Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 22:54, реферат
Топливные элементы — это электрохимические генераторы для прямого преобразования химической энергии топлива в электрическую. Они принципиально отличаются от всех генераторов электроэнергии тем, что в них химическая энергия преобразуется в электрическую, минуя стадию превращения в тепловую энергию. Коэффициент полезного действия любой тепловой машины не может превышать определенной величины, зависящей, от температуры рабочего тела (пара или газа) на входе и выходе тепловой машины, в то время как к. п. д. электрохимического источника тока не связан с этим ограничением.
1. Введение …………………………………………………………………………….. 3
2. Электрохимические генераторы …………………………………………………… 4
2.1 Кислород-водородные генераторы и топливные элементы ………………….... 7
2.2. Автономные энергоустановки на топливных элементах ……………………. 10
3. Топливные элементы в России …………………………………………………… 15
4. Перспективность электрохимии …………………………………………………. 22
Список использованной литературы ………………………………………………. 24
Все вышеизложенное показывает, что топливные элементы - это перспективный вид энергопроизводящего оборудования как для промышленности, так и для автономных установок коммунально-бытового сектора. Высокий КПД использования газа и превосходные экологические характеристики дают основания полагать, что после решения важнейшей задачи - снижения стоимости -этот вид энергетического оборудования будет востребован на рынке автономных систем тепло- и электроснабжения.
3. Топливные элементы
в России.
С
1900 по 2000 г. потребление энергии в мире
увеличилось почти в 15 раз - с 21 до 320 экоДж
(1 экоДж = 27 х 106 м3 нефти). В
качестве первичных источников используются
нефтепродукты (34.9%), уголь (23.5%), природный
газ (21.1%), ядерное топливо (6.8%) и возобновляемые
источники - ветер, солнце, гидро- и биотопливо
(13.7%). Это привело к тому, что за 50 лет выбросы
углекислого газа в атмосферу возросли
в 4.5 раза и сегодня составляют 20 х 1012
м3/год. Это тот самый углекислый
газ, ради которого существует Киотский
протокол и который, как уверяют многие
ученые, вызывает парниковый эффект. Вообще
энергетика, основанная на ископаемом
топливе, создает очень много экологических
проблем. Возникает дилемма: без энергии
нельзя сохранить нашу цивилизацию, однако
существующие методы производства энергии
и высокие темпы роста ее потребления
приводят к разрушению окружающей среды.
Естественно, что одна из основных задач
современной энергетики - поиски путей
преодоления экологических проблем.
Вторая и, наверное, главная проблема состоит в том, что существующие источники энергии ограничены. Считается, что нефти и газа хватит не более чем на 100 лет, угля - примерно на 400 лет, ядерного топлива - на 1000 лет с лишним. Для того чтобы иметь топливо, когда на Земле будут исчерпаны запасы нефти и газа, и решить экологические проблемы, необходимо переходить к новым источникам энергии и иметь "чистую энергетику". И наша главная надежда - на водородную энергетику: использование водорода как основного энергоносителя и топливных элементов как генераторов электроэнергии. Одновременно резко сократится потребление ископаемых топлив, потому что водород можно получать из воды, разлагая ее на водород и кислород. Энергию для этого будут давать ядерная энергетика и возобновляемые источники.
Переход
на водородную энергетику означает крупномасштабное
производство водорода, его хранение,
распределение (в частности, транспортировку)
и использование для выработки энергии
с помощью топливных элементов. Водород
находит применение и в других областях,
таких как металлургия, органический синтез,
химическая и пищевая промышленность,
транспорт и т.д. (рис. 1). Судя по современным
темпам и масштабам развития водородной
энергетики на нашей планете, мировая
цивилизация в ближайшее время должна
перейти к водородной экономике. Фактически
задача состоит в том, чтобы создать топливные
элементы и использовать водород для получения
электрической энергии. Именно топливным
элементам я уделю основное внимание.
Рис. 6 Области применения водорода и водородсодержащего
газа.
Добавка водорода к обычному топливу двигателей внутреннего сгорания и газовых турбин приводит к увеличению КПД и уменьшению уровня вредных выбросов.
Начну
с производства водорода. Один из его источников
- природное топливо: метан, уголь, древесина
и т.д. При взаимодействии топлива с парами
воды или воздухом образуется синтез-газ
- смесь СО и Н2 (рис. 7). Из нее затем
выделяется водород. Другой источник -
отходы сельскохозяйственного производства,
из которых получают биогаз, а затем - синтез-газ.
