Восточное единоборство как средство нравственных и волевых качеств

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:27, реферат

Описание работы

Актуальность исследования. Современное общество переживает период глубоких социально-экономических преобразований, которые несомненно затрагивают и школу, ставя перед ней новые задачи. Одной из важнейших задач является воспитание каждого ученика как активной самостоятельной личности, обладающей высокой нравственностью, способной творчески мыслить и действовать.

Содержание

Введение.
1. Современные изменения российского общества, особое внимание к подрастающему поколению. – стр 3.
2. Эффективность процесса нравственно-волевого воспитания. – стр 4.
3. Опытно-экспериментальная работа. – стр 5.
4. Теоретическая значимость исследования. – стр 5.
5. Практическая значимость исследования. – стр 5.
6. Достоверность и обоснованность результатов исследования. – стр 6.
7. На защиту. – стр 6.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 26.15 Кб (Скачать)

                             

                                      ОУ СПО

        '' Казанский Кооперативный техникум'' 
 

  Реферат на тему: Восточное единоборство как средство нравственных и волевых качеств. 
 
 
 

                                                       

                                                     Выполнил: Александр Бородач

                                                                 Проверил:    
 

                                              

                                               Казань 2011

План:

Введение.

1. Современные изменения российского общества, особое внимание к подрастающему поколению. – стр 3.

2. Эффективность процесса нравственно-волевого воспитания. – стр 4.

3. Опытно-экспериментальная  работа. – стр 5.

4. Теоретическая  значимость исследования. – стр 5.

5. Практическая значимость  исследования. – стр 5.

6. Достоверность  и обоснованность результатов  исследования. – стр 6.

7. На защиту. – стр 6.

Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение:

Актуальность  исследования. Современное общество переживает период глубоких социально-экономических  преобразований, которые несомненно затрагивают и школу, ставя перед  ней новые задачи. Одной из важнейших  задач является воспитание каждого  ученика как активной самостоятельной  личности, обладающей высокой нравственностью, способной творчески мыслить  и действовать.

1. Современные изменения российского общества требуют особого внимания к подрастающему поколению, воспитанию таких качеств личности, которые помогут не только адаптироваться в изменившихся условиях, но и активно включиться в процесс дальнейшего устойчивого развития России. Это требование отражено в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и в других нормативных документах. В воспитании подрастающего поколения важнейшую роль играют учреждения дополнительного образования, обеспечивающие формирование гармонично развитой личности. Содержание деятельности учреждений системы дополнительного образования детей и подростков физкультурно-спортивной направленности постоянно обогащается в связи с появлением новых видов спорта и спортивных дисциплин.

В ряду многочисленных видов спорта особое место по популярности у школьников занимает восточное  единоборство, в частности дисциплина кудо. Кудо, возникшее в Японии в 1981 году в результате смешения и  интеграции различных видов единоборств, в России развивается более 15 лет. Филиалы Федерации Кудо России действуют  во всех регионах страны, количество людей, занимающихся этим видом спорта в  России около 10000 человек, большинство  из них дети подросткового возраста.

Складывающаяся  ситуация подчеркивает необходимость  поиска адекватных для российского  менталитета способов осуществления  нравственно-волевого воспитания подростков, занимающихся кудо, и внесения нового содержания в систему дополнительного  образования. Анализ литературы по вопросам нравственно-волевого воспитания подростков позволяет констатировать большой  интерес ученых к данной проблеме и наличие в науке определенных теоретических предпосылок для  ее исследования.

Кроме тех воспитательных инструментов, которыми обладают другие виды единоборств, кудо имеет ряд  особенностей, определяющих его высокую  эффективность в формировании нравственно-волевых  качеств юных спортсменов: экстремальный  режим соревнований по смешанным  полноконтактным правилам, требующим  от участников максимального проявления нравственно-волевых качеств; сохранение в кудо традиций боевых искусств востока, способствующих воспитанию культуры занимающихся. Однако, следует подчеркнуть, что  особенностью российского кудо является некоторое преобладание физического  аспекта воспитания, что объясняется  трудностями переноса специфики  восточной культуры на почву многонациональной  России.

