незначительные его количества экскретируются с потом и материнским молоком.
Фармакодинамика
Свинец способен образовывать комплексные связи со многими соединениями. Он нарушает функцию ферментов и поражает различные органы и системы.
А. Кровь. Обычно развивается микроцитарная гипохромная анемия, но не все пациенты со свинцовым отравлением страдают анемией. Свинец вызывает серьезные расстройства в биосинтезе гема, приводящие к выведению порфиринов и их предшественников с мочой. Наиболее чувствительны к ингибирующему влиянию свинца дегидратаза Д-аминолевулиновой кислоты и феррохелатаза. Ингибирование первого фермента блокирует превращение Д-аминолевулиновой кислоты в порфобилиноген. В результате Д-аминолевулиновая кислота экскретируется с мочой, и ее концентрация в моче может использоваться как диагностический тест. Ингибирование феррохелатазы приводит к снижению продукции тема и накоплению его предшественника, протопорфирина IX. Вдобавок снижение продолжительности жизни эритроцитов содействует развитию свинециндуцированной анемии.
Б. Нервная система. Свинец поражает как периферическую, так и центральную нервную систему. Связь неврологических нарушений с минимальными концентрациями свинца остается сомнительной ( Needleman , 1990). Даже при очень высоком уровне металла в крови и заметных нарушениях кроветворной функции некоторые индивидуумы могут не иметь очевидной неврологической патологии. Наиболее общим признаком периферической невропатии является легкая слабость разгибательных мышц рук. Нижняя часть тела реже вовлекается в патологический процесс. Чувствительность обычно не нарушается. Как правило, свинцовая невропатия развивается после нескольких месяцев хронического воздействия, но может развиться подостро в течение двух-трех недель.
Свинцовая
энцефалопатия — серьезное
В. Почки. Свинец может вызывать интерстициальное повреждение почек и гипертензию. При острой интоксикации он может нарушать метаболизм мочевой кислоты и вызывать как острую подагру, так и подагрическую нефропатию. Собственно свинцовая нефропатия развивается только после длящегося годами воздействия свинца. Недавние исследования подтвердили, что повреждение почек, гипертензия или оба осложнения у взрослых могут развиваться из-за свинцовых отравлений в детстве. К гипертензии у взрослых, особенно у чернокожих мужчин, может приводить воздействие свинца внешней среды, например из бензина и сигарет ( Osterloh , 1989).
Г. Репродуктивные органы. Свинец поражает и репродуктивную систему. Давно известно, что отравления свинцом сопровождаются снижением фертильности у женщин и повышением случаев мертворождения. О действии свинца на репродуктивную функцию мужчин известно мало, хотя в тяжелых случаях отмечали стерильность и тестикулярную атрофию, а при бессимптомном воздействии свинца — дозозависимые изменения спермы.
Д. Желудочно-кишечный тракт. Отравления свинцом могут вызывать снижение аппетита, боли в эпигастрии, спастические боли в животе и запор. Механизм свинцовых колик неясен, но включает сокращение гладкой мускулатуры кишечной стенки. Желудочно-кишечная симптоматика обратима при проведении хелатной терапии.
Основные формы свинцовой интоксикации
А. Отравления неорганическим свинцом
1.
Острое отравление