Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:04, курсовая работа
Темой курсового проекта является привод цепного конвейера. Он включает в себя электродвигатель, плоскоременную передачу, редуктор, муфту и исполнительный механизм. Редуктор предназначен для передачи мощности от электродвигателя к исполнительному механизму с уменьшением частоты оборотов и увеличением вращающего момента. Муфта сглаживает скачки моментов сил возникающие при эксплуатации механизма. В записке приведены кинематический и силовой расчёты привода, дана методика выбора электродвигателя, изложены методики проектного и проверочного расчётов червячной передачи.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. КИНЕМАТИЧЕСКИЙ И СИЛОВОЙ РАСЧЕТ ПРИВОДА. ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 5
1.1. Определение частоты вращения вала исполнительного механизма 5
1.2. Определение мощности на валу исполнительного механизма 5
1.3. Определение расчётной мощности на валу двигателя 6
1.4. Выбор электродвигателя 6
1.4.1. Расшифровка аббревиатуры электродвигателя АИР90L4 7
1.4.2. Проверка двигателя на экономичность 8
1.4.3. Проверка двигателя на перегрузочную способность при пуске 8
1.5. Определение передаточного отношения привода 8
1.6. Определение мощностей, вращающих моментов и частот вращения валов 9
2 ПРОЕКТНЫЙ РАСЧЕТ ПЕРЕДАЧ НА ЭВМ 10
2.1. Исходные данные 10
2.2. Выбор варианта расчета редуктора 10
2.3. Геометрические параметры червячной передачи 11
3. ПРОВЕРОЧНЫЕ РАСЧЕТЫ ЗАКРЫТЫХ ПЕРЕДАЧ 12
3.1. Проверочный расчет червячной передачи на контактную выносливость активных поверхностей зубьев 12
3.2. Допускаемые напряжения при расчете зубьев червячного колеса на выносливость по изгибу 13
3.3. Проверочный расчет червячной передачи на выносливость зубьев по изгибу 14
3.4. Расчет червячной передачи на прочность при действии кратковременных перегрузок 14
4. СИЛЫ В ЗАЦЕПЛЕНИИ 16
5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОТКРЫТОЙ ПЛОСКОРЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ 17
6. КОМПОНОВКА РЕДУКТОРА 19
6.1.Проектный расчет валов 19
6.2. Подбор подшипников качения 20
6.3. Подбор шпоночных соединений 21
6.4. Конструирование основных элементов 22
6.5. Смазка редуктора 22
7. ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ТИХОХОДНОГО ВАЛА РЕДУКТОРА НА СТАТИЧЕСКУЮ ПРОЧНОСТЬ ПО ЭКВИВАЛЕНТНОМУ МОМЕНТУ 24
8. ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ТИХОХОДНОГО ВАЛА РЕДУКТОРА НА ВЫНОСЛИВОСТЬ 28
9. ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ШПОНОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ДЛЯ ТИХОХОДНОГО ВАЛА РЕДУКТОРА 30
10. ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ ДЛЯ ТИХОХОДНОГО ВАЛА НА ДОЛГОВЕЧНОСТЬ 32
10.1. Определение сил, нагружающих подшипники 32
10.2. Расчет подшипников на заданный ресурс 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Южно-Уральский
(национальный
Кафедра «Теоретическая Механика и Основы Проектирования Машин»
ПРИВОД ЦЕПНОГО КОНВЕЙЕРА
Пояснительная записка к курсовому проекту по курсу
детали машин
ЮУрГУ.303343.342 ПЗ
Нормоконтролер
«__»__________2012 г.
Руководитель
Теребов А.С.
«__»_____________2012 г.
Автор проекта
студент группы АТ-342
Ерохин
Проект защищен
с оценкой
___________________
«__»_____________2012 г.
