Перечисленные критерии
в равной степени оказывают
влияние на цену товаров и
по сделке на внутреннем рынке,
и по внешнеторговой сделке
и, безусловно, должны учитываться
при проведении таможенной оценки.
Цена сделки - основной,
но не единственный компонент
таможенной стоимости товаров,
оцениваемых по первому методу.
Для определения таможенной стоимости
к названной цене должны быть
добавлены дополнительные начисления,
образующие структуру таможенной
стоимости товаров.
3.Дополнительные
начисления в цену сделки
Общими условиями включения
дополнительных начислений в цену сделки
являются:
соответствующие расходы
фактически понес покупатель в связи
с покупкой и ввозом оцениваемых
товаров;
расходы не были включены в
цену сделки.
Одинаковые по содержанию
перечни дополнительных начислений
к цене сделки закреплены в
Соглашении о применении статьи
VII ГАТТ (ст. 8 Соглашения), в Таможенном
кодексе ЕЭС (ст. 32 Кодекса), в Законе
РФ "О таможенном тарифе" (ст.
19.1 Закона). В указанные перечни
включено следующее:
Во-первых, расходы в
размере, в котором они произведены
покупателем, но которые не
включены в цену, фактически уплаченную
или подлежащую уплате:
- на выплату вознаграждений агенту (посреднику), за исключением вознаграждений, уплачиваемых покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров;
- на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с товарами;
- на упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.
Поскольку стоимость
тары и упаковки, как правило,
включена в стоимость товаров,
вне зависимости от условий
их продажи и иных обстоятельств
сделки, наибольшие затруднения на практике
связаны с применением такого дополнительного
начисления к цене сделки, как агентское
вознаграждение.
Агентское вознаграждение
не подлежит дополнительному
начислению к цене сделки, за
исключением случаев, если расходы
на выплату агентского вознаграждения:
- приходятся на покупателя и причитаются за оказание услуг, связанных с покупкой оцениваемых товаров;
- включены в цену сделки.
Например, тот факт, что
экспортер товаров является агентом
производителя, сам по себе
не означает, что агентское вознаграждение
экспортера будет дополнительно
начислено к цене сделки. В
указанном случае в целях таможенной
оценки необходимо проанализировать
внешнеторговый договор и все
условия и обстоятельства продажи
товаров. Цена продажи товаров
(цена экспортера), как правило,
включает в себя стоимость
агентского вознаграждения, а потому
не рассматривается в качестве
дополнительного начисления.
Во-вторых, соответствующим
образом распределенная стоимость
следующих товаров и услуг,
прямо или косвенно предоставленных
покупателем бесплатно или по
сниженной цене для использования
в связи с производством и
продажей на экспорт в Российскую
Федерацию оцениваемых товаров,
в размере, не включенном в
цену, фактически уплаченную или
подлежащую уплате:
- сырья, материалов и комплектующих, которые являются составной частью ввозимых товаров;
- инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве ввозимых товаров;
- материалов, израсходованных при производстве ввозимых товаров;
- проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) в любой стране, за исключением Российской Федерации, и необходимых для производства оцениваемых товаров.
В качестве иллюстрации
данного дополнительного начисления
можно привести следующий пример.
Таможенной оценке подвергается
товар (автомобильные шины), стоимость
которого формируется с учетом
передачи покупателем товара
его изготовителю (и одновременно
продавцу) пресс-форм для изготовления
шин. Цена товара при его
реализации покупателю уменьшается
за счет снижения расходов
на себестоимость производимого
товара - производитель не несет
расходов в связи с приобретением
и использованием собственного
оборудования.
Наличие факта предоставления
оборудования для изготовления
ввозимого товара является дополнительным
условием и обстоятельством, влияющим
на цену товара (шин). При таких
условиях:
а) таможенная стоимость
шин, рассчитанная без учета влияния
на цену факта их изготовления на оборудовании
покупателя, будет считаться заниженной
в силу п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона РФ "О
таможенном тарифе". Занижение таможенной
стоимости может повлечь за собой
ее корректировку, доначисление таможенных
платежей и пени, а также привлечение
к административной ответственности
за недостоверное декларирование товаров
(по ч. 2 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных
правонарушениях);
б) особое внимание необходимо
уделить документальному подтверждению
величины таможенной стоимости шин
с учетом влияния предшествующих
отношений по передаче пресс-форм, поскольку
при невыполнении этого требования
таможенные органы могут отказать в
применении первого метода определения
таможенной стоимости (метод по стоимости
сделки с ввозимыми товарами).
