Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:56, контрольная работа
Буксовым узлом называется устройство с подшипниками, обеспечивающее трансформацию вращательного движения колесной пары в поступательное перемещение вагона, с минимальным сопротивлением. Буксовые узлы обеспечивают передачу нагрузки от кузова вагона на шейки осей и ограничивают продольные и поперечные перемещения колесной пары относительно тележки. Вместе с колесными парами являются наиболее ответственными элементами ходовых частей вагона.
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное
агентство железнодорожного транспорта
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САМАРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
Вагоны
Расчетно-графическая
работа
по дисциплине «Теория надежности вагонов»
на тему:
Надежность
роликов подшипников буксового узла
Выполнил: студент
Самара,2011г.
Введение
Буксовым узлом называется устройство с подшипниками, обеспечивающее трансформацию вращательного движения колесной пары в поступательное перемещение вагона, с минимальным сопротивлением. Буксовые узлы обеспечивают передачу нагрузки от кузова вагона на шейки осей и ограничивают продольные и поперечные перемещения колесной пары относительно тележки. Вместе с колесными парами являются наиболее ответственными элементами ходовых частей вагона.
Буксовые узлы отечественных вагонов, а также современных конструкций зарубежных вагонов, оборудованы исключительно подшипниками качения. Это обусловлено тем, что роликовые подшипники обеспечивают реализацию высоких скоростей движения и осевых нагрузок, а также более надежны и экономичны в эксплуатации.
Роликовые
подшипники являются наиболее важным
элементом буксового узла и поэтому
очень важно обеспечить их качественный
ремонт.
1.Конструкция буксового узла
Буксовый узел (рис.1.1) включает: 1 и 2 — передний и задний цилиндрические роликовые подшипники; 3 — корпус буксы; 4 — лабиринтное кольцо; 5 — лабиринтную впрессованную часть корпуса буксы; 6 — уплотнительное кольцо; 7 — крепительную крышку; 8 — уплотнительное кольцо; 9 — крепительную шайбу; 10 — смотровую крышку; 11 — крепительный болт; 12 — шайбу; 13 — болты крепления смотровой крышки.
Рисунок 1.1. Буксовый узел с цилиндрическими подшипниками и крепительной шайбой
Корпус буксы (3) предназначен для размещения элементов буксового узла и смазки. Конструкция корпуса буксы определяется схемой опирания рамы тележки на буксовый узел.
Лабиринтное кольцо(4) и лабиринтная часть (5) корпуса, образуя четырехкамерное бесконтактное уплотнение, препятствуют вытеканию смазки из буксы и попаданию в нее механических примесей.
Крепительная крышка (7) фиксирует наружные кольца подшипников и герметизирует корпус буксы с наружной стороны.
Смотровая крышка (10) предназначена для осмотра на пунктах технического обслуживания переднего подшипника и контроля состояния смазки, а также обеспечения обточки колесной пары без демонтажа букс.
Роликовые подшипники (рис.1.2) являются главной составной частью буксового узла, а все остальные элементы предназначены для обеспечения их надежной работы.
Рисунок 1.2 Роликовые подшипники
а) с короткими цилиндрическими роликами однорядные с одно бортовым внутреннем кольцом на горячей (прессовой) посадке; б) с короткими цилиндрическими роликами однорядные с безбортовым внутреннем кольцом и плоским упорным кольцом на горячей (прессовой) посадке.
Роликовые подшипники состоят из наружного кольца 1, 15 роликов 2, внутреннее кольцо 3, сепаратор 4 и упорного кольца 5.
Внутреннее кольцо подшипника устанавливается на шейку оси колесной пары с натягом, а наружное кольцо свободно входит в корпус буксы. Вращение шейки оси вместе с внутренним кольцом подшипника вызывает вращение роликов вокруг своих осей и перекатывание по дорожкам качения между наружным и внутренним кольцами. Свободное перемещение роликов обеспечивается наличием осевого и радиального зазора.
Для работы роликовых подшипников с минимальным сопротивлением их заправляют консистентной смазкой ЛЗ-ЦНИИ (летне-зимняя, т. е. всепогодная).
Важной составной частью являются элементы торцевого крепления внутренних колец подшипников на шейке оси (рис.1.3).
Рисунок 1.3 Варианты торцевого крепления внутренних колец подшипников на шейке оси
а — корончатой гайкой; б — торцевой шайбой
Корончатые гайки 1 обычно изготавливают шестигранными с одиннадцатью пазами для постановки стопорной планки 2. Планку укрепляют в пазу торца оси двумя болтами 3, скрепляемыми вязальной проволокой.
В
современных колесных парах типа РУ1Ш-950
для торцевого крепления подшипников
применяются специальные шайбы 4 (рис.1.3.б)
. Для стопорения болтов от самоотвинчивания
используется объединенная стопорная
отгибная шайба 6.
2. Анализ повреждений роликовых подшипников
Надежность работы буксового узла во многом зависит от тщательности монтажа его на шейке оси колесной пары. Опыт эксплуатации буксовых узлов показал, что главными причинами выхода их из строя являются допускаемые нарушения технологии при подборе и монтаже роликовых подшипников на шейку оси, а также несовершенства элементов корпуса буксы.
