Внешняя торговля России. Основные направления развития, проблемы и эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 05:32, курсовая работа

Описание работы

Внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной частью хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Возрастает интерес к участию в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами из зарубежных стран.

Содержание

Введение 3

1.Торговые барьеры 5

2. Внешняя торговля России 7

2.1 Экспорт РФ 7

2.2 Импорт РФ 9

2.3 Проблемы и препятствия развития внешней торговли России 11

2.4 Пути развития внешней торговли России 12

3. Внешняя торговля со странами СНГ, как основное направление развития международной торговли РФ 15

Заключение 20

Список используемой литературы 22

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 412.00 Кб (Скачать)

     Рисунок 2. Динамика товарной структуры импорта РФ.

           Проанализировав данные диаграммы, можно выделить основные направления импорта России, такие как: импорт машин и оборудования, где большую долю занимает ввоз из-за границы легковых автомобилей, продовольственных товаров и продукция химической промышленности, в том числе всевозможные медикаменты. Также существует такая группа как военная техника и оружие, её нет в данном графике, но товар данной сферы идёт на импорт в большом объёме.

      С момента включения России в международные экономические отношения в качестве самостоятельного субъекта в её экспорте основное место занимают сырьё и полуфабрикаты, относящиеся главным образом к продукции первого передела, а в импорте - изделия машиностроения и продовольствие. Такое положение России в системе международного разделения труда обусловлено природно-климатическими условиями, а так же особенностями её политического развития в прошедшем веке.

     Товарная  структура отечественной внешней  торговли отражает ограниченные возможности приспособления российского производства к взаимодействию с внешним миром. Мировая торговля является ныне сферой обмена преимущественно готовыми изделиями: на них падает около 80% мирового экспорта. У России, если оперировать структурой её внешней торговли в фактических ценах, составляющий показатель составляет примерно 40%, т.е. вдвое меньше. На мировых рынках более 2/5 реализуемой продукции приходится на машины, оборудование и транспортные средства, около 16% - на высокотехнологичную продукцию. В отечественном экспорте удельный вес продукции машиностроения составляет только 8%, высокотехнологичной продукции - примерно 2%.

 
2.3 Проблемы и препятствия  развития внешней  торговли РФ

      
           Внешняя торговля по-прежнему выступает главным источником несанкционированного оттока капитала за рубеж. Чрезвычайно высокая концентрация поставок на узкой группе топливно-сырьевых товаров и материалов делает экономику страны очень чувствительной к колебаниям мировой конъюнктуры и ограничивает возможности эффективного участия в международном разделении труда. Закономерное и нормальное для стадии экономического подъема расширение импорта в России в отсутствие достаточного числа конкурентоспособных отечественных поставщиков сопровождалось усилением позиций зарубежной продукции на внутреннем рынке, в том числе по многим чувствительным для страны позициям.

     Кроме того, отмечается высокая зависимость  благополучия финансовых, бюджетных  и внешнеэкономических показателей от цен на топливно-сырьевой комплекс. Их колебания делают стабильность экономики крайне неустойчивой.

     Удельный вес топливно-энергетических товаров в январе 2011 года составил 72,4% всего российского экспорта за пределы СНГ против 73,3% годом раньше. Доля в экспорте металлов и металлоизделий выросла с 11,5 до 13,6%, продукции химической промышленности - с 5,4 до 5,6%, лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий - с 2,8 до 3,1%, доля машин и оборудования снизилась с 3,7 до 1,6%. В основе российского экспорта по-прежнему доминирует продукция с низкой добавленной стоимостью, преимущественно необработанное сырье (сырая нефть, газ, металлические руды и металлы, прошедшие лишь первичную обработку, необработанный лес). Это общая проблема российской экономики, которая усугубляет ее сырьевую зависимость.

     Многие  эксперты предрекают, что в ближайшие  годы в случае падения цен на нефть  положительное внешнеторговое сальдо опустится до нуля. Такой же прогноз  заложен Минэкономразвития и  в среднесрочный прогноз социально-экономического развития до 2011 года. И если до последнего времени многие эксперты воспринимали такой прогноз скептически, то в последние месяцы число скептиков резко сократилось. Как будет развиваться ситуация - покажет уже ближайшее время.

