СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………… ……. 3
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БИЗНЕС-ПЛАНА……… ………. 4
- БИЗНЕС-ПЛАН ООО»СПЕКТР»……………………………………………9
2.1 Резюме предприятия 9
2.2 Организация производства 10
2.3 Оценка рынка сбыта 15
2.4 Оценка конкурентов 17
2.5 Стратегия и план маркетинга 19
2.6 Прогноз объемов продаж 21
2.7 План производства 22
2.8 Организационный план 27
2.9 Юридический план 29
2.10 Оценка риска 29
2.11Финансовый план 43
2.12. Стратегия финансирования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………… ………. 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ…… ……... 49
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Бизнес - план
выступает как объективная оценка
собственной предпринимательской деятельности
фирмы и в тоже время необходимый инструмент
проектно – инвестиционных решений в
соответствии с потребностями рынка. В
нем характеризуются основные аспекты
коммерческого предприятия, анализируются
проблемы, с которыми оно столкнется, и
определяются способы их решения. Следовательно,
бизнес-план – одновременно поисковая,
научно – исследовательская и проектная
работа. Не будет преувеличением назвать
бизнес-план основой управления не только
коммерческим проектом, но и самим предприятием.
Бизнес –
план дает объективное представление
о возможностях развития производства,
способах продвижения товара на рынок,
ценах, возможные прибыли, основных
финансово – экономических результатах
деятельности предприятия, определяет
зоны риска, предлагает пути их снижения.
Бизнес – план используется независимо
от сферы деятельности, масштабов, собственности
и организационно – правовой формы компании.
В нем решаются как внутренние задачи,
связанные с управлением предприятием,
так и внешние, обусловленные установлением
контактов и взаимоотношений с другими
фирмами и организациями.
Темой курсовой работы является создание
типографии «Спектр».
Актуальность данной темы обосновывается
тем, что спрос на услуги типографии с
каждым годом повышается спрос.
Цель курсовой работы: разработка
бизнес-плана типографии «Спектр».
Объект исследования типографии
«Спектр». Предмет – разработка
финансового плана и его эффективности.
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БИЗНЕС-ПЛАНА
Сущность
планирования. Планирование - это деятельность,
заключающаяся в разработке и практическом
осуществлении планов, определяющих будущее
состояние экономической системы, путей
способов и средств его достижения.
С точки зрения
предприятия, на микроэкономическом уровне,
планирование – это способ осуществления
действия, основанный на сознательных,
волевых решениях субъектов микро экономики,
механизм, который заменяет цены и рынок.
Существует
две формы планирования деятельности
фирмы:
- планирование деятельности фирмы на рынке;
- внутрифирменное планирование.
Как правило,
эти аспекты планирования взаимосвязаны.
Необходимо
отметить, что по-настоящему планирование
может быть рациональным только тогда,
когда отношения фирмы с контрагентами
на рынке носят не случайный и разовый
характер, а приобретают устойчивый и
долговременный характер.
Планирование
деятельности предприятия позволяет:
- осуществить четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;
- побудить руководителей конкретнее определить свои цели и пути их достижения;
- определить показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;
- подготовить предприятие к внезапным изменениям рыночной конъюнктуры;
- четко формализовать обязанности и ответственность всех менеджеров фирмы.
Основным инструментом планирования
фирмы является бизнес – план финансово-хозяйственной
деятельности.
Подводя итоги
вышеизложенному, можно утверждать,
что бизнес – планирование – творческий
процесс, требующий профессионализма
и искусства.
Для практической
реализации бизнес – планирования
как процесса представляется важным
соблюдение основополагающих принципов:
- гибкости, предусматривающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация;
- непрерывность, предполагающий «скользящий» характер планирования;
- коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо);
- итеративности, предусматривающей творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;
- много вариантности, позволяющей выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;
- участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей организации;
- адекватности отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования.
