Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:05, курсовая работа
Бензины являются одним из основных видов горючего для двигателей современной техники. Автомобильные и мотоциклетные, лодочные и авиационные поршневые двигатели потребляют бензины.
В настоящее время производство бензинов является одним из главных в нефтеперерабатывающей промышленности и в значительной мере определяющим развитие этой отрасли.
Введение 3
1 Технологическая часть 4
1.1 Назначение, краткая характеристика процесса 4
1.2 Теоретические основы процесса 5
1.3 Характеристика сырья, готовой продукции 7
1.4 Влияние основных факторов на выход и качество продукции 10
1.5 Устройство и принцип работы основных аппаратов 12
1.6 Описание технологической схемы 16
1.7 Нормы технологического режима 18
1.8 Аналитический контроль процесса 20
1.9 КИП и А 22
1.10 Охрана труда 23
1.11 Охрана окружающей среды 24
2 Расчетная часть 26
2.1 Материальный баланс установки 26
2.2 Расчет основных аппаратов 27
2.3 Расчет вспомогательного оборудования 40
3 Графическая часть
Список использованной литературы 49
Содержание
Введение 3
1 Технологическая часть 4
1.1 Назначение, краткая характеристика процесса 4
1.2 Теоретические основы процесса 5
1.3 Характеристика сырья, готовой продукции 7
1.4 Влияние основных факторов на выход и качество продукции 10
1.5 Устройство и принцип работы основных аппаратов 12
1.6 Описание технологической схемы 16
1.7 Нормы технологического режима 18
1.8 Аналитический контроль процесса 20
1.9 КИП и А 22
1.10 Охрана труда 23
1.11 Охрана окружающей среды 24
2 Расчетная часть 26
2.1 Материальный баланс установки 26
2.2 Расчет основных
аппаратов
2.3 Расчет вспомогательного
оборудования
3 Графическая часть
Список использованной литературы
Введение
Бензины являются одним из основных видов горючего для двигателей современной техники. Автомобильные и мотоциклетные, лодочные и авиационные поршневые двигатели потребляют бензины.
В настоящее время производство
бензинов является одним из главных
в нефтеперерабатывающей
Развитие производства бензинов связана со стремлением улучшить детонационную стойкость бензина, оцениваемую октановым числом. С точки зрения детонационной стойкости прямогонные бензины тем хуже, чем больше в них линейных и малоразветвленных алканов. Для получения более разветвленных углеводородов используют процесс каталитического риформинга.
Каталитический риформинг бензинов является важнейшим процессом современной нефтепереработки и нефтехимии. Он служит для одновременного получения высокооктанового базового компонента автомобильных бензинов, ароматических углеводородов – сырья для нефтехимического синтеза и водородсодержащего газа – технического водорода, используемого в гидрогенизационных процессах нефтепереработки. Установки каталитического риформинга имеются практически на всех отечественных и зарубежных нефтеперерабатывающих заводах.
Значение процессов
Процесс каталитического риформинга в последние годы был связан с разработкой и применением сначала биметаллических и затем полиметаллических катализаторов, обладающих повышенной активностью, селективностью и стабильностью.
1.Технологическая часть
1.1 Назначение, краткая характеристика процесса
Процесс каталитического риформинга предназначен для повышения детонационной стойкости и получение индивидуальных аренов таких как бензола, толуола, ксилолов – сырья для нефтехимии. Важное значение имеет получения в процессе дешевого водородсодержащего газа для использования других гидрокаталитических процессов. В качестве сырья применяется бензиновая фракция 85-180°С при получении высокооктанового бензина. Технологическая схема секции 200 каталитического риформинга установки Л-35-11/1000 должна обеспечивать получение выбранного ассортимента продуктов из заданного сырья наиболее экономичным способом. При выборе схема должна обеспечивать большой межремонтный пробег и высокие технико-экономические показатели. При выборе схемы необходимо определять: оптимальную мощность установки, возможность и целесообразность комбинирования с другими установками, схему размещения оборудования на территории установки. При составлении схемы следует учитывать и применять самые прогрессивные решения. В последнее время появилась тенденция сочетать технологически связанные процессы на комбинированных установках. Такое комбинирование имеет следующие преимущества: уменьшаются число индивидуальных установок, протяженность трубопроводов и число промежуточных резервуаров, более эффективно используются энергетические ресурсы самих процессов; значительно снижается расход электроэнергии, воды; более широко и эффективно используются современные средства контроля и автоматики; резко уменьшается расход металла, площадь и обслуживающий персонал. В результате комбинирования резко сокращаются капитальные затраты и себестоимость продукции, увеличивается производительность труда.
1.2 Теоретические основы процесса
В результате реакций, протекающих на бифункциональных катализаторах ри-форминга, происходит глубокое изменение углеводородного состава бензиновых фракций. Основным и важнейшим направлением процесса каталитического риформинга является ароматизация циклоалканов.
1.2.1 Дегидрогенизация циклоалканов
Циклоалканы являются самыми желательными компонентами сырья, так как реакция дегидрогенизации легко активируется, давая в качестве продукта водород, ароматические углеводороды. Реакция высокоэндотермична. Она активируется металической функцией катализатора и ускоряется с повышением температуры и понижением давления.
1.2.2 Дегидроциклизация алканов
Дегидроциклизация алканов
протекает через промежуточную
стадию образования алкилциклопентанов
и алкилциклогексанов с последующим
дегидрированием
СН3-(СН2) 4-СН3 С5Н8-СН3 + Н2
1.2.3 Гидрокрекинг
Гидрокрекингу подвергаются
алканы и в меньшей степени
циклоалканы. Гидрокрекинг алканов
идёт в несколько стадии через
образование и распад карбений-ионов.
Среди продуктов реакции
Гидрокрекинг протекает
на кислотных центрах
Суммарные уравнения реакций гидрокрекинга:
С8Н18 + Н2
С3Н8 + С5Н12
1.2.4 Изомеризация алканов
Изомеризация алканов
на катализаторах риформинга протекает
через промежуточную стадию образования
карбоний-ионов. В условиях риформинга
изомеризация приводит к образованию
малоразветвленных изомеров
СН3-(СН)4- СН3
СН3
Одной из важнейших реакций
риформинга является изомеризация алкилциклопентанов
в алкилциклогексаны и
1.2.5 Гидрогенолиз алканов
При пуске установки на
неосерненном катализаторе, заметное
значение приобретает реакция
+Н2 +Н2
С8Н18 С7Н16 + СН4 С6Н14 + 2СН4
1.3 Характеристика сырья,
готовой продукции,
Таблица 1 - Характеристика сырья, выпускаемой продукции, вспомогательных материалов, реагентов, катализаторов.
Наименование сырья, материалов, реагентов, катализаторов, изготавляемой продукции. |
Показатели качества, обязательные для проверки |
Норма по ГОСТ, ТУ |
Область применения изготовляемой продукции |
1 |
2 |
3 |
4 |
Гидроочищенная фракция 85-180°С |
Фракционный состав, °С - начало кипения, не ниже - 10 %, не ниже |
65 87 |
Сырьё секции 200 |
- конец кипения, не выше Содержание: - сера, ррm, не более - азот, ррm, не более - вода, ррm, не более - хлорорганические соединения, ррm, не более - мышьяк, ррb, не более - свинец, ррb, не более - железо, ррb, не более 2 |
183
0,5 1 5
1 5 5 5 3 |
||
Бензин каталитического риформинга |
Октановое число, не менее: - по исследовательскому методу, в пределах - по моторному, не менее Фракционный состав, °С: В летний период: (с 01.04. по 01.10.), - начало кипения, не ниже - конец кипения, не выше В зимний период: (с 01.10 по 01.04) -начало кипения, не ниже -конец кипения, не выше |
90-100 80
35 205
30 205 |
В качестве компо-нента товарных
бензинов и сырья для выработки
ком-понента авиацион-ного бензина
и вы-сокооктановых ком- |
ВСГ (водород содержащий газ) |
Содержание водорода, % массовых, не менее |
70 |
Используется в качестве свежего газа в секции 100, 300, 500, или как товар |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 | |
Бензин каталитического риформинга |
Октановое число, не менее: - по исследовательскому методу, в пределах - по моторному, не менее Фракционный состав, °С: В летний период: (с 01.04. по 01.10.), - начало кипения, не ниже - конец кипения, не выше В зимний период: (с 01.10 по 01.04) -начало кипения, не ниже -конец кипения, не выше |
90-100 80
35 205
30 205 |
В качестве компо-нента товарных
бензинов и сырья для выработки
ком-понента авиацион-ного бензина
и вы-сокооктановых ком- | |
ВСГ (водород содержащий газ)
|
Содержание водорода, % массовых, не менее
|
70
|
Используется в качестве свежего газа в секции 100, 300, 500, или как товар
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Углеводородный газ |
Углеводородный состав, % массовых: -с числом атомов углерода 5 и выше (С5+), не более |
20 |
Направляется в топливную сеть. Или отправляется как товар – «газ пиролиза» |
Катализатор риформинга RG-482 |
Содержание платины, % массовых, не менее Насыпная плотность, г/см3, в пределах Объем пор, см3/г, не менее Удельная поверхность, м2/г, не менее Размеры экструдата, мм. - диаметр - длина, в пределах Потери при прокаливании при 1200°С, % массовых, не более |
0,3 0,66-0,67
0,6
210
1,2 4-5
5,0 |
Используется в реакторах сек- ции 200: Р201, Р202, Р203, Р204.
|
Катализатор риформинга RG-482 |
Объем пор, см3/г,не менее Удельная поверхность, м2/г, не менее |
0,60
210 |
Используется для дозагрузки в реакторах секции 200: Р201, Р202, Р203, Р204 |