Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 23:45, реферат
Алхимия (позднелат. alchemia, alchimia, alchymia), своеобразное явление культуры, особенно широко распространённое в Западной Европе в эпоху позднего средневековья. Слово «Алхимия» производят от арабского аль-кимия, которое восходит к греческому chēméia, от chéō — лью, отливаю, что указывает на связь алхимии с искусством плавки и литья металлов, либо от Chemia — Египет, что связывает алхимию с местом, где возникло это искусство. Своей главной задачей алхимики считали превращение («трансмутацию») неблагородных металлов в благородные с помощью воображаемого вещества — «философского камня».
Введение………………………………………………………………………….3
Поиски философского камня…………………………………………………...3
Арабская алхимия……………………………………………………………….7
Алхимия в Эпоху Возрождения……………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………..15
Источники ……………………………………………………………………...16
Оглавление
Введение.
Алхимия
(позднелат. alchemia, alchimia, alchymia), своеобразное
явление культуры, особенно широко распространённое
в Западной Европе в эпоху позднего средневековья.
Слово «Алхимия» производят от арабского
аль-кимия, которое восходит к греческому
chēméia, от chéō — лью, отливаю, что указывает
на связь алхимии с искусством плавки
и литья металлов, либо от Chemia — Египет,
что связывает алхимию с местом, где возникло
это искусство. Своей главной задачей
алхимики считали превращение («трансмутацию»)
неблагородных металлов в благородные
с помощью воображаемого вещества — «философского
камня». Возникновение и попытки осуществления
этой задачи уходят в античность. Алхимический
период (4—16 вв.) характеризуется не только
распространением спекулятивной (умозрительной)
и «опытной» алхимии, но и одновременным
развитием практической, ремесленной
химии. Но было бы несправедливо приписывать
последней всё приращение реальных химических
знаний в алхимическом периоде; в каждой
из отраслей алхимии можно усмотреть начатки
положительных знаний. Из дошедших до
нас алхимических текстов видно, что алхимикам
принадлежит открытие или усовершенствование
способов получения практически ценных
соединений и смесей (минеральных и растительных
красок, стекол, эмалей, металлических
сплавов, кислот, щелочей, солей, лекарственных
препаратов), а также создание или улучшение
приёмов лабораторной работы (перегонка,
возгонка, фильтрование), изобретение
новых лабораторных приборов (например,
печей для длительного нагревания, перегонных
кубов). Иногда, правда очень редко, у алхимиков
можно подметить как бы предвосхищение
открытых позднее законов химии.
Поиски философского камня.
В течение тысячелетий алхимики пытались найти "философский камень" - некое твердое или жидкое вещество, способное осуществить трансмутацию, превращение простого металла в серебро или золото.
Существовала легенда, что царь Мидас, правивший в малоазиатской стране Фригии с 738 по 696 гг. до н.э., якобы получил от бога Диониса способность превращать в золото все, к чему бы он ни прикоснулся неким таинственным волшебным камнем. Мидас действительно был сказочно богат, но не потому, что обладал камнем: он владел всеми золотыми месторождениями Фригии.
Алхимики
считали природу живой и
Алхимики не видели существенной разницы между живой и неживой природой и считали, что в неживой природе происходят такие же процессы, как в растительном и животном мире. По их мнению, различие между золотом и серебром - лишь в том, что сера в золоте здоровая - красная, а в серебре - белая. Когда испорченная красная сера в недрах Земли входит в соприкосновение с серебром, зачинается медь. Когда же сера и черная, и порченая смешивается с серебром, зачинается свинец: по словам Аристотеля, свинец - прокаженное золото.
Алхимики полагали, что с помощью философского камня можно ускорить процесс "созревания" незрелых и "исцеления" больных металлов, которые в природе протекают довольно медленно. Мифический "философский камень" можно считать прообразом будущих ферментов и катализаторов.
Поскольку считалось, что главная составная часть любого из металлов - ртуть, а вторая составная часть - сера, у алхимиков возникло твердое убеждение, что меняя содержание ртути и серы в смеси, можно произвольно превращать одни металлы в другие.
Поставив себе фантастическую цель - поиск "философского камня" - алхимики достигли вполне реальных практических успехов. Они создали первые аппараты для дистилляции (перегонки) жидкостей, сублимации (возгонки) твердых веществ, перекристаллизации солей и их термического разложения.
Знаменитый таджикский врач, алхимик и философ Абу Али аль-Хусейн ибн Сина (980-1037), известный больше под именем Авиценна, уже умел получать хлороводородную, серную и азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия.
Алхимики первыми начали применять амальгаму золота (раствор золота в ртути) для золочения изделий из меди и железа. Они научились с помощью ртути извлекать золото из бедных золотоносных песков. Дело в том, что золото (химически инертный металл) в природе находится в основном в самородном состоянии. При обработке золотоносных песков ртутью она растворяет крупинки золота, образуя тяжелую и жидкую амальгаму. Амальгаму отделяли от песка и нагревали в печах, ртуть испарялась и оставалось чистое золото.
