Зарубежный опыт разработки прогнозов и программирование развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Интерес к проблемам социально-экономического прогнозирования, а также научному обоснованию и методологии построения прогнозов усилился в послевоенные годы ХХ в. Значительную роль в этом сыграла в конце 60-х — начале 70-х годов активная деятельность Римского клуба по применению для целей научного прогнозирования моделей системной динамики Форрестера (1971 г.) и Мидоуза (1972 г.). Работа последнего «Пределы роста» количественно обосновала серьезные угрозы, которые могут возникнуть на пути устойчивого развития человечества как единого целого из-за сокращения запасов энергии и сырьевых ресурсов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Основные этапы становления и развития зарубежных прогностических исследований……………………………………………………………………5
2. Опыт развитых стран в прогнозировании, планировании и программировании……………………………………………………………..9
3. Особенности прогнозирования и программирования в США, ФРГ, Японии, Южной Кореи………………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………..20
Список литературы ……………………

Работа содержит 1 файл

Реферат косинова.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Основные этапы становления и развития зарубежных прогностических исследований……………………………………………………………………5

2. Опыт развитых стран в прогнозировании, планировании и программировании……………………………………………………………..9

3. Особенности прогнозирования и программирования в США, ФРГ, Японии, Южной Кореи………………………………………………………………….13

Заключение……………………………………………………………………..20

Список  литературы ……………………………………………………………21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Прогнозирование социально-экономических явлений имеет за рубежом многовековую историю — по меньшей мере со времен культа бога-прорицателя Аполлона в Древней Греции.

     Интерес к проблемам социально-экономического прогнозирования, а также научному обоснованию и методологии построения прогнозов усилился в послевоенные годы ХХ в. Значительную роль в этом сыграла в конце 60-х — начале 70-х годов активная деятельность Римского клуба по применению для целей научного прогнозирования моделей системной динамики Форрестера (1971 г.) и Мидоуза (1972 г.). Работа последнего «Пределы роста» количественно обосновала серьезные угрозы, которые могут возникнуть на пути устойчивого развития человечества как единого целого из-за сокращения запасов энергии и сырьевых ресурсов.

      Мощным  толчком в развитии прогнозирования и планирования за рубежом явился кризис 1929—1933 гг., заставивший искать пути выхода из него.

      В 30-е годы впервые за рубежом возникает  планирование на макроуровне. Прогнозы и планы становятся необходимым  элементом системы регулирования экономики. Первые планы на макроуровне охватывали финансово-бюджетную и денежно-кредитную политику и выражались в составлении национальных бюджетов. Они отличались от государственных бюджетов тем, что учитывали доходы не только государства, но и в целом по стране.

      Необходимость макроэкономического планирования была обусловлена макроэкономической неустойчивостью, усилением степени интеграции различных хозяйственных единиц и секторов экономики, ростом доли правительства в использовании ВНП, загрязнением окружающей среды.

      До 70-х годов страны осуществляли прогноз  посредством национальных моделей прогнозирования. В середине 70-х годов начинают создаваться макроэкономические модели, с помощью которых прогнозируется развитие экономики ряда стран, регионов и всего мира. Впервые они стали разрабатываться в США. Так, модель ЛИНК включает 10 национальных моделей (9 европейских стран и Японию). При разработке будущего мировой экономики ООН использовала макроэкономическую модель В. Леонтьева, состоявшую из 15 взаимосвязанных региональных моделей.

      Каждая  страна с учетом специфики национальной экономики использует определенные подходы к прогнозированию и  планированию экономических и социальных процессов, постоянно совершенствуя их применительно к изменяющимся условиям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  этапы становления  и развития  зарубежных прогностических исследований

   Можно выделить три основных характерных  периода развития современной методологии прогностических исследований.

   Первый  период охватывает 50–60-е годы минувшего столетия. Основное содержание этого периода определялось тем, что он приходился на годы «холодной войны» и обострения отношений между странами Востока и Запада. Отсюда -сильная ориентация выполнявшихся в те годы прогнозов на анализ возможностей применения последних достижений науки и техники в военно-технической области.

