Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 01:57, контрольная работа
Цель работы состоит в определении понятия стресса в сфере деловых отношений. Такая цель предопределила постановку следующих задач:
- раскрыть понятие стресса и выявить его причины;
- систематизировать виды стрессовых явлений в деловой жизни;
- определить методы управления стрессом.
Введение.......................................................................................................3
1. Понятие стресса в деловой жизни, его причины. ………………........4
2. Виды стресса в деловых отношениях…………………………………9
3. Управление стрессом в деловых отношениях.....................................11
Заключение..................................................................................................14
Библиографический список..
Отсюда вытекает важность управления стрессом и стрессообразующими факторами в деловой жизни человека.
3. Управление стрессом в деловых отношениях
Здоровье человека, его свобода от стрессовых ситуаций — ценнейший капитал любой фирмы. Простой подсчет убытков, которые несут компании в виде оплаты больничных листов, потери рабочего времени по болезни, снижения производительности труда - то есть в конечном счете из-за стресса, - поражает воображение. Руководители приходят постепенно к выводу о том, что им гораздо выгоднее вкладывать средства в программы, направленные на снижение уровня стресса и укрепление здоровья трудящихся.[11]
Ряд компаний осуществляет специальные проекты, помогающие снижать стресс. Одни поощряют сотрудников, которые занимаются физическими упражнениями в обеденный перерыв или даже в рабочее время. Другие строят спортивные залы, открывают помещения для релаксации и консультационные кабинеты по снижению стресса. Третьи формируют специальные рабочие группы для оценки уровня стресса и составления рекомендаций по его снижению. Иногда руководители стараются создать подчиненным такие условия, при которых последние не стремились бы брать работу на дом. Нередко менеджеры разрабатывают и другие меры, направленные на то, чтобы сотрудники получали удовольствие от работы и удовлетворение ее результатами.[12]
Существует и множество других способов контролировать стресс не только на рабочем месте, но и в свободное от работы время. Например, различные диеты, физические упражнения, психотерапия, разнообразные методы релаксации. При помощи упражнений можно не только снять психическое напряжение в той или иной конкретной форме, но и уменьшить последствия общего стресса. Хорошая физическая форма повышает и интеллектуальные способности, положительно воздействует на психику, помогает успешно противостоять таким факторам стресса, как переутомление на работе, недоразумения с начальством и даже инфекции.[13]
Выделяют основные направления управления стрессом в деловой жизни человека:
- Изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте; обеспечение большей автономии работника.
- Повышение квалификации (в плане осознания своих ролевых позиций и улучшения межличностных отношений).
- Создание в организации благоприятного социально-психологического климата.[14]
Также существуют следующие основные варианты формирования навыков контроля за стрессовыми состояниями деловых людей и работников предприятий:
- Релаксация как навык активного регулирования. Главное отличие от «пассивной релаксации» заключается в том, что активная релаксация предполагает сознательные усилия человека при оценке своих ощущений.
- Тренировка социальных навыков (в том числе навыков уверенности в себе).
- Тренировка навыков решения проблем: общая ориентировка в проблемной ситуации; формулировка проблемы (выделение «критического стимула», т.е. обучение способности обращать внимание на существенные признаки при решении проблемы); генерирование решений (это «сердцевина» процесса принятия решения), суть - в выделении множества вариантов, из которых хотя бы некоторые могут оказаться полезными; принятие решения о выборе конкретного способа действия (на основе сопоставления ожидаемых затрат и преимуществ); верификация эффективности принятого решения (по отношению к определенным стандартам успешности в данной деятельности).[15]
Таким образом, в самом общем плане проблема контроля и предотвращения стресса в сфере деловых отношений связана не столько с тем, чтобы непременно «бороться» со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении его вероятности, в направлении энергии в позитивное русло развития самой организации и личности человека.
Заключение
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы. Стрессы в деловых отношениях - это адаптивная реакция человека, которая является ответом на внешнее воздействие, ситуацию или событие, предъявляющие к человеку повышенные требования психологического или физического характера. Такие стрессы могут быть вызваны различными причинами, но связаны прежде всего с изменениями, которые вызывает взаимодействие людей и их деловых отношений, в том числе исполнение профессиональных обязанностей. Они охватывает не только эмоциональную и психологическую, но и физическую сферу человека.
Стрессовые факторы находятся как в окружающей человека действительности, так и в его психологическом окружении.
Мероприятия по управлению стрессом внутри организации, а также самостоятельные действия деловых людей в этом направлении направлены на предупреждение и преодоление его негативных последствий, управление своим здоровьем и извлечение новых резервов для повышения эффективности деятельности.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
Библиографический список
1. Витковская, А. Управление стрессом/ А.Витковская// Психология в менеджменте. - №5 (11), 2006. – С. 26-29.
2. Гремлинг, С., Ауэрбах, С. Практикум по управлению стрессом/ С.Гремлинг, С.Ауэрбах. - СПб.: Питер, 2002. - 240 с.
3. Лавриненко, В.Н Психология и этика делового общения/ В.Н.Лавриненко. - М.: Эксмо, 2007. – 327 с.
4. Лебедев, В.И. Психология и управление/ В.И.Лебедев. - М.: ИНФРА-М, 2001. – 308 с.
5. Мельник, Ю. Управление стрессами/ Ю.Мельник// Управление персоналом. - №3, 2000. – С.23-26.
6. Ньюстром, Д.В., Дэвис, К. Организационное поведение/ Д.В.Ньюстром, К.Дэвис. - СПб.: Питер, 2000. – 211 с.
[1] Лавриненко, В.Н Психология и этика делового общения. - М.: Эксмо, 2007. – С.118.
[2] Мельник, Ю. Управление стрессами // Управление персоналом. - №3, 2000. – С.23.
[3] Витковская, А. Управление стрессом // Психология в менеджменте. - №5 (11), 2006. – С. 26.
[4] Лавриненко, В.Н Психология и этика делового общения. - М.: Эксмо, 2007. – С.110-111.
[5] Лавриненко, В.Н Психология и этика делового общения. - М.: Эксмо, 2007. – С.112.
[6] Лебедев, В.И. Психология и управление/ В.И.Лебедв. - М.: ИНФРА-М, 2001. – С.96-97.
[7] Там же. – С.99.
[8] Витковская, А. Управление стрессом // Психология в менеджменте. - №5 (11), 2006. – С. 27.
[9] Ньюстром, Д.В., Дэвис, К. Организационное поведение. - СПб.: Питер, 2000. – С.74-75.
[10] Гремлинг, С., Ауэрбах, С. Практикум по управлению стрессом. - СПб.: Питер, 2002. – С.36-37.
[11] Мельник, Ю. Управление стрессами // Управление персоналом. - №3, 2000. – С.26.
[12] Ньюстром, Д.В., Дэвис, К. Организационное поведение - СПб.: Питер, 2000. – С.61.
[13] Витковская, А. Управление стрессом // Психология в менеджменте. - №5 (11), 2006. – С. 28.
[14] Гремлинг, С., Ауэрбах, С. Практикум по управлению стрессом, С.Ауэрбах. - СПб.: Питер, 2002. – С.124.
[15] Там же. – С. 127-128.