Актуально на сегодняшний
день внимание таможенных органов
РФ на способ уплаты лицензионных
платежей: прямо или косвенно, соответственно
"прямой" или "косвенный"
лицензионный платеж. При этом
официального определения значений
"прямого" и "косвенного"
лицензионных платежей в российском
таможенном законодательстве нет.
Однако данные понятия используются,
поэтому не являются новыми
ни для международно-правовых
актов, ни для российского законодательства.
Так, в ст. 8 Соглашения о применении статьи
VII ГАТТ в качестве одного из компонентов,
подлежащих включению в структуру таможенной
стоимости, названы роялти и лицензионные
вознаграждения, относящиеся к оцениваемым
товарам, которые должен выплатить покупатель
прямо или косвенно в качестве условия
продажи оцениваемых товаров в размере,
в котором такие роялти и вознаграждения
не включены в цену, действительно уплаченную
или подлежащую уплате. А в качестве примера
косвенного платежа цены, действительно
уплаченной или подлежащей уплате по сделке,
приведено списание покупателем полностью
или частично задолженности продавца
(п. 1 примечания 1 к ст. 1 Соглашения о применении
статьи VII ГАТТ).
Указание на то, что
лицензионные платежи, подлежащие
включению в таможенную стоимость,
могут быть уплачены прямо
или косвенно, содержится и в
Законе РФ "О таможенном тарифе",
причем как в действующей на
данный момент, так и в предыдущей
редакции. Так в пункте 1 статьи 19
Закона РФ "О таможенном тарифе"
применительно к цене сделки,
составляющей основу таможенной
стоимости, приводится пример
косвенного платежа как оплата
всех платежей, осуществленных или
подлежащих осуществлению покупателем
за ввозимые товары прямо или
косвенно в любой форме покупателем
продавцу или третьему лицу
в пользу продавца.
Однако применительно
к лицензионным платежам критерии
либо примеры их прямой или
косвенной уплаты в Законе
не приводятся, какие-либо рекомендации,
разъяснения судебных либо таможенных
органов по данному вопросу
отсутствуют.
Данные обстоятельства
порождают неоднозначную правоприменительную
практику, особенно в случаях,
когда лицензионным договором
закреплены сложные, комплексные
правоотношения, связанные с передачей
прав на использование объектов
интеллектуальной собственности.
Например, когда лицензионные платежи
подлежат уплате за использование товарного
знака не только на продаваемых товарах,
но и в наименовании организации-импортера,
в рекламных целях, при оказании сервисных
услуг и др. В указанных случаях требуется
тщательный анализ условий лицензионного
договора и договора поставки с ввозимыми
товарами, и лицензионные платежи подлежат
включению в таможенную стоимость только
при соблюдении перечисленных выше общих
и специальных условий, установленных
законодательством РФ применительно к
дополнительным начислениям к таможенной
стоимости.
В-четвертых, в число
дополнительных начислений включается
также любая часть дохода, полученного
в результате последующей продажи,
распоряжения иным способом или использования
товаров, которая прямо или косвенно причитается
продавцу.
Основные проблемы, связанные
с включением в таможенную
стоимость данного дополнительного
начисления, возникают в связи
с тем, что зачастую на момент
таможенной оценки товаров точный
размер дохода, причитающегося продавцу
и потому подлежащего включению
в таможенную стоимость, неизвестен.
Если исходя из содержания документов,
сопровождающих внешнеторговую сделку,
размер дохода, причитающегося продавцу
в результате последующих продажи, распоряжения
или использования товаров, не может быть
определен, первый метод таможенной оценки
неприменим.
В-пятых, к дополнительным
начислениям относятся расходы
по перевозке (транспортировке)
товаров до аэропорта, морского
порта или иного места прибытия
товаров на таможенную территорию
Российской Федерации.
В-шестых, расходы по
погрузке, выгрузке или перегрузке
товаров и проведению иных
операций, связанных с их перевозкой
(транспортировкой) до аэропорта,
морского порта или иного места
прибытия товаров на таможенную
территорию Российской Федерации.
В-седьмых, расходы
на страхование в связи с
международной перевозкой товаров.