В случае, когда влияние
факта изготовления шин на
оборудовании покупателя может
быть определено количественно
(т.е. рассчитано в стоимостном
выражении на единицу товара -
шин), то таможенную стоимость
шин возможно оценить по первому методу.
Для этого стороны сделки должны закрепить
в договоре на поставку шин (приложениях,
дополнениях к нему, спецификациях) порядок
определения цены шин и влияние факта
их изготовления на оборудовании покупателя
в стоимостном выражении (в % либо за единицу
шин). Например, приблизительно такой порядок
можно сформулировать в договоре следующим
образом: "Цена единицы товара составляет
10 условных единиц. Указанная цена сформирована
с учетом изготовления поставляемого
товара на оборудовании покупателя, что
повлекло снижение затрат производителя
в расчете на единицу шин на 1 условную
единицу". В этом случае таможенная
стоимость единицы шин будет составлять
10 + 1 условных единиц. Таким образом, если
внешнеторговые документы позволяют рассчитать
таможенную стоимость шин с учетом влияния
предшествующих отношений по передаче
пресс-форм, то оснований для отказа в
определении таможенной стоимости по
первому методу не усматривается.
Если внешнеторговые
документы не позволяют рассчитать
конкретную величину таможенной
стоимости шин с учетом дополнительного
начисления в связи с предоставлением
пресс-форм, то такие обстоятельства
могут послужить основанием для
отказа таможенных органов в
применении первого метода определения
таможенной стоимости.
В-третьих, в дополнительные
начисления включаются также
платежи за использование объектов
интеллектуальной собственности
(за исключением платежей за
право воспроизведения в Российской
Федерации).
Помимо общих условий
добавления дополнительных начислений
к цене сделки (соответствующие
расходы приходятся на покупателя
и не включены в цену сделки
продавцом) в соответствии с
п. 3 ч. 1 ст. 19.1 Закона РФ "О таможенном
тарифе" применительно к лицензионным
платежам для включения их
в таможенную стоимость необходимо
одновременное соблюдение следующих
условий:
- лицензионные платежи подлежат уплате за использование объектов интеллектуальной собственности, относящихся к ввозимым товарам;
- уплата лицензионных платежей является условием продажи ввозимых товаров;
- лицензионные платежи относятся к ввозимым товарам.
Таким образом, по
законодательству Российской Федерации
к таможенной стоимости дополнительно
начисляются только платежи за
использование объектов интеллектуальной
собственности, которые покупатель
прямо или косвенно оплачивает,
как условие продажи таких
товаров. При этом неважно,
кому уплачиваются платежи - продавцу
или иному лицу, но они должны
однозначно быть условием продажи
оцениваемых, т.е. ввозимых, товаров.
Это подтверждается положениями
правовых актов: Инструкцией о
порядке заполнения декларации
таможенной стоимости, утвержденной
Приказом ФТС России от 1 сентября
2006 г. N 829, письмом ГТК России от
6 августа 2001 г. N 01-06/31138 "О контроле
таможенной стоимости товаров,
содержащих объекты интеллектуальной
собственности".
В настоящее время вопрос
определения таможенной стоимости
товаров, содержащих в себе объекты
интеллектуальной собственности, за использование
которых уплачиваются лицензионные
платежи, является одним из наиболее
острых в правоприменительной практике.
Так, неоднозначное толкование вызывает
условие о том, что лицензионные платежи
должны относиться к оцениваемым товарам.
На практике таможенные органы настаивают
на включении в таможенную стоимость всех
лицензионных платежей, подлежащих уплате
российским импортером иностранному продавцу
товаров. В правоприменительной практике
судебных органов также имеется прецедент
признания правомерности включения в
таможенную стоимость платежей за сопровождение
программных продуктов (плата за программное
сопровождение), указанных в качестве
обязательного условия лицензионного
договора. При этом суд высказал позицию
о том, что "все платежи в рамках лицензионного
договора, какое бы целевое назначение
им ни придавалось, так или иначе связаны
с использованием объектов интеллектуальной
собственности и являются условием передачи
материального носителя". Такая позиция
таможенных и судебных органов представляется
спорной.
