Создание электронного правительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:37, реферат

Описание работы

Приток иностранных инвестиций в значительной степени зависит от инвестиционного имиджа данной страны у потенциальных инвесторов, который формируется средствами массовой информации (в первую очередь деловой направленности) — телевидением, электронными изданиями и интернет-ресурсами данной страны. В век информационного общества для деловых людей и рейтинговых агентств интернет-ресурсы имеют определяющее значение при формировании имиджа государства.

Работа содержит 1 файл

Создание электронного правительства с учетом международного опыта.docx

— 36.94 Кб (Скачать)

Приток иностранных инвестиций в значительной степени зависит от инвестиционного имиджа данной страны у потенциальных инвесторов, который формируется средствами массовой информации (в первую очередь деловой направленности) — телевидением, электронными изданиями и интернет-ресурсами данной страны. В век информационного общества для деловых людей и рейтинговых агентств интернет-ресурсы имеют определяющее значение при формировании имиджа государства.

Качество  официальных интернет-ресурсов оценивается ООН по рейтингу электронного правительства. Беларусь в этом рейтинге сделала стремительное восхождение с 8го в 2003 году на 51е место в 2005 году (среди 191 страны), а по субиндексу электронного участия граждан (электронной демократии) она оказалась 22й в мире. В данной работе мы попробуем ответить на вопрос, какие шаги нужно предпринять в нашей стране, чтобы продолжить восхождение в индексах электронного правительства, характеризующих качество общения граждан и государства, то есть как сделать "государство удобным для граждан" посредством интернета.

Электронное правительство— термин, который стал популярен в последние 20 лет прошлого века и с которым связывают надежды на модернизацию характера взаимодействия государства и общества.

Главная цель электронного правительства — сделать  системы государственного управления такими, чтобы они в большей  степени учитывали интересы граждан, организаций и предприятий и  давали им более широкие возможности  для участия в выработке государственной  политики, а также упрощали процедуры  взаимодействия граждан и властей. В результате внедрения электронного правительства образуется новая, более  эффективная, форма самоорганизующегося  общества, смягчается конфронтация государства  и общества, правительства и оппозиции, облегчается оказание государственных  услуг (получение справок, разрешений и т. п.), уменьшается бюрократия и  коррупция.

Электронное правительство дает населению больше возможностей влиять на жизнь страны путем предоставления ему возможности  выражать свою точку зрения посредством  интернет-технологий. В то же время интернет позволяет органам государственного управления повышать свое значение и влияние путем предоставления новых услуг, максимально адаптированных для потребителя. Важно отметить, что электронное правительство — это не автоматизация существующих процессов, не дублирование в электронном виде деятельности государственных органов, а создание новых процессов и новых взаимоотношений между властью и гражданами, направленных на повышение эффективности деятельности государства в целом.

Таким образом, электронное правительство является концепцией новой системы управления государством, элементом масштабного  информационного преобразования общества. Изменение нормативно-правовой базы, образовательных приоритетов, принципов формирования и расходования бюджета, экологических ориентиров, перераспределение зон приоритетной компетенции государственных и общественных структур, перенесение акцентов в экономике, обновление и расширение ценностных парадигм общества — все это вместе является основой для реинжиниринга государственного управления на основе создания и функционирования принципов электронного правительства.

Внедрение электронного правительства в стране гармонизирует  отношения власти и населения, уменьшит недовольство властью, смягчит политическое противостояние благодаря следующему:

1) участию  граждан в процессе разработки государственной политики;

2)удобному (дебюрократизированному) получению услуг органов государственной власти; конструктивному электронному диалогу всего общества и власти;

3)упрощению доступа граждан к знаниям.

В итоге формируется  новая парадигма государственного управления, основанная на взаимодействии посредством интернет всех структур и институтов общества: государственных служащих, бизнеса, активных граждан, образовательных и исследовательских институтов, общественных групп, гражданских организаций. В будущем предполагается организовать в рамках электронного правительства более широкий обмен информацией на межгосударственном уровне, что даст международный эффект внешнего взаимодействия электронных правительств.

