Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:16, реферат
Сбыт продукции для предприятия важен по ряду причин: объем сбыта определяет другие показатели предприятия (величину доходов, прибыль, уровень рентабельности). Кроме того, от сбыта зависят производство и материально-техническое обеспечение. Таким образом, в процессе сбыта окончательно определяется результат работы предприятия, направленный на расширение объемов деятельности и получение