Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 01:57, контрольная работа
Цель работы состоит в определении понятия стресса в сфере деловых отношений. Такая цель предопределила постановку следующих задач:
- раскрыть понятие стресса и выявить его причины;
- систематизировать виды стрессовых явлений в деловой жизни;
- определить методы управления стрессом.
Введение.......................................................................................................3
1. Понятие стресса в деловой жизни, его причины. ………………........4
2. Виды стресса в деловых отношениях…………………………………9
3. Управление стрессом в деловых отношениях.....................................11
Заключение..................................................................................................14
Библиографический список..
15
Стрессы в деловых отношениях
Введение...................... |
1. Понятие стресса в деловой жизни, его причины. ………………........4 |
2. Виды стресса в деловых отношениях…………………………………9 |
3. Управление стрессом в деловых отношениях.................... |
Заключение.................... |
Библиографический список........................ |
Введение
В настоящее время такое понятие как «стресс» стало практически одним из самых популярных, и данное явление оправданно является источником беспокойства среди психологов. В деловых отношениях часто возникает ситуация, когда высокий темп работы, постоянно изменяющаяся экономическая ситуация вызывает повышенное напряжение у людей, обострение психологического климата в коллективе, недовольство партнерами, руководством, сотрудниками. Зачастую такое напряжение бывает обусловлено одной причиной – стрессовым состоянием, которое в первую очередь связано с изменениями, вызванными взаимодействием людей и сферы их профессиональной реализации. Стресс, как правило, является результатом взаимодействия человека и внешней среды. Он охватывает не только эмоциональную и психологическую, но и физическую сферу человека. Причем факторы стресса могут находиться как в окружающей человека действительности, так и в окружении психологическом. Поскольку стресс негативным образом сказывается на эффективности труда, тема управления стрессом и его профилактики является на данный момент довольно актуальной. В связи с этим также усиливается интерес к организации профилактической работы по предотвращению стрессов в целях повышения эффективности деловых и общественных взаимоотношений.
Актуальность темы определила цель и задачи настоящей работы.
Цель работы состоит в определении понятия стресса в сфере деловых отношений. Такая цель предопределила постановку следующих задач:
- раскрыть понятие стресса и выявить его причины;
- систематизировать виды стрессовых явлений в деловой жизни;
- определить методы управления стрессом.
Исходя из целей и задач, структура работы состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка.
1. Понятие стресса в деловой жизни, его причины
Стресс в деловых отношениях - адаптивная реакция человека, опосредованная индивидуальными различиями или психологическими процессами, которая является ответом на любое внешнее воздействие, ситуацию или событие, предъявляющие к человеку повышенные требования психологического или физического характера.[1]
Явление стресса можно назвать результатом взаимодействия человека и внешней среды. Стресс охватывает не только эмоциональную и психологическую, но и физическую сферу человека. Стрессовые факторы находятся как в окружающей человека действительности, так и в его психологическом окружении.[2]
Как правило, к основным факторам стресса в сфере деловых отношений относят:
Неопределенность — самый сильный источник напряжения. Человек, сталкиваясь с этим фактором стресса, не знает, к чему быть готовым и на что настраиваться. Субъект деловых взаимоотношений ощущает упадок сил в ходе напряженного ожидания информации, несущей ясность. Такая неосуществимость контроля над ситуацией служит источником повышенной утомляемости: большая часть внутренней энергии расходуется для сохранения спокойствия и на контроль за эмоциональным состоянием.
Еще один фактор- дискомфорт в общении. Он, как правило, связан со страхом перед неодобрительной реакции начальства, коллег или подчиненных. Как пример, можно привести ситуации, когда внезапное собрание моментально ассоциируется с публичным разбором ошибок и выяснением отношений, когда жесткие требования расцениваются в качестве угрозы самооценке, а неподчинение сотрудников вызывает чувство беспомощности у руководителя. Боязнь совершения ошибки или промаха постоянно отрицательно действует на настрой, как только человек начинает думать о деловой встрече. Такое присуще компаниям, где в деловом общении в наличии смешение личностного и профессионального стилей. Именно вследствие этого работники находятся в состоянии дискомфорта: могут ждать интриги, подвоха и всегда находятся в стрессовом напряжении.
Физическое переутомление. Сверхнагрузки — источник стресса в той степени, в которой они поглощают силы человека, необходимые ему в других областях профессиональной и личной деятельности. Постоянное перенапряжение провоцирует состояние хронической усталости, а также защитной лени: чтобы сэкономить силы для тяжелой и долгой работы сотрудник избегает активности, не напоминает о себе лишний раз.
К факторам стресса делового характера еще можно отнести ролевые конфликты, экстремальные условия деятельности для определенных профессий (летчики, космонавты, диспетчеры и другие), высокие профессиональные требования.
Главной причиной и характерным признаком и такого рода стрессов можно обозначить наличие внутреннего конфликта между требованиями со стороны внешней среды, ожиданиями и реальными возможностями сотрудника, привлекательностью работы в определенной компании.[3]
Можно выделить следующие причины стрессов в деловой жизни:
1.Причины профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью:
-слишком много работы (перегрузки);
-плохие физические условия труда;
-дефицит времени;
-необходимость самостоятельного принятия решения.
2.Причины стресса, связанные с ролью работника в организации:
-ролевая неопределенность, например недостаточная информированность о профессиональных обязанностях и соответствующих ожиданиях со стороны коллег и начальства;
-ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен, или чего он не желает делать;
-ответственность за других людей и материальные ценности (за оборудование, за бюджет и т.п.), при этом ответственность за людей - более стрессогенна;
-слишком низкая ответственность (бьющая по самолюбию и расхолаживающая в работе);
-малая степень участия в принятии решений в организации.