Промышленно-бытовые отходы тоже используются
для производства синтез-газа, что способствует
одновременно и решению экологических
проблем, поскольку отходов много и их
нужно утилизировать. В конечном счете
образуются углекислый газ, водород и
окись углерода. Дальше идет каталитическая
очистка, электрохимическая конверсия
и т.д. Водород можно получать также электролизом
воды, то есть разложением ее под воздействием
электрического тока. Очень важным элементом
при преобразовании газа, содержащего
водород, является очистка газа на палладиевых
мембранах. В конечном счете получается
чистый водород.
Рис.
7. Возможные источники и пути получения
водорода.
Первая
электрическая энергия была получена
с помощью топливного элемента еще в 1839
г. Однако бум вокруг водородной энергетики
возник тогда, когда началось освоение
космоса. В 60-е годы прошлого века были
созданы топливные элементы мощностью
до 1 кВт для программ "Джемини" и
"Аполлон", в 70-80-е годы - 10-киловаттные
топливные элементы для "Шаттла".
У нас такие установки разрабатывались
для программы "Буран" в НПО "Энергия",
которое выступало координатором всей
программы, но сами щелочные топливные
элементы создавались в Новоуральске
на электрохимическом комбинате. В те
же годы были построены электростанции
мощностью порядка 100 кВт на фосфорнокислотных
топливных элементах. В Японии и США имеются
опытные 10-мегаваттные электростанции.
С 1990-х годов и по настоящее время идет разработка топливных элементов мощностью от 1 кВт до 1 МВт для стационарной автономной энергетики. Нужно иметь в виду, что и в автотранспорте находят применение топливные элементы, а в качестве их нагрузки - электрические двигатели. Кроме того, сейчас разрабатываются портативные источники электроэнергии (мощность менее 100 Вт) для компьютеров, сотовых телефонов, фотоаппаратов. В качестве топлива в них используется, как правило, метанол, из которого получают водород. Подзарядка элементов производится всего один раз в месяц.
Топливный
элемент - лишь составная часть электрохимического
генератора, который содержит еще системы
кондиционирования, подготовки топлива,
утилизации отходов и др. (рис. 9). Первичным
топливом могут быть метан, пары метанола,
керосина, синтез-газ и т.д. Коэффициенты
полезного действия у генераторов с топливными
элементами изменяются от 30% (двигатели
внутреннего сгорания и газовые турбины)
до 60-65% (энергоустановки с твердооксидными
топливными элементами).
Рис.
9. Схема электрохимического генератора.
Вернусь
еще раз к вопросу о выбросах в атмосферу,
чтобы понять важность экологического
аспекта водородной энергетики. В таблице
4 приведены предельно допустимые выбросы
существующих энергоустановок. Если мы
перейдем на водородную энергетику, то
некоторые выбросы (NOх и СО) снизятся
на порядки, а некоторых (SO2 и твердых
частиц) вообще не будет.
Рассмотрим
энергоустановку, основой которой является
солнечная батарея. Наличие солнечного
света и потребность в энергии не всегда
совпадают. Когда потребление энергии
незначительное, электрическая энергия
от солнечной батареи может использоваться
для электролиза воды и получения водорода.
Водород поступает в накопитель и по мере
необходимости используется для выработки
электроэнергии в водородных электрохимических
генераторах. Такая гибридная система,
возможно, и будет основой для будущей
автономной электроэнергетики.
Теперь
коротко о перспективах применения топливных
элементов на транспорте и в децентрализованной
энергетике. В мегаваттных установках
для децентрализованной энергетики используются
фосфорнокислые и расплав-карбонатные
топливные элементы и метан в качестве
топлива с последующим преобразованием
его в водород химическими методами. На
транспорте находят применение киловаттные
энергетические установки с твердооксидными
и твердополимерными топливными элементами.
В
Японии создана энергетическая установка
на топливных элементах мощностью 100 кВт,
в Германии - установка мощностью 250 кВт,
функционирующая как небольшая автономная
электростанция. Фирма "Сименс Вестигхаус"
разработала гибридную энергетическую
установку на твердооксидных топливных
элементах. В ней мощная струя выходящих
газов используется для работы газовой
турбины, то есть к электрической энергии,
вырабатываемой топливными элементами,
добавляется электрическая энергия, вырабатываемая
турбиной. Крупнейшие автомобильные компании
мира ведут разработку электромобилей.
В таких городах, как Амстердам, Барселона,
Лондон, Гамбург, Мадрид, прошли показательные
испытания городских автобусов на топливных
элементах. Первая такая демонстрация
состоялась в 1993 г., а наибольшее их число
пришлось на 1999-2003 гг.: 60 демонстраций 17
компаний, производящих легковые автомобили,
и 11 демонстраций 7 компаний, выпускающих
автобусы. Компании "Дженерал Моторс"
и "Даймлер-Крайслер" намереваются
продемонстрировать электромобиль в 2004
г. (водород предполагается получать из
бензина), компании "Баллард Пауэр Системе"
и "Даймлер-Крайслер" - в 2005 г.