- Успех любого бизнеса в первую очередь зависит от того, насколько удачно выбрана сфера предпринимательства, правильно оценена рыночная конъюнктура, выбрана стратегия и разработана тактика ее реализации. При этом необходимо учитывать, что современные проекты требуют, как правило, крупных капиталовложений (инвестиций), не всегда имеющихся у предприятия.
- Принятие решения об инвестициях (как внутренних, так и особенно внешних) является стратегической задачей, одной из наиболее важных и сложных задач менеджмента фирмы. При этом следует учитывать, что в сфере интересов потенциального инвестора оказываются практически все аспекты экономической деятельности предприятия, начиная от окружающей социально-экономической макросреды, показателей инфляции, условий налогообложения, состояния и перспектив развития целевых рынков, наличия производственных мощностей, материальных ресурсов и заканчивая стратегией финансирования проекта.
- При привлечении внешних инвестиций предпринимателю необходимо учитывать, что потенциальных кредиторов (инвесторов) фирмы в первую очередь интересуют ответы на два самых главных для них вопроса: «Что они получат при успешной реализации проекта?» и «Каков риск потери ими вложенных денег?» Следовательно, предприниматель должен показать инвестору или партнеру суть своего бизнеса, подготовив ряд вариантов, демонстрирующих им преимущества предлагаемого партнерства и, самое главное, доходы (минимальные, наиболее вероятные и максимальные), которые они получат.
- Комплексность данной задачи предъявляет особые требования к создаваемому руководством фирмы хозяйственному механизму, который должен обеспечить наиболее быструю адаптацию деятельности фирмы к изменяющимся внешним условиям макро- и микросреды за счет применения современных методов стратегического планирования.
- Стратегическое планирование - это управленческая деятельность по созданию и поддержанию стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными материальными и технологическими возможностями и шансами в сфере маркетинга и по достижению стратегического преимущества перед конкурентами.
- Таким образом, смысл стратегического планирования состоит в:
- 1) создании условий для сдерживания стремления руководителей только к максимизации текущей прибыли в ущерб достижению долговременных целей фирмы;
- 2) ориентировании руководителей в большей степени на предвидение будущих изменений макро- и микросреды фирмы, чем на реагирование на уже произошедшие изменения;
- 3) определении условий для установления обоснованных приоритетов распределения обычно ограниченных производственных ресурсов с целью их мобилизации для достижения поставленных конкретных целей;
- 4) уменьшении риска в хозяйственной деятельности и обеспечении концентрации имеющихся ресурсов на выбранных приоритетных направлениях.
- Одним из ключевых элементов стратегического планирования является бизнес-план.
- Бизнес-планирование позволяет менеджерам и экономистам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях./7/
- Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Бизнес-планы являются для наших производителей новым видом внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, получившим наибольшее распространение на малых и средних предприятиях.
- Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на следующие вопросы: как начать бизнес, как эффективно организовать производство, когда будут получены первые доходы, в какие максимально быстрые сроки можно будет расплатиться с кредиторами, как уменьшить возможные риски.
- В рекомендациях некоторых разработчиков бизнес-планов приводятся и другие разделы, например инвестиционный план./4/
- Бизнес-план, в отличие от внутрипроизводственного планирования, включает не весь комплекс общих целей предприятия или корпорации, а одну из важнейших задач, определяющих конкретное содержание планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта, оценивая перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне ее.
- Бизнес-план ориентируется главным образом на разработку новой стратегии, или тактики развития предприятия, тогда как обычное планирование может включать различные виды совместной текущей и перспективной деятельности.
- Бизнес-планы разрабатываются непосредственно под руководством и при личном участии предпринимателя - учредителя фирмы.
- Отечественные специалисты пока не имеют научно обоснованных методик разработки бизнес-планов применительно к нашим условиях рыночных отношений.
