Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:04, курсовая работа
Темой курсового проекта является привод цепного конвейера. Он включает в себя электродвигатель, плоскоременную передачу, редуктор, муфту и исполнительный механизм. Редуктор предназначен для передачи мощности от электродвигателя к исполнительному механизму с уменьшением частоты оборотов и увеличением вращающего момента. Муфта сглаживает скачки моментов сил возникающие при эксплуатации механизма. В записке приведены кинематический и силовой расчёты привода, дана методика выбора электродвигателя, изложены методики проектного и проверочного расчётов червячной передачи.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. КИНЕМАТИЧЕСКИЙ И СИЛОВОЙ РАСЧЕТ ПРИВОДА. ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 5
1.1. Определение частоты вращения вала исполнительного механизма 5
1.2. Определение мощности на валу исполнительного механизма 5
1.3. Определение расчётной мощности на валу двигателя 6
1.4. Выбор электродвигателя 6
1.4.1. Расшифровка аббревиатуры электродвигателя АИР90L4 7
1.4.2. Проверка двигателя на экономичность 8
1.4.3. Проверка двигателя на перегрузочную способность при пуске 8
1.5. Определение передаточного отношения привода 8
1.6. Определение мощностей, вращающих моментов и частот вращения валов 9
2 ПРОЕКТНЫЙ РАСЧЕТ ПЕРЕДАЧ НА ЭВМ 10
2.1. Исходные данные 10
2.2. Выбор варианта расчета редуктора 10
2.3. Геометрические параметры червячной передачи 11
3. ПРОВЕРОЧНЫЕ РАСЧЕТЫ ЗАКРЫТЫХ ПЕРЕДАЧ 12
3.1. Проверочный расчет червячной передачи на контактную выносливость активных поверхностей зубьев 12
3.2. Допускаемые напряжения при расчете зубьев червячного колеса на выносливость по изгибу 13
3.3. Проверочный расчет червячной передачи на выносливость зубьев по изгибу 14
3.4. Расчет червячной передачи на прочность при действии кратковременных перегрузок 14
4. СИЛЫ В ЗАЦЕПЛЕНИИ 16
5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОТКРЫТОЙ ПЛОСКОРЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ 17
6. КОМПОНОВКА РЕДУКТОРА 19
6.1.Проектный расчет валов 19
6.2. Подбор подшипников качения 20
6.3. Подбор шпоночных соединений 21
6.4. Конструирование основных элементов 22
6.5. Смазка редуктора 22
7. ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ТИХОХОДНОГО ВАЛА РЕДУКТОРА НА СТАТИЧЕСКУЮ ПРОЧНОСТЬ ПО ЭКВИВАЛЕНТНОМУ МОМЕНТУ 24
8. ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ТИХОХОДНОГО ВАЛА РЕДУКТОРА НА ВЫНОСЛИВОСТЬ 28
9. ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ШПОНОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ДЛЯ ТИХОХОДНОГО ВАЛА РЕДУКТОРА 30
10. ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ ДЛЯ ТИХОХОДНОГО ВАЛА НА ДОЛГОВЕЧНОСТЬ 32
10.1. Определение сил, нагружающих подшипники 32
10.2. Расчет подшипников на заданный ресурс 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Шпонка для фиксации муфты на выходном, тихоходном валу редуктора:
Шпонка 16×10×63 ГОСТ 23360-80.
Рисунок 8 – Геометрические параметры соединения призматической шпонкой
Червячные колеса силовых передач всегда делают составными: венец из антифрикционного сплава, и центр из стального литья, в малонагруженных из чугуна. Венец соединяют с центром при помощи посадки с натягом. При этом обычно делают шесть цилиндрических шпонок.
Размеры конструктивных элементов колес принимают:
Длина ступицы:
толщина венца:
толщина обода:
ширина буртика насадного венца:
высота бурта:
диаметр шпонки:
высота шпонки:
толщина диска:
диаметр ступицы:
Для уменьшения износа и потерь на трение все трущиеся детали редуктора необходимо надежно смазывать. В данном проекте для смазки передач и подшипников предполагается использовать картерную систему смазки, при которой в масло погружаются венцы зубчатых колес. При их вращении внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которая покрывает всю поверхность деталей редуктора.
Уровень масляной ванны должен быть таким, чтобы зубья конического колеса полностью погружались в масло. Объем масла не менее 0.7…1 литра на 1 кВт, подводимой мощности. Следовательно, в данный редуктор стоит залить приблизительно 2 литра масла, до уровня контрольного отверстия. Масло заливается индустриальное, жидкое И-70А ГОСТ 20799-75. (И - масло индустриальное; А - масло без присадок; 70 - класс кинематической вязкости).
Рисунок 10. Компоновка редуктора
Крутящий момент:
Fr= 1750 (H) – радиальная сила;
Fa= 486,4 (H) – осевая сила;
Ft= 4808 (H) – окружная сила;
Изгибающий момент:
При построении эпюр от реальной конструкции, переходим к расчетной схеме, заменяя опоры соответствующими им реакциями.