     Кроме того, интерес к роли науки и  инновационного процесса довольно низок  в России. Если в Японии и США  расходы на НИОКР достигают 3% ВНП, в странах ЕС - около 2, то в России - меньше 1%. Доля России на мировых рынках высокотехнологичной продукции  составляет только 0,3% - это в 130 раз меньше, чем в США.

     Россия  отстает от ведущих стран запада по уровню внедрения информационных технологий. В наиболее развитых странах  Запада доля информационно-коммуникационных технологий в ВНП составляет 2,5-4,5%, а в России этот показатель не превышает 1%.

      
2.4    Пути развития внешней торговли России

      
             Но несмотря на существенные недостатки внешней торговли России, с 1994 года сальдо торгового баланса увеличилось в 10,6 раз (с 16927 до 179742 млн.долл США).

     

     Рисунок 3.  Объемы экспорта и импорта России, 1994-2010 гг. (млрд. долл. США).

            По данным диаграммы мы видим  что как экспорт, так и импорт  стабильно развивался до 2008 года, в 2008 году из за мирового кризиса мы наблюдаем спад развития, на сегодняшний день можно скачать что, кризис как в евро зоне так и в США негативно влияет на развитие внешней торговли РФ, а именно мы видим спад и нестабильность.

     Объем экспорта и импорта товаров по странам мира - торговым партнерам России, - важный показатель для выявления перспектив развития и эффективности международной торговли.

     

     Рисунок 4. Показывает доли определенных групп стран во внешнеторговом обороте России за 2010 год.

     На  рисунке 4 видно, что наибольшим удельным весом обладают страны ЕС и АТЭС. Страны, входящие в состав СНГ уступают.

     Страны  СНГ имеют меньший удельный вес  в общем торговом обороте РФ, поэтому  данное направление стоит развивать. Также данные страны являются главным покупателем Российского не сырьевого товара. Так как страны СНГ практически не производят всевозможного оборудования, транспорта и других товаров, многие из данных стран граничат с РФ, это снижает к минимуму издержки на транспортировку. Ещё можно сказать, что товар производимый Россией, именно не сырьевой, не выдержит конкуренции с производителями из группы стран ЕС и АТЭС, это говорит о том что товар просто не будет покупаться. Говоря об импорте можно отметить, СНГ- это источник недорогого продовольствия для РФ, а именно мяса, С\Х продукции, также тканей. Создание Таможенного союза позволило, товар, к примеру, из Китая  доставлять через Казахстан, минуя  большие таможенные расходы. Исходя из вышесказанного, для России приоритетным направлением должно стать развитие торговли со странами СНГ.

 

      
Рисунок 5. Удельный вес стран во внешнеторговом обороте РФ 2010г.
 

     

Рисунок 6. Динамика внешней торговли РФ с Германией.

       

         Проанализируем динамику внешнего товарооборота России и Германии, так как Германия можно сказать основной партнёр РФ,  по данным диаграммы мы видим, что проблемой в торговле с Германией послужил кризис 2008 года, можно также отметить что именно финансовый кризис 2008 года, стал причиной нестабильного развития внешней торговли, как России, так и всех  остальных стран. Германия до недавнего времени оставалась основным партнёром РФ во внешней торговле, в 2010 году Китай захватил лидирующее положения причиной этому послужили проблемы в евро зоне, Германия, как основная страна Евросоюза занята помощью и проблемами, связанными с долговыми проблемами стран Евросоюза, и сохранением Евро как мировой валюты.

3.      Внешняя торговля со странами СНГ, как основное направление развития международной торговли РФ

      
          Страны СНГ - это важный рынок сбыта российских несырьевых товаров и услуг, в первую очередь машин и оборудования, приоритетная площадка для российских инвестиций, регион, позволяющий реализовывать транзитный потенциал России и стран-партнеров.

     К приоритетным вопросам экономического сотрудничества России со странами Содружества на предстоящий период можно отнести формирование общих рынков труда, транспортных услуг, межрегиональное и приграничное сотрудничество, создание совместных предприятий и промышленно-финансовых групп, транснациональных корпораций.

