Алхимия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 13:08, реферат

Описание работы

Важнейшей задачей алхимики считали превращение (трансмутацию) неблагородных металлов в благородные (ценные), в чем собственно и заключалась главная задача химии до 16 столетия. Эта идея базировалась на представлениях греческой философии о том, что материальный мир состоит из одного или нескольких «первоэлементов», которые при определенных условиях могут переходить друг в друга.

Содержание

Введение 3

История: алхимия и современная наука 5
Безжизненнный материал 16

Алхимическая теория 18

Цели, преследуемые алхимиками 23

Заключение 28

Список используемой литературы 29

Работа содержит 1 файл

реферат алхимия.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

Философская ртуть.   

      Философская ртуть - душа материи (тела вещества), она  есть идеальное вещество, связывающее Дух и Тело в единое целое путем примирения в себе противоположностей Духа и Тела в себе, и служит принципом единства всех трех планов Бытия. По этому Философская ртуть чаще всего изображалась в виде гермафродита.

Тайный огонь.    

      Тайный  огонь - реагент, с помощью которого идет воздействие на первовещество  Философской ртути.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ЦЕЛИ, ПРЕСЛЕДУЕМЫЕ АЛХИМИКАМИ.
 
  1. Философский камень.

     Если  главной целью алхимии была трансмутация – превращение низших металлов в  золото, - то первым и самым важным шагом на пути к этой цели было получение неуловимого философского камня.

     Что это за камень? На этот вопрос нет  простого ответа. Согласно одним, философский  камень, известный также как «порошок проекции», представляет собой некую субстанцию, создаваемую из огня и воды, для других – незримый дар господа. Французский алхимик ХV века Николас Валуа говорил: «это Камень великих достоинств, он зовётся Камнем, но он – не камень».

     Английский  алхимик ХVІІ века Филалет несколько  более конкретен. Как пишет он в своём «Путеводителе к Небесному Рубину», этот камень представляет собой «некую небесную, духовную, все проникающую и фиксированную субстанцию, каковая придаёт всем металлам совершенство золота и серебра… Он – благороднейшее из творений, если не считать разумную душу, и он имеет достоинство исцелять любые ущербы живых и металлических тел, приводя их в наилучшее, совершеннейшее расположение».

     Рецепты его получения разнообразны и  невероятно темны. Но где бы вы его  не взяли, философский камень был абсолютно необходим для осуществления трансмутации. Этот чудодейственный порошок, или эликсир, или реактив, мог преобразовать один металл в другой. Щепотка (капля) этого камня позволяла, кому угодно превратить свою оловянную кружку в золотой кубок.

     Философский камень — это порошок, который  принимает различные оттенки  во время приготовления согласно степени своего совершенства, но в  сущности имеющий два цвета: белый  и красный. 
Настоящий философский камень или порошок его обладает тремя достоинствами: 
  1) «Он превращает в золото расплавленную ртуть или свинец, на который его сыплют, 
  2) Принимаемый внутрь, он служит превосходным кровоочистительным средством, излечивая быстро разные болезни. 
  3) Он действует и на растения: в течение нескольких часов они вырастают и приносят спелые плоды. 
Следовательно, Философский камень есть просто сильное сгущение жизненной энергии в малом количестве вещества. Вот почему алхимики называют свой камень лекарством трех царств.

  1. Эликсир жизни.

     Второй  по важности целью  алхимиков было получение эликсира жизни, таинственного напитка, который мог вернуть человеку бодрость и молодость, и даже обеспечить полное бессмертие. Нет сомнения, что старые алхимики, чьи дни прошли в трудах и нужде, страстно мечтали найти этот животворящий источник юности, напиток, который оправдает все их бесконечные старания, даст им возможность ещё раз насладится жизнью. Некоторые из них признавались перед смертью, что смогли раскрыть великую тайну.

     Тот факт, что все эти люди умерли, заставляет сильно сомневаться в достоверности их заявлений. Иоганн Тритемий и на смертном одре продолжал диктовать рецепт зелья, гарантирующего идеальное здоровье и несокрушимую память.