Расходы, перечисленные
в пунктах 5 - 7 (для их определения
может быть использован общий
термин - "расходы в связи с
перевозкой товаров"), подробно
рассмотрены выше: цена внешнеторговой
сделки формируется в том числе в зависимости
от включения либо невключения в нее указанных
расходов. В зависимости от избранных
сторонами условий продажи и поставки
товаров названные расходы в одних случаях
могут являться дополнительными начислениями
(например, при поставках товаров на условиях
Exw и др.), а в других - вычетами (например,
при поставках на условиях CIP, DDU и др.).
Приведенный перечень
дополнительных начислений к
цене сделки с ввозимыми товарами
является исчерпывающим. Это значит,
что какие-либо иные начисления
к цене, фактически уплаченной
или подлежащей уплате за импортируемые
товары, за исключением названных
выше, не производятся.
В целях обеспечения единообразной
основы для исчисления таможенных платежей,
равных конкурентных условий для импортеров
товаров, а также исключения возможных
злоупотреблений путем указания сторонами
внешнеторговых сделок условий поставок,
предполагающих наименьший объем составляющих
цену сделки расходов, предусмотрен четкий
перечень не только дополнительных начислений,
подлежащих включению в таможенную стоимость,
но и вычетов из нее, т.е. расходов, связанных
с ввозом товаров, которые не подлежат
включению в таможенную стоимость.
4.Таможенная стоимость
не должна включать:
1) расходы на строительство,
возведение, сборку, монтаж, обслуживание
или оказание технического содействия
в отношении промышленных установок,
машин или оборудования, производимые
после их ввоза на таможенную
территорию Российской Федерации;
2) расходы по перевозке
(транспортировке) оцениваемых товаров
после их прибытия на таможенную
территорию Российской Федерации.
В транспортные расходы могут
включаться не только тарифы
перевозчиков, но и суммы вознаграждений
экспедиторам, расходы на страхование,
перегрузку и другие расходы;
3) пошлины, налоги и
сборы, взимаемые в Российской
Федерации.
До вступления в
силу Закона РФ "О таможенном
тарифе" (в ред. Федерального
закона от 8 ноября 2005 г. N 144-ФЗ) вычеты
из таможенной стоимости законодательно
не были определены. Возможность
уменьшения таможенной стоимости
на суммы определенных расходов
предусматривалась только в форме
декларации таможенной стоимости,
утвержденной Приказом ГТК России
от 8 сентября 2003 г. N 998, в графе "B"
которой были предусмотрены вычеты
следующих затрат:
на монтаж, сборку, наладку
ввезенных товаров или на оказание
технической помощи на территории Российской
Федерации;
на транспортировку от
места ввоза до места назначения;
на ввозные таможенные
пошлины, налоги, сборы и иные платежи
в пользу государства, подлежащие уплате
в Российской Федерации в связи
с ввозом или реализацией товаров.
Следует обратить внимание
на то, что в действующей редакции
Закона РФ "О таможенном тарифе"
расходы на строительство, возведение,
сборку, монтаж, обслуживание или
оказание технического содействия
вычитаются из таможенной стоимости
только промышленных установок, машин
и оборудования.
Законом также закреплены
условия, при которых указанные
расходы не включаются в таможенную
стоимость, - расходы выделены из
цены, фактически уплаченной или
подлежащей уплате, заявлены декларантом
и подтверждены документально.
Выделение расходов
из цены, фактически уплаченной
или подлежащей уплате, означает
раздельное указание стоимости
товаров во внешнеторговом договоре
и/или в инвойсе, который подтверждает
действительное соблюдение сторонами
его условий. Расходы должны
быть подтверждены документами
об их оплате покупателем, а
также документами, свидетельствующими
о том, что фактические обстоятельства,
в связи с которыми они понесены,
были в действительности. Так,
монтаж оборудования подтверждается
следующими документами, оцениваемыми
в совокупности: акт приемки-передачи
выполненных работ, билеты на
перелет иностранных специалистов
в Российскую Федерацию, счета
на их проживание в гостинице
и др.
При решении вопроса
о вычете из таможенной стоимости
сумм налогов, взимаемых в Российской
Федерации, принципиальным является
порядок установления сторонами
внешнеторговой сделки ее цены.