 

Десять  руководящих принципов организации  экономического сотрудничества и развития для успешного существования электронного правительства

1. Лидерство и обязательства: и на политическом, и на административном уровнях являются решающими факторами для проведения реформ в области управления. Ответственные лидеры призваны анализировать деструктивные изменения, проявляя настойчивость в достижении позитивных результатов, требующих времени, и адекватно реагируя на неудачи, а также намечать планы на будущее.

2. Интеграция. Электронное правительство — это катализатор, механизм, открывающий новые возможности, но не самоцель. Электронное правительство должно быть интегрировано в политику и области, связанные с предоставлением услуг, в процессы реформирования государственного управления, в деятельность по развитию информационного общества.

3. Внутриведомственное сотрудничество. Электронное правительство является самым эффективным механизмом в том случае, когда различные государственные структуры объединяются в группы исходя из интересов потребителей. Необходимо, чтобы менеджеры организаций действовали в русле общих нормативных рамок, обеспечивающих плодотворное сотрудничество, максимизирующих эффективность результатов и позволяющих избежать дублирования. Укреплению взаимодействия может способствовать выработка определенных стимулов.

 

4. Финансирование. В некоторых случаях затраты на ИКТ должны рассматриваться в качестве инвестиций, когда учитывается предполагаемая прибыль. Функционирование электронного правительства в определенной степени гарантирует будущее финансирование, чтобы обеспечить надежность в претворении проектов, избежать возможного истощения ресурсов и максимально использовать имеющиеся источники финансирования. Базовая программа финансирования должна стимулировать инновации и учитывать основные демонстрационные проекты.

5. Доступ. В своей политике правительства должны предусматривать меры, направленные на усовершенствование доступа к услугам в режиме

online. Многие преимущества правительственных и информационных услуг в режиме online невозможно воспроизвести в режиме offline, так что не имеющие доступа к online оказываются лишенными многих возможностей, во всяком случае до принятия соответствующих мер.

6. Выбор. Пользователям необходима возможность выбора метода интерактивного взаимодействия с правительством, и принятие услуг online не должно сужать этот выбор. Административным структурам следует руководствоваться только одним принципом в отношении доступа: "не по адресу — не бывает". В сфере услуг необходимо руководствоваться четким пониманием нужд пользователей.

7. Активное привлечение граждан. Информация и услуги электронного правительства должны отвечать высокому качеству и вовлекать граждан в процесс формирования политики. Качественное информационное обеспечение политики и механизмы обратной связи помогут извлечь максимум пользы из представляемой информации и значительно расширить гражданское участие.

8. Конфиденциальность. Электронное правительство не должно осуществлять свою деятельность за счет уже сформировавшихся ожиданий по защите конфиденциальности, подтверждая стремление к сохранению прав личности.

9. Прозрачность, открытость деятельности. Электронное правительство может способствовать совершенствованию процесса управления и более эффективной политике, а также повышению уровня открытости. Меры по достижению прозрачности позволят четко определить степень ответственности за те или иные проекты и инициативы. При этом партнерство с частным сектором не должно приводить к снижению порога прозрачности.

10. Мониторинг и оценка. Четкое определение потребностей, затрат, прибылей, полезности, а также возможных последствий функционирования электронного правительства становится решающим при принятии принципиального решения. Приверженцы электронного правительства не могут рассчитывать на поддержку, если они не способны четко сформулировать потенциальные преимущества.

 

 

Обычно в  процессе внедрения электронного правительства  выделяют три стадии.

Стадия 1 (публичность). На данной стадии средства информационно-коммуникационных технологий расширяют и делают более быстрым и адресным доступ граждан, организаций и предприятий к статичной информации органов власти. Для реализации данной стадии органы власти создают свои webсайты, на которых размещаются законодательные и другие нормативные правовые акты, формы необходимых документов, статистические и экономические данные. Основной элемент данной стадии — оперативность обновления информации и наличие правительственного портала, который интегрирует все государственные информационные ресурсы и предоставляет доступ к ним через "одно окно". Данную стадию в Беларуси отчасти (хотя это не его задача) реализует webсайт Президента Республики Беларусь (www.president.gov.by), содержащий ссылки на сайты Правительства, министерств, исполкомов и других органов власти. Принцип "одного окна" для поиска информации благодаря официальному порталу в Беларуси пока не реализован. Страница egovernment на неофициальном сайте www.EBelarus.org ориентирована на иностранных, а не на белорусских граждан (она содержит ссылки на 147 web-страниц органов власти1. Сайт Национального банка дает вход в банковский сектор.