Челябинск
2012
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1. КИНЕМАТИЧЕСКИЙ И СИЛОВОЙ РАСЧЕТ ПРИВОДА. ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 5
1.1. Определение частоты вращения вала исполнительного механизма 5
1.2. Определение мощности на валу исполнительного механизма 5
1.3. Определение расчётной мощности на валу двигателя 6
1.4. Выбор электродвигателя 6
1.4.1. Расшифровка аббревиатуры электродвигателя АИР90L4 7
1.4.2. Проверка двигателя на экономичность 8
1.4.3. Проверка двигателя на перегрузочную способность при пуске 8
1.5. Определение передаточного отношения привода 8
1.6. Определение мощностей, вращающих моментов и частот вращения валов 9
2 ПРОЕКТНЫЙ РАСЧЕТ ПЕРЕДАЧ НА ЭВМ 10
2.1. Исходные данные 10
2.2. Выбор варианта расчета редуктора 10
2.3. Геометрические параметры червячной передачи 11
3. ПРОВЕРОЧНЫЕ РАСЧЕТЫ ЗАКРЫТЫХ ПЕРЕДАЧ 12
3.1. Проверочный расчет червячной передачи на контактную выносливость активных поверхностей зубьев 12
3.2. Допускаемые напряжения при расчете зубьев червячного колеса на выносливость по изгибу 13
3.3. Проверочный расчет червячной передачи на выносливость зубьев по изгибу 14
3.4. Расчет червячной передачи на прочность при действии кратковременных перегрузок 14
4. СИЛЫ В ЗАЦЕПЛЕНИИ 16
5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОТКРЫТОЙ ПЛОСКОРЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ 17
6. КОМПОНОВКА РЕДУКТОРА 19
6.1.Проектный расчет валов 19
6.2. Подбор подшипников качения 20
6.3. Подбор шпоночных соединений 21
6.4. Конструирование основных элементов 22
6.5. Смазка редуктора 22
7. ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ТИХОХОДНОГО ВАЛА РЕДУКТОРА НА СТАТИЧЕСКУЮ ПРОЧНОСТЬ ПО ЭКВИВАЛЕНТНОМУ МОМЕНТУ 24
8. ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ТИХОХОДНОГО ВАЛА РЕДУКТОРА НА ВЫНОСЛИВОСТЬ 28
9. ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ШПОНОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ДЛЯ ТИХОХОДНОГО ВАЛА РЕДУКТОРА 30
10. ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ ДЛЯ ТИХОХОДНОГО ВАЛА НА ДОЛГОВЕЧНОСТЬ 32
10.1. Определение сил, нагружающих подшипники 32
10.2. Расчет подшипников на заданный ресурс 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Курсовой проект по деталям
машин является первой работой студентов,
при выполнении которой приобретаются
навыки расчёта и конструирования
деталей и узлов машин, изучаются
методы, нормы и правила
Темой курсового проекта является привод цепного конвейера. Он включает в себя электродвигатель, плоскоременную передачу, редуктор, муфту и исполнительный механизм. Редуктор предназначен для передачи мощности от электродвигателя к исполнительному механизму с уменьшением частоты оборотов и увеличением вращающего момента. Муфта сглаживает скачки моментов сил возникающие при эксплуатации механизма.
В записке приведены
Рисунок 1 – Кинематическая схема привода цепного конвейера
1. Электродвигатель АИР; 2. Ременная передача; 3. Червячный редуктор; 4. Комбинированная муфта; 5. Звёздочки.
1.1. Определение частоты вращения вала исполнительного механизма
Частота вращения вала исполнительного органа n3:
где – окружная скорость;
– число зубьев звездочки цепного конвейера;
– шаг цепи цепного конвейера.
1.2. Определение мощности на валу исполнительного механизма
T3 = 1500 (Нм)– вращающий момент на валу исполнительного механизма;
n3 – частота вращения вала исполнительного механизма.
Расчётная мощность P1 на валу двигателя определяется по мощности на валу исполнительного механизма с учётом потерь в приводе:
где η - общий КПД привода;
Общий КПД привода вычисляется как произведение КПД отдельных передач, учитывающих потери во всех элементах кинематической цепи привода:
где η1 – КПД плоскоременной передачи η1= 0,96;
η2 – КПД червячной передачи η2= 0,8;
η3 – КПД муфты η3= 0,98;
η4 – КПД подшипников η4= 0,99;
.
