Химия и технология нефти и газа. Установка Л-35-11-1000 производительность 1млн т/год

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Бензины являются одним из основных видов горючего для двигателей современной техники. Автомобильные и мотоциклетные, лодочные и авиационные поршневые двигатели потребляют бензины.
В настоящее время производство бензинов является одним из главных в нефтеперерабатывающей промышленности и в значительной мере определяющим развитие этой отрасли.

Содержание

Введение 3
1 Технологическая часть 4
1.1 Назначение, краткая характеристика процесса 4
1.2 Теоретические основы процесса 5
1.3 Характеристика сырья, готовой продукции 7
1.4 Влияние основных факторов на выход и качество продукции 10
1.5 Устройство и принцип работы основных аппаратов 12
1.6 Описание технологической схемы 16
1.7 Нормы технологического режима 18
1.8 Аналитический контроль процесса 20
1.9 КИП и А 22
1.10 Охрана труда 23
1.11 Охрана окружающей среды 24
2 Расчетная часть 26
2.1 Материальный баланс установки 26
2.2 Расчет основных аппаратов 27
2.3 Расчет вспомогательного оборудования 40
3 Графическая часть
Список использованной литературы 49

Работа содержит 1 файл

курсовая по хтнг.docx

— 541.56 Кб (Скачать)



Содержание

 

Введение 3

1 Технологическая часть 4

1.1 Назначение, краткая характеристика процесса 4

1.2 Теоретические основы процесса 5

1.3 Характеристика сырья, готовой продукции 7

1.4 Влияние основных факторов на выход и качество продукции 10

1.5 Устройство и принцип работы основных аппаратов 12

1.6 Описание технологической схемы 16

1.7 Нормы технологического режима 18

1.8 Аналитический контроль процесса 20

1.9 КИП и А 22

1.10 Охрана труда 23

1.11 Охрана окружающей среды 24

2 Расчетная часть 26

2.1 Материальный баланс установки 26

2.2   Расчет основных  аппаратов                                                       27

2.3   Расчет вспомогательного  оборудования                                        40

3     Графическая  часть

Список использованной литературы                                                    49

 

Введение

 

Бензины являются одним из основных видов горючего для двигателей современной техники. Автомобильные  и мотоциклетные, лодочные и авиационные  поршневые двигатели потребляют бензины.

В настоящее время производство бензинов является одним из главных  в нефтеперерабатывающей промышленности и в значительной мере определяющим развитие этой отрасли.

Развитие производства бензинов связана со стремлением улучшить детонационную стойкость бензина, оцениваемую октановым числом. С точки зрения детонационной стойкости прямогонные бензины тем хуже, чем больше в них линейных и малоразветвленных алканов. Для получения более разветвленных углеводородов используют процесс каталитического риформинга.

Каталитический риформинг бензинов является важнейшим процессом современной нефтепереработки и нефтехимии. Он служит для одновременного получения высокооктанового базового компонента автомобильных бензинов, ароматических углеводородов – сырья для нефтехимического синтеза и водородсодержащего газа – технического водорода, используемого в гидрогенизационных процессах нефтепереработки. Установки каталитического риформинга имеются практически на всех отечественных и зарубежных нефтеперерабатывающих заводах.

Значение процессов каталитического  риформинга в нефтепереработке существенно возросло в 1990-е годы в связи с необходимостью производства неэтилированного высокооктанового автобензина.

Процесс каталитического риформинга в последние годы был связан с разработкой и применением сначала биметаллических и затем полиметаллических катализаторов, обладающих повышенной активностью, селективностью и стабильностью.

1.Технологическая часть

 

1.1 Назначение, краткая характеристика процесса

 

Процесс каталитического  риформинга предназначен для повышения детонационной стойкости и получение индивидуальных аренов таких как бензола, толуола, ксилолов – сырья для нефтехимии. Важное значение имеет получения в процессе дешевого водородсодержащего газа для использования других гидрокаталитических процессов. В качестве сырья применяется бензиновая фракция 85-180°С при получении высокооктанового бензина.  Технологическая схема секции 200 каталитического риформинга установки Л-35-11/1000 должна обеспечивать получение выбранного ассортимента продуктов из заданного сырья наиболее экономичным способом. При выборе схема должна обеспечивать большой межремонтный пробег и высокие технико-экономические показатели. При выборе схемы необходимо определять: оптимальную мощность установки, возможность и целесообразность комбинирования с другими установками, схему размещения оборудования на территории установки. При составлении схемы следует учитывать и применять самые прогрессивные решения. В последнее время появилась тенденция сочетать технологически связанные процессы на комбинированных установках. Такое комбинирование имеет следующие преимущества: уменьшаются число индивидуальных установок, протяженность трубопроводов и число промежуточных резервуаров, более эффективно используются энергетические ресурсы самих процессов; значительно снижается расход электроэнергии, воды; более широко и эффективно используются современные средства контроля и автоматики; резко уменьшается расход металла, площадь и обслуживающий персонал. В результате комбинирования резко сокращаются капитальные затраты и себестоимость продукции, увеличивается производительность труда.

 

 

1.2 Теоретические основы процесса

 

В результате реакций, протекающих  на бифункциональных катализаторах ри-форминга, происходит глубокое изменение углеводородного состава бензиновых фракций. Основным и важнейшим направлением процесса каталитического риформинга является ароматизация  циклоалканов.

 

1.2.1 Дегидрогенизация циклоалканов

 

Циклоалканы являются самыми желательными компонентами сырья, так как реакция дегидрогенизации легко активируется, давая в качестве продукта водород, ароматические углеводороды. Реакция высокоэндотермична. Она активируется металической функцией катализатора и ускоряется с повышением температуры и понижением давления.