Таблица 1 - Неисправности подшипников и методы их устранения
Виды возможных неисправностей, повреждений или отступлений от норм | Условия дальнейшего использования | |
1 Подшипник в собранном виде | ||
Радиальный
зазор меньше или больше установленной
нормы
Осевой зазор в подшипнике меньше установленной нормы |
Необходимо
перекомплектовать подшипник с
заменой наружного кольца.
Подшипник используют после зачистки торцевой поверхности нерабочего (маркированного) борта у наружных колец на значение до 0,03 мм. Зачистку производят шлифовальной шкуркой № 10 на тканевой основе, а затем № 6 с маслом или притиркой пастой ГОИ. Допускается перекомплектовывать подшипник с заменой наружного кольца или роликов. | |
Наличие повреждений, перечисленных ниже, в деталях подшипников | Замена негодных деталей или устранение дефектов зачисткой с полной (при необходимости) разборкой и перекомплектовкой подшипника. | |
2 Наружное и внутреннее кольца | ||
Трещины, разрывы, отколы | Кольца бракуют | |
Раковины и шелушение (усталостные повреждения) на дорожках качения | То же |
Продолжение таблицы 1
Виды
возможных неисправностей,
Повреждений или отступлений от норм |
Условия дальнейшего использования |
Шелушение дорожек качения внутреннего кольца | Кольца бракуют |
Рифление
дорожки качения наружного |
Кольца используют с установкой рифленой поверхностью в нерабочую зону при длине рифленого участка не более половины длины дорожки качения. |
Коррозионные пятна на дорожках качения по шагу ролика | Кольца бракуют |
Поверхностная и точечная коррозия на дорожках качения | Кольца используют после зачистки пораженных коррозией поверхностей шлифовальной шкуркой № 6 с маслом. |
Задиры и заусенцы фасок бортов наружных и внутренних колец | Кольца используют после зачистки фасок. Зачистку производят на приспособлении или шлифовальной шкуркой № 10, а затем № 6 с маслом. |
Коррозионные раковины на дорожках качения в виде точек | Кольца бракуют |
Коррозионные повреждения на посадочных поверхностях | Кольца используют со следами коррозионных повреждений после зачистки шкуркой № 6 с маслом. |
Потемнение поверхности качения от серого до черного цвета | Кольца используют со следами коррозионных повреждений после зачистки шкуркой № 6 с маслом. |
Намины и мелкие риски на дорожках качения | Кольца допускаются к дальнейшему использованию |
Продолжение таблицы 1
Виды
возможных неисправностей,
Повреждений или отступлений от норм |
Условия дальнейшего использования | |
Следы перегрева (цвета побежалости) | Кольца бракуют (кроме колец, имеющих соломенный цвет) | |
Кольцевые риски, задиры, вмятины и забоины на нерабочих поверхностях | Кольца используют после зачистки и сглаживания выступающих краев | |
Монтажные забоины и задиры на поверхностях качения | Кольца бракуют | |
Отсутствие фасок на кромках бортов наружных колец | То же | |
Надиры типа "елочка" на бортах наружных колец, внутренних колец, плоских упорных колец | Кольца используют со следами от надиров после обработки бортов на приспособлении шлифовальной шкуркой №6 с маслом или притиркой пастой ГОИ. Допускается снимать слой по каждому борту толщиной не более 0,005 мм. Снятие слоя контролируют щупом между торцом одного из роликов и бортами колец. | |
Повреждения электрическим током дорожек качения | Кольца бракуют | |
3. Ролики | ||
Трещины, отколы, ползуны | Ролики бракуют | |
Вмятины на поверхности качения | Ролики используют | |
Кольцевой след без разрушения поверхности металла | Ролики используют |
Продолжение таблицы 1
Виды
возможных неисправностей,
Повреждений или отступлений от норм |
Условия дальнейшего использования | |
Коррозионные раковины на поверхности качения | Ролики бракуют | |
Потемнение поверхности качения от серого до черного цвета | Ролики используют | |
Коррозия пятнами | Ролики бракуют | |
Раковины
на поверхности качения |
Ролики бракуют | |
Точечная коррозия на нерабочих поверхностях (торцы, скосы) | Ролики используют | |
Повреждения торцов цилиндрических роликов - надиры типа "елочка" | Ролики используют со следами от надиров после обработки на приспособлении, имеющем вертикальное перемещение ручки, шлифовальной шкуркой № 6 с маслом. Снимать допускается с каждой стороны ролика слой толщиной не более 0,005 мм. Толщину снятого слоя проверяют по высоте ролика на приборе В 901 (408М) | |
Точки в результате повреждения электрическим током | Ролики бракуют | |
4. Сепараторы | ||
Повреждение "чеканки" у полиамидного сепараторов цилиндрического подшипника приводящее к выпаданию роликов | Сепараторы используют после восстановления "чеканки" |
3.1 Расчет долговечности роликовых подшипников
Буксовые узлы в эксплуатации передают все основные статические и динамические нагрузки от рамы тележки вагона вращающимся коленным парам. Они должны обеспечивать при этом высокую надежность в сложных условиях эксплуатации, нормируемую долговечность работы. Наиболее ответственным элементом буксового узла является подшипник.
Долговечность
роликовых подшипников в
Информация о работе Надежность роликов подшипников буксового узла