3. Причины стресса, связанные с взаимоотношениями на работе:
-взаимоотношения с руководством, с подчиненными, с коллегами;
-трудности в делегировании полномочий (например, отказ подчиненных выполнять распоряжения руководителя).
4. Причины, связанные с деловой карьерой:
- профессиональная "неуспешность",
- боязнь ранней отставки;
- статус несоответствия,
- медленное или слишком быстрое продвижение,
- фрустрация из-за достижения "предела" своей карьеры;
- отсутствие гарантированной работы (постоянное ожидание каких-то изменений);
- несоответствие уровня притязаний данному профессиональному статусу.
5. Причины, связанные с организационной структурой и психологическим климатом:
- неэффективное консультирование (невозможность получить своевременную квалифицированную помощь по ряду важных вопросов);
- ограничение свободы поведения, интриги и т.п.[4]
Также можно выделить внеорганизационные источники стрессов: у деловых людей могут возникать проблемы в семейной жизни (нерациональное распределение времени между семьей и работой, перенесение кризисов из одной ситуации в другую и др.), проблемы с мобильностью, которая ведет к обострению конфликтов в семье, когда необходимо менять место жительства и т.п.[5]
К субъективным причинам и проявлениям организационного стресса психологи В. Зигерт и Л. Ланг относят следующие страхи:
• страх не справиться с работой;
• страх допустить ошибку;
• страх быть обойденным другими;
• страх потерять работу;
• страх потерять собственное «Я».[6]
Е. С. Кузьмин выделил следующие причины стресса в деловой сфере:
• нарушение чувства комфорта и безопасности труда;
• дефицит времени для завершения плановых заданий;
• трудные и ранее незнакомые производственные задачи;
• чрезвычайные происшествия, стихийные бедствия, несчастные случаи;
• конфликты с вышестоящими руководителями, с подчиненными, потеря руководителем своего авторитета и управляющего влияния на коллектив;
• длительная работа без отдыха, переутомление;
• несправедливые наказания, незаслуженное осуждение или пристрастная критика, лишение вознаграждения.
Психолог В. Дибшлаг выделил шесть причин стрессов:
• интенсивность работы;
• доминирование фактора времени;
• недостаточность или высокая интенсивность общения;
• монотония;
• различные внешние воздействия;
• резкое нарушение обычной системы (порядка) работы.[7]
Стресс вынуждает людей к преждевременному уходу на покой, служит первопричиной большого количества производственных несчастных случаев, да и просто создает массу сложностей как психологического, так и физиологического свойства.
Стресс отрицательно воздействует на иммунную систему человека, под его воздействием организм становится более подверженным инфекциям, различного рода проявлениям аллергии, он может вызвать весьма серьезные заболевания. Стресс воздействует на пищеварительную систему и связанные с ней органы, создает условия, благоприятствующие возникновению язвенной болезни, колитов, запоров, диабета. Он подвергает чрезмерному напряжению опорно-двигательный аппарат, вызывает боль в суставах и позвоночнике, часто служит причиной головной боли и артрита, а все это, вместе взятое усугубляет вероятность различного рода несчастных случаев. Кроме того, стресс отрицательно влияет на сердечно-сосудистую систему, провоцируя инфаркт, гипертонию и мигреневые головные боли.[8]
Таким образом, стресс в сфере деловых взаимоотношений человека, его психическое напряжение ведет к нежелательным последствиям типа чувства неудовлетворенности, потери мотивации, истощения, появления психосоматических жалоб и более серьезных заболеваний. Следовательно, необходимо избегать хронического стресса и осуществлять его профилактику. Но сначала необходимо рассмотреть виды стресса в сфере деловых отношений.
2. Виды стресса в деловых отношениях
Можно выделить несколько основных разновидностей стрессов в деловых отношениях:
Информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров.
Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и партнерами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности человека, связанные с его профессией.
Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, в неспособности контролировать себя, в неумении тактично отказать в чем-либо, в незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п.
Управленческий стресс, классическим примером которого является стресс, которому подвержены руководящие работники различных коммерческих структур. Нужно обратить внимание на парадоксальность ситуации: казалось бы, высокая должность — несомненный показатель жизненного успеха, однако уровень стресса, сопряженный с подобным успехом, таков, что очень часто служит причиной несчастья, болезней и даже смерти.[9]
Анализируя различные виды стресса, которому подвержены деловые люди, выделяются три категории стрессовых симптомов: физические, эмоциональные и поведенческие. Физические симптомы включает в себя сильное сердцебиение, ощущение сдавливания грудной клетки, плохое пищеварение, импотенцию, дрожание конечностей, головные боли, высыпания на коже, «раздвоение» в глазах, напряжение мышц шеи или нижней части спины. На эмоциональном уровне симптомами стресса могут быть частые перемены настроения, сильное волнение, неспособность к состраданию и сопереживанию, чрезмерное беспокойство о здоровье, замкнутость, повышенная утомляемость, частичная потеря способности сосредоточиваться, раздражительность. Поведенческие симптомы таковы: нерешительность, постоянные жалобы, рассеянность, склонность попадать в различные неприятные ситуации, снижение требовательности к себе в работе и, соответственно, качества работы, увеличение потребления табака и алкоголя, лекарственная зависимость, переедание или, наоборот, потеря аппетита, бессонница. Столь длинный список подтверждает то, насколько разнообразны и губительны последствия стресса для руководящих работников.[10]