Складывающаяся  ситуация подчеркивает необходимость  поиска адекватных для российского  менталитета способов осуществления  нравственно-волевого воспитания подростков, занимающихся кудо, и внесения нового содержания в систему дополнительного  образования.

Занятия восточными единоборствами считаются очень  распространенным в среде современных  подростков способом самовоспитания. Увлечение подростков единоборствами связано с возможностью развития у себя физических и волевых качеств. В физкультурно-спортивной деятельности происходит интенсивное нравственно-волевое становление личности, что является важнейшей психологической характеристикой подросткового возраста.

По своей структуре  нравственно-волевые качества личности - сложные социально-детерминированные  личностные образования.

По своей сути нравственно-волевые качества позволяют  личности разрешать внутренние противоречия между собственными чувствами и  желаниями, осознанными требованиями общества и реальными поступками, по которым можно объективно характеризовать  личность.

Анализ работ  по теории и практике нравственно-волевого воспитания подростков в физкультурно-спортивной деятельности свидетельствует о  том, что данная проблема еще недостаточно исследована. Не в полной мере определена содержательная характеристика формирования нравственно-волевых качеств в  процессе занятий спортивными единоборствами; не определено содержание понятия нравственно-волевое  воспитание; отсутствует научно-обоснованный подход диагностики нравственно-волевой  воспитанности юных спортсменов.

Нравственно-волевое  воспитание подростков средствами восточного единоборства кудо представляет собой  целенаправленный процесс формирования нравственно-волевых качеств и  опыта поведения подростков на основе преодоления трудностей спортивной деятельности, изучения традиций боевых искусств, общения подростков в разновозрастном  спортивном коллективе, влияния личности и педагогической деятельности тренера. Структура нравственно-волевого воспитания представляет собой целостное единство когнитивного, эмоционального, волевого, мотивационно-потребностного и поведенческого компонентов.

2. Эффективность процесса нравственно-волевого воспитания подростков средствами восточного единоборства кудо обеспечивается реализацией следующих педагогических условий: формирование у подростков представлений об эталоне нравственно-волевого поведения спортсмена-единоборца; организация деятельности подростков, направленной на формирование опыта нравственно-волевого поведения; обеспечение педагогического взаимодействия тренера с семьей и школой по созданию целостной воспитательной среды; диагностика и учет индивидуальных особенностей нравственно-волевой сферы подростков; создание воспитательных ситуаций, стимулирующих формирование нравственно-волевых качеств.

Модель процесса нравственно-волевого воспитания подростков средствами восточного единоборства кудо включает следующие важнейшие структурные  компоненты: цель; субъекты деятельности; содержание, формы и и методы работы; технологию нравственно-волевого воспитания подростков; педагогические условия  и принципы его осуществления; критерии, показатели и уровни оценки результативности процесса.

Технология нравственно-волевого воспитания подростков средствами восточного единоборства кудо представлена тремя  основными этапами развития нравственно-волевых  качеств и формирования опыта  поведения: ценностно-ориентационным, развития и гармонизации, совершенствования  и генерализации, обеспечивающими  реализацию воспитательного потенциала кудо.

3. Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа.

На первом этапе (2003-2004 г.г.) осуществлялся теоретический  анализ проблемы нравственно-волевого воспитания подростков в физкультурно-спортивной деятельности, средствами восточного единоборства. Были определены цель, объект, предмет, методы исследования, формулировались  основные положения рабочей гипотезы. Также на первом этапе был проведен констатирующий эксперимент.

