Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:30, реферат
Цели и задачи. В данной работе мне необходимо разобрать принцип действия гальванических элементов, познакомиться с историей их создания, особенностями классификации и устройством различных видов гальванических элементов, а также применением в тех или иных видов химических источников тока в повседневной жизни и различных сферах производства.
Введение
I. История создания химических источников тока
II. Принцип действия
III. Классификация, устройство и принцип действия химических источников тока
1. Гальванический элемент
2. Электрические аккумуляторы
А) Щелочные аккумуляторы
3. Топливный элемент
А) Принцип действия
Б) Принцип разделения потоков топлива и горючего
В) Пример водородно-кислородного топливного элемента
Г) История исследований в России
Д) Применение топливных элементов
Е) Проблемы топливных элементов
IV. Эксплуатация элементов и батарей
V. Регенерация гальванических элементов и батарей
VI. Особенности некоторых видов гальванических элементов и их краткие характеристики
Заключение
Список использованной литературы
2Н+ + 2ē → Н2↑; 2Н2О – 4ē → О2↑ + 2Н2↑.
Коэффициент полезного действия аккумулятора достигает 80% и рабочее напряжение длительное время сохраняет свое значение.
ЭДС аккумулятора может быть рассчитана по уравнению:
RT α4(H+)·α2(SO42–)
EЭ = EЭ0 + –––– ℓn –––––––––––––– (твердые фазы в Сравн. не
2F α2(H2O) учитываются).
Надо заметить, что в аккумуляторе нельзя использовать концентрированную серную кислоту (ω(H2SO4) > 30%), т.к. при этом уменьшается ее электрическая проводимость и увеличивается растворимость металлического свинца. Свинцовые аккумуляторы широко используются в автомобильном транспорте всех типов, на телефонных и электрических станциях. Однако из-за высокой токсичности свинца и его продуктов, свинцовые аккумуляторы требуют герметичной упаковки и полной автоматизации процессов их эксплуатации.
А) В щелочных аккумуляторах положительный электрод изготавливается из никелевой решетки, пропитанной гелеобразным гидрооксидом никеля II Ni(OH)2; а отрицательный – из кадмия или железа. Ионным проводником служит 20%-ый раствор гидрооксида калия КОН. Суммарные токообразующие и генерирующие реакции в таких аккумуляторах имеют вид:
разряд
2NiOOH + Cd + 2H2O ◄======►2Ni(OH)2 + Cd(OH)2; ЕЭ0 = 1,45В.
заряд
разряд
2NiOOH + Fe + 2H2O ◄======►2Ni(OH)2 + Fe(OH)2; ЕЭ0 = 1,48В.
заряд
К достоинствам этих аккумуляторов относят большой срок их службы (до 10 лет) и высокую механическую прочность, а к недостаткам – невысокие КПД и рабочее напряжение. Щелочные аккумуляторы используются для питания электрокар, погрузчиков, рудничных электровозов, аппаратуры связи и электронной аппаратуры, радиоприемников. Вспомним также, что кадмий является высокотоксичным металлом, что требует соблюдения правил безопасности при утилизации отработанных устройств.
В последние годы активно разрабатываются аккумуляторы с литиевым отрицательным электродом, неводным электролитом и положительным электродом, состоящим из оксидов V2O3; NiO; CoO; MnO2. Они используются в электронной слаботоковой аппаратуре.
3. Топливные элементы
Топливные элементы (электрохимические
генераторы)— устройства, подобные
гальваническому элементу, но отличающееся
от него тем, что вещества для электрохимической
реакции подаются в него извне, а
продукты реакций удаляются из него,
что позволяет ему
Следует заметить, что деление элементов на гальванические и аккумуляторы до некоторой степени условное, так как некоторые гальванические элементы, например щелочные батарейки, поддаются подзарядке, но эффективность этого процесса крайне низка.
По типу используемого
электролита химические источники
тока делятся на кислотные (например
свинцово-кислотный
А) Принцип действия
Если окислитель и восстановитель хранятся вне гальванического элемента и в процессе работы непрерывно подаются к инертным электродам (графитовым стержням, не участвующим в токообразующих реакциях, а являющихся лишь переносчиками электронов), то такой генератор может работать длительное время с постоянным значением вырабатываемого напряжения. В топливных элементах химическая энергия восстановителя (топлива) и окислителя, непрерывно и раздельно подаваемых к электродам, непосредственно превращается в электрическую энергию. Удельная энергия топливного элемента (количество вырабатываемого электричества на 1 моль количества химического вещества) значительно выше, чем у гальванического элемента.
В качестве топлива (восстановителя) в элементах используются жидкие или газообразные водород Н2, метанол СН3ОН, метан СН4, а в качестве окислителя – кислород О2 из воздуха. Электролитом служит раствор кислоты или щелочи. Устройство топливного элемента схематично представлено на рисунке:
Рисунок: Схема устройства работающего топливного элемента.
Если электролитом в топливном
элементе является кислота, то в системе
будут проходить следующие
на аноде (–): Н2 – 2ē → 2Н+;
на катоде (+): О2 + 4Н+ + 4ē → 2Н2О, следовательно,
суммарная токообразующая реакция 2Н2 + О2 = 2Н2О.
Схема работающего кислородно-
Если же электролитом в элементе является щелочь, то процессы несколько изменяются:
на аноде (–): 2Н2 + 4ОН– – 4ē → 4Н2О;
на катоде (+): О2 + 2Н2О + 4ē → 4ОН–, но суммарная токообразующая реакция остается прежней 2Н2 + О2 = 2Н2О.
Схема работающего кислородно-
В результате протекания указанных
реакций в топливном
Для уменьшения электрического
сопротивления в системе
В отличие от гальванических, топливные элементы не работают без вспомогательных устройств, обеспечивающих бесперебойный подвод реагентов и отвод продуктов электролиза. Для увеличения напряжения U и силы тока I в генераторе топливные элементы соединяют в батареи. В результате получается сложная система, включающая дополнительные устройства подвода и отвода реакционной смеси, поддержания и регулирования температуры, преобразователи тока и напряжения. Ее называют электрохимической энергоустановкой (ЭХЭ).ЭХЭ имеют КПД в 1,5-2,0 раза выше по сравнению с тепловыми машинами, при этом являются экологически безупречными. Именно поэтому (Н2-О2) – ЭХЭ применяют на космических кораблях, да еще и учитывая тот факт, что продукт токообразующей реакции – Н2О – служит источником питьевой воды для космонавтов. В России работают ЭХЭ и электростанции мощностью от 40кВт до 11мВт, в которых используется природное топливо (залежи природного газа и отходы нефтепереработки).
Б) Принцип разделения потоков топлива и горючего
Обычно в низкотемпературных
топливных элементах
В) Пример водородно-кислородного топливного элемента
с протоннообменной мембраной (или «с полимерным электролитом»). Протонно-проводящая полимерная мембрана разделяет два электрода — анод и катод. Каждый электрод обычно представляет собой угольную пластину (матрицу) с нанесенным катализатором — платиной, или сплавом платиноидов и др. композиции.
На катализаторе анода молекулярный водород диссоциирует и теряет электроны. Протоны проводятся через мембрану к катоду, но электроны отдаются во внешнюю цепь, так как мембрана не пропускает электроны.
На катализаторе катода, молекула
кислорода соединяется с
Топливные элементы не могут
хранить электрическую энергию,
как гальванические или аккумуляторные
батареи, но для некоторых применений,
таких как работающие изолированно
от электрической системы
Мембрана обеспечивает проводимость протонов, но не электронов. Она может быть полимерной (Нафион, полиацетилен и др.) или керамической (оксидной и др.).
Типы топливных элементов
Метанольный топливный элемент в Mercedes Benz Necar 2
Твердооксидный топливный элемент (англ. Solid-oxide fuel cells — SOFC);
Топливный элемент с протонообменной мембраной (англ. Proton-exchange membrane fuel cell — PEMFC);
Обратимый топливный элемент (англ. Reversible Fuel Cell);
Прямой метанольный топливный элемент (англ. Direct-methanol fuel cell — DMFC);
Расплавной карбонатный топливный элемент (англ. Molten-carbonate fuel cells — MCFC);
Фосфорнокислый топливный элемент (англ. Phosphoric-acid fuel cells — PAFC);
Щелочной топливный элемент (англ. Alkaline fuel cells — AFC).
Г) История исследований в России
В СССР первые публикации о топливных элементах появились в 1941 году.
Первые исследования начались в 60-х годах. РКК «Энергия» (с 1966 года) разрабатывала PAFC элементы для советской лунной программы. С 1987 года по 2005 «Энергия» произвела около 100 топливных элементов, которые наработали суммарно около 80000 часов.
Во время работ над программой «Буран», исследовались щелочные AFC элементы. На «Буране» были установлены 10 кВт. топливные элементы.
В 70-80 годы «Квант» совместно
с рижским автобусным заводом
«РАФ» разрабатывали щелочные элементы
для автобусов. Прототип автобуса на
топливных элементах был
В 1989 году «Институт высокотемпературной электрохимии» (Екатеринбург) произвёл первую SOFC установку мощностью 1 кВт.
В 1999 году АвтоВАЗ начал работы с топливными элементами. К 2003 году на базе автомобиля ВАЗ-2131 было создано несколько опытных экземпляров. В моторном отсеке автомобиля располагались батареи топливных элементов, а баки со сжатым водородом в багажном отделении, то есть была применена классическая схема расположения силового агрегата и топливных баков-баллонов. Разработками водородного автомобиля руководил к.т. н. Мирзоев Г. К.
В 2003 году было подписано Генеральное соглашение о сотрудничестве между Российской академией наук и компанией "Норильский никель" в области водородной энергетики и топливных элементов. Это привело к учреждению в 2005 году Национальной инновационной компании «Новые энергетические проекты», которая в 2006 году произвела резервную энергетическую установку на основе ТЭ с твердым полимерным электролитом мощностью 1 кВт.
Над созданием образцов электростанций на топливных элементах работают Газпром и федеральные ядерные центры РФ. Твердооксидные топливные элементы, разработка которых сейчас активно ведется, появятся, видимо, в 2010—2015 годах.
Д) Применение топливных элементов
Стационарные приложения:
Транспорт: автомобильные топливные элементы Honda, см Honda FCX, электромобили, автотранспорт, морской транспорт, железнодорожный транспорт, горная и шахтная техника, вспомогательный транспорт (складские погрузчики, аэродромная техника и т.д.)
Бортовое питание: авиация, космос, подводные лодки, морской транспорт,
Мобильные устройства: портативная электроника, питание сотовых телефонов, зарядные устройства для армии.
Преимущества водородных топливных элементов
Топливные элементы обладают рядом ценных качеств.
Это: высокий КПД, экологичность, компактные размеры
Топливные элементы легче и занимают меньший размер, чем традиционные источники питания. Топливные элементы производят меньше шума, меньше нагреваются, более эффективны с точки зрения потребления топлива. Это становится особенно актуальным в военных приложениях. Например, солдат армии США носит 22 различных типа аккумуляторных батарей. Средняя мощность батареи 20 ватт. Применение топливных элементов позволит сократить затраты на логистику, снизить вес, повысить время действия приборов и оборудования.
Е) Проблемы топливных элементов
Большинство элементов при работе выделяют то или иное количество тепла. Это требует создания сложных технических устройств для утилизации тепла (паровые турбины и пр.), а также организации потоков топлива и окислителя, систем управления отбираемой мощностью, долговечности мембран, отравления катализаторов некоторыми побочными продуктами окисления топлива и других задач. Но при этом же высокая температура процесса позволяет производить тепловую энергию, что существенно увеличивает КПД энергетической установки.
Также существует проблема получения водорода и хранения водорода. Во-первых, он должен быть достаточно чистый, чтобы не произошло быстрого отравления катализатора, во-вторых, достаточно дешёвый, чтобы его стоимость была рентабельна для конечного потребителя.
Существует множество способов производства водорода, но в настоящее время около 50% водорода ,производимого во всём мире, получают из природного газа. Все остальные способы пока дорогостоящи. . Существует мнение, что с ростом цен на энергоносители стоимость водорода также растёт, т.к. он является вторичным энергоносителем. Но себестоимость энергии, производимой из возобновляемых источников, постоянно снижается (см. Ветроэнергетика, Производство водорода). Например, средняя цена электроэнергии в США выросла в 2007 г. до $0,09 за кВт., тогда как себестоимость электроэнергии, произведённой из ветра, составляет $0,04- $0,07 (см. статью Ветроэнергетика, или AWEA). В Японии киловатт электроэнергии стоит около $0,2, что сопоставимо со стоимостью электроэнергии, произведённой фотоэлектрическими элементами. Т.е. с ростом цен на энергоносители производство водорода электролизом воды становится более конкурентоспособным.