Материал вала Сталь 45 ГОСТ 1050-88:
Для определения реакции в опорах, составим уравнения равновесия.
Сумма моментов сил относительно первой опоры:
Сумма моментов сил относительно второй опоры:
Для проверки составим сумму проекций сил на ось x и y.
Сумма проекций сил на ось x:
Сумма проекций сил на ось y:
Рисунок 9 – Расчетная схема вала редуктора
Расчет ведется по двум сечениям для выявления наиболее опасного:
Сечение I:
Изгибающий момент:
где W – осевой момент сопротивления (сечения вала с учетом шпонки),
Wp – полярный момент сопротивления (сечения вала с учетом шпонки),
Из формул показанных выше следует:
где Kp=1.5 – коэффициент перегрузки машины.
Фактический коэффициент запаса прочности:
Условие прочности выполнено, запас прочности обеспечен.
Сечение II:
Изгибающий момент:
где W – осевой момент сопротивления (сечения вала без учета шпонки),
Wp – полярный момент сопротивления (сечения вала без учета шпонки),
Из формул показанных выше следует:
где Kp=1,5 – коэффициент перегрузки машины.
Фактический коэффициент запаса прочности:
Условие прочности выполнено,
запас прочности обеспечен.
Расчет ведется по двум сечениям для выявления наиболее опасного:
Определим запас прочности из условия прочности:
где – запас прочности по нормальным напряжениям,
- запас прочности по касательным напряжениям.
Из данного условия прочности, выразим запас прочности n в чистом виде:
где [n]=2…3 – допустимый запас прочности, предшествующий разрушению.
где – эффективные коэффициенты концентрации напряжений,
– коэффициент упрочнения материала,
– масштабный фактор, зависящий от размера,
- коэффициенты чувствительности материала к асимметрии цикла нагружения,
– амплитудные значения,
– значения цикла.
Сечение I.
– коэффициенты берутся с учетом напряжения шпоночного паза в сечении,
;
– с учетом работы вала в данном сечении.
Условие прочности выполнено, запас прочности обеспечен.
Сечение II.
– коэффициенты
берутся с учетом напряжения
канавки для выхода
;
– с учетом работы вала в данном сечении, на изгиб и кручение,
Условие прочности выполнено,
запас прочности обеспечен.
Расчет шпоночного соединения на прочность проводится по напряжениям смятия:
Рисунок 10 – Расчетная схема шпоночного соединения
Условие прочности:
– допускаемые напряжения на смятие.
Шпонка для фиксации колеса на валу:
Шпонка 18×11×50 ГОСТ 23360-80:
Т = 1528 (Н∙м) – момент на валу;
lp – рабочая длинна шпонки:
b=18 (мм) – ширина шпонки;
d=61 (мм) – диаметр посадочной части вала;
h=11 (мм) – высота шпонки;
t= 7 (мм) – глубина паза на валу.
Условие прочности выполнено, запас прочности обеспечен.
Шпонка для фиксации муфты на тихоходном валу:
Шпонка 16×10×60 ГОСТ 23360-80:
Данные для второй шпонки аналогичны, отличие лишь в длине рабочей части:
Условие прочности выполнено, запас прочности обеспечен.
Для тихоходного вала редуктора были выбраны – радиально-упорные, роликовые, конические, однорядные подшипники, средней серии 7211А ГОСТ 27365-87. Схема установки подшипников «враспор».
Рисунок 11 – Схема установки и нагружения подшипников вала
Из расчета вала имеем реакции в опорах 1 и 2:
Тогда радиальная нагрузка в этих опорах, действующая, на подшипники найдется:
Минимальная осевая сила, действующая на подшипники:
где R – радиальная нагрузка, действующая на подшипник,
e=0,35 – коэффициент минимальной осевой нагрузки.
Так как
Сравнение соотношений с
коэффициентом минимальной
Для первого подшипника:
Для второго подшипника:
Следовательно, X=0,4; Y=1,4,
где V – коэффициент вращения кольца при вращении внутреннего кольца,
X, Y – коэффициенты динамической радиальной и осевой нагрузок
Расчет подшипников на заданный ресурс ведется по обоим опорам:
где – коэффициент долговечности при вероятности безотказной работы 90%,
– коэффициент,
характеризующий влияние на
– для подшипников данной категории,
– частота вращения тихоходного вала,
С=84,2 (кН) – базовая радиальная, динамическая грузоподъемность подшипника,
P – эквивалентная радиальная грузоподъемность подшипника:
где Ri - радиальная нагрузка, в опорах действующая на подшипник,
V=1 – коэффициент вращения кольца при вращении внутреннего кольца,
X=0,4, Y=1,4 – коэффициенты динамической радиальной и осевой нагрузок,
– коэффициент
безопасности при умеренных
– температурный
коэффициент (выбирается в
Тогда:
Сравним полученный ресурс с заданным:
18526 17000
Полученный ресурс удовлетворяет требованиям и превосходит его. Следовательно, в ходе эксплуатации редуктора равной 17000 часов, не требуется менять подшипники. Однако подшипник 1 выйдет из строя, по данным расчета, раньше.