Зарубежный опыт разработки прогнозов и программирование развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Интерес к проблемам социально-экономического прогнозирования, а также научному обоснованию и методологии построения прогнозов усилился в послевоенные годы ХХ в. Значительную роль в этом сыграла в конце 60-х — начале 70-х годов активная деятельность Римского клуба по применению для целей научного прогнозирования моделей системной динамики Форрестера (1971 г.) и Мидоуза (1972 г.). Работа последнего «Пределы роста» количественно обосновала серьезные угрозы, которые могут возникнуть на пути устойчивого развития человечества как единого целого из-за сокращения запасов энергии и сырьевых ресурсов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Основные этапы становления и развития зарубежных прогностических исследований……………………………………………………………………5
2. Опыт развитых стран в прогнозировании, планировании и программировании……………………………………………………………..9
3. Особенности прогнозирования и программирования в США, ФРГ, Японии, Южной Кореи………………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………..20
Список литературы ……………………

Работа содержит 1 файл

Реферат косинова.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

дальнейшего рассмотрения репрезентативная группа из 16 направлений. Она использовалась для изучения возможностей разных стран в освоении новых технологий и их применении для повышения темпов экономического роста, развития международной торговли, социального развития, решения задач национальной и военной безопасности.

     Согласно  выводам авторов, ведущие позиции в ближайшие годы будут занимать США, Канада и Германия (наивысшие оценки). Чуть отстает от

них группа из четырех  стран: Израиль, Япония, Австралия и Южная Корея. Китай и Индия находятся примерно в середине используемой 100-балльной шкалы оценок. Польша и Россия получили от экспертов оценки в диапазоне от 30 до 40 баллов.

     Большое внимание уделяется в настоящее время прогнозированию ситуации с мировыми энергетическими ресурсами. В частности, ЕС осуществляет проект по созданию долгосрочной модели развития энергетики и окружающей среды (Very Long Term Energy and Environmental Model -

VLEEM). Модель VLEEM сегментирована на 10 основных регионов мира и работает на временном отрезке с 2000 по 2100 г. с шагом в 25 лет.

     На  первом этапе работы была предпринята попытка прогнозирования потребностей в энергетических услугах (energy services) на отдаленную перспективу (вплоть до 2100 г.). Для этого моделировались основные социокультурные функции, из которых складываются стиль жизни и пове-

дение человека, оценивались потребности в энергетических ресурсах.

     Были  получены следующие  предварительные  оценки  для региона, включающего 15 стран ЕС:

1. Даже в отсутствие каких-либо значительных изменений в современной технологической парадигме относительно спроса на энергоресурсы и эффективности использования энергии потребности 15 стран ЕС в течение нового столетия практически удвоятся, что будет означать в долгосрочной

перспективе снижение энергетической интенсивности

(useful energy intensity) ВВП  на 0,7% в год.

2. При сохранении  доминирующей роли технологий, основанных на применении традиционных продуктов переработки ископаемых топлив, спрос на первичные энергоресурсы увеличится значительно больше, чем в два раза.

3. Три четверти  увеличения потребности в энергии  будет приходиться на области с высокой плотностью населения и промышленности, что будет способствовать реализации централизованных/сетевых энергетических решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Особенности прогнозирования и программирования в США, ФРГ, Франции, Японии.

      Прогнозирование в США считается одной из важнейших форм регулирования экономики. В США прогнозирование ассимилировало последние достижения экономической теории, математических методов и электронно-вычислительной техники.

      Прогнозные  разработки выполняют государственные  подразделения различного уровня, исследовательские организации, коммерческие прогнозные фирмы, частные промышленные, банковские и торговые корпорации. Прогнозируются экономика на мировом уровне, развитие отдельных стран и групп стран, экономика США в целом, ее отрасли и регионы, штаты, округа, городские районы, отдельные фирмы, товарные рынки. Осуществляется прогноз отдельных аспектов развития, таких как загрязнение окружающей среды, обеспеченность энергоресурсами, наличие рабочей силы и т.д. Организуются десятки научных конференций по экономическому прогнозированию.

