Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 08:15, реферат
Термин "маркетинг" произошел от английских слов "market getting", что в переводе означает "действие на рынке", т.е. деятельность в сфере рынков сбыта. В классическом понимании маркетинг - это прежде всего предпринимательская деятельность, связанная с продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю. Как экономическое понятие и особый вид деятельности маркетинг возник на рубеже XIX-XX веков. Это было своего рода ответом
1. Понятие, содержание и цели маркетинга
2. Принципы и функции маркетинга
3. Виды маркетинга
4. Типы маркетинга в зависимости от характера спроса
5. Основные концепции маркетинга
ТЕМА1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА
1. Понятие, содержание и цели маркетинга
2. Принципы и функции маркетинга
3. Виды маркетинга
4. Типы маркетинга в зависимости от характера спроса
5. Основные концепции маркетинга
1. Понятие, содержание и цели маркетинга
Термин "маркетинг" произошел от английских слов "market getting", что в переводе означает "действие на рынке", т.е. деятельность в сфере рынков сбыта. В классическом понимании маркетинг - это прежде всего предпринимательская деятельность, связанная с продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю. Как экономическое понятие и особый вид деятельности маркетинг возник на рубеже XIX-XX веков. Это было своего рода ответом на необходимость решать все более усложняющиеся проблемы реализации в условиях развития крупномасштабного производства и нарастающей конкуренции рынка. Появилась потребность осваивать новые, более эффективные приемы рыночной деятельности, когда на смену "рынку продавца" стал приходить "рынок покупателя".
Маркетинг – очень сложное, многогранное, многоплановое явление. Достаточно сказать, что уже выдвинуто свыше 2000 определений, каждое из которых рассматривает одну или несколько сторон маркетинга. Это рыночная философия, стратегия и тактика мышления и действия субъектов рыночных отношений. Маркетинг можно определить как научно-прикладную дисциплину, как вид профессиональной деятельности, как концепцию производственно-сбытовой деятельности, систему управления, как образ мышления, стиль поведения, комплекс конкретных функций и многое другое. Маркетинг динамичен, изменчив в зависимости от сферы своего применения, времени действия, параметров окружающей рыночной среды и, конечно же, от интересов целевых потребительских групп. Маркетинг может быть набором рецептов, он продуктивен лишь при условии комплексности и более того – системности.
По определению Ф.Котлера. "Маркетинг – это социальный процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей индивидов и групп посредством создания и предложения обладающих ценностью товаров и услуг и обмена ими с другими людьми.
Остановимся на одном определении, которое наиболее полно раскрывает сущность маркетинга и адекватно его современному пониманию.
Маркетинг - это целая система различных видов деятельности предприятия (фирмы), связанных между собой и охватывающих планирование, товарную политику, ценообразование, маркетинговые коммуникации, доставку товаров и оказание услуг, в которых существует потребность у имеющихся или потенциальных потребителей.
Маркетинг – это вид деятельности, который должен быть ориентирован на потребителя. Следовательно, главное в маркетинге – это целевая ориентация и комплексность, то есть слияние в стройный «технологический» процесс всех отдельных элементов этой деятельности. И тогда сам маркетинг может быть разложен на некоторые составляющие.
Существует тезис: Маркетинг начинается с потребителя и заканчивается на потребителе.
Покажем схематично:
ПОТРЕБИТЕЛЬ АНАЛИЗ СПРОСА РАЗРАБОТКА НОВОГО
ПРОИЗВОДСТВО РЕКЛАМА РАЗМЕЩЕНИЕ
Как видим, исходным и замыкающим звеном в этой цепи является потребитель.
Для более глубокого выявления сущности и предметного содержания маркетинга необходимо рассмотреть и понять его наиболее характерные аспекты: кто является основными субъектами, участниками маркетинговых отношений; с чем работает маркетинг, то есть каковы его объекты; что именно делает маркетинг, какие задачи он решает, и какие функции выполняет.
Основные субъекты маркетинга – это, прежде всего, производители, посредники, потребители разной продукции. Производители и тем более посредники – наиболее активные и одновременно профессиональные субъекты маркетинга.
Основные объекты маркетинга – это, прежде всего, материальные товары, услуги, идеи, организации, территории и личности. Часто весь этот спектр объектов маркетинга объединяется понятием «продукция» или даже термином «товары».
Основные цели маркетинга:
1) количественные:
получение прибыли;
увеличение объемов продаж;
завоевание определенной доли рынка;
2) качественные:
создание благоприятного отношения, достижение позитивного имиджа, высокого престижа, завоевание хорошей репутации;
завоевание лидирующих позиций на рынке;
достижение превосходства над конкурентами за счет реализации конкурентных преимуществ.
Основные элементы комплекса маркетинга (система «4Р») :
product;
price;
place;
promotion.
Иногда в литературе встречается «5Р»: к перечисленным выше элементам добавляется пятый элемент – “people” (люди, т.е. имеется в виду торговый персонал, способствующий реализации, продажам товара).
Например, комплекс маркетинга розничного продавца включает «7Р», т.е. добавляется еще 2 элемента – presentation, physical evidence; а в международном маркетинге применяется система «12Р».
Мы будем в дальнейшем оперировать перечисленными выше категориями, т.е. системой «4Р».
2. Принципы и функции маркетинга
Для маркетинга характерны следующие основополагающие принципы.
1. Глубокое и всестороннее исследование рынка
Анализу подлежат емкость рынка (определяется объемом (в физических единицах или стоимостном выражении) реализуемых на нем товаров обычно в течение года), система ценообразования, ЖЦТ, особенности методов работы фирм-конкурентов, оценка собственного положения на рынке сбыта и др. (доля рынка, конкурентоспособность).
