Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 22:54, реферат
Топливные элементы — это электрохимические генераторы для прямого преобразования химической энергии топлива в электрическую. Они принципиально отличаются от всех генераторов электроэнергии тем, что в них химическая энергия преобразуется в электрическую, минуя стадию превращения в тепловую энергию. Коэффициент полезного действия любой тепловой машины не может превышать определенной величины, зависящей, от температуры рабочего тела (пара или газа) на входе и выходе тепловой машины, в то время как к. п. д. электрохимического источника тока не связан с этим ограничением.
1. Введение …………………………………………………………………………….. 3
2. Электрохимические генераторы …………………………………………………… 4
2.1 Кислород-водородные генераторы и топливные элементы ………………….... 7
2.2. Автономные энергоустановки на топливных элементах ……………………. 10
3. Топливные элементы в России …………………………………………………… 15
4. Перспективность электрохимии …………………………………………………. 22
Список использованной литературы ………………………………………………. 24
И
последний пример: электролизёр размером
со спичечную коробку в течение последних
10 лет без всякой замены электродов или
ТПЭ обеспечивает все потребности кафедры,
на которой работает автор этой статьи,
в кислороде и водороде для препаративных
работ. Разумеется, этим примером не исчерпываются
области применения твёрдополимерных
генераторов кислорода и водорода. Их
успешно используют в течение последнего
десятилетия в медицине. Они вытеснили
тяжёлые и пожароопасные кислородные
баллоны, нашли широкое применение в промышленности
(водород используют в качестве восстановителя,
оба газа — в сварочных аппаратах), в энергетике
и даже бытовых условиях — для повышения
концентрации кислорода в воздухе помещений,
что необходимо для лёгочных больных,
заполнения кислородных подушек и т. д.
Готовыми
к широкому применению (экономичными,
безопасными, необслуживаемыми) водород-кислородные
электролизёры сделало именно использование
твёрдых полимерных электролитов.
Конструкция
водород-кислородных топливных элементов
с ТПЭ принципиально не отличается от
схемы электролизёра. Топливом здесь служат
газообразные водород и кислород, реакции
на электродах протекают в обратном направлении
по сравнению с реакциями при электролизе,
продуктами же являются дистиллированная
вода и электрическая энергия. Существуют
лишь различия в составе каталитических
слоёв на границах раздела электроды/ТПЭ
и конструкции электродов. Однако КПД
топливных элементов с ТПЭ, известных
к настоящему времени, не превышает 50%,
а напряжение составляет лишь 0,8 В.
Это вызвано в первую очередь низкой эффективностью протекания реакции электровосстановления кислорода при сравнительно низких температурах (80–90°С) функционирования данных устройств. Серьёзным препятствием на пути широкого распространения топливных элементов является также высокая цена получаемой с их помощью электроэнергии — от 3 до 8 тыс. долларов за 1 кВт. Тем не менее топливные элементы с ТПЭ вследствие своих уникальных качеств (безопасности, экологической чистоты и компактности) нашли применение на подводных и космических кораблях, где их используют для получения пресной воды и электрической энергии.
2.2. Автономные энергоустановки
на топливных элементах.
Рис.
4. Рис. 5.
Специалисты
в области энергетики отмечают, что в большинстве
развитых стран быстро растет интерес
к рассредоточенным источникам энергии
сравнительно малой мощности. Главные
преимущества этих автономных энергоустановок
-умеренные капитальные затраты при строительстве,
быстрый ввод в эксплуатацию, сравнительно
простое обслуживание и хорошие экологические
характеристики. При автономной системе
электроснабжения не требуется вложений
в линии электропередач и подстанции.
Расположение автономных источников энергии
непосредственно в местах потребления
не только избавляет от потерь в сетях,
но и повышает надежность электроснабжения.
Хорошо
известны такие автономные источники
энергии, как малые ГТУ (газотурбинные
установки), двигатели внутреннего сгорания,
ветроустановки и солнечные батареи на
полупроводниках. До последнего времени
менее популярными были топливные элементы
(ТЭ), представляющие собой электрохимические
генераторы, способные преобразовать
химическую энергию в электрическую, минуя
процессы горения, превращения тепловой
энергии в механическую, а последней -
в электроэнергию. Электрическая энергия
образуется в топливных элементах благодаря
химической реакции между восстановителем
и окислителем, которые непрерывно поступают
к электродам. Восстановителем чаще всего
служит водород, окислителем - кислород
или воздух. Совокупность батареи топливных
элементов и устройств для подачи реагентов,
отвода продуктов реакции и тепла (которое
может утилизироваться) представляет
собой электрохимический генератор.
