Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 09:25, лабораторная работа
Цель работы: изучить классификацию, номенклатуру, получение и химические свойства кислот и солей.
Оборудование и реактивы: спиртовка, штатив с бюреткой, держатель для пробирок, пинцет, шпатели, фильтровальная бумага, пробирки, колбочка на 50 мл, пипетки, стеклянная трубочка, фарфоровая чашка, индикаторы: фенолфталеин и метиловый оранжевый, дистиллированная вода, ,кристаллический ацетат натрия, металлические натрий и цинк, 0,5н. растворы CuSO4, Al2(SO4)3, CoCl2, FeCl3, Na2SO4, NaCl, Pb(NO3)2 или Pb(CH3COO)2, 2н. растворы NaOH, H2SO4, HCl, 30% раствор NaOH, 10% раствор NH4OH, известковая вода.
Основные
классы неорганических
соединений: кислоты
и соли
Цель
работы: изучить классификацию, номенклатуру,
получение и химические свойства кислот
и солей.
Оборудование и реактивы: спиртовка, штатив с бюреткой, держатель для пробирок, пинцет, шпатели, фильтровальная бумага, пробирки, колбочка на 50 мл, пипетки, стеклянная трубочка, фарфоровая чашка, индикаторы: фенолфталеин и метиловый оранжевый, дистиллированная вода, ,кристаллический ацетат натрия, металлические натрий и цинк, 0,5н. растворы CuSO4, Al2(SO4)3, CoCl2, FeCl3, Na2SO4, NaCl, Pb(NO3)2 или Pb(CH3COO)2, 2н. растворы NaOH, H2SO4, HCl, 30% раствор NaOH, 10% раствор NH4OH, известковая вода.
Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка. Кислоты – это электролиты, которые в водных растворах или расплавах диссоциируют на ионы водорода и ионы кислотного остатка. Кислоты – это вещества способные в растворе отщеплять ион водорода.
Выделяют кислородсодержащие кислоты (кислотные гидроксиды), бескислородные кислоты, летучие и нелетучие, одноосновные, двухосновные и трехосновные, сильные и слабые.
Кислородсодержащие
кислоты имеют общую формулу
HxAyOz, где AyOzх-–
кислотный остаток, А – кислотообразующий
элемент. В номенклатуре кислородсодержащих
кислот используются как тривиальные,
так и систематические названия. Последние
полностью отражают состав соединения
и даются по правилам составления названий
комплексных соединений. Систематические
названия рекомендуется давать лишь малораспространенным
кислотам, образованным элементами с переменной
степенью окисления. Например,
H6TeO6 – гексаоксотеллурат
(VI) водорода. В традиционных названиях
для обозначения степени окисления элемента
А применяют суффиксы:
Высшая или любая единственная степень окисления | -н-, -ов-, -ев- |
Промежуточная степень окисления = +5, +6 | -новат- |
Промежуточная степень окисления = +3, +4 | -(ов) ист- |
Низшая степень окисления = +1 | -новатист- |
Примеры: HCIO4 – хлорная кислота; HCIO3 – хлорноватая кислота;
HCIO2 – хлористая кислота; HCIO – хлорноватистая кислота;
При взаимодействии между собой гидроксидов и оксидов, с различными кислотно-основными свойствами, образуются соли. Соли по составу подразделяются на простые, двойные, смешанные и комплексные.
Двойные соли образованы двумя различными катионами и одним анионом. Например, NaAl(SO4)2 – сульфат алюминия-натия.
Смешанные соли образованы несколькими различными анионами (кислотными остатками) и одним катионом. Например, CaCl(ClO) – хлорид-гипохлорит кальция или хлорная известь.
Комплексные соли содержат в своем составе сложные комплексные ионы, которые в химических реакциях, процессах растворения, в структуре кристалла ведут себя как самостоятельные единицы. Например, K4[Fe(CN)6] - гексацианоферрат (II) калия диссоциирует в воде на ионы в соответствии с уравнением:
K4[Fe(CN)6]
4 K+ + [Fe(CN)6] 4-.
Комплексный анион практически не диссоциирует в водном растворе, поэтому Fe2+ не обнаруживается качественными реакциями.
Простые
соли по характеру замещения
Средние соли, например, CuSO4, Na2CO3 и другие, являются продуктами полного замещения ионов водорода в кислоте на другие катионы или продуктами полного замещения гидроксильных групп в основании на кислотные остатки.
Кислые соли можно рассматривать как продукты неполного замещения ионов водорода в двух- или более основной кислоте на другие катионы. Кислые соли получаются при взаимодействии кислоты или кислотного оксида с недостатком основания, либо взаимодействием средней соли с кислотой или кислотным оксидом:
H2SO4 + КOH → КHSO4 + H2O;
CO2 + NaOH → NaHCO3;
Вa3(PO4)2 + H3PO4→ 3 ВaHPO4;
CaCO3 + CO2 + H2O → Ca(HCO3)2.
