Управление проектами

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 08:20, контрольная работа

Описание работы

В международной практике план развития предприятия представляется в виде специальным образом оформленного бизнес-плана, который, по существу, представляет собой структурированное описание проекта развития предприятия. Обычно любой новый проект предприятия в той или иной мере связан с привлечением новых инвестиций. В наиболее общем понимании проект – это специальным образом оформленное предложение об изменении деятельности предприятия, преследующее определенную цель.

Содержание

Введение
Понятие и классификация проектов
1.2 Сущность системы управления проектами
1.3 Управляемые параметры проекта
1.4 Методы управления проектами
1.5 Задачи и этапы проектного управления
Выводы
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ работа по управлению проектами.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

Объективно  возрастает сложность управления экономикой в связи с увеличением числа субъектов управления, усложнением их действий, снижением уровня профессионализма управленческого персонала. Современная инвестиционная политика направлена на финансирование проектов, реализуемых в минимальные сроки и способных принести максимальную прибыль. В таких условиях новый метод становится проверенным инструментом реализации любых проектов необходимого качества, в установленные сроки, в рамках принятого бюджета.

Вместе  с тем имеется ряд ограничений, существенно сдерживающих распространение новой методологии как для управления крупными проектами, так и комплексными программами. К ним относятся: общий спад производства и неустойчивое функционирование экономики; недостаточная политическая стабильность (как дополнительный фактор риска); резкое сокращение государственных инвестиций и спад инвестиционной активности; устойчиво высокая инфляция; недостаточная развитость кредитнофинансовой и банковской систем, сдерживающая оборот инвестиций и капиталов; отсутствие надежной системы обеспечения гарантий и льгот для инвесторов, в том числе иностранных.

1.3 Управляемые параметры  проекта

Управляемыми  параметрами проекта являются:

  • объемы и виды работ по проекту;
  • стоимость, издержки, расходы по проекту;
  • временные  параметры,  включающие сроки,  продолжительность и резервы выполнения работ, этапов, фаз проекта, а также взаимосвязи работ;
  • ресурсы, требуемые для осуществления проекта, в том числе: человеческие или трудовые,  финансовые ресурсы,  материально-технические, разделяемые на строительные материалы, машины, оборудование, комплектующие   изделия   и  детали, а также ограничения по ресурсам;
  • качество проектных решений, применяемых ресурсов, компонентов проекта и пр.

Проект  и процесс его реализации, осуществления  являются сложной системой, в которой сам проект выступает как управляемая подсистема, а управляющей подсистемой является управление проектом.

Проект  имеет ряд свойств, о которых  целесообразно помнить, так как  это помогает методически правильно  организовать работу по его реализации:

  • проект возникает, существует и развивается в определенном окружении, называемом внешней средой;
  • состав проекта не остается неизменным в процессе его реализации и развития, в нем могут появляться новые элементы (объекты) и из его состава могут удаляться некоторые его элементы;
  • проект, как и всякая система, может быть разделен на элементы, при этом между выделяемыми элементами должны определяться и поддерживаться определенные связи.

Разделение  всей сферы деятельности, в которой  появляется и развивается проект, на собственно "проект" и "внешнюю среду" в определенной степени условно. Причины этого заключаются в следующем:

  1. Проект не является жестким, стабильным образованием: ряд его элементов в процессе реализации проекта может менять свое местополо жение, переходя в состав проекта из внешней среды и обратно.
  2. Ряд элементов проекта может использоваться как в его составе, так и вне его. Типичным примером этому могут служить специалисты, одновременно работающие как над реализацией конкретного проекта, так и над решением некоторых других проблем (в частности,  над выполнением какого-то другого проекта).

Следует обратить внимание на переходную зону, через которую между ними осуществляется связь и перемещение элементов, тем или иным способом участвующих  в работе по его реализации.

1.4 Методы управления проектами

Методы  управления проектами включают такие  методы, как сетевое планирование и управление, календарное планирование, логистику, стандартное планирование, структурное планирование, ресурсное  планирование, имитационное моделирование на ЭВМ и др.

Методы  управления проектами позволяют:

  • определить цели проекта и провести его обоснование; выявить структуру проекта (подцели, основные этапы работы, которые предстоит выполнить);
  • определить необходимые объемы и источники финансирования;
  • подобрать исполнителей,  в частности,  через процедуры торгов и конкурсов;
  • подготовить и заключить контракты;
  • определить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы;
  • рассчитать смету и бюджет проекта, планировать и учитывать риски;
  • обеспечить контроль за ходом выполнения проекта.

1.5 Задачи и этапы  проектного управления

Реализация  проекта должна позволить практически  решить проблему перехода к проектноориентированной  форме управления проектами.

В рамках проекта (программы) надлежит решить следующие задачи:

Создание новых (адаптация действующих) структур. Различают следующие схемы решения указанной задачи:

  • Создание наряду с традиционными, как правило, функционально ориентированными (производство, планирование, финансирование, контроль, учет, кадры и др.) подразделениями компаний новых - проектно-ориентированных структурных образований (проект А, проект Б и др.). Новые подразделения могут функционировать как на постоянной, так и на временной (проектной) основе.
  • Создание специализированных фирм - профессиональных управля ющих проектами, выполняющих функции проект-менеджера для заказчика; в данном случае под заказчиком подразумевается любой из участников проекта, "нанимающий" консультанта.