Был придуман и другой способ извлечения золота из бедной породы. В Древнем Египте жрецы-алхимики обрабатывали золотоносную породу расплавленным свинцом, который растворял золото и серебро, затем расплав сливали и подвергали обжигу в специальных горшках. Свинец превращался в оксид свинца и впитывался в стенки горшка, увлекая за собой все случайные примеси, а на дне горшка оставался сплав золота и серебра. Главный секрет такого обжига - материал горшков; их делали из костной золы.
Алхимики
научились использовать
азотную кислоту для отделения серебра
и меди, с которыми золото часто образует
природные сплавы. С азотной кислотой
золото не взаимодействует, а серебро
и медь образуют растворимые в воде соли
- нитраты.
Родиной
алхимии считается Древний
Колыбелью
химии принято считать
Небесным покровителем химии в Александрии стал египетский бог Тот или его греческий аналог Гермес.
В самом Египте имелась высокоразвитая ремесленная химия, причём её существенное отличие от греческой заключалось в сосредоточении ремёсел вокруг храмов, прежде всего храмов египетского бога Тота (Джехути). В храмах используемые рецептуры и технологические процессы тщательно записывались, сохранялись и оберегались от непосвящённых; в то же время они тесно связывались с астрологией и магическими обрядами. Практическими знаниями в Египте (в отличие от Греции), таким образом, обладали не только простые ремесленники – рабы и представители низших классов свободных людей, но и жрецы – достаточно образованные люди, занимающие высокое социальное положение.
Именно в Александрийской академии произошло соединение теории (античной натурфилософии) и практических знаний о веществах, их свойствах и превращениях; из этого соединения и зародилась новая наука – khemeia.
Центром алхимии того периода считался храм Сераписа, при котором ок. 235 г. до н. э. был открыт филиал Александрийской библиотеки. Среди значительных представителей греко-египетской алхимии, имя которых дошло до наших дней, можно отметить Болоса Демокритоса, Зосима Панополита, Олимпиодора. Написанная Болосом книга «Физика и мистика» (ок. 200 до н. э.) состоит из четырёх частей, посвящённых золоту, серебру, драгоценным камням и пурпуру. Болос впервые высказал идею трансмутации металлов — превращения одного металла в другой (прежде всего неблагородных металлов в золото), ставшую основной задачей всего алхимического периода. Зосим в своей энциклопедии (III в.) определил khemeia как искусство делания золота и серебра, описал «тетрасомату» — стадии процесса приготовления искусственного золота; особо он указывал на запрет разглашения тайн этого искусства.
В конце III в. в 296 г. египтяне под предводительством Домиция Домициана подняли восстание против римского императора Диоклетиана. Прибывший в Египет правитель Римской империи подавил восстание и издал эдикт, которым повелевалось собрать все старинные книги, учившие тому, как делать золото и серебро, и сжечь их. Это объясняли желанием Диоклетиана уничтожить источник богатства, а вместе с тем и высокомерия египтян. Однако от александрийского периода осталось также и множество герметических текстов, представлявших собой попытку философско-мистического объяснения превращений веществ, среди которых знаменитая «Изумрудная скрижаль» Гермеса Трисмегиста.
Важнейшие
успехи греко-египетской алхимии связаны
с получением металлов из руд, приготовлением
и обработкой металлических сплавов;
углублялись и расширялись
Арабская алхимия.
Византия IV века была рассадником алхимических идей в Европе. После завоевания арабами Египта в VII веке они принесли наследие александрийской школы в завоеванную ими Испанию, которая стала вторым после Византии источником распространения алхимических идей в Европе. В VII веке началось победоносное шествие новой мировой религии – ислама – что привело к созданию огромного Халифата, включившего в себя Малую и Среднюю Азию, Северную Африку (включая, разумеется, и Египет) и юг Пиренейского полуострова в Европе. Арабские халифы, подражая Александру Македонскому, покровительствовали наукам. На Ближнем Востоке – в Дамаске, Багдаде, Кордове, Каире – были созданы университеты, на несколько столетий ставшие главными научными центрами и давшие человечеству целую плеяду выдающихся учёных. Слово khemeia преобразовалось в арабском языке в al-khimiya, давшее название описываемому этапу. Влияние ислама в арабских университетах было сравнительно слабым; кроме того, изучение трудов античных авторов не противоречило трём обязательным исламским догматам – вере в Аллаха, в его пророков и загробный суд. Благодаря этому на Арабском Востоке могли свободно развиваться научные представления, в основе которых лежало научное наследие античности, в том числе и александрийская khemeia.