Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:07, творческая работа
Поурочные планы уроков.
Урок
химии "Кислород,
оксиды", 8-й класс
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Вид урока: сюжетно-ролевой с элементами драматизации.
Цель урока:
Задачи урока:
Оборудование и реактивы: раствор перекиси водорода, лучинка, спички, паспорт кислорода, к/ф “Кислород”, набор слайдов, карточки с заданиями.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. На этом уроке мы поговорим об очень важном для жизни на нашей планете химическом элементе и его соединениях. А что это за элемент вы поймете, посмотрев маленькую сценку “Странная болезнь мистера Х”.
Раздается стук, входит мистер Х и подходит к доктору Ватсону и Шерлоку Холмсу.
Мистер Х(Шамиль): Уважаемый мистер Холмс, я много о Вас слышал и решил, что только Вы сможете мне помочь в этой ситуации.
Холмс(Ричард): Я Вас внимательно слушаю.
Мистер Х(Шамиль): Видите ли, мистер Холмс, десять дней назад, проснувшись утром, я обнаружил, что не знаю, кто я. Это просто ужасно! Я не в состоянии что-либо вспомнить о себе, и от этого пребываю в отчаянии! Умоляю, сэр, помогите мне, пожалуйста!
Холмс(Ричард): Успокойтесь. Мне кажется, что Вам будет полезно познакомиться с моим другом, доктором Ватсоном.
Ватсон, по-моему, то, что случилось с мистером, больше по вашей врачебной части, это болезнь, которая называется амнезией, она проявляется потерей памяти.
Ватсон(Тамерлан): О. сэр, от Вас веет таким холодом! Ваша температура ниже минус 219 градусов. Вы представляете собою холодный синий лед. Присаживайтесь, у нас здесь тепло, Вы сейчас согреетесь.
Мистер Х(Шамиль): Я чувствую, как у меня повышается температура, и превращаюсь в голубую жидкость (из синих варежек течет голубая жидкость). Мне становиться жарко.
Ватсон(Тамерлан): Ваша температура ещё повысилась, и Вы превратились в бесцветный газ. (Мистер Х снимает синюю шапочку, синие очки и синие перчатки). Вам лучше?
Мистер Х(Шамиль): Я чувствую, что ко мне начинает возвращаться память.
Холмс(Ричард): Чтобы Вам помочь, мы спросим о Вас у историков.
1-ый историк (Даур): Человечеству Вы известны с начала XVII века. Вас открыл изобретатель подводных лодок Дреббел. Но результаты его были засекречены из-за военной направленности, а поэтому они не были известны современникам.
2-ой историк(Анна): В 1750 году М. В. Ломоносов доказал, что Вы входите в состав воздуха.
3-й историк(Эльмира): Вас, независимо друг от друга, открыли одновременно два известных химика XVIII века – англичанин Джозеф Пристли и швед Карл Шееле. А имя Вам дал французский ученый Антуан Лавуазье.
Холмс(Ричард): Спасибо. Дальше нам необходимо поговорить с биологами.
1-й биолог(Балжан): Ваше имя хорошо известно всем жителям нашей планеты. Вы самый распространенный на Земле элемент. Без пищи и воды люди могут прожить несколько суток, а без Вас – несколько минут.
2-й биолог(Анара): В сутки через легкие человека проходит Вас приблизительно 800 литров. Но, к сожалению, за последние 100 лет Вас уничтожено 240 млрд. тонн и выброшено взамен 360 млрд. тонн углекислого газа. Конечно, Ваше содержание еще велико, но все же стоит задуматься над этим жителям нашей планеты уже сейчас.
Член химического кружка(Оксана):
Если развитие человеческого общества не пойдет по другому пути, то, по прогнозам экологов, в середине XXI века произойдет экологический взрыв: будут отравлены вода, воздух, земля и растения. Это приведет к вырождению животных, а в конечном итоге и человека.
Наиболее грозный
предвестник возможной
Например, автомобильный транспорт является одним из наиболее мощных загрязнителей атмосферы. В выхлопных газах двигателей содержатся оксиды углерода, азота, серы, продукты неполного сгорания бензина.
Членами нашего химического кружка было установлено, что в течение часа мимо нашей школы проезжает около 320 автомобилей в летнее время и около 260 автомобилей в зимнее. В то время как санитарные требования по уровню загрязнения допускают поток автотранспорта в жилой зоне интенсивностью не более 200 автомобилей в час. Напрашивается вывод о регулировании (сокращении) потока автомобилей. Однако только одними запретительными мерами проблему не решишь. Нужны более эффективные и цивилизованные методы. Например, необходимо автотранспорт переводить на экологически чистое топливо. А это задача ближайшего будущего, т. е. наша и ваша.
3-й биолог(Александр): Главные Ваши поставщики в атмосферу – морские водоросли, растения, которые выделяют Вас в результате процесса фотосинтеза.