Такие фирмы могут создаваться:

  • "на пустом  месте" - с учетом реальной деловой  конъюнктуры, определяемой на основе маркетинга;
  • на  базе  проектных  институтов   (предпочтительнее,   выполняющих функции генерального проектировщика). Как известно, такие институты традиционно занимаются не только прединвестиционными исследованиями и проектноизыскательскими работами, но и авторским надзором, а также участвуют в формировании и защите заказных спецификаций на оборудование. При выборе такого решения вокруг этого ядра могут быть сформированы (на той или иной основе) остальные структурные элементы фирмы;
  • на основе одного из подразделений заказчика, например дирекции строящегося предприятия или отдела капитального строительства. Такое решение также потребует включения в состав фирмы необходимых специ алистов "со стороны".

2  Разработка механизма функционирования.  Наиболее важным вопросом    механизма    функционирования    проектно-ориентированных структур является их статус, т.е. мера ответственности за результаты своей деятельности. Возможны следующие варианты схем,  определяющих статус новых  структур управления   проектом:   "основная",   "расширенное   управление",   "под ключ". Каждая из этих схем имеет, как известно, определенную область применения и определяет меру делегирования заказчиком (инвестором) своих полномочий руководителю проекта (проект-менеджеру).

Очевидно, что на первых порах заказчик (инвестор) будет руководст воваться менее  рискованной для него "основной" схемой и лишь со временем начнет делегировать проект-менеджеру полномочия распоря жаться от его имени финансовыми ресурсами и обеспечивать запуск проекта в эксплуатацию.

3  Подготовка кадров. В связи с тем что речь идет о создании новой системы подготовки профессиональных руководителей проектов всех уровней, следует рассматривать следующие направления работы.

  • Высшие учебные заведения. Ряд вузов, в основном строительного, экономического и управленческого профилей, организовали соответствующие специальности/специализации, однако потребуется несколько лет для того, чтобы предприятия начали получать дипломированных молодых специалистов на регулярной основе.
  • Повышение квалификации/переподготовка специалистов. Целесооб разно организовать целевую переподготовку дипломированных специалистов в специальных учебных центрах - при авторитетных консалтинговых фирмах или профильных высших учебных заведениях.  К сожалению, "пионерный" опыт некоторых вузов не нашел пока достойного развития. В этот же период должны быть подготовлены необходимые учебные программыи материалы.

Установлено, что эффективность обучения, в  том числе переподготовки специалистовпрактиков, значительно повышается, если обучающиеся  с самого начала объединены в команды  с конкретным распределением ролей - так, как это и делается на практике. С этой точки зрения предприятия и организации выиграют, если будут обучать своих работников не поодиночке, а группами, составленными из специалистов тех служб компании, которые в будущем станут управлять проектами.

  • Учет психологических аспектов кадрового обеспечения управления проектами. Имеется в виду необходимость организации квалифицированной помощи специалистам, осваивающим проект-менеджмент, в адаптации к условиям работы в командах, принципиально отличающихся от принятых в командно-административной системе.

4  Правовое регулирование. В настоящее время действует ряд законодательных и нормативных актов, регламентирующих инвестиционную и в целом предпринимательскую деятельность. Специалистами признана необходи мость разработки законодательных и нормативных документов, эффективно регламентирующих:

  • закупки и поставки;
  • сертификацию и лицензирование профессиональных руководителей проектов;
  • охрану окружающей среды.

5  Финансирование. Д о сих пор является открытым вопрос механизма финансирования деятельности профессиональных руководителей проектов (проект-менеджеров). Особенно острым является этот вопрос для проектов, финансируемых из средств госбюджета.

В коммерческих проектах, финансируемых  из собственных/привлеченных/заемных  средств, заказчик в связи с очевидной  эффективностью новой системы и упрощением функций дирекции строящегося предприятия и генерального подрядчика может принять решение направить на оплату услуг проект-менеджера:

  • часть затрат на содержание дирекции строящегося предприятия ;
  • часть накладных расходов генерального подрядчика.

При заключении контракта по "расширенной" схеме заказчик может также направить  на оплату услуг проект-менеджера  часть прибыли, образующейся по результатам  завершения строительной фазы проекта, по фактическим затратам, против сметной стоимости работ.

Технология управления. Процесс управления проектами должен быть надлежащим образом информатизирован, поддерживаться современными технологиями, для чего необходимо:

  • создать и поддерживать в актуальном состоянии базы и банки данных по всем фазам и этапам жизненного цикла проектов;
  • внедрить современные автоматизированные системы планирования и контроля, а также средства обработки и передачи данных. Следует по мнить, что степень сложности (а значит, и цена) используемой информационной технологии должна соответствовать сложности и размеру проекта.

Если  это правило нарушить, заказчик понесет  необоснованные потери как в случае необоснованной сложности используемой технологии, так и при недооценке важности этого весьма существенного  фактора.

Наиболее  сложным для современного проект-менеджера  является не автоматизация процесса управления (это лишь функция способности  заказчика оплатить современные  технические и программные средства), а информационный "вакуум", образовавшийся в инвестиционной сфере в результате распада старой системы технического нормирования и практической невозможности создания "в одиночку" новой, адекватной современным условиям информационной системы поддержки деятельности. В этих условиях крайне важно организовать процесс накопления опыта, разумеется, в машинно-ориентированной форме.

Выводы

Таким образом, особенности управления в  современных условиях определяются переходным периодом становления рыночных отношений в экономике. Переходный период требует использования методов  и механизмов, характерных как для рыночной системы, основанной на частной собственности и относительно свободных ценах, так и для системы планового регулирования.

Информация о работе Управление проектами