      Большинство макроэкономических прогнозов разрабатывается с помощью пяти главных методов. К ним относятся: методы экспертных оценок, экономических индикаторов, модели динамических рядов, эконометрическое моделирование, модель "затраты -выпуск".

      В США выделяются три уровня организации  прогнозных исследований: прогнозирование в системе государственного регулирования; внутрифирменное прогнозирование; коммерческое прогнозирование. На уровне государственного регулирования выделяют два основных вида государственных подразделений: федеральные и штаты; местные органы власти.

      Главные прогнозные разработки федерального правительства  на макроуровне сосредоточены в  трех организациях: Совете экономических консультантов, Совете управляющих федеральной резервной системы (ФРС) и Административно-бюджетном управлении (АБУ).

      Для выработки экономической политики правительства был создан специальный орган — Совет экономических консультантов.

      Для США характерно стратегическое планирование, суть которого состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых играет государство.

      Стратегическое  планирование охватывает разработку стратегических планов на федеральном уровне, штатов и организаций (фирм). Разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации, стране факторы, чтобы определить возможные угрозы для фирмы.

     Особенностями и определенными достоинствами наделен механизм общехозяйственного программирования Германии. Он формировался начиная с 1967 г. Функции общественного программирования возложены на ряд государственных органов, отличающихся друг от друга по характеру

и масштабам  решаемых задач, по составу и компетенции.

     К главным органам экономического программирования в

ФРГ относятся  федеральные министерства экономики  и финансов. Министерство экономики регулярно разрабатывает среднесрочные (на 4 года) «целевые проекции» экономического развития страны. Причем ежегодно они корректируются и продлеваются на год. Наряду с этим федеральное правительство ежегодно утверждает годовые «проекции», содержащиеся в его годичных экономических докладах. Среднесрочные и

годовые «проекции» охватывают лишь агрегативные показатели (валовой национальный продукт, доля безработных в самодеятельном населении, общий индекс цен и т.д.). Все «проекции» опираются на соответствующие прогнозы.

     При разработке среднесрочных и годовых  «проекций» Министерство экономики составляет несколько альтернативных прогнозов, из которых на последнем этапе выбирается наиболее приемлемый. Это же министерство ведает вопросами структурной политики (отраслевой и региональной), которая становится все более важным элементом программирования.  

     Министерство  финансов на основе прогнозных оценок Министерства экономики разрабатывает среднесрочные финансовые планы по федеральному бюджету. Финансовые средства государства в ФРГ аккумулируются и расходуются органами трех уровней — федеральными, земельными и коммунальными (на последние приходится около 40% госу-

дарственных инвестиций). Поэтому существует острая необходимость в согласовании их финансовой политики. Для этого созданы две специальные структуры — Совет по планированию финансов и Конъюнктурный совет.

     В системе государственного программирования и прогнозирования в ФРГ большую роль в настоящее время играет Совет финансового планирования. В его задачу входит координация финансового планирования федерации, земель и общин, чтобы обеспечить увязку государственных

расходов и  доходов с возможностями и требованиями экономики страны.

     Вопросами экономического программирования и прогнозирования в ФРГ занимается также ряд научно-вспомогательных органов, наиболее влиятельным из которых является Совет экспертов по вопросам общехозяйственного развития при правительстве ФРГ.

Научные советы, составленные из видных профессоров  и выполняющие консультационные функции, имеются при министерствах экономики и финансов.

     Важную  вспомогательную роль в разработке государственных прогнозов и программ играют пять ведущих научно-исследовательских экономических институтов.

     Экономическое планирование в Японии носит характер базисного планирования, представляющего собой свод среднесрочных и долгосрочных политических мероприятий, которые суммарно отображают общую картину будущего национальной экономики. Оно не является регламентирующим и императивным. Это — стимулирующее и индикативное планирование, опирающееся на принципы рыночной экономики.