При невыполнении перечисленных
выше общих и специальных условий
лицензионные платежи не должны
включаться в таможенную стоимость
ввозимых товаров. Кроме того,
в нее не включаются лицензионные
платежи, подлежащие уплате за
право воспроизведения в Российской
Федерации. При этом термин "воспроизведение"
означает изготовление одного
или более экземпляров произведения
или его части в любой материальной
форме. Однако термин "воспроизведение"
в данном определении в полной
мере относится только к такому
товару, как "произведение".
Примерами невыполнения
перечисленных выше условий и,
следовательно, не включения в таможенную
стоимость лицензионных платежей могут
являться следующие:
- если цена сделки сформирована
с учетом подлежащих уплате
лицензионных платежей, т.е. уже
включает в себя указанные
платежи (такой порядок формирования
цены сделки должен четко оговариваться
во внешнеторговых коммерческих
документах - контракте, инвойсе
и др.);
- если лицензионные платежи
не относятся к ввозимым товарам,
их уплата не является условием
продажи ввозимых товаров (например,
покупатель уплачивает лицензионные
платежи в рамках иных договорных
отношений, не связанных с ввозом
оцениваемых товаров). Так, в Комментарии
ВТО к Соглашению о применении
статьи VII ГАТТ разъяснено, что платежи,
произведенные покупателем за
право распределения или перепродажи
импортных товаров, не должны
добавляться к цене сделки, если
такие платежи не являются
условием продажи оцениваемых
товаров на экспорт в страну импорта.
Не относятся непосредственно к оцениваемым
товарам и, следовательно, не подлежат
включению в таможенную стоимость лицензионные
платежи за использование покупателем
объекта интеллектуальной собственности
в рекламных целях (в газетах, журналах,
каталогах, прайс-листах, радио- и телевизионной
рекламе). Лицензионные платежи в подобных
случаях не связаны непосредственно с
ввозимым товаром. Если уплата таких платежей
не установлена в качестве условия продажи
оцениваемых товаров, указанные платежи
не включаются в таможенную стоимость
ввозимых товаров.
Как отмечалось выше,
в целях определения таможенной
стоимости товара в первую
очередь имеют значение договоры
поставки товаров и лицензионные
договоры, содержанию которых необходимо
уделить особое внимание. Если
в указанных договорах отсутствуют
какие-либо отсылки на необходимость
уплаты платежей за использование
объектов интеллектуальной собственности
в качестве условия продажи ввозимых товаров,
а также выделение указанных платежей
из структуры фактурной стоимости размера,
то лицензионные платежи не должны добавляться
к величине таможенной стоимости.
Часто внешнеторговые
документы не позволяют количественно
определить, т.е. рассчитать, сумму
лицензионных платежей, подлежащих
включению в таможенную стоимость.
В таких случаях первый метод
таможенной оценки не подлежит
применению, и таможенная стоимость
чаще всего рассчитывается таможенным
органом по шестому (резервному) методу
на основе имеющейся в его распоряжении
информации.
Судебная практика
по вопросу о включении в
таможенную стоимость лицензионных
платежей крайне скудна и противоречива,
по большей части это объясняется
слабым развитием правоотношений,
связанных с использованием объектов
интеллектуальной собственности,
в том числе содержащихся в
ввозимых в Российскую Федерацию товарах
(так, с 1 января 2008 г. была введена в действие
часть IV Гражданского кодекса РФ, регламентирующая
правоотношения, связанные с обращением
объектов интеллектуальной собственности),
а также редкими случаями обжалования
импортерами товаров решений таможенных
органов о корректировке таможенной стоимости
даже при их несогласии с последними.
Так, таможенный орган
увеличил таможенную стоимость
ввозимого товара на стоимость
услуг продавца товаров по
проектированию, разработке технической
документации и комплектации
материалов, посчитав оплату названных
услуг лицензионным платежом. Данное
решение таможенного органа в
судебном порядке было признано
незаконным и отменено. Суд указал,
что услуги по проектированию,
разработке технической документации
и комплектации материалов не
относятся к объектам интеллектуальной
собственности, а стоимость данных
услуг не является лицензионным
платежом и не подлежит включению
в таможенную стоимость ввозимого
товара.
По другому делу
основанием для признания незаконным
требования таможенных органов
о включении в таможенную стоимость
лицензионных платежей послужило,
в частности, то обстоятельство,
что уплата лицензионных платежей
не была указана в договоре
поставки товаров и лицензионном
договоре в качестве условия
продажи товаров. Более того, указанные
договоры вообще не содержали
взаимных ссылок.