     К настоящему времени как в России, так и в рамках СНГ приняты  основополагающие документы, которые  определяют основные подходы, приоритеты и перспективы работы на пространстве Содружества. В России это одобренные Правительством Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (раздел "Внешнеэкономическая политика") и Основные направления внешнеэкономической политики Российской Федерации на период до 2020 года. Наряду с Концепцией внешней политики Российской Федерации эти документы определяют основные интересы России в СНГ, ключевые принципы и приоритеты внешнеэкономической политики в регионе.

     Согласно  Концепции внешней политики Российской Федерации, Россия выстраивает дружественные отношения с каждым из государств Содружества на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. С государствами, которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнерства и союзничества. Россия последовательно придерживается рыночных принципов в качестве важного условия развития подлинно равноправных взаимоотношений. Эти базовые принципы являются объективной предпосылкой для продвижения современных форм интеграции на пространстве Содружества.

     В ноябре 2008 года одобрена Стратегия  экономического развития СНГ до 2020 года. Стратегия - комплексный документ, представляющий собой систему согласованных  государствами - участниками СНГ  взглядов на общие цели, приоритеты и перспективы социально-экономического развития для углубления межгосударственных экономических отношений и превращения Содружества Независимых Государств в полноправного значимого участника системы международных экономических отношений. В настоящее время завершается работа над планом мероприятий по реализации первого этапа Стратегии, рассчитанного на период до 2011 года.

     Мировой финансовый и экономический кризис оказывает существенное негативное влияние на экономическую ситуацию в странах СНГ, которые вплоть до последнего времени были одним из самых динамично развивающихся регионов мира. Сила воздействия кризиса на экономику стран СНГ проявляется по-разному в зависимости от степени их интеграции в глобальную экономику, состояния финансовой и банковской систем, фондового рынка. К концу 2008 года экономика ряда стран Содружества в полной мере ощутила влияние мирового финансово-кредитного кризиса - особенно заметным оно было в странах с относительно более высоким уровнем интеграции в мировую экономику.

     Как и в других государствах, в странах СНГ от кризиса страдают реальный сектор экономики, государственные финансы, фондовый рынок, валютная и банковская сферы. Негативное воздействие на основные отрасли экономики стран СНГ оказало снижение мировых цен на нефть, металлы, зерно, а также сокращение внешнего спроса на ряд экспортируемых странами Содружества товаров.

     На  заседаниях Экономического совета СНГ  в 2008 году были приняты соответствующие  решения по преодолению негативных последствий мирового финансового  кризиса, предложения о поэтапной отмене ограничений во взаимной торговле, определен Перечень базовых документов, регламентирующих функционирование зоны свободной торговли в рамках СНГ, обсужден ход выполнения Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ в части экономического сотрудничества.

     А также произошло создание единого  таможенного союза, куда вошли Россия, Казахстан и Белоруссия. Данный союз поможет укрепить торговлю данный стран, а так же поможет и усовершенствовать.

     В 2008году продолжалась работа по важнейшим направлениям интеграционного сотрудничества в Евразийском экономическом сообществе: формирование Таможенного союза; проведение согласованной экономической политики; активизация взаимодействия в реальном секторе экономики; совместное развитие энергетического рынка; формирование транспортного союза и реализация транзитного потенциала ЕврАзЭС формирование общего финансового рынка; взаимодействие в аграрном секторе.

     Важную  роль в системе координации деятельности всех участников внешнеэкономического процесса, действующих на пространстве СНГ, играют торговые представительства Российской Федерации. Торгпредства действуют сейчас во всех странах СНГ, кроме Грузии. Одна из приоритетных задач Министерства РФ и других федеральных органов исполнительной власти заключается в содействии расширению присутствия российского бизнеса в экономике стран СНГ, в снятии препятствий для работы на рынках, для торговли и инвестиций. Такая задача поставлена перед торгпредствами в странах СНГ, и они активно ее решают.

     Максимальное  содействие российскому бизнесу  в развитии торговли, инвестиционного  сотрудничества, реализации проектов со странами СНГ - одна из важнейших  задач Минэкономразвития России. Регулярные консультации с отечественными предпринимателями ведутся по линии созданного при Минэкономразвития России Совета по внешнеэкономической деятельности.

Информация о работе Внешняя торговля России. Основные направления развития, проблемы и эффективность