В
последнее десятилетие XX века, когда вопросы
надежности электроснабжения и экологические
проблемы приобрели особенно важное значение,
многие фирмы в Европе, Японии и в США приступили
к разработке и производству нескольких
вариантов топливных элементов.
Наиболее
простыми являются щелочные топливные
элементы, с которых началось освоение
этого вида автономных источников энергии.
Рабочая температура в этих ТЭ составляет
80-95°С, электролитом является 30%-ный раствор
едкого калия. Работают щелочные ТЭ на
чистом водороде.
В
последнее время большое распространение
получил топливный элемент РЕМ с мембранами
протонного обмена (с полимерным электролитом).
Рабочая температура в этом процессе -
также 80-95°С, но в качестве электролита
используется твердая ионообменная мембрана
с перфторсулфокислотой.
По
общему признанию, наиболее привлекательным
в коммерческом плане является топливный
элемент с фосфорной кислотой PAFC, у которого
КПД по выработке только электроэнергии
достигает 40%, а при использовании выделенного
тепла -85%. Рабочая температура у этого
ТЭ 175—200°С, электролит - жидкая фосфорная
кислота, пропитывающая карбид кремния,
связанный тефлоном. Схема и принцип такого
топливного элемента мощностью 200 кВт
показаны на рис. 4.
Пакет
элемента снабжен двумя графитовыми пористыми
электродами и орто-фосфорной кислотой
в качестве электролита. Электроды покрыты
платиновым катализатором. В реформере
природный газ при взаимодействии с паром
переходит в водород и СО, который доокисляется
до СО2 в конверторе. Далее молекулы водорода
под влиянием катализатора диссоциируют
на аноде на ионы Н. Электроны, освобожденные
в этой реакции, направляются через нагрузку
к катоду. На катоде они реагируют с ионами
водорода, диффундирующими через электролит,
и с ионами кислорода, которые образуются
в результате каталитической реакции
окисления кислорода воздуха на катоде,
образуя в конечном итоге воду.
К
перспективным видам топливных элементов
относится также ТЭ с расплавленным карбонатом
типа MCFC. Этот ТЭ при работе на метане имеет
КПД по электроэнергии 50-57%. Рабочая температура
540—650°С, электролит - расплавленный карбонат
калиевой и натриевой щелочей в оболочке
- матрице из литий-алюминиевого оксида
LiA102.
И,
наконец, наиболее перспективный топливный
элемент - SOFC. Это твердооксидный топливный
элемент, использующий любое газообразное
топливо и наиболее пригодный для сравнительно
крупных установок. Его КПД по электроэнергии
составляет 50-55%, а при использовании в
установках комбинированного цикла -до
65%. Рабочая температура 980—1000°С, электролит
- твердый цирконий, стабилизированный
иттрием.
На
рис. 5 показана батарея SOFC из 24-х элементов,
разработанная специалистами из корпорации
Siemens Westinghouse Power Corporation (SWP - Германия). Эта
батарея является основой электрохимического
генератора, работающего на природном
газе. Первые демонстрационные испытания
энергоустановки такого типа мощностью
400 Вт были проведены еще в 1986 г. В последующие
годы совершенствовалась конструкция
твердооксидных топливных элементов и
увеличивалась их мощность.
Наиболее
успешными были демонстрационные испытания
установки мощностью 100 кВт, сданной в
эксплуатацию в 1999 г. Энергоустановка
подтвердила возможность получения электроэнергии
с высоким КПД (46%), а также показала высокую
стабильность характеристик. Тем самым
была доказана возможность эксплуатации
энергоустановки не менее 40 тыс. часов
при допустимом падении ее мощности.
В
2001 г. была разработана новая энергоустановка
на твердооксидных элементах, работающая
при атмосферном давлении. Батарея (электрохимический
генератор) мощностью энергоустановки
250 кВт с комбинированной выработкой электроэнергии
и тепла включала в себя 2304 твердооксидных
трубчатых элемента. Кроме того, в состав
установки входили инвертор, регенератор,
подогреватель топлива (природного газа),
камера сгорания для подогрева воздуха,
теплообменник для подогрева воды за счет
тепла уходящих газов и другое вспомогательное
оборудование. При этом габаритные размеры
установки были вполне умеренными: 2,6x3,0x10,8
м.
Определенных
успехов в разработке крупных топливных
элементов добились японские специалисты.
Исследовательские работы были начаты
в Японии еще в 1972 г., но значительные успехи
были достигнуты только в середине 90-х
годов. Опытные модули топливных элементов
имели мощность от 50 до 1000 кВт, причем 2/3
из них работали на природном газе.
В 1994 г. в Японии была сооружена установка с топливными элементами мощностью 1 МВт. При общем КПД (с выработкой пара и горячей воды), равном 71%, установка имела КПД по отпуску электроэнергии не менее 36%.