                                     С6Н11-СН3 С6Н5-СН3+ 3Н2                             

 

1.2.2 Дегидроциклизация алканов

 

Дегидроциклизация алканов  протекает через промежуточную  стадию образования алкилциклопентанов и алкилциклогексанов с последующим  дегидрированием алкилциклогексанов.

                            СН3-(СН2) 4-СН3 С5Н8-СН3 + Н2                         

 

1.2.3 Гидрокрекинг

 

Гидрокрекингу подвергаются алканы и в меньшей степени  циклоалканы. Гидрокрекинг алканов  идёт в несколько стадии через  образование и распад карбений-ионов. Среди продуктов реакции преобладают  пропан и более высокомолекулярные алканы.

Гидрокрекинг протекает  на кислотных центрах катализатора, однако, начальная и конечная стадии процесса образование алкенов и  гидрирования продуктов распада протекают на металлических участках катализатора, которым свойственна дегидрирующая функция.

Суммарные уравнения реакций  гидрокрекинга:

                              С8Н18 + Н2 С3Н8 + С5Н12                             

                                С8Н18 + Н2 4Н10                                    

1.2.4 Изомеризация алканов

Изомеризация алканов  на катализаторах риформинга протекает  через промежуточную стадию образования  карбоний-ионов. В условиях риформинга изомеризация приводит к образованию  малоразветвленных изомеров                         

                                              СН3-СН-СН2-СН2-СН3


                   СН3-(СН)4- СН3                      СН3                            


                                               СН3-СН2-СН-СН2-СН3


                                                             С3Н   

Одной из важнейших реакций  риформинга является изомеризация алкилциклопентанов в алкилциклогексаны и циклогексан

                                    С5Н9-СН3 С6Н6 + 3Н2                              

1.2.5 Гидрогенолиз алканов

 

При пуске установки на неосерненном катализаторе, заметное значение приобретает реакция гидрогенолиза  алканов, приводящая, в отличие от гидрокрекинга, к преимущественному  образованию легких алканов, особенно метана.

                                       +Н2               +Н2

                      С8Н18    С7Н16 + СН4 С6Н14 + 2СН4                      


1.3 Характеристика сырья,  готовой продукции, вспомогательных  материалов

Таблица 1 - Характеристика сырья, выпускаемой продукции, вспомогательных материалов, реагентов, катализаторов.

Наименование сырья, материалов, реагентов, катализаторов, изготавляемой  продукции.

Показатели качества, обязательные для проверки

Норма по ГОСТ, ТУ

Область применения изготовляемой  продукции

1

2

3

4

Гидроочищенная 

фракция

85-180°С

Фракционный состав, °С

- начало кипения, не  ниже

- 10 %, не ниже

 

65

87

Сырьё секции 200

 

- конец кипения, не  выше

Содержание:

- сера, ррm, не более

- азот, ррm, не более

- вода, ррm, не более

- хлорорганические соединения, ррm, не более

- мышьяк, ррb, не более

- свинец, ррb, не более

- железо, ррb, не более

2

183

 

0,5

1

5

 

1

5

5

5

3

 

Бензин каталитического  риформинга

Октановое число,

не менее:

- по исследовательскому  методу, в пределах

- по моторному, не менее

Фракционный состав, °С:

В летний период:

(с 01.04. по 01.10.),

- начало кипения, не  ниже

- конец кипения, не  выше

В зимний период:

(с 01.10 по 01.04)

-начало кипения, не  ниже

-конец кипения, не выше

 

 

 

90-100

80

 

 

 

35

205

 

 

30

205

В качестве компо-нента товарных бензинов и сырья для выработки  ком-понента авиацион-ного бензина  и вы-сокооктановых ком-понентов  бензина.

ВСГ

(водород содержащий газ)

Содержание водорода, % массовых, не менее

 

70

Используется в качестве свежего газа в секции 100, 300, 500, или  как товар


 

 

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

Бензин каталитического  риформинга

Октановое число,

не менее:

- по исследовательскому  методу, в пределах

- по моторному, не менее

Фракционный состав, °С:

В летний период:

(с 01.04. по 01.10.),

- начало кипения, не  ниже

- конец кипения, не  выше

В зимний период:

(с 01.10 по 01.04)

-начало кипения, не  ниже

-конец кипения, не выше

 

 

 

90-100

80

 

 

 

35

205

 

 

30

205

В качестве компо-нента товарных бензинов и сырья для выработки  ком-понента авиацион-ного бензина  и вы-сокооктановых ком-понентов  бензина

ВСГ

(водород содержащий газ)

 

 

 

Содержание водорода, % массовых, не менее

 

 

70

 

 

Используется в качестве свежего газа в секции 100, 300, 500, или  как товар

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

Углеводородный газ 

Углеводородный состав, % массовых:

-с числом атомов углерода 5 и выше (С5+), не более

 

 

 

20

Направляется в 

топливную сеть.

Или отправляется как товар – «газ пиролиза»

Катализатор

риформинга 

RG-482

Содержание платины, % массовых, не менее

Насыпная плотность, г/см3, в пределах

Объем пор, см3/г,

не менее

Удельная поверхность, м2/г, не менее

Размеры экструдата, мм.

- диаметр

- длина, в пределах

Потери при прокаливании при 1200°С,

% массовых, не более

 

0,3

0,66-0,67

 

0,6

 

210

 

1,2

4-5

 

 

5,0

Используется в реакторах  сек-

ции 200: Р201, Р202, Р203, Р204.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Катализатор

риформинга 

RG-482

Объем пор, см3/г,не менее

Удельная поверхность, м2/г, не менее

0,60

 

210

Используется для дозагрузки в реакторах секции 200: Р201, Р202, Р203, Р204

Информация о работе Химия и технология нефти и газа. Установка Л-35-11-1000 производительность 1млн т/год