     Идея  эликсира жизни стара, как мир. Древнегреческие  боги были бессмертны не по внутренней своей природе, а потому, что пили нектар и вкушали амброзию. Вполне логично, что алхимики, желавшие очистить металлы от низменных качеств, привести их в высшее, чистейшее состояние, истово верили, что то же самое можно сделать с человеческими телами. Тут всё дело в очищении и дистилляции – нужно устранять из тела одно не совершенство за другим, одну болезнь за другой, в конце концов, вся его кровь, флегма, желчь, чёрная желчь придут в идеальное равновесие, и оно забудет о былых недугах. Герхард Дорн писал: если существует одно самое большое начало всех порч и разложений и универсальный источник возрождения, восстановления и животворящих достоинств – кто же тогда, кроме человека, полностью лишённого разума, может усомниться в таком лечении?

     Алхимики  верили в существование эликсира и по другой, ещё более важной причине: они никак не могли допустить, что бы бог обделил человека, не дал ему того, что есть у низких тварей. «Обратим наш взор к природе, столь замечательной своими чудесами, - писал Арнольд из Виллановы. – Разве возможно, что бы она отказала человеку, ради которого сотворено всё прочее, в том, что щедро отпущено оленям, и орлам, и змеям, которые каждый год сбрасывают печальные приметы дряхления и возвращают себе радостное сияние молодости? Изо всех этих соображений, очевидно, следует, что никак нельзя считать невозможным, что подобное же чудо может быть отыскано и для человека, ибо человек никак не хуже тварей, которыми он правит». Олени тех далёких дней омолаживались, питаясь гадюками, львы делали тоже самое, пожирая неких питающихся перцем обезьян, некоторые птицы жили до – 600 лет, слоны до – 300 лет, а лошади до – 100.

     В античные времена некий Аристей  объявил, что нашёл чудесную смесь,  которая преобразует металлы  и даёт человеку бессмертие. Он прожил к тому времени уже несколько столетий; жители его родной Сицилии были так этим поражены, что построили храмы Аристея и поклонялись ему как богу.

     Дионисий  Захарий, автор «Великолепной книги  по истинной натуральной философии  металлов», даже предлагает рецепт, как использовать щепотку философского камня в качестве лекарства от всех недугов: «Чтобы применить нашего Великого Короля «философский камень» для восстановления здоровья, один гран его должен был взят после получения и залит в серебряном сосуде хорошим белым вином до растворения. Больному человеку нужно дать это выпить, и он исцелится за 1 день, если болезнь продолжалась только один месяц, а если она продолжалась год, он исцелится за 12 дней. Что бы постоянно оставаться здоровым, он должен принимать некоторое количество камня, приготовленного в форме электуария (это тестообразная масса, приготовленная из лекарственного порошка и мёда, либо густого сиропа), в начале каждой осени, а так же весны».

     У Х. Зедлера ХVΙΙΙ век описана  панацея, являвшаяся просто-напросто многократно дистиллированной водой. Все алхимики рассказывали о своих чудесных открытиях и успехах, особенно силён был по этой части граф Калиостро. 

     3. Алкагест. 

     Третьим предметом страстных мечтаний  и неутомимых поисков был алкагест, универсальный растворитель.

     В понимании алхимиков всё во Вселенной  состоит из первоматерии; при бесконечном  дроблении в эту субстанцию превратятся  любые объекты и сущности, материальные и нематериальные.

     Но  её крайне трудно получить и выделить, она не устойчива и не уловима, не заметна не вооружённым глазом. Если предположить, что бесконечное дробление вещества осуществимо, в результате получится некое загадочная жидкость, способная растворять всё, с чем бы она ни соприкоснулась. Трудности обращения с ней очевидны.

     Одним из первых исследователей был Парацельс, утверждавший, что алкагест «очень эффективно действует на печень; он поддерживает, укрепляет и сохраняет  от болезней находящееся в его  досягании…». В книге «О природе  вещей» Парацельс обсуждает эликсир, способный трансмутировать несовершенные металлы; хотя этого и не сказано прямо, создаётся впечатление, что он использовал в своих опытах алкагест.

