Внешняя торговля России. Основные направления развития, проблемы и эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 05:32, курсовая работа

Описание работы

Внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной частью хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Возрастает интерес к участию в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами из зарубежных стран.

Содержание

Введение 3

1.Торговые барьеры 5

2. Внешняя торговля России 7

2.1 Экспорт РФ 7

2.2 Импорт РФ 9

2.3 Проблемы и препятствия развития внешней торговли России 11

2.4 Пути развития внешней торговли России 12

3. Внешняя торговля со странами СНГ, как основное направление развития международной торговли РФ 15

Заключение 20

Список используемой литературы 22

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 412.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ  МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА И ЭКОНОМИКИ

КАФЕДРА МАРКЕТИНГА И КОММЕРЦИИ 
 

                                                                                                          УТВЕРЖДАЮ

Заведующий  кафедрой,профессор

_________________А. П. Латкин

 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине "Организация и техника внешнеторговых операций"

Внешняя торговля России. Основные направления  развития, проблемы и эффективность»

КД-09-60425.КР

 
 
 

Студент

гр. Кд 09-01                                                                    ___________________________Панкрачёв Р.В 

Руководитель:

канд. экон. наук, доцент                                              ____________________________ Сидоров В.П

 
 
 
 
 
 

Владивосток 2011

Содержание

 
Введение                                                                                                                                        3

1.Торговые барьеры                                                                                                                      5

2. Внешняя торговля России                                                                                                        7

   2.1 Экспорт РФ                                                                                                                          7

   2.2 Импорт РФ                                                                                                                            9

   2.3 Проблемы и препятствия развития внешней торговли России                                     11

   2.4 Пути развития внешней торговли России                                                                        12

3. Внешняя торговля  со странами СНГ, как основное направление развития международной торговли РФ                                                                                                     15

Заключение                                                                                                                                 20

Список используемой литературы                                                                                             22

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      
           Внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной частью хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Возрастает интерес к участию в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами из зарубежных стран. В этих условиях все большее число работников производственной сферы, малых предприятий и государственных учреждений нуждаются в объективной информации о мировом рынке, его структуре, организации и технике осуществления коммерческих операций.

     Цели  данной курсовой работы- это определить предполагаемые пути и направления  развития внешней торговли РФ, найти проблемы препятствующие достижению максимального эффекта. Задачи- провести анализ экспорта и импорта товаров, выявить менее развитые направления торговли РФ.

     В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица, и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить. В основе более углубленного изучения вопроса, что то в конечном итоге привело к развитию международной торговли, лежат два обстоятельства.

     Во-первых, экономические ресурсы - природные, человеческие, инвестиционные - распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно отличаются по своей  обеспеченности экономическими ресурсами.

     Во-вторых, эффективное производство различных  товаров требует различных технологий или комбинации ресурсов.

     Россия  же это страна, которая в основном прибегает к импорту всевозможной продукции, не производя конкурентоспособной продукции. И факторов, которые влияют на это положение достаточно много. В основе всего лежит менталитет, в России нет направленности на потребителя, на качественное удовлетворение потребителей, а сложилась такая идеология как извлечение прибыли, следовательно, товар, который производится он уже не для людей, а для извлечения какой либо выгоды. В пример можно привести Японию, как страну с идеальным менталитетом, эта страна с людьми, которые нацелены на качественное производство и удовлетворение интересов покупателей. Системы торговли, которые применяются там, невозможно применить в нашей стране. Пример такая система как КАЙ ЦЗЕН, это торговля, основанная на ликвидации складов вообще, и с системой бесперебойных поставок.

     Также налоговое и вообще законодательство РФ таково что, дешевле импортировать какой либо товар, чем произвести его. Так как величина налоговых ставок также входит в цену продукта. Примеров много, далеко идти не надо, на рынке яблоки с Филлипин стоят значительно дешевле, чем те же Кубанские.

     Вступление  РФ в ВТО перечеркнёт производство, и даст огромный толчок к развитию импорта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.      Торговые барьеры 

     Международная торговля затрагивает экономические  интересы отдельных слоев населения  и целых стран, интересы, которые переплетаются самым сложным образом и вступают в противоречие друг с другом. Это и обуславливает необходимость целенаправленного воздействия государства на торговые отношения с другими странами с помощью тарифов и нетарифных методов регулирования. При этом государство преследует цель создания наиболее благоприятных условий для развития национальной экономики.

     Несмотря  на членство в ВТО, развитые страны используют все возможные способы  и методы получения дополнительных выгод от международной торговли, путем ведения протекционистских мер. 

     Торговые  барьеры- ограничение свободного обмена товарами и услугами между странами через механизмы тарифного огранечения.