- Таким образом, бизнес-план представляет собой специальный инструмент управления, широко используемый практически во всех областях современной рыночной экономики независимо от масштабов и сферы деятельности предприятия, формы собственности.
ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ БИЗНЕС-ПЛАНА
Бизнес – план
– это план осуществления бизнес–операции,
действий фирмы, содержащая сведения о
фирме, товаре, его производстве, рынках
сбыта, маркетинге, организации операций
и их эффективности. Это краткое, точное,
доступное и понятное описание предполагаемого
бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении
большого количества различных ситуаций,
позволяющий выбрать наиболее перспективные
решения и определить средства для их
достижения.
Цель разработки
бизнес – плана – спланировать хозяйственную деятельность
фирмы на ближайший и отдаленный периоды
в соответствии с потребностями рынка
и возможностями получения необходимых
ресурсов. Привлечь инвесторов для реализации
предполагаемого проекта на основе его
прибыльности, обеспеченной развитием
производства, реальной программой выполнения.
Разработка
бизнес – плана включает разработку
задач, которые ставятся перед предприятием
на период реализации бизнес – плана
и окупаемости проекта оценку текущего
финансового состояния, сильных и слабых
сторон предприятия, анализ рынка, на котором
работает или собирается выйти предприятие.
Задачами
бизнес – плана является:
- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения;
- определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
- выбрать ассортимент и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям;
- оценить производственные и непроизводственные издержки;
- определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, стимулированию продаж, ценообразованию и т.п.;
- оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей и т.д.
Бизнес
– план выполняет следующие основные
функции, а именно:
- является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период;
- может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;
- является инструментом добывания финансовых ресурсов;
- представляет собой инструмент реализации стратегии предприятия.
Таким образом,
бизнес – план позволяет проанализировать
возможности деятельности предприятия
и обосновать выбор приоритетных
целей, т.е. определить стратегию функционирования
фирмы.
2. БИЗНЕС-ПЛАН ООО»СПЕКТР»
2.1 Резюме
Рынок услуг
в области типографии в Хабаровске
оценивается экспертами и участниками
рынка как весьма прибыльный. В настоящее
время Хабаровске действует множество
разнообразных точек, оказывающих типографские
услуги. Крупные фирмы выделяют несколько
составляющих успеха деятельности в данной
сфере. Прежде всего, необходимо определиться
с выбором места осуществления деятельности.
Следующими факторами, влияющими на успешность
деятельности, являются помещение и оборудование.
Один из ключевых вопросов при создании
фирмы – поставщики сырья и материалов.
Удачным вариантом при открытии организации
будет предварительная «прокрутка» рекламного
ролика по местному телевидению. Осуществление
большого спектра услуг позволит привлекать
большое количество клиентов и повышать
объемы продаж.
Основная
цель проекта открытия типографии –
увеличение объема продаж и конкурентоспособности
предлагаемых услуг и продукции предприятия
ООО «Спектр» на рынке типографских услуг
г.Хабаровска.
Наименование
организации: ООО «Спектр».
Отрасль фирмы:
легкая промышленность.
Предмет деятельности:
типографские, рекламные услуги, производство
и торговля канцелярскими товарами.
Срок начала
действия проекта: 1 мая 2011 года.
Решение о
создании предприятия общество с
ограниченной ответственностью «Спектр»
в г. Хабаровске, принято собранием учредителей
от 28.11.2010 г. Открытие предприятия планируется
на 01.05.2011 г.
Планируется
привлечение заёмных средств, так
как собственники предприятия обладают
не достаточным количеством денежных
средств для открытия фирмы.
Для реализации
данного проекта потребуются
инвестиции в основной и оборотный
капитал в размере 10000 тыс. руб. Вложения
в уставный капитал собственников позволяют
частично профинансировать данные затраты,
оставшуюся сумму для покрытия инвестиций
и производственных затрат – 11000 тыс. рублей
ООО «Спектр» планирует взять в кредит
сроком на 3 года под 16 % годовых.