     Основными направлениями в японской практике планирования являются следующие:

• определение  возможностей для реализации конкретных целей развития социально-экономической сферы;

• установление основных направлений управления экономикой в течение средне- и долгосрочного периода, определение целевых мероприятий и средств их осуществления;

• обозначение  направлений деятельности предприятий  и выявление перспектив развития семейного хозяйственного сектора.

     Механизм  и последовательность разработки плана предельно упрощены и включают:

1) консультации  по разработке нового плана, проводимые премьер-министром;

2) обсуждение  плановых проектировок в Экономическом совете;

3) принятие решений  кабинетом министров;

4) координирование осуществляемой Управлением экономического планирования (административным органом Экономического совета) работы над планом с соответствующими министерствами и ведомствами, а также с Комиссией по экономическим вопросам и кабинетом министров;

5) представление  отчетов премьер-министру Японии.

     После окончательного принятия решения на заседании кабинета министров работу по продвижению экономического плана берут на себя соответствующие министерства и ведомства, следуя изложенным в экономическом плане основным направлениям на средне- и долгосрочную перспективу. Они проводят конкретные мероприятия в сферах, относящихся к их компетенции.

     Большое внимание уделяется всем видам планов, особенно стратегическим, ориентированным  на достижение крупных целей и развитие на долгосрочной основе. Долгосрочное планирование в Японии начало ускоренно внедряться с 1950 года. В 1956 г. был принят первый пятилетний план экономического развития страны.

     Правительство и предприниматели обычно учитывают  многие рекомендации планов-программ. В тех случаях, когда возникают возражения правительства или деловых кругов против каких-то положений плана и Управление экономического планирования убеждается в обоснованности этих возражений, оно тут же вносит в документ коррективы. Такое планирование в Японии принято называть адаптивным. План является основным средством рационализации деятельности и основным документом по контролю над поставленными целями.

     Государственное планирование в Южной Корее началось с «Плана Натана», разработанного в 1954 г. с привлечением экспертов ООН.

     В 60-х гг. прошлого века, экспертами Американского агентства международного развития была разработана долгосрочная (на 20 лет) программа развития экономики Южной Кореи. Она опиралась на рекомендации МВФ (Международного Валютного Фонда), которые предполагали, что достичь высоких темпов экономического роста и повысить эффективность общественного производства в развивающихся странах, возможно путем приоритетного развития экспортных отраслей и ориентацией на мировой рынок. В концептуальном плане программа предполагала ориентацию индустриального развития на всемирное укрепление связей с рынками ведущих промышленно развитых стран; включение экспортного сектора экономики в систему международного разделения труда; приоритетное инвестирование конкурентоспособных отраслей экономики; поддержание внутреннего потребления на минимальном уровне; контроль государства над производством. Программой предусматривалось последовательно выполнить 4 (четырех) пятилетних плана (1962–1966 гг., 1967–1971 гг., 1972–1976 гг., 1977–1981 гг.). Каждый план был нацелен на реализацию определенных приоритетов. Пятилетнее планирование применялось также в 80-е и 90-е гг. XX века. Предусматривается его сохранить и в дальнейшем.

     В Южной Корее широкое распространение в прогнозировании получили экспертные оценки. Для количественных расчетов с помощью методов моделирования Южная Корея прибегает к помощи США. Экономической реалией Южной Кореи является централизованное планирование с использованием средне- и долгосрочных планов и целевых программ, с установлением порой детализированных производственных заданий и сроков их выполнения, со строгой системой мониторинга хозяйственной деятельности и безжалостной экономической, а иногда и административно-командной отбраковкой «неудачников». Но все это увязано с рынком. Основная ставка делается на всемерное поощрение экспорта путем предоставления льгот и субсидирования национальных экспортеров. Если в течение строго ограниченного времени экспортеру не удалось занять рыночную нишу или нарастить свое присутствие на данном товарном рынке, он автоматически теряет льготы и субсидии.

Информация о работе Зарубежный опыт разработки прогнозов и программирование развития