Так как в анионе кислой соли содержится подвижный водород, то она частично сохраняет свойства кислоты и может вступать в реакцию нейтрализации с основаниями:
NaHSO4 + KOH = NaKSO4 + H2O.
Основные соли можно рассматривать как продукты неполного замещения ОН – групп в многокислотных основаниях на кислотные остатки. Эти соли получаются при взаимодействии основания с недостатком кислоты или средней соли:
Ва(OH)2 + HCl = ВаOHCl + H2O;
CoCl2 + КOH = CoOHCl¯ +КCl.
Так как в состав основных солей входят гидроксильные группы, то они могут взаимодействовать с кислотами с образованием средних солей. Таким образом, основные соли частично сохраняют свойства оснований:
MgOHCl + HCl = MgCl2 + H2O
Систематические
названия солей связаны с
- затем суффикс –ат (KCl+5O3 – хлорат калия), суффикс –ит (KCl+3O2 – хлорит калия) и для наименьшей степени окисления – приставка гипо- и суффикс –ит (KCl+1O - гипохлорит калия).
В
названиях анионов солей
При построении традиционных названий кислых солей к названию аниона средней соли добавляется приставка гидро- и числовая греческая приставка, если число атомов водорода в анионе больше одного (Ca(H2PO4)2 – дигидрофосфат кальция, Ca(HCO3)2 – гидрокарбонат кальция).
Традиционные названия основных солей формируются при помощи приставки гидроксо- и при необходимости соответствующей числительной приставки ((CuOH)2CO3 – карбонат гидроксомеди (II)).
I. Кислоты,
их получение и свойства
Опыт
1: Получение кислоты при взаимодействии
соли с кислотой
Поместить
в пробирку небольшое количество
ацетата натрия и прибавить к
нему 3 – 4 капли раствора серной кислоты.
Отметить характерный запах. Какая
кислота образуется? Написать уравнение
реакции.
Опыт
2: Взаимодействие кислот с металлами
В
пробирку поместить небольшой кусочек
цинка. Добавить 1 – 2 мл соляной кислоты.
Объяснить наблюдения, записать уравнения
реакции.
I. Соли,
их получение и свойства
Опыт
1: Получение средней соли реакцией нейтрализации
Налить
в колбочку на 50 мл 3 мл 0,5 н
раствора гидроксида натрия и прибавить
одну каплю индикатора метилового оранжевого.
Затем добавлять по каплям при перемешивании
0,5 н раствор соляной кислоты. Кислоту
приливать до изменения цвета индикатора
из желтого в оранжевый. Объясните изменение
окраски индикатора. Какую реакцию среды
будет иметь раствор в момент изменения
окраски? Написать уравнение реакции.
Опыт
2: Получение основных солей
Налить в пробирку 2 мл раствора сульфата меди (II), добавить несколько капель раствора гидроксида аммония. Выпадает зеленовато-голубой осадок основной соли (CuOH)2SO4. Написать уравнение реакции.
Налить
в пробирку 2 мл раствора хлорида
кобальта (II), прибавить несколько капель
2 н раствора щелочи. В пробирке образуется
синий осадок основной соли. При добавлении
избытка щелочи образуется розовый осадок
гидроксида кобальта (II). Написать уравнения
реакций.
Опыт
3: Получение солей взаимодействием
нерастворимого основания с кислотой
К
2 мл раствора хлорида железа (III) прибавить
раствор гидроксида натрия до образования
осадка. К осадку прибавить по каплям раствор
соляной кислоты. Объяснить наблюдаемые
явления, написать уравнения реакций.
Опыт
4: Получение солей взаимодействием
солей с металлами
В две пробирки с растворами сульфата меди (II) и сульфата натрия поместить по небольшому кусочку цинка. Что наблюдается? Объяснить различное отношение растворов солей к цинку. Написать уравнение реакции.
В
пробирку, содержащую 1
мл раствора нитрата или ацетата свинца
добавить раствор хлорида натрия до образования
осадка. Написать уравнение реакции.
Опыт
6: Получение кислых солей
Через раствор гидроксида кальция (известковая вода) пропустить углекислый газ из аппарата Киппа. Наблюдать образование осадка средней соли, а затем его растворение вследствие образования кислой соли. Написать уравнения реакций. К прозрачному раствору добавить известковой воды до образования осадка. Написать уравнение реакции.
1. Знать номенклатуру основных классов неорганических соединений, в том числе традиционные названия наиболее распространенных кислот и их солей.
2.
Знать классификацию и
Информация о работе Основные классы неорганических соединений: кислоты и соли