А
как обстоят дела с водородной энергетикой
и топливными элементами в России?
Надо
сказать, что водородной энергетикой у
нас занимаются довольно давно, поскольку
эти работы имели очень большое значение
для автономной энергетики в космосе и
подводном флоте. Космос и подводный флот
были фактическими источниками средств
для развития водородной энергетики. Почти
20 институтов АН СССР, а затем РАН (в Москве,
Екатеринбурге и Новосибирске) решали
те или иные вопросы водородной энергетики.
В последние годы исследования поддерживались
в основном за счет совместных контрактов
с иностранными компаниями (ряд разработок,
о которых я упоминал, в той или иной мере
были сделаны при участии российских ученых).
На
протяжении 20 лет десятки академических
институтов ведут исследования в этой
области. В Институте катализа им. Г.К.Борескова
СО РАН, имеющем хорошую экспериментальную
базу и испытательное оборудование, изучается
возможность использования металлов платиновой
группы (палладия, платины и др.) для получения
водорода. Здесь создан ряд катализаторов
для получения водорода из метана с последующей
его очисткой с помощью мембран. Что касается
мембран, то очень хорошие результаты
достигнуты в Институте общей и неорганической
химии им. Н.С.Курнакова РАН и в Институте
нефтехимического синтеза им. А.В.Топчиева
РАН. В Институте электрофизики УрО РАН
по совместной программе с Институтом
высокотемпературной электрохимии УрО
РАН разработаны методы получения нанопорошков
и нанокерамики путем магнитного прессования.
Генерация электрическои энергии в твердооксидных
топливных элементах происходит при температуре
950оС и плотности мощности 470 МВт/см2.
Уральский электрохимический комбинат - пионер в создании электрохимических генераторов мощностью в десятки киловатт. В 1971 г. здесь был разработан электрохимический генератор "Волна" (мощность 1.2 кВт) на щелочном топливном элементе для отечественной лунной программы, в 1988 г. - система "Фотон" (мощность 10 кВт) для "Бурана". Комбинат может выпускать такие установки по несколько штук в год. В 1999 г. для космического аппарата "Ямал" были созданы модули из двух никель-водородных аккумуляторных батарей то есть водород можно использовать не только для топливных элементов, но и для аккумуляторов энергии.
В
1982 г. НПО Квант впервые снабдил авто мобиль
"РАФ" водородным щелочным топливным
элементом. В 2001 и 2003 гг. Уральский электрохимический
комбинат, РКК "Энергия" и АвтоВАЗ
на автосалонах в Москве демонстрировали
автомобиль "Лада" с электродвигателем
и электрохимическим генератором "Фотон".
В первой системе окислителем служил кислород,
во второй - очищенный от CO2 воздух,
что существенно упростило конструкцию
автомобиля. Однако и в том, и в другом
случае использовался хранящийся в баллонах
водород. На одной заправке эти автомобили
могут проехать 300 км
В нашей стране для автономной энергетики созданы различные установки с электрохимическими генераторами мощностью от 1 до 16 кВт, в том числе корабельные мощностью 150 кВт и более.
4. Перспективность электрохимии.
Чем
привлекательны топливные элементы и
почему их нет на рынке? К числу достоинств
относятся: высокий кпд, низкая токсичность,
бесшумность, модульная конструкция (имея,
скажем, киловаттные топливные элементы,
можно собирать из них установки большой
мощности), многообразие первичных видов
топлива, широкий интервал мощности. Проникновение
их на рынок сдерживается прежде всего
высокой себестоимостью по электроэнергии
и малым ресурсом. Наибольший ресурс у
твердополимерных топливных элементов
- (2-5) тыс. часов работы, требуемый же срок
службы - (20-30) тыс. часов.
Что
касается коммерциализации электрохимических
генераторов на топливных элементах, то
около 100 компаний участвует в их демонстрационных
испытаниях, достигнута установленная
мощность в 50 МВт. Потребность децентрализованной
стационарной энергетики (мощность электрохимических
генераторов от 5 кВт до 10 МВт) -100 тыс. МВт
за 10 лет. Сейчас 1 кВт установленной мощности
стоит более 3 тыс. долл., приемлемая цена
- 1 тыс. долл. Потребности автотранспорта
в электрохимических генераторах на топливных
элементах (мощность 15-100 кВт) - 500 тыс. штук
в год. Сейчас стоимость одного такого
генератора более 3 тыс. долл., приемлемая
цена - 50-100 долл. Таким образом, необходимо
многократное снижение стоимости стационарных
топливных элементов и десятикратное
- стоимости топливных элементов для транспорта.