2. Формирование целей сбыта продукции на внешнем и внутреннем рынках
Анализ общеэкономической ситуации, политических, культурных, демографических, технологических факторов, влияющих на маркетинговую деятельность и на этой основе определение целей сбыта. Целями сбыта могут быть: выход на новые рынки сбыта, выбор новых целевых сегментов рынка, увеличение или сокращение объемов продаж, разработка новой пионерной продукции и т.д.
3. Разработка стратегии и тактики фирмы
Определение методов и средств достижения поставленных целей, выработка товарной, ценовой, сбытовой, рекламной и иных стратегий.
4. Сегментация рынка
Предприятие должно выявить для себя наиболее соответствующий своему профилю и возможностям сегмент рынка, т.е. конкретную группу потребителей, обладающих сходными признаками и характеризующихся общими чертами в уровне и характере потребления, проявляющих одинаковую реакцию на товары фирмы. В отношении наиболее перспективных и привлекательных сегментов рынка и будет проводиться интенсивная исследовательская работа и деятельность по продвижению товаров.
5. Адаптация к условиям меняющейся рыночной конъюнктуры предполагает адаптивность и мобильность управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия в зависимости от меняющихся требований рынка и конкретных запросов конечных потребителей, эластичности спроса и предложения как по цене, так и по другим условиям.
6. Инновация – подразумевает постоянное совершенствование, модифицирование и обновление товара, создание нового товара, разработку новых технологий, внедрение новых форм и методов выхода на новые рынки, определение новых каналов товародвижения, введение новизны в систему стимулирования сбыта.
7. Формирование спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС) - создание "образа" товара в сознании покупателя с помощью мероприятий паблик рилейшнз, рекламы.
8. Планирование - этот принцип предполагает построение маркетинговых программ, основанных на рыночных и конъюнктурных прогнозах, разработку планов производства продукции, планов сбыта, планирование расходов и доходов, разработку маркетингового бюджета и рекламного бюджета.
Функции маркетинга подразделяются на четыре блока:
1) Исследовательская функция (аналитическая):
- исследование рынка;
- изучение потребителей;
- изучение фирменной структуры;
- изучение товарной структуры;
- анализ внутренней среды предприятия;
2) Производственная функция:
- организация производства новых товаров, разработка новых технологий;
- организация материально-технического обеспечения;
- контроль качества готовой продукции и конкурентоспособности;
3) Сбытовая функция:
- организация системы товародвижения;
- организация сервиса;
- организация системы ФОССТИС;
- проведение целенаправленной торговой политики;
4) Управленческая и контрольная функция:
- организация стратегического и оперативного планирования на предприятии;
- обеспечение маркетингового контроля;
- организация (создание) на предприятии системы коммуникации;
- обеспечение обратной связи, проведение ситуационного анализа.
3. Виды маркетинга
Сущность маркетинговой концепции едина, однако включает в себя специфические особенности применения в зависимости от сферы деятельности фирмы.
Следовательно, в зависимости от сферы и объекта применения различают следующие виды маркетинга.
Внутренний маркетинг связан с вопросами реализации товаров и услуг на национальном рынке страны. Им руководствуются фирмы, масштабы деятельности которых не выходят за рамки национальных границ.
Если сделать небольшой экскурс в прошлое, то нужно заметить, что этот вид маркетинга был первым, поскольку на внешний рынок фирма начинает выходить позднее, когда она достигла определенных результатов и ей уже не хватает простора отечественного рынка.
Экспортный маркетинг. Коренных различий между экспортным и импортным маркетингом не существует. И в том и в другом случае используются одни и те же принципы маркетинговой деятельности. Но внешний рынок предъявляет более высокие требования к предлагаемым на них товарам, их сервису, рекламе и т.д. Поэтому экспортный маркетинг предполагает дополнительные исследования новых заграничных рынков сбыта и создание зарубежных сбытовых служб.
Импортный маркетинг. Отличается от экспортного маркетинга тем, что связан с вопросами эффективных закупок импортных товаров за рубежом и их продвижением и продажами на внутреннем рынке.
Международный маркетинг (иногда называют мультинациональным маркетингом, внешнеэкономическим, внешнеторговым). По мнению ряда ученых, международный маркетинг предполагает новую ступень в развитии маркетинга. Международный маркетинг – это маркетинг товаров и услуг за пределами страны, где находится фирма.
Международный мультинациональный маркетинг отличается глобальностью производственно-сбытовых задач, присущих главным образом транснациональным компаниям, охватывая рыночные территории большого числа стран.
Среди американских фирм, осуществляющих международную маркетинговую деятельность, - компании «IBM», «Каттерпиллер трактор», «Coca-Cola», «Xerox» .
Маркетинг по видам товаров и услуг, или потоварный маркетинг, исследует мельчайшие детали и особенности организации эффективных продаж и обеспечение прибыльности предпринимательской деятельности различного профиля предприятий в зависимости от выпускаемой продукции, осуществляемых видов работ или предоставляемых клиентам услуг (маркетинг потребительских товаров, промышленный маркетинг, агромаркетинг, банковский маркетинг, информационный маркетинг и т.д.).
Маркетинг в сфере некоммерческой деятельности связан с задачами создания положительного общественного мнения в отношении конкретной организации или отдельного лица.
Маркетинг прямых инвестиций – вложение капитала в какое-либо предприятие с целью получения прибыли – включает вопросы изучения зарубежной инвестиционной деятельности.
Научно-технический маркетинг – связан с вопросами продажи и покупки патента, выдачи лицензии на изобретение, на производство товаров и услуг, торговые марки, передачи ноу-хау и т.д.