В данный период получили заметное развитие количественные методы прогнозирования, базирующиеся на использовании и модификации применительно к указанным задачам методов математики и статистики, в которых будущее рассматривалось как линейная экстраполяция прошлого.

Результаты этих исследований нашли в дальнейшем отражение в получивших широкую известность в переведенных на русский язык специальных монографиях и научных статьях Дж. Мартино, Р. Эйреса, Э. Янча и ряда других авторов.

     Ведущее место среди новых инструментов прогнозирования занял разработанный Хелмером метод Дельфи. Он преследует цель получения максимально согласованной точки зрения команды экспертов по интересующему вопросу путем организации нескольких туров итеративных индивидуальных опросов с использованием специально подготовленных вопросников. Полученные в ходе каждого тура результаты опросов обрабатываются и доводятся затем до экспертов, которые могут согласиться с общим мнением коллег или обосновать свою отличающуюся по каким-то причинам позицию. Процедура опроса продолжается многократно до тех пор, пока не возникнет ситуация, когда новый тур не оказывает существенного влияния на полученные результаты.

Второй период развития прогностических исследований отличался от первого не только по методологическим принципам, но и по основным объектам исследования, круг которых существенно расширился. Окончание периода «холодной войны» и ослабление международной напряженности в сочетании с обострением глобальных проблем человечества постепенно способствовали переориентации основного вектора прогнозных исследований с военных и технологических на экономические и социальные проблемы.

     Стали выполняться прогнозные исследования более узкой прикладной направленности, рассматривающие возможное влияние новых технологий на экономику с учетом интересов отдельных индустриальных стран или перспектив развития отдельных отраслей промышленности.

Горизонт таких  прогнозов обычно исходит из существования деловых и инвестиционных циклов. Этот горизонт может находиться в пределах от 8–12 (циклы Жуглара) до 15–30 (циклы Кузнеца) лет.

     Завершение  ХХ в. и переход в новое тысячелетие — естественная веха в экономической истории цивилизации. Неудивительно, что к ней был приурочен ряд специальных исследований и публикаций, авторы которых стремятся осмыслить итоги прошлого и заглянуть в будущее на более длительную перспективу в 50, 100 и даже 1000 лет.

Важное место  в большинстве подобных работ  занимает прогнозирование новых научных и технологических достижений, а также оценка их влияния на природу и общество.

     В ряде стран на национальном уровне идет формирование частно-государственного партнерства по определению путей эффективного развития экономики и общества в условиях повышения роли новых технологий, заметных бюджетных и ресурсных ограничений, вызовов глобализации, климатических и экологических изменений, демограции, климатических и экологических изменений, демографических сдвигов и пр.

     Широкое распространение получил в этой связи метод «Форсайт», или «Предвидение», увязывающий алгоритмы качественного прогнозирования (применение метода Дельфи, сценарные подходы и пр.) с общими подходами к управлению социально-экономическим развитием общества и интересами национального бизнеса. Если к началу 90-х годов «Форсайт» развивался только в четырех странах (США, Германии, Японии и Австралии), то в 2001 г. число таких стран достигло 29.

     Цель  его применения в самом широком  смысле — это достижение наиболее полного консенсуса в обществе по вопросам социально-экономического и научно-технического развития. Одна из характерных особенностей этого подхода состоит также в том, что его содержание определяется внутренними возможностями и потребностями развития каждой конкретной страны.

     В настоящее время существуют такие зарубежные организации, как Международное энергетическое агентство (International Energy Agency), Всемирный энергетический совет (World Energy Council), ЕС и Европейская комиссия, Международный институт прикладного системного анализа (IIASA), Управление энергетической информации США (U.S. Energy Information Administration) и целый ряд других национальных государственных и неправительственных исследовательских организаций.