С
1995 г., по сообщениям прессы, в Токио эксплуатируется
энергоустановка на топливных элементах
с фосфорной кислотой мощностью 11 МВт,
а общая мощность выпущенных топливных
элементов к 2000 г. достигла 40 МВт.
Все
перечисленные выше установки относятся
к классу промышленных. Их разработчики
постоянно стремятся к повышению мощности
агрегатов, чтобы улучшить стоимостные
характеристики (удельные затраты на кВт
установленной мощности и стоимость выработанной
электроэнергии). Но есть несколько компаний,
которые ставят другую задачу: разработать
простейшие установки для бытового потребления,
в том числе - индивидуальные источники
электропитания.
И в этой области имеются существенные достижения:
- компания Plug Power LLC разработала установку на топливных элементах мощностью 7 кВт для энергоснабжения дома;
- корпорация Н Power выпускает используемые на транспорте зарядные агрегаты для аккумуляторов мощностью 50-100 Вт;
- компания Intern. Fuel Cells LLC выпускает установки для транспорта и персональные источники питания мощностью 50-300 Вт;
-
корпорация Analytic Power разработала по заказу
армии США персональные источники питания
мощностью по 150 Вт, а также установки на
топливных элементах для домашнего энергоснабжения
мощностью от 3 до 10 кВт.
В
чем же заключаются достоинства топливных
элементов, побуждающие многочисленные
компании вкладывать огромные средства
в их разработку?
Помимо
высокой надежности электрохимические
генераторы имеют высокий КПД, что выгодно
отличает их от паротурбинных установок
и даже от установок с ГТУ простого цикла.
Важным достоинством топливных элементов
является удобство их использования в
качестве рассредоточенных источников
энергии: модульная конструкция позволяет
соединить последовательно любое количество
отдельных элементов с образованием батареи
- идеальное качество для наращивания
мощности.
Но
самым важным аргументом в пользу топливных
элементов являются их экологические
характеристики. Выбросы NOX и СО на этих
установках настолько малы, что, например,
окружные Управления по качеству воздуха
в регионах (где нормы экологического
контроля являются наиболее жесткими
в США) даже не упоминают это оборудование
во всех требованиях, касающихся защиты
атмосферы. В таблице 2 для сравнения приведены
допустимые в Европейском Союзе концентрации
основных загрязнителей атмосферы в продуктах
сгорания, покидающих энергетические
установки разного типа.
Многочисленные
преимущества топливных элементов, к сожалению,
не могут в настоящее время перевесить
их единственный недостаток - высокую
стоимость, В США, например, удельные капитальные
затраты на сооружение энергоустановки
даже с наиболее конкурентоспособными
топливными элементами составляют примерно
3500 долл./кВт. И хотя правительство предоставляет
субсидию в размере 1ООО долл./кВт, чтобы
стимулировать спрос на эту технологию,
стоимость сооружения таких объектов
остается достаточно высокой. Особенно
при сопоставлении с капитальными затратами
на строительство мини-ТЭЦ с ГТУ или с
двигателями внутреннего сгорания мегаваттно-го
диапазона мощности, которые составляют
примерно 500 долл./кВт.
В
последние годы наметился определенный
прогресс в деле снижения затрат на установки
с ТЭ. Сооружение энергоустановок с ТЭ
на базе фосфорной кислоты мощностью 0,2-1,0
МВт, о которых упоминалось выше, обошлось
в 1700 долл./кВт. Стоимость производства
энергии на таких установках в Германии
при использовании их в течение 6000 ч в
год по расчетам составляет 7,5-10 центов/кВт-ч.
Установка РС25 мощностью 200 кВт, которую
эксплуатирует энергокомпания Hessische EAG
(Дарм-штадт), также имеет неплохие экономические
показатели: стоимость электроэнергии,
включая амортизационные отчисления,
затраты на топливо и на обслуживание
установки в сумме составили 15 центов/кВт-ч.
Этот же показатель для ТЭС на буром угле
составлял в энергокомпании 5,6 цента/кВт-ч,
на каменном угле - 4,7 цента/кВт-ч, для парогазовых
установок - 4,7 цента/кВт-ч и для дизельных
электростанций - 10,3 цента/кВт-ч.
При
сооружении более крупной установки на
топливных элементах (N=1564 кВт), работающей
с 1997 г. в Кельне, потребовались удельные
капитальные затраты в количестве 1500-1750
долл./кВт, но стоимость собственно топливных
элементов составила только 400 долл./кВт.
Японские
специалисты считают, что при условии
широкого проникновения на рынок стоимость
эксплуатации энергоустановок с топливными
элементами, включая замену элементов
раз в пять лет, может быть снижена в перспективе
до 2 центов/кВт-ч.