В ходе второго  этапа (2004-2005 г.г.) исследования, на основании  результатов констатирующего эксперимента и теоретического анализа психолого-педагогической литературы, нами были определены критерии и показатели нравственно-волевой  воспитанности, выделен ряд педагогических условий, соблюдение которых, предположительно, должно способствовать повышению эффективности  нравственно-волевого воспитания подростков средствами кудо. Были разработаны  модель и технология нравственно-волевого воспитания юных спортсменов-кудоистов, программа формирующего педагогического  эксперимента.

На третьем  этапе (2005-2008) проводился формирующий  педагогический эксперимент, осуществлялись количественный и качественный анализ экспериментальных данных, оформление результатов исследования в виде научных статей, текста диссертации, внедрение их в педагогическую практику.

Научная новизна  исследования состоит в следующем:

• раскрыты воспитательные возможности восточного единоборства кудо в формировании нравственно-волевых  качеств у подростков; выявлены и  опытно-экспериментальным путем  проверены педагогические условия, способствующие эффективной организации  нравственно-волевого воспитания подростков в процессе занятий кудо;

• разработана  модель нравственно-волевого воспитания подростков средствами восточного единоборства кудо;

• экспериментально апробирована технология нравственно-волевого воспитания подростков в процессе занятий  кудо.

4. Теоретическая значимость исследования заключается определении факторов взаимосвязи нравственного и волевого воспитания личности подростка, раскрытии содержания нравственно-волевого воспитания подростков средствами восточного единоборства кудо; обосновании комплекса педагогических условий нравственно-волевого воспитания подростков в процессе занятий кудо; теоретическом обосновании понятия «воспитательный ч потенциал кудо»; определении критериев и показателей нравственно-волевой воспитанности подростков в процессе занятий кудо.

5. Практическая значимость исследования состоит во внедрении в педагогическую практику спортивных учреждений системы дополнительного образования модели и технологии нравственно-волевого воспитания подростков средствами кудо. В разработке инструментария мониторинга нравственно-волевой воспитанности подростков в процессе занятий кудо, а также рекомендаций по организации нравственно-волевого воспитания юных спортсменов, отраженных в авторской образовательной программе по кудо для детей школьного возраста, которая используется тренерами Федерации кудо России для организации учебно-тренировочного процесса в учреждениях дополнительного образования.

6. Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются исходными методологическими позициями, адекватными его целям, задачам и логике, длительным характером педагогического эксперимента, использованием комплекса надежных методов и валидных методик диагностики, повторяемостью результатов исследования, репрезентативностью выборок, обработкой экспериментальных данных, а также положительными результатами внедрения технологии нравственно-волевого воспитания подростков средствами спортивного единоборства кудо в образовательную практику.

7. На защиту выносятся следующие положения:

1. Нравственно-волевое  воспитание подростков средствами  восточного единоборства кудо  представляет собой целенаправленный  процесс формирования нравственно-волевых  качеств и опыта поведения  подростков на основе преодоления  трудностей спортивной деятельности, изучения традиций боевых искусств, общения подростков в разновозрастном  спортивном коллективе, положительного  влияния личности тренера. Структура  нравственно-волевого воспитания  представляет собой целостное  единство когнитивного, эмоционального, волевого, мотивационно-потребностного  и поведенческого компонентов. 

2.Эффективность  процесса нравственно-волевого воспитания  подростков, средствами восточного  единоборства кудо обеспечивается  реализацией следующих педагогических  условий: формирование у подростков  представлений об эталоне нравственно-волевого  поведения спортсмена-единоборца; организация  деятельности подростков, направленной  на формирование опыта нравственно-волевого  поведения; обеспечение педагогического  взаимодействия тренера с семьей  и школой по созданию целостной  воспитательной среды; диагностика  и учет индивидуальных особенностей  нравственно-волевой сферы подростков; создание воспитательных ситуаций, стимулирующих формирование нравственно-волевых  качеств. 

Информация о работе Восточное единоборство как средство нравственных и волевых качеств