Стадия 2 (online-транзакции). Государственные структуры предлагают динамичную информацию. Появляются электронные правительственные издания, базы данных, сайты с законодательными документами. На второй стадии государственные услуги (регистрация недвижимости и земельных участков, заполнение налоговых деклараций, подача заявлений на разрешение) предоставляются в online-режиме. Переход на данную стадию позволяет оптимизировать бюрократические процедуры, сокращает масштабы коррупции (виртуальный контакт с чиновником понижает его возможности вымогать взятки). Реализация этой стадии позволяет органам власти оказывать услуги в электронной форме (eservices) населению и юридическим лицам 24 часа в сутки 7 дней в неделю через "одно окно" (упомянутый выше правительственный портал). На данной стадии возможно получать визы, платить налоги, регистрировать недвижимость и автомобили в режиме online. Именно на этой стадии, по данным DREPA (подразделение государственной экономики и государственной администрации ООН), находится Республика Беларусь.

Стадия 3 (участие). На третьей стадии обеспечивается участие  общества в государственном управлении путем обеспечения интерактивного взаимодействия граждан и фирм с  политиками и чиновниками на протяжении всего цикла выработки государственной  политики на всех уровнях власти. Оно  реализуется с помощью webфорумов, на которых обсуждаются проекты нормативных и законодательных актов, аккумулируются различные предложения. Для полной реализации данной стадии предстоит еще многое сделать, в том числе и на сайте Национального банка.

Многие отмечают, что методы электронного участия  граждан в выработке политики ведут мир в направлении ликвидации посредников (партий), идут дискуссии  о сравнительных преимуществах  представительной (партийной) и непосредственной демократии. Если партии намерены оставаться элементом политического ландшафта  будущего, им стоило бы порекомендовать  начать показывать свою действительную полезность и значимость для политического  процесса.

 

Трудности и  проблемы на пути развития электронного правительства

1) Обеспечение  массового доступа к сети интернет. Если в странах ЕС и США  жители имеют доступ к интернету  в основном через домашние компьютеры, то основная масса белорусов пользуется интернетом на работе, в школах, в интернет-кафе. Поэтому развивая и пропагандируя доступ граждан к порталам электронного правительства, следует учитывать данное обстоятельство.

2) Ограниченное финансирование. Республика Беларусь, как и многие другие государства, не имеет тех финансовых ресурсов, которые вкладывают развитые страны в проекты по развитию электронного правительства. Поэтому при планировании бюджетных расходов на интернет-инфраструктуру органов государственной власти необходимо концентрировать ресурсы для эффективного достижения практических результатов. Считается, что наиболее быстрые результаты дает улучшение взаимодействия посредством интернет между малым и средним бизнесом и правительственными органами. Одна из составляющих такого взаимодействия — система электронных государственных закупок и тендеров. Внедрение такой системы в Румынии дало экономию до 51,2 процента от стоимости закупок. К сожалению, белорусская система государственных закупок (www.icetrade.by) пока находится на начальной стадии развития. Разумеется, необходимо признавать затраты на ИКТ в качестве инвестиций и иметь полномасштабную государственную оценку преимуществ электронного правительства не только экономических, но и политических, например, таких, как повышение доверия населения к органам власти.

3) Политическая воля. Электронное правительство может быть внедрено только при вовлечении государственных деятелей в этот процесс. В этом случае гарантируется направление финансовых ресурсов, принятие соответствующего законодательства. Следует отметить, что в Беларуси на высшем политическом уровне создана правительственная Комиссия по информационным технологиям, разработана и принята государственная программа "Электронная Беларусь" (см. сайт "Информационного общества").

 

4) Качество  административных информационных  систем.

Информация о работе Создание электронного правительства