     На  рубеже нового века четко обозначилась крайне важная и актуальная проблема обеспечения устойчивого развития в масштабах всего человечества. В последние годы появились серьезные научные прогнозы, рассчитанные на три десятилетия и даже полувековую перспективу. Например, ежегодные прогнозы Международного энергетического агентства о состоянии и перспективах мировой энергетики (2002–2006 гг.), прогноз «Перспективы глобальных инноваций» корпорации ИБМ (2004 г.), прогноз корпорации «ПрайсУотерхаус Куперс» «Мир в 2050 г.» (2006 г.), прогноз корпорации «РЭНД» «Глобальная технологическая революция 2020» (2006 г.). Как прави ло, такие прогнозы по силам лишь крупным междисциплинарным исследовательским коллективам, имеющим серьезное финансовое обеспечение. Поэтому появление каждого такого прогноза становится событием научной жизни и широко обсуждается специалистами. Разработан и периодически уточняется демографический прогноз ООН на период до 2050 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Опыт развитых стран в прогнозировании, планировании и программировании. 

     Для формирования и реализации политики государственного регулирования экономики и социальной сферы общества, в том числе посредством механизма индикативного стратегического планирования, в экономически развитых странах мира созданы специальные органы на уровне высшей государственной власти. Так, в США это специальные экономические службы и организации при президенте и конгрессе, экономический и социальный советы конгресса; во Франции — Комиссариат по планированию; в Японии -Плановое управление правительства.

     В указанных странах для деятельности по государственному планированию создана необходимая правовая база, сформирована и действует система подготовки кадров высшей квалификации (Гарвардский университет в США, Высшая административная школа в Англии и др.), налажена система информационного обеспечения деятельности государственных ведомств в области индикативного планирования.

     Учитывая  взаимозависимость всех отраслей и  секторов экономики, влияние государства на тенденции развития национальных экономик значительно. Такое государственное регулирование носит как индикативный, так и директивный характер. Индикативность заключается в рекомендательном для большинства фирм содержании экономических программ и методов косвенного регулирования. Директивность связана с созданием и функционированием нормативно-правовой базы для деятельности всех субъектов экономики, а также жестким контролем использования бюджетных средств.

     Можно констатировать, что в современной  многоукладной, смешанной рыночной экономике государство активно  участвует в формировании важнейших социально-экономических процессов.

     В большинстве экономически развитых стран мира система государственного планирования и регулирования сформирована в виде пирамидальной взаимосвязанной структуры.

     Долгосрочное  прогнозирование и регулирование представляет собой необходимый элемент экономической политики, ориентированной на обеспечение структурной трансформации экономики в соответствии с новейшими мировыми тенденциями. В рамках долгосрочной регулирующей деятельности государства осуществляются разработка и реализация среднесрочных программ развития. В свою очередь в рамках среднесрочных программ проводится краткосрочное государственное планирование и регулирование экономики и социальной сферы. Осуществляются они как конъюнктурное регулирование посредством финансовых, налоговых и других инструментов.

     Для обоснования программ, методов регулирования  и их реализации в экономически развитых странах мира разработан и используется комплекс моделей, посредством которых определяется функциональная зависимость макроэкономических параметров от национальных ресурсов, контролируемых государством. Эта система оказалась достаточно эффективной на протяжении всего послевоенного периода. Она позволила избежать глубоких кризисов и обеспечила сравнительно устойчивые темпы развития экономики развитых стран. Налицо реальное взаимодействие рыночных механизмов с системой мер государственного регулирования.

      Особый интерес представляют выполненные и опубликованные в последнее время прогнозы технологического развития, которые пытаются учитывать ожидаемые технологические сдвиги. Корпорация «РЭНД» представила в 2006 г. прогноз «Глобальная технологическая революция 2020» В этом прогнозе были выделены 56 наиболее перспективных технологических приложений, из которых затем была отобрана для

Информация о работе Зарубежный опыт разработки прогнозов и программирование развития