4-й биолог(Саян): Вы, как химический элемент, образуете еще одно вещество – озон, который образует озоновый слой на высоте 15 – 30 км, защищающий нашу планету от губительного ультрафиолетового излучения.
Небольшое количество озона образуется при работе ксерокса. В малых концентрациях озон благоприятно действует на организм человека, создавая ощущение свежести. При больших концентрациях его в воздухе он раздражает дыхательные пути, вызывает кашель и головокружение.
Озон убивает микроорганизмы, поэтому его используют для дезинфекции помещений и на водоочистительных станциях.
Холмс(Ричард): Сэр, Вы довольны своей ролью и значением? А чтобы Вы узнали свое полное имя, мы обратимся к химикам.
Химик(Айгерим): Уважаемый сэр! Разрешите мне проделать опыт по Вашему получению и доказать Ваше присутствие (получает кислород из перманганата калия) Ваше имя – кислород.
2-й химик(Нурсултан): Вы отличаетесь высокой химической активностью, взаимодействуете с большинством элементов, кроме золота, платины, криптона, ксенона, галогенов. А также вступаете в реакции со сложными веществами. В результате этих реакций образуются оксиды.
3-й химик(Зарина): У нас есть видео кадры, показывающие как еще можно получить кислород и его взаимодействие с простыми веществами (просмотр к/ф).
Холмс(Ричард):
Уважаемый сэр, нами установлено Ваше
имя – кислород, по научному – оксигениум.
Мы вручаем Вам “паспорт” с подробными
данными, чтобы Вы не забывали свое имя.
В нем записано, что вы элемент 2 малого
периода 6 группы, главной подгруппы периодической
системы Д.И. Менделеева, химический знак
– О, порядковый номер – 8, относительная
атомная масса – 16, неметалл, в соединениях
проявляете валентность – II. (Вручает
кислороду его паспорт).
(Вадим читает стихотворение на фоне слайдов):
Из атомов мир
создавала Природа,
Два атома легких взяла водорода,
Прибавила атом один кислорода
И получилась частица воды,
Море воды, океаны и льды…
Стал кислород
чуть не всюду начинкой.
С кремнием он обернулся песчинкой.
В воздух попал кислород,
Как ни странно,
Из голубой глубины океана.
И на Земле появились
растения,
Жизнь появилась: дыханье, горение…
Первые птицы и первые звери,
Первые люди, что жили в пещере…
Огонь добывали
при помощи трения,
Хотя и не знали причины горения…
Роль Кислорода на нашей Земле
Понял великий Лавуазье.
Учитель: По высказыванию Берцелиуса “ Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия”. Сейчас мы проверим, а что вы знаете о нем:
1. Перед Вами на доске уравнения получения кислорода:
а) 2Н2О2
–> 2Н2О + О2;
б) КМпО4 –> К2МпО4
+ МпО2 + О2;
в) 2КNO3 –> 2KNO2 + O2.
В каком из них
неправильно расставлены
Какое условие необходимо для того, чтобы реакция с перекисью водорода протекала быстрее?
Какие вещества называются катализаторами?
Из какого вещества вы на практическом занятии получали кислород?
2. Дана реакция в общем виде:
4А + 5О2 = 2А2О5.
Какое вещество может сгорать по такой схеме?
а) Сера; б) Алюминий; в) Калий; г) Фосфор.
3. Вы смотрели
кадры взаимодействия
Как называются образовавшиеся вещества?
Что называется оксидами?
4. Перед Вами
на столах лежат листочки
Таблица 1
Оксиды
|
Задания:
5. Игра: “Меткий стрелок”. (На доске написаны формулы)
Выпишите формулы веществ, которые попадут в цель. Назовите их: <Рисунок 1>
Рисунок
1
6. Поймайте “химических рыбок” на “крючок валентности”, используя формулы кислородных соединений: <Рисунок2>
Рисунок 2
7. Игра: “Телеграмма “Что это было?”.
К нам поступила телеграмма: “Пропали вещества, вместо них появились многоточия”. Текст этой телеграммы перед Вами. Напишите пропавшие вещества и расставьте коэффициенты.
|
Чтобы добраться до финиша, надо начать с клетки 1. Если суждение, написанное в данной клетке, верное, то продолжить путь по стрелке «да», если ошибочное – по стрелке «нет».
По сигналу учителя игра прекращается.
9. Графический диктант
Поставьте знак «+», если предложенное утверждение подходит кислороду, и знак «-», если не подходит.
1. В промышленности получают из воздуха;
2. Сложное вещество;
3. При обычных условиях бесцветный газ;
4. Собирают вытеснением воздуха;
5. В природе встречается только в составе сложных веществ;
6. Собирают в перевёрнутый вверх дном сосуд;
7. В лаборатории получают из «марганцовки»;