      Классическим  и основным инструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы. Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимыхтоваров. 
           Импортные квоты. С помощью импортных квот устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период времени. Часто импортные квоты выступают более эффективным средством сдерживания международной торговли, чем пошлины. Несмотря на высокие пошлины, определенное изделие может импортироваться в относительно больших количествах. Низкие же импортные квоты полностью запрещают импорт товара сверх определенного количества. 
          Кроме того существуют нетарифные барьеры. Под нетарифными барьерами понимается система лицензирования, создание неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах.  
          Лицензирование (licensing) - регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. 
         Ограничивая выпуск лицензий, можно эффективно ограничивать импорт. Именно так поступила Великобритания, запретив импорт угля. 
         Добровольные экспортные ограничения. Они являются относительно новой формой торговых барьеров. Так, японские автомобилестроители под угрозой введения Соединенными Штатами более высоких тарифов или низких импортных квот согласились на введение добровольных экспортных ограничений на свой экспорт в США. 
          Многие группы предпринимателей, занятых соответствующим производством, пытаются сохранить либо улучшить свои экономические позиции, убеждая правительство ввести тарифы или квоты для защиты их от вредного влияния свободной торговли. Эффект особых интересов или концепция о поведении, обусловленном "погоней за рентой",- играет важную роль. Следует также добавить, что издержки протекционизма скрыты, поскольку тарифы и квоты включены в цены товаров. Таким образом, политические деятели сталкиваются с меньшими политическими ограничениями, идя на встречу требованиям ввести протекционистские санкции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Внешняя торговля России 
2.1 Экспорт РФ

     Имея  почти 150-миллионное население, обладая  значительными энергетическими  ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в 2010 г. Составилаоколо3.5%.  
           На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражаются резкое сокращение хозяйственных связей с другими бывшими советскими республиками в результате распада СССР и свертывание торговли с бывшими социалистическими странами - членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественноймашиностроительнойпродукции. 
           Но если роль России в мировой торговле невелика, то для нее самой значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Величина экспортной квоты России, рассчитанная на базе паритета покупательной способности рубля к доллару, составляет около 10%, делясь между дальним и ближним зарубежьем в соотношении примерно 5:1. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами потребительского назначения. 
            Статистика внешней торговли характеризует объем экспорта и импорта товаров, их динамику, географическое распределение, товарный состав, участие в мировой торговле, а также ее значение в экономике страны.

        Под экспортом понимается вывоз товаров из страны отечественного производства,а также реэкспортные товары.                    
             К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезенные в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики товаров. 
             Под импортом понимается ввоз товаров в страну. В импорт включаются ввезенные товары, предназначенные для потребления в хозяйстве страны, для реэкспорта и товары, закупаемые для отечественных организаций за границей, для потребления на месте. 
            Внешний спрос России ограничивается в основном товарами топливно-сырьевой группы, металлами, удобрениями, лесоматериалами.

 
Рисунок 1. Динамика товарной структуры экспорта РФ.
 

            Исходя из данных графика мы  наблюдаем нестабильный экспорт по группе минеральных товаров, это можно объяснить нестабильностью цен на данные товары, так как они являются сырьевыми.

     Топливно-сырьевая ориентация российского экспорта в  тесной мере носит вынужденный характер, спасая соответствующие отрасли  от недогрузки и удерживая всю экономику от еще большего спада. Но в свою очередь подобная структура экспорта негативно сказывается на развитии производства внутри страны. Так вывоз за рубеж 4/5 производимых удобрений наносит огромный ущерб российскому сельскому хозяйству. Так же экспорт многих цветных металлов, внутренние цены которых в ряде случаев выше мировых и не по карману отечественным потребителям, также относится к негативным последствиям такой экспортной стратегии страны. От этого страдают собственные обрабатывающие отрасли. 
            Исходя из графика мы видим, что экспорт металлов, драгоценных камней падает, это обуславливается появлением иностранных заводов производящих более конкурентоспособнуюпродукцию. 
         Что касается машин и оборудования, то их доля в экспорте мизерна и никак не соответствует сложившейся структуре российской промышленности и ее научно-техническому потенциалу. 
Удельный вес машиностроения в мировом экспорте достигает 40%, в экспорте США и Германии - почти 50%, а в России он не дотягивает и до 10%. 
          В вывозе продукции обрабатывающих отраслей нашей промышленности более половины составляла низкотехнологичная продукция, чуть больше 40% - рядовая по технологии и лишь 1,5-1,8% - наукоемкая, высокотехнологичная. Конкурентоспособен пока только экспорт военной техники, и на этом сегменте мирового рынка Россия сохраняет четвертое место после США, Великобритании и Франции.  
            Сейчас российский экспорт остается одним из решающих факторов поддержки экономической деятельности в стране, в нём преобладают энергоносители, металлы, удобрения, лесоматериалы. Они дают более 3/4 всей экспортной выручки.

     Это важнейшая проблема России, на экспорт  идёт практически только сырьё, а  товары из данного сырья не производятся, я считаю, что эффективность внешней торговли и ВВП можно повысить, производя товары. Также можно отметить что экспорт сырьевых товаров приводит к зависимости экономики от мировых цен на сырьё, из этого следует нестабильность экономики.

     Система завышения таможенных пошлин на производимые товары, не приносит ни каких плюсов, зарубежная продукция как была более конкурентоспособной, так и осталась.

2.2 Импорт РФ

     С начала 21 века внешнеторговый оборот, экспорт и импорт России увеличились в фактических ценах в 2,4 раза каждый при сверхвысоких среднегодовых темпах прироста более 19%. Столь стремительному росту внешней торговли способствовали благоприятные условия внутри страны и на внешних рынках. На внутреннем рынке спрос на отечественное сырьё, продукты первого передела и продукцию оборонного комплекса возрастал медленнее, чем возможности её производства, что позволяло наращивать экспортные поставки. Постоянное увеличение совокупного внутреннего спроса - конечного потребления и накопления - стимулировало расширению импорта.

Информация о работе Внешняя торговля России. Основные направления развития, проблемы и эффективность