Стратегия в бизнес-планировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:46, дипломная работа

Описание работы

Одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности является бизнес-план. Овладение техникой бизнес-планирования становится актуальной задачей. Предприятия должны ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитывать эффективность использования ресурсов в процессе работы.

Содержание

Введение
Глава 1. Основы бизнес-планирования на предприятии
1.1 Сущность и значение бизнес-планирования
1.2 Структура бизнес-плана
1.3 Организация процесса бизнес-планирования
Глава 2. Разработка стратегии в бизнес-планировании
2.1 Формирование направления деятельности компании
2.2 Анализ стратегических возможностей и выбор стратегии
Глава 3. Бизнес-план обновления оборудования на ОАО «Молочный комбинат №1»
3.1 Резюме бизнес-плана
3.2 Описание предприятия и отрасли
3.3 Характеристика продукции
3.4 План производства
3.5 Финансовый план
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по бизнес планированию.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

     4) основную продукцию (услуги), предлагаемую данной отраслью;

     5) основных клиентов;

     6) количество работающих в фирме;

     7) финансовое состояние фирмы;

     8) технический уровень и характеристику  выпускаемой в настоящее время продукции;

     9) объем выпуска товаров (услуг)  и долю рынка, которой владеет  фирма;

     10) программу и главную цель деятельности фирмы;

     11) основную стратегию фирмы, разработанную для достижения этих целей;

     12) состав конкретных мероприятий, которые необходимо предпринять в рамках каждой стратегии;

     13) суть предлагаемого бизнеса: его соответствие целям фирмы и потенциальную эффективность;

     14) конкурентные преимущества предлагаемой продукции (услуги);

     15) совокупную стоимость предлагаемого бизнес-проекта и потребность в финансировании;

     16) прогноз объемов продаж товаров в планируемом периоде (в натуральном и стоимостном выражении);

     17) планируемые затраты на реализацию проекта;

     18) ожидаемую чистую прибыль;

     19) уровень прибыльности инвестиций в рассматриваемый проект;

     20) перспективы развития данного бизнеса14.

     Основные  сведения о предприятии включают полное и краткое наименование предприятия, дату и место регистрации, номер регистрационного удостоверения, юридический и почтовый адреса, банковские реквизиты, организационно-правовую форму, размер уставного капитала, виды и количество, номинальную стоимость выпущенных акций, учредителей предприятия с указанием их доли в уставном капитале, принадлежность предприятия к различного рода объединениям, наличие филиалов и представительств.

     В бизнес-плане необходимо указать  тип предполагаемого бизнеса (производство, обслуживание, розничные продажи, распределение). Представляются те виды деятельности, которыми предприятия будет заниматься или занимается. Сделанный выбор обосновывается.

     В разделе описываются положительные  и отрицательные стороны местонахождения предприятия с учетом следующих факторов:

     1) доступности рабочей силы;

     2) близости к сырью;

     3) близости к заказчикам;

     4) близости к поставщикам;

     5) местного налогового законодательства и т. д.

     Особое  место должно быть отведено характеристике отрасли. При этом указываются специфика отрасли, современное состояние и перспективы ее развития, технологическая изменчивость, наукоемкость, капиталоемкость, ресурсоемкость, уровень монополизма, тенденция роста отраслевого рынка и т. д.

     При описании в бизнес-плане факторов, влияющих на деятельность предприятия, речь идет о факторах и условиях, на которые предприятие не может воздействовать, но которые негативно или позитивно влияют на его деятельность:

     1) экономические (цикл деловой активности, покупательная способность населения, инфляция и т. д.);

     2) политические (законодательная нестабильность);

     3) демографические (рождаемость, миграция);

     4) природные (дефицит некоторых видов сырья);

     5) научно-технические;

     6) культурные и мировоззренческие15.

     2.2 Анализ стратегических  возможностей и  выбор стратегии

 

     Эффективным инструментом для проведения анализа  предприятия по отношению к внешней  среде служит SWOT-анализ (SWOT - сокращенное название, образованное из начальных букв английских слов «сила», «слабость», «возможность», «угроза»). SWOT-анализ предусматривает анализ сильных и слабых сторон предприятия, прогнозирование потенциальных угроз, разработку компенсационных мер, анализ стратегических и тактических возможностей предприятия.

     SWOT-анализ  позволяет уточнить цели и задачи предприятия.

     Заканчивается раздел формулировкой миссии и целей  деятельности предприятия и определением стратегии бизнеса. Процесс формирования стратегии включает три этапа:

     1) формирование общей стратегии предприятия (портфельной);

     2) формирование деловой (конкурентной) стратегии;

     3)определение функциональных стратегий. Общая стратегия организации формируется высшим руководством.

     Разработка  общей стратегии должен решить две  главные задачи:

     1) отобрать и развернуть основные элементы общей стратегии фирмы;

     2) установить конкретную роль каждого из подразделений фирмы при осуществлении стратегии и выявить способы определения ресурсов между ними16.

     Основными моделями, которые наиболее часто  используются в практике бизнес-планирования для разработки общей стратегии развития фирмы, являются портфельный анализ (матрица «рост - доля рынка» - метод, разработанный американской консультационной фирмой «Бостон консалтинг групп», матрица «привлекательность - конкурентоспособность» - метод, разработанный компанией «Мак-Кинси» по заказу «Дженерал-электрик»); матрица «товар - рынок», предложенная И. Ансоффом.