За плановый
период предприятие получит 5741,09
тыс. руб. чистой прибыли. Внутренняя норма
прибыли по проекту составляет 22,53 %.
Уровень рентабельности
капитала составляет 2296,44 %.
Чистый дисконтированный
доход проекта равен 2315,5 тыс. руб.
Таким образом, для предприятия
данный проект является прибыльным и
возможным к реализации.
Внутренняя
норма доходности проекта составляет
22,53 %, что превышает ставку по банковским
кредитам. Следовательно, проект можно
считать привлекательным.
Проект открытия
ООО «Спектр» окупится через 2 года
9 месяцев.
Данный бизнес-план
затрагивает также социальные стороны
экономики – проект предполагает
наем работников (110 человек).
В целом данный
проект можно охарактеризовать как
приемлемый для рассматриваемого предприятия
и способствующий развитию и повышению
эффективности деятельности.
2.2. Описание продукции (товаров,
услуг)
Основные
виды деятельности фирмы:
– оптовая
торговля канцелярскими товарами;
– услуги по
изготовлению наружной рекламы;
– производство
бумажно-беловой продукции.
Ассортимент
выпускаемой продукции:
- обложка «Дело»;
- скоросшиватель;
- папка с завязками.
Целью создания
собственного производства является извлечение
дополнительной прибыли для создания
новых рабочих мест, расширение материально-технической
базы организации, улучшение материального
положения инвалидов.
Отсутствие
на рынке отечественных производителей
дает ряд преимуществ для организации
и продвижения указанной продукции. Потенциальными
партнерами в реализации производимого
товара являются фирмы – крупные оптовые
поставщики канцелярских товаров, с которыми
связывают долгосрочные деловые связи
и в дальнейшем возможно планирование
под их заказы по количеству и ассортименту.
Основными целями
в области развития предпринимательской
деятельности организации являются:
- В области оптовой торговли – расширение крупнооптовых продаж с выходом на рынки других регионов;
- В сфере оказания услуг по изготовлению наружной рекламы – расширение данной отрасли за счет изготовления сувенирной продукции, нанесения фирменных знаков на продукцию заказчика.
- Основной целью в производстве бумажно-беловой продукции является увеличение производства по объему.
В силу наличия
разветвленной системы видов
деятельности, в организации планируется
численность более ста человек. При этом
основную массу работающих составляют
менеджеры, непосредственные продавцы
товара и рабочие производства.
Организационно-производственная
структура управления ООО «Спектр»
представлена на рис. 1. По рисунку видно,
что организационная структура фирмы
линейно-функциональная. Это самая распространенная
организационная структура. Она основана
на соблюдении единоначалия, линейного
построения структурных подразделений
и распределения функций управления между
ними. Реализует принцип демократического
централизма, при котором подготовка и
обсуждение решения производятся коллегиально,
а принятие решения и ответственность
– только первым руководителем единолично.
Возникла в феодальном государстве и затем
получила распространение в армии с появлением
штабов, а в производстве – с появлением
специалистов. Линейно-функциональная
структура является наиболее распространенной,
особенно для средних звеньев управления.
На нижних уровнях управления более характерными
являются линейные связи подчиненности,
а на верхних – функциональные. В этой
структуре сочетаются преимущества линейной
и функциональной структур, но доминирующими
остаются вертикальные (командные) связи
типа «руководитель-подчиненный». Функциональные
звенья управления лишены административной
власти в отношении нижестоящих исполнителей
и руководителей, функциональные руководители
вышестоящих уровней осуществляют лишь
функциональное руководство ниже стоящими
функциональными службами. Т.о. линейно-функциональная
система обеспечивает форму разделения
и кооперации труда в управлении, при которой
принятие решений и управляющие воздействия
осуществляют линейные руководители,
а функциональные - разрабатывают проекты
решений, консультируют, координируют,
информируют.