Тогда
;
где i – передаточное отношение привода,
В приводах общего назначения применяют в основном трехфазные электродвигатели переменного тока с короткозамкнутым ротором серии 4A, отличающимся простотой конструкции и эксплуатации, низкой стоимостью.
Типоразмер двигателя выбирают по расчетной мощности P1 и по намеченной частоте n1 вращения вала. Наиболее рациональным в данном случае будет выбор двигателя АИР100L4, со следующими характеристиками: мощность 4 кВт, синхронная частота вращения 1500 об/мин, скольжение 4%, КПД 87%, отношение пускового момента к номинальному 2.
Номинальная асинхронная частота вращения вала определяется
где S – относительное скольжение вала.
Двигатель и редуктор устанавливаются на раме (плите) в виде самостоятельных агрегатов, поэтому нужно применять двигатель на лапах исполнения IM1081.
Рисунок 2. Эскиз электродвигателя АИР100S2, исполнения IM 1081.
Габаритно-присоединительные
Тип |
l30* |
h31* |
d24 |
l1 |
l10 |
l31 |
d1 |
d10 |
d20 |
d22 |
d25 |
b10 |
n |
h |
l21* |
l20* |
h10* |
h5 |
b1 |
АИР 100 L4 |
420 |
277 |
250 |
60 |
140 |
63 |
28 |
12 |
215 |
14 |
180 |
160 |
4 |
100 |
14 |
4 |
9 |
31 |
8 |
* - размеры могут
незначительно отличаться в
Электродвигатели асинхронные типа АИР общего назначения предназначены для привода механизмов и машин в условиях умеренного климата.
А – асинхронный; И –
унифицированная серия
100 – габарит от плоскости установки до плоскости вращения вала;
S – Установочный размер по длине станины;
Длинна сердечника первая;
2 – число полюсов
Конструктивные исполнения и способ монтажа по ГОСТ 2479-79.
IM1 – на лапах с подшипниковыми щитами
08 – способ монтажа
1 – с одним цилиндрическим концом вала
По экономическим соображения паспортная мощность Pдв должна быть близка к расчетной мощности P1 при выполнении условия:
Выполнение данного, условия говорит о том, что расчетная мощность удовлетворяет условиям работы двигателя. Разность паспортной Pдв и расчетной P1 мощностей обеспечивает запас по мощности, реализуемый при кратковременных пиковых перегрузках (например, при пуске).
где кратковременность пускового момента двигателя: отношение начального пускового момента, к номинальному, паспортному, приведенное в технической характеристике двигателя,
коэффициент
кратковременных пиковых
На начальном этапе проектирования известны мощности P1 и P3 и частоты n1 и n3 валов двигателя и исполнительного механизма.
Уточним передаточное отношение привода:
Так как в привод включена открытая ременная передача то:
Передаточное отношение ременной передачи выбираем
Передаточное отношение редуктора:
Связь между мощностями,
частотами вращения и вращающими
моментами предыдущего и
Тогда
Частота вращения на 2 валу:
Вращающий момент на 1 валу:
Вращающий момент на 2 валу:
Вращающий момент на 3 валу:
Составим промежуточную таблицу для упорядочивания данных:
Таблица 1 – Силовые и кинематические параметры привода (промежуточные данные).
№ вала |
Мощность Р, кВт |
Частота вращения n, мин-1 |
Вращающий момент Т, Н∙м |
1 |
3,2 |
1380 |
22 |
2 |
3,0 |
543 |
53 |
3 |
2,4 |
15 |
1528 |
2.1 Подготовка исходных данных для проектного расчета.
Основными критериями выбора варианта расчета являются: КПД и масса редуктора. КПД должен быть как можно выше, масса же наоборот – как можно меньше.
По данным расчета самый высокий КПД и относительно небольшая масса получены в первом варианте расчета.
В дальнейшем расчет редуктора будет вестись по первому варианту.
Рисунок 3 – Геометрические параметры червячной передачи
Таблица 3 – Значения параметров
аw мм |
da1 мм |
df1 мм |
df2 мм |
dам2 мм |
da2 мм |
b1 мм |
b2 мм |
α град |
224 |
110 |
66 |
334 |
398 |
378 |
140 |
80 |
20 |