Кислород

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:07, творческая работа

Описание работы

Поурочные планы уроков.

Работа содержит 1 файл

кислородик.docx

— 181.41 Кб (Скачать)

Урок  химии "Кислород, оксиды", 8-й класс  

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Вид урока: сюжетно-ролевой с элементами драматизации.

Цель  урока:

  1. 1. Повторить свойства кислорода, состав оксидов.
  2. 2. Показать значение кислорода в природе и жизни человека.

Задачи  урока:

  1. Представить кислород в виде “одушевленного” персонажа и провести поэтапное “расследование” его свойств.
  2. Акцентировать внимание учащихся на связь исторических событий, биохимических свойств, раскрывающих возможности и значение кислорода.
  3. Развивать и укреплять у учащихся навыки химического эксперимента.
  4. Способствовать развитию у учащихся логики, сообразительности, находчивости, а также актерских и других способностей, через которые пробудить интерес к химии.
  5. Воспитывать у учащихся бережное отношение к окружающей среде.
  6. Воспитывать у учащихся культуру речи, поведения.

Оборудование  и реактивы: раствор перекиси водорода,  лучинка, спички, паспорт кислорода, к/ф “Кислород”, набор слайдов, карточки с заданиями.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. На этом уроке мы поговорим об очень важном для жизни на нашей планете химическом элементе и его соединениях. А что это за элемент вы поймете, посмотрев маленькую сценку “Странная болезнь мистера Х”.

Раздается стук, входит мистер Х и подходит к доктору  Ватсону и Шерлоку Холмсу.

Мистер  Х(Шамиль): Уважаемый мистер Холмс, я много о Вас слышал и решил, что только Вы сможете мне помочь в этой ситуации.

Холмс(Ричард): Я Вас внимательно слушаю.

Мистер  Х(Шамиль): Видите ли, мистер Холмс, десять дней назад, проснувшись утром, я обнаружил, что не знаю, кто я. Это просто ужасно! Я не в состоянии что-либо вспомнить о себе, и от этого пребываю в отчаянии! Умоляю, сэр, помогите мне, пожалуйста!

Холмс(Ричард): Успокойтесь. Мне кажется, что Вам будет полезно познакомиться с моим другом, доктором Ватсоном.

Ватсон, по-моему, то, что случилось с мистером, больше по вашей врачебной части, это болезнь, которая называется амнезией, она проявляется потерей  памяти.

Ватсон(Тамерлан): О. сэр, от Вас веет таким холодом! Ваша температура ниже минус 219 градусов. Вы представляете собою холодный синий лед. Присаживайтесь, у нас здесь тепло, Вы сейчас согреетесь.

Мистер  Х(Шамиль): Я чувствую, как у меня повышается температура, и превращаюсь в голубую жидкость (из синих варежек течет голубая жидкость). Мне становиться жарко.

Ватсон(Тамерлан): Ваша температура ещё повысилась, и Вы превратились в бесцветный газ. (Мистер Х снимает синюю шапочку, синие очки и синие перчатки). Вам лучше?

Мистер  Х(Шамиль): Я чувствую, что ко мне начинает возвращаться память.

Холмс(Ричард): Чтобы Вам помочь, мы спросим о Вас у историков.

1-ый  историк (Даур): Человечеству Вы известны с начала XVII века. Вас открыл изобретатель подводных лодок Дреббел. Но результаты его были засекречены из-за военной направленности, а поэтому они не были известны современникам.

2-ой  историк(Анна): В 1750 году М. В. Ломоносов доказал, что Вы входите в состав воздуха.

3-й  историк(Эльмира): Вас, независимо друг от друга, открыли одновременно два известных химика XVIII века – англичанин Джозеф Пристли и швед Карл Шееле. А имя Вам дал французский ученый Антуан Лавуазье.

Холмс(Ричард): Спасибо. Дальше нам необходимо поговорить с биологами.

1-й  биолог(Балжан): Ваше имя хорошо известно всем жителям нашей планеты. Вы самый распространенный на Земле элемент. Без пищи и воды люди могут прожить несколько суток, а без Вас – несколько минут.