Так, если сумма внутреннего налога (как
правило, речь идет об НДС) включена в стоимость
внешнеторгового контракта, подлежит
включению в счет продавца ввозимых в
Российскую Федерацию товаров, удержанию
и перечислению в бюджет Российской Федерации
за счет средств покупателя (российского
участника внешнеторговой сделки), то
оснований для вычета сумм внутреннего
налога из таможенной стоимости не имеется.
При применении методов
2 и 3 таможенной оценки - по стоимости
сделок с идентичными или с
однородными товарами - основными
компонентами таможенной стоимости
являются соответственно цена
сделки с идентичными или с
однородными товарами. Подобрав
идентичные либо однородные товары
и проверив выполнение условий
применения второго или третьего
методов определения таможенной
стоимости, устанавливается уровень
расходов в связи с перевозкой
товаров, подлежащих включению
в таможенную стоимость, при
продажах оцениваемых и идентичных
либо однородных товаров. Это
расходы:
- по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
- по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
- на страхование в связи с международной перевозкой товаров.
Значительная разница
в таких расходах, обусловленная
различиями в расстояниях перевозки
товаров и использованных при
этом видах транспорта, должна
быть учтена, а таможенная стоимость
соответствующим образом скорректирована.
Такая корректировка осуществляется
с соблюдением требований о
документальном подтверждении, достоверности
и количественной определенности
сведений, используемых для определения
таможенной стоимости.
При таможенной оценке
товаров по методу 4 - методу вычитания
- в качестве основы для определения
таможенной стоимости товаров
принимается цена единицы оцениваемых,
идентичных или однородных товаров.
Отметим, что метод
вычитания применяется, когда
оцениваемые, идентичные или однородные
товары продаются на территории
Российской Федерации без изменения
своего первоначального состояния,
т.е. данный метод ориентирован
на последующие сделки купли-продажи
ввезенного товара на внутреннем
рынке страны импорта.
Подобрав цену единицы
оцениваемых, идентичных или однородных
товаров, соответствующую рассмотренным
выше условиям, для определения
таможенной стоимости из нее
необходимо вычесть следующие
суммы:
1. Вознаграждение агенту
(посреднику), обычно выплачиваемое
или подлежащее выплате, либо
надбавки к цене, обычно производимые
для получения прибыли и покрытия
коммерческих и управленческих
расходов в связи с продажей
в Российскую Федерацию товаров
того же класса или вида, в
том числе ввезенных из других
стран.
Сумма прибыли и коммерческих
и управленческих расходов (включая
расходы по реализации товаров) рассматривается
как надбавка к цене товара, покрывающая
указанные расходы, а также обеспечивающая
получение прибыли в связи с продажей
ввезенных товаров того же класса или
вида.
Сумма прибыли и коммерческих
и управленческих расходов учитывается
в целом и определяется на основе
информации, предоставленной декларантом,
если сведения о прибыли и коммерческих
и управленческих расходах сопоставимы
со сведениями, имеющими место при
продажах в Российскую Федерацию
товаров того же класса или вида.
Если сведения, используемые декларантом,
не сопоставимы с имеющимися в распоряжении
таможенного органа сведениями о сумме
прибыли и коммерческих и управленческих
расходов при продажах товаров того же
класса или вида в Российской Федерации,
таможенный орган может определить сумму
прибыли и коммерческих и управленческих
расходов на основе имеющихся у него сведений.
Товары того же класса или
вида - это товары, относящиеся к
одной группе или к ряду товаров,
изготовление которых относится
к соответствующему виду экономической
деятельности, включая идентичные или
однородные товары. Для таможенной оценки
товаров по методу вычитания может использоваться
информация о продажах товаров того же
класса или вида, в том числе ввезенных
из других стран (в отличие от метода сложения
- пятого метода, в рамках которого допускается
использование информации только о товарах
того же класса и вида, произведенных в
той же стране, что и оцениваемые). Вопрос
о том, являются ли оцениваемые товары
и товары, с которыми они сравниваются,
товарами того же класса или вида, должен
решаться в каждом конкретном случае с
учетом соответствующих обстоятельств.
При этом рассматриваются продажи в Российской
Федерации возможно более узкой группы
или ряда ввезенных товаров того же класса
или вида, включая оцениваемые, в отношении
которых может быть предоставлена информация.
2. Обычные расходы на
осуществленные на таможенной
территории Российской Федерации
перевозку (транспортировку), страхование,
а также на связанные с такими
операциями расходы в Российской
Федерации.