     Разнообразие  общих стратегий может быть сведено  к трем основным типам, таким как:

     1) стратегия стабильности;

     2) стратегия роста;

     3) стратегия сокращения. Организация может выбрать один из типов или применить определенные сочетания различных типов (что обычно бывает характерно для крупных, дифференцированных компаний).

     Стратегия стабильности - сосредоточивание на существующих направлениях бизнеса и поддержка их. Обычно используется крупными фирмами, которые доминируют на рынке. Конкретным выражением этой стратегии могут быть усилия фирмы, направленные на то, чтобы избежать правительственного (государственного) контроля и (или) наказаний за монополизацию (способ действий, характерный для российских фирм-монополистов).

     Стратегия роста - увеличение организации, часто через проникновение и захват новых рынков. Разновидность стратегии роста:

     1) вертикальная интеграция;

     2) горизонтальная интеграция. Осуществляется тремя способами:

     1) поглощением конкурирующих фирм путем аквизиции (приобретения контрольного пакета акций);

     2) слиянием (объединением на приблизительно равноправных началах в рамках единой организации);

     3) созданием совместного предприятия (объединение организаций для реализации совместного проекта, если он оказывается не под силу одной из сторон).

     Стратегия сокращения применяется в тех  случаях, когда выживание организации  находится под угрозой. Ее разновидностями  являются следующие:

     1) стратегия разворота. Используется, если организация действует неэффективно, но еще не достигла своей критической точки. Означает отказ от производства нерентабельных продуктов, излишней рабочей силы, плохо работающих каналов распределения и дальнейший поиск эффективных путей механизма использования ресурсов. В том случае, когда стратегия разворота дала положительные результаты, в дальнейшем можно сосредоточиться на стратегии роста;

     2) стратегия отделения. Если компания включает несколько видов бизнеса и при этом один из них работает плохо, производится отказ от него - продажа этой деловой единицы или превращение ее в отдельно работающую фирму;

     3) стратегия ликвидации. В случае достижения критической точки - банкротства - происходит уничтожение организации, распродажа ее активов. Наиболее нежелательная из стратегий сокращения, создает неудобства и убытки как для собственников (акционеров), так и для работников фирмы. Иногда общую стратегию организации называют портфельной, поскольку она определяет уровень и характер инвестиций организации, устанавливает размеры вложения капитала в каждую из ее единиц, т. е. формирует определенный состав и структуру инвестиционного портфеля организации17.

     Эффективно  распределенные между деловыми подразделениями  фирмы инвестиции могут создать эффект синергизма или стратегического рычага, когда определенные затраты на совокупность различных типов стратегий приводят к гораздо более существенным преимуществам в деятельности компании, обусловленным удачным дополнением или сотрудничеством между деловыми единицами.

     Конкурентная  стратегия организации нацелена на достижение конкурентных преимуществ. Если фирма занята только одним видом  бизнеса, конкурентная стратегия является частью общефирменного стратегического  планирования. Если организация включает несколько деловых единиц (стратегических подразделений), каждая из них разрабатывает собственную целевую стратегию.

     После формирования общей стратегии развития предприятия приступают к определению  деловой стратегии. Она нацелена на достижение конкурентных преимуществ.

     На  основе общей стратегии развития предприятия и конкурентных стратегий  отдельных стратегических единиц бизнеса  приступают к формированию функциональных стратегий.

     Функциональные  стратегии разрабатываются специально для каждого функционального пространства организации. Они включают в себя следующие элементы:

     1) стратегию НИОКР;

     2) производственную стратегию;

     3) маркетинговую стратегию;

     4) финансовую стратегию;

     5) стратегию управления персоналом. Каждая функциональная стратегия подробно рассматривается в соответствующих разделах бизнес-плана.

     Стратегия НИОКР обобщает основные идеи о новом  продукте - от его первоначальной разработки до внедрения на рынке. Имеет две разновидности: инновационную и имитационную. Инновационные стратегии, т. е. стратегии разработки принципиально новых продуктов и услуг, требуют больших затрат и очень рискованны (в среднем только одна из семи инноваций имеет рыночный успех, остальные шесть превращаются в невозместимые для фирмы издержки). Поэтому более популярными являются имитационные стратегии, которые широко применяются даже в современных высокотехнологических отраслях.

     Производственная  стратегия сосредоточена на решениях о необходимых мощностях, размещении промышленного оборудования, основных элементах производственного процесса, регулировании заказов. Двумя наиболее важными аспектами производственной стратегии являются:

     1) контроль за издержками;

     2) повышение эффективности производственных операций.

     Маркетинговая стратегия заключается в определении  подходящих продуктов, услуг и рынков, которым они могут быть предложены. Определяет наиболее эффективный состав комплекса маркетинга (исследований рынка, ценовой политики, каналов распределения).

     Финансовая  стратегия ответственна за прогнозирование  финансовых показателей стратегического плана, оценку инвестиционных проектов, планирование будущих продаж, распределение и контроль финансовых ресурсов.

     бизнес оборудование инвестиционный

 

      Глава 3. Бизнес-план обновления оборудования на ОАО «Молочный комбинат №1»

     3.1 Резюме бизнес-плана

 

     Целью данного бизнес-плана является составление  основных потоков платежей при реализации инвестиционного проекта на ОАО «Молочный комбинат №1», выявление источников финансирования, а также определение его эффективности для производства.

Информация о работе Стратегия в бизнес-планировании