2-й  биолог(Анара): В сутки через легкие человека проходит Вас приблизительно 800 литров. Но, к сожалению, за последние 100 лет Вас уничтожено 240 млрд. тонн и выброшено взамен 360 млрд. тонн углекислого газа. Конечно, Ваше содержание еще велико, но все же стоит задуматься над этим жителям нашей планеты уже сейчас.

Член  химического кружка(Оксана):

Если развитие человеческого общества не пойдет по другому пути, то, по прогнозам экологов, в середине XXI века произойдет экологический  взрыв: будут отравлены вода, воздух, земля и растения. Это приведет к вырождению животных, а в конечном итоге и человека.

Наиболее грозный  предвестник возможной катастрофы – изменение состава атмосферы. Причем на изменение ее состава влияют выброс ядовитых веществ в результате отсутствия или неэффективной работы очистительных сооружений промышленных предприятий, использование человеком  различного вида транспорта с двигателем внутреннего сгорания, реактивным двигателем; изменяют ее состав, к сожалению, не в лучшую сторону и другие “продукты” цивилизации.

Например, автомобильный  транспорт является одним из наиболее мощных загрязнителей атмосферы. В  выхлопных газах двигателей содержатся оксиды углерода, азота, серы, продукты неполного сгорания бензина.

Членами нашего химического кружка было установлено, что в течение часа мимо нашей  школы проезжает около 320 автомобилей  в летнее время и около 260 автомобилей  в зимнее. В то время как санитарные требования по уровню загрязнения допускают  поток автотранспорта в жилой  зоне интенсивностью не более 200 автомобилей  в час. Напрашивается вывод о  регулировании (сокращении) потока автомобилей. Однако только одними запретительными  мерами проблему не решишь. Нужны более  эффективные и цивилизованные методы. Например, необходимо автотранспорт  переводить на экологически чистое топливо. А это задача ближайшего будущего, т. е. наша и ваша.

3-й  биолог(Александр): Главные Ваши поставщики в атмосферу – морские водоросли, растения, которые выделяют Вас в результате процесса фотосинтеза.

4-й  биолог(Саян): Вы, как химический элемент, образуете еще одно вещество – озон, который образует озоновый слой на высоте 15 – 30 км, защищающий нашу планету от губительного ультрафиолетового излучения.

Небольшое количество озона образуется при работе ксерокса. В малых концентрациях озон благоприятно действует на организм человека, создавая ощущение свежести. При больших концентрациях  его в воздухе он раздражает дыхательные  пути, вызывает кашель и головокружение.

Озон убивает  микроорганизмы, поэтому его используют для дезинфекции помещений и  на водоочистительных станциях.

Холмс(Ричард): Сэр, Вы довольны своей ролью и значением? А чтобы Вы узнали свое полное имя, мы обратимся к химикам.

Химик(Айгерим): Уважаемый сэр! Разрешите мне проделать опыт по Вашему получению и доказать Ваше присутствие (получает кислород из перманганата калия) Ваше имя – кислород.

2-й  химик(Нурсултан): Вы отличаетесь высокой химической активностью, взаимодействуете с большинством элементов, кроме золота, платины, криптона, ксенона, галогенов. А также вступаете в реакции со сложными веществами. В результате этих реакций образуются оксиды.

3-й  химик(Зарина): У нас есть видео кадры, показывающие как еще можно получить кислород и его взаимодействие с простыми веществами (просмотр к/ф).

Холмс(Ричард): Уважаемый сэр, нами установлено Ваше имя – кислород, по научному – оксигениум. Мы вручаем Вам “паспорт” с подробными данными, чтобы Вы не забывали свое имя. В нем записано, что вы элемент 2 малого периода 6 группы, главной подгруппы периодической системы Д.И. Менделеева, химический знак – О, порядковый номер – 8, относительная атомная масса – 16, неметалл, в соединениях проявляете валентность – II. (Вручает кислороду его паспорт). 