     В начале ХVΙΙ века голландский алхимик  Иоганн Баптист Ван – Гельмонт воспринял Парацельсовы намёки как  руководство к действию и отправился в поход за алкагестом. В конечном итоге божественное вдохновение помогло получить ему не уловимую субстанцию; она растворяла всё, с чем бы ни соприкоснулась, «как тёплая вода растворяет лёд». Мало того, алкагест оказался самым чудодейственным лекарством изо всех когда – либо известных миру: «это соль, наисовершеннейшая и благословеннейшая изо всех солей; тайны её получения превосходит человеческое разумение, и один лишь господь может открыть её избранным». Круг этих избранных, состоявший из него одного, так и не расширился.

     Азартная  охота продолжалась ещё почти  сотню лет. Алхимики и химики, врачи  и маги, знахари и ясновидящие, люди любой профессии и образования  стремились поймать неуловимую субстанцию, многие из них объявляли о достигнутом успехе. Одна из самых серьёзных заявок была сделана Иоганном Рудольфом Глаубером (1604 – 1668), немецким аптекарем из Карлштадта; в действительности он выделил не алкагест, сульфат натрия, получивший название «глауберова соль». В духе Ван – Гельмонта, Глаубер объявил, что человек, пытающий проникнуть в столь глубокую тайну мироздания, должен понимать, что «подобная работа есть дар божий и не может быть постигнута силами человеческого разума,  пусть и самого проницательного, без милосердной поддержки божественного вдохновения». Ободряя тех, кто захочет пойти его путём, он выражает уверенность в том, что « в дни последние господь найдёт избранных, перед кем он откроет Сокровищницу Тайн Природы…».

     А вот другой алхимик, Иоганн Кункель (1630 - 1702), далеко не был в этом уверен. То ли по природному скептицизму, то ли расстроенный бесплодность собственных поисков, он объявил, что «такой растворитель не существует». Кункель пишет: « Если алкагест растворяет все тела, он растворит и сосуд, в котором находится; если растворяет кремень, он растворит и стеклянную реторту».

     Хотя  заявление Кункеля и не покончили  с поисками совсем, энтузиазма у  охотников значительно поубавилось. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     Алхимия – наука самая туманная из всех, оставленных нам в наследство Средними Веками. Схоластика со своей тонкой аргументацией, Теология с двусмысленной фразеологией, Астрология, столь обширная и сложная, - детские игрушки по сравнению с Алхимией.

     Откройте  один из важнейших герметических  трактатов XV или XVI века и попробуйте его читать. Если вы не специалист в этом предмете, не посвященны в алхимическую терминологию и у вас нет некоторого познания в неорганической химии, вы скоро закроете книгу.

     Некоторые скажут, что аллегории бессмысленны, что таинственные символы придуманы для развлечения... На это можно ответить, что не мудрено отрицать то, чего не понимаешь, и мало людей, которых препятствия только пробуждают вести борьбу.

     Эти последние – избранники науки  – имеют настойчивость, основную добродетель ученого. Когда перед ними встает проблема, они начинают трудиться без устали, чтобы найти ее решение. Знаменитый алхимик Дюма, начав с одного факта, употребил десять лет на разработку закона металепсии, то есть замены элементов.

     Герметические трактаты действительно темны, но под этой темнотой скрывается свет (во всем есть доля истины).

     Искав легендарный философский камень, алхимики сделали множество полезных открытий. И в переводе на современный  научный язык некоторые их труды  звучат вполне реалистично.  
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Джордж Сорос.    Алхимия финансов. - М.: Инфра – М, 1998.- 416 с.

2. Джуа Микеле. История химии - М., Мир 1996 год.

3. Шварц Ф., Пуассон А., Блаватская Е.П. «Теории и символы алхимиков». – М.: Новый Акрополь, 1995.

4. В. Л. Рабинович. Алхимия - как феномен средневековой культуры. - М., 1975.

5. Рабинович, В. Л. Образ мира в зеркале алхимии: от стихий и атомов древних до элементов Бойля. — М.: Энергоиздат, 1981. 

                                    

                                 

                                                 
 
 
 
 

Информация о работе Алхимия