Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:30, реферат
Цели и задачи. В данной работе мне необходимо разобрать принцип действия гальванических элементов, познакомиться с историей их создания, особенностями классификации и устройством различных видов гальванических элементов, а также применением в тех или иных видов химических источников тока в повседневной жизни и различных сферах производства.
Введение
I. История создания химических источников тока
II. Принцип действия
III. Классификация, устройство и принцип действия химических источников тока
1. Гальванический элемент
2. Электрические аккумуляторы
А) Щелочные аккумуляторы
3. Топливный элемент
А) Принцип действия
Б) Принцип разделения потоков топлива и горючего
В) Пример водородно-кислородного топливного элемента
Г) История исследований в России
Д) Применение топливных элементов
Е) Проблемы топливных элементов
IV. Эксплуатация элементов и батарей
V. Регенерация гальванических элементов и батарей
VI. Особенности некоторых видов гальванических элементов и их краткие характеристики
Заключение
Список использованной литературы
К сожалению, в водороде, произведённом из природного газа, будет присутствовать СО, отравляющий катализатор. Поэтому для уменьшения отравления катализатора необходимо повысить температуру топливного элемента. Уже при температуре 160°С в топливе может присутствовать 1%СО.
Цена некоторых водородных
топливных элементов пока остаётся
высокой. Но в будущем цена будет
снижаться при организации
Внедрению топливных элементов на транспорте мешает отсутствие водородной инфраструктуры и более высокая себестоимость энергии. Возникает проблема "курицы и яйца" - зачем производить водородные автомобили, если нет инфраструктуры? Зачем строить водородную инфраструктуру, если нет водородного транспорта?
Появились и новые накопители энергии – электрохимические конденсаторы. Они состоят из двух электродов с высокоразвитой поверхностью и проводника II рода между ними.
Виды химических источников тока
Тип Катод Электролит Анод Напряжение, В
Марганцево-цинковый элемент MnO2 KOH Zn 1.56
Марганцево-оловянный элемент MnO2 KOH Sn 1.65
Марганцево-магниевый элемент MnO2 MgBr Mg 2.00
Свинцово-цинковый элемент PbO2 H2SO4 Zn 2.55
Свинцово-кадмиевый элемент
Свинцово-хлорный элемент
Ртутно-цинковый элемент HgO2 KOH Zn 1.36
Ртутно-кадмиевый элемент
Окисно-ртутно-оловянный
Элемент
Хром-цинковый элемент K2Cr2O7 H2SO4 Zn 1.8—1.9
Аккумуляторы
Лантан-фторидный аккумулятор
Литий-ионный аккумулятор
Литий-полимерный аккумулятор
Марганцево-оловянный элемент
Никель-цинковый аккумулятор
Никель-кадмиевый аккумулятор
Никель-металл-гидридный аккумулятор
Свинцово-кислотный аккумулятор
Свинцово-оловянный аккумулятор
Серебряно-цинковый аккумулятор
Серебряно-кадмиевый
железо-никелевый аккумулятор
железо-воздушный аккумулятор
цинк-воздушный аккумулятор
цинк-хлорный аккумулятор
натрий-серный аккумулятор
литий-хлорный аккумулятор
свинцово-водородный аккумулятор
Цинк-бромный аккумулятор
Натрий-Никель-Хлоридный аккумулятор
Литий-железо-сульфидный аккумулятор
Литий-фторный аккумулятор
Топливные элементы
Прямой метанольный топливный элемент
Твердооксидный топливный элемент
Щелочной топливный элемент
IV. Эксплуатация элементов и батарей
Напряжение, отдаваемое батареей, нужно измерять вольтметром, обязательно подключив к батарее нагрузку с сопротивлением того же порядка, что и будущая реальная нагрузка, например для батареи фонаря это может быть лампочка от того же фонаря. Снижение напряжения меньше, чем 1 Вольт на элемент, как правило, нужно считать признаком разряда батареи. Разряжаются элементы по-разному, например, солевые снижают напряжение постепенно, а литиевые — «держат напряжение» весь срок эксплуатации, а потом почти сразу «садятся».
Смешивать в одной батарее элементы разных типов, разной степени разряженности, разных производителей и даже разных партий одного и того же производителя не рекомендуется. (Даже если питаемый батареей прибор будет действовать, элементы в батарее будут разряжаться по-разному, что в конце концов приведёт к протеканию одного из элементов и порче прибора и/или остальных элементов). Если же одинаковых элементов нет, то подобное смешивание можно допустить, но только на короткое время и под постоянным контролем состояния элементов. Однако применение подобной «смеси» в приборах с кратковременным высоким или малым длительным расходом энергии (например, в фотоаппаратах или часах) очень нежелательно.
По мере исчерпания химической энергии напряжение и ток падают, элемент перестаёт действовать. Некоторые типы элементов допускают обратимость химической реакции: их можно подзаряжать.
Литиевые элементы заряжать категорически нельзя! Металлический литий очень химически активен, в элементах применяется легковоспламеняемый электролит. Возможен взрыв.
Щелочные (алкалиновые) элементы подзаряжаются довольно хорошо, однако производители элементов, как правило, помещают на корпусе предупредительную надпись «не перезаряжать, не нагревать», иногда даже помещают в корпусе элемента (или батареи) диод, препятствующий перезаряду.
Специально нагревать выше, чем «чуть тёплая» действительно бессмысленно, а вот, например, элементы типа AA (щелочные, солевые — хуже), если они не до конца разряжены и не имеют повреждений корпуса (протечек), можно заряжать током 20—50 mA.
Если элемент при этом нагревается, ток заряда нужно уменьшить. Если появляются протечки электролита или посторонние запахи, элемент лучше выбросить. Заряд нужно проводить в проветриваемом неогнеопасном помещении под постоянным присмотром. Время заряда — несколько часов. Щелочные элементы можно подзаряжать раз десять, после этого они приходят в негодность (при подключении нагрузки разряжаются за несколько минут).
В безвыходном положении
элемент можно попробовать
Далее в работе я опишу самые распространённые гальванические элементы и аккумуляторы.
V. Регенерация
гальванических элементов и
Идея восстановления разряженных гальванических элементов подобно аккумуляторным батареям не нова. Восстанавливают элементы с помощью специальных зарядных устройств. Практически установлено, что лучше других поддаются регенерации наиболее распространенные стаканчиковые марганцево-цинковые элементы и батареи, такие, как 3336Л (КБС-Л-0,5), 3336Х (КБС-Х-0,7), 373, 336. Хуже восстанавливаются галетные марганцево-цинковые батареи "Крона ВЦ", БАСГ и другие.
Наилучший способ регенерации
химических источников питания - пропускание
через них асимметричного переменного
тока, имеющего положительную постоянную
составляющую. Простейшим источником
асимметричного тока является однополупериодный
выпрямитель на диоде, шунтированном
резистором. Выпрямитель подключают
к вторичной низковольтной (5-10 в)
обмотке понижающего
Лучших результатов можно достигнуть, если применять зарядное устройство, выполненное по схеме, представленной на рис. 1. В этом устройстве вторичная обмотка II питает два отдельных выпрямителя на диодах Д1 и Д2, к выходам которых подключены две заряжаемые батареи Б1 и Б2.
рис. 1
VI. Особенности
некоторых видов
Висмутисто - магниевый элемент
Анодом служит магний, катодом — оксид висмута, а электролитом — водный раствор бромида магния. Обладает очень высокой энергоемкостью, и повышенным напряжением (1,97—2,1 Вольт).
Параметры
Теоретическая энергоемкость:
Удельная энергоемкость: около 103—160 Вт·ч/кг.
Удельная энергоплотность: около 205—248 Вт·ч/дм3.
ЭДС: 2,1 Вольта.
Рабочая температура: -20 +55 С°.
Диоксисульфатно - ртутный элемент
Диоксисульфатно-ртутный элемент - это первичный химический источник тока, в котором анодом является цинк, анодом - смесь окиси ртути и сульфата ртути с графитом (5%), а электролитом - водный раствор сульфата цинка. Отличается высокой мощностью и энергоплотностью.
Характеристики
Теоретическая энергоемкость:
Удельная энергоемкость:110-140 Вт/час/кг.
Удельная энергоплотность: 623-645 Вт/час/дм3.
ЭДС:1,358Вольта.
Рабочая температура: -14 + 60°С.
Утилизация
Этот элемент утилизируется согласно общим правилам утилизации оборудования, препаратов, сплавов и соединений содержащих ртуть.
Литий ионный аккумулятор (Li-ion)
Тип электрического аккумулятора, широко распространённый в современной бытовой электронной технике. В настоящее время это самый популярный тип аккумуляторов в таких устройствах как сотовые телефоны, ноутбуки, цифровые фотоаппараты.
Более совершенная конструкция литий-ионного аккумулятора называется литий-полимерным аккумулятором.
Первый литий-ионный аккумулятор разработала корпорация Sony в 1991 году.
Характеристики
Энергетическая плотность: 110 ... 160 Вт*ч/кг
Внутреннее сопротивление: 150 ... 250 мОм (для батареи 7,2 В)
Число циклов заряд/разряд до потери ёмкости на 80%: 500-1000
Время быстрого заряда: 2-4 часа
Допустимый перезаряд: очень низкий
Саморазряд при комнатной температуре: 10% в месяц
Напряжение в элементе: 3,6 В
Ток нагрузки относительно ёмкости:
- пиковый: больше 2С
- наиболее приемлемый: до 1С
Диапазон рабочих температур: -20 - +60 °С
Устройство
В начале в качестве отрицательных пластин применялся кокс (продукт переработки угля), в дальнейшем применяется графит. В качестве положительных пластин применяют сплавы лития с кобальтом или марганцем. Литий-кобальтовые пластины служат дольше, а литий-марганцевые значительно безопасней и обычно имеют встроенные термопредохранитель и термодатчик.
При заряде литий-ионных аккумуляторов протекают следующие реакции:
на положительных пластинах: LiCoO2 → Li1-xCoO2 + xLi+ + xe-
на отрицательных пластинах: С + xLi+ + xe- → CLix
При разряде протекают обратные реакции.
Преимущество
Высокая энергетическая плотность.
Низкий саморазряд.
Отсутствует эффект памяти.
Простота обслуживания.
Недостатки
Li-ion аккумуляторы могут быть опасны при разрушении корпуса аккумулятора, и при неаккуратном обращении могут иметь более короткий жизненный цикл в сравнении с другими типами аккумуляторов. Глубокий разряд полностью выводит из строя литий-ионный аккумулятор. Попытки заряда таких аккумуляторов могут повлечь за собой взрыв. Оптимальные условия хранения Li-ion-аккумуляторов достигаются при 70%-ом заряде от ёмкости аккумулятора. Кроме того, Li-ion аккумулятор подвержен старению, даже если он не используется: уже через два года аккумулятор теряет большую часть своей ёмкости.
Литий полимерный аккумулятор (Li-pol или Li-polymer)
Это более совершенная конструкция литий-ионного аккумулятора. Используется в мобильных телефонах, цифровой технике.
Обычные, бытовые литий-полимерные аккумуляторы не способны отдавать большой ток, но существуют специальные силовые литий-полимерные аккумуляторы, способные отдавать ток в 10 и даже 20 раз превышающий численное значение емкости (10-20С). Они широко применяются в портативном электроинструменте, в радиоуправляемых моделях
Преимущества: низкая цена за единицу емкости; большая плотность энергии на единицу объема и массы; низкий саморазряд; толщина элементов до 1 мм; возможность получать очень гибкие формы; экологически безопасные; незначительный перепад напряжения по мере разряда.
Недостаток: диапазон рабочих температур ограничен: элементы плохо работают на холоде и могут взрываться при перегреве выше 70 градусов Цельсия. Требуют специальных алгоритмов зарядки (зарядных устройств), представляют повышенную пожароопасность при неправильном обращении.
Магний-м-ДНБ элемент
Это первичный химический источник тока, в котором анодом является магний, катодом - мета-Динитробензол, а электролитом - водный раствор перхлората магния.
Параметры
Теоретическая энергоемкость:1915Вт/час/кг.
Удельная энергоемкость:121Вт/
Удельная энергоплотность:137-154Вт/час/
ЭДС:2Вольта.
Производители
Лидером в производстве данного элемента и усовершенствовании его конструкции является фирма Marathon.