(Вадим читает стихотворение на фоне слайдов):

Из атомов мир  создавала Природа, 
Два атома легких взяла водорода, 
Прибавила атом один кислорода 
И получилась частица воды, 
Море воды, океаны и льды…

Стал кислород чуть не всюду начинкой. 
С кремнием он обернулся песчинкой. 
В воздух попал кислород, 
Как ни странно, 
Из голубой глубины океана.

И на Земле появились  растения, 
Жизнь появилась: дыханье, горение… 
Первые птицы и первые звери, 
Первые люди, что жили в пещере…

Огонь добывали при помощи трения, 
Хотя и не знали причины горения… 
Роль Кислорода на нашей Земле 
Понял великий Лавуазье.

Учитель: По высказыванию Берцелиуса “ Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия”. Сейчас мы проверим, а что вы знаете о нем:

1. Перед Вами  на доске уравнения получения  кислорода:

а) 2Н2О2 –> 2Н2О + О2; 
б) КМпО4 –> К2МпО4 + МпО2 + О2; 
в) 2КNO3 –> 2KNO2 + O2.

В каком из них  неправильно расставлены коэффициенты?

Какое условие  необходимо для того, чтобы реакция  с перекисью водорода протекала  быстрее?

Какие вещества называются катализаторами?

Из какого вещества вы на практическом занятии получали кислород?

2. Дана реакция  в общем виде:

4А + 5О2 = 2А2О5.

Какое вещество может сгорать по такой схеме?

а) Сера; б) Алюминий; в) Калий; г) Фосфор.

3. Вы смотрели  кадры взаимодействия кислорода  с серой и фосфором. Давайте  напишем эти уравнения реакций. (На доске записыватся уравнения реакций).

Как называются образовавшиеся вещества?

Что называется оксидами?

4. Перед Вами  на столах лежат листочки химического  тренажёра. <Таблица1>. Работаем с I и II вариантами. Отвечаем на 1, 2 и 3 вопросы для первых пяти оксидов.

Таблица 1

Оксиды

Варианты

№ п/п

I вариант II вариант III вариант IV вариант
1 Na2O Ag2O Cr2O3 N2O3
2 NO CaO Li2O SnO
3 CO2 N2O5 Fe2O3 CO
4 PbO2 Cu2O CI2O7 CaO
5 BaO SO3 FeO N2O

Задания:

  1. Определите валентность элементов, образующих оксиды.
  2. Назовите оксиды вашего варианта.

5. Игра: “Меткий стрелок”. (На  доске написаны  формулы)

Выпишите формулы  веществ, которые попадут в цель. Назовите их: <Рисунок 1>

Рисунок 1 
 

6. Поймайте “химических  рыбок” на “крючок  валентности”, используя  формулы кислородных  соединений: <Рисунок2>

Рисунок 2

7. Игра: “Телеграмма “Что это было?”.

К нам поступила  телеграмма: “Пропали вещества, вместо них появились многоточия”. Текст  этой телеграммы перед Вами. Напишите пропавшие вещества и расставьте коэффициенты.

I вариант II вариант
Мg + ..… = МgО ..... + О2 = СаО
Н2 +….. = Н2О S + .…. = SO2
….. + О2 = СО2 Na + .…. = Na2O
Zп + ….. = ZпО N2 + .…. = NО

 

Состязание 8. «Химический лабиринт»

Чтобы добраться  до финиша, надо начать с клетки 1. Если суждение, написанное в данной клетке, верное, то продолжить путь по стрелке  «да», если ошибочное – по стрелке  «нет».

По сигналу учителя  игра прекращается.

9. Графический диктант

Поставьте знак «+», если предложенное утверждение подходит кислороду, и знак «-», если не подходит.

1. В промышленности  получают из воздуха;

2. Сложное вещество;

3. При обычных  условиях бесцветный газ;

4. Собирают вытеснением  воздуха;

5. В природе  встречается только в составе  сложных веществ;

6. Собирают в  перевёрнутый вверх дном сосуд;

7. В лаборатории  получают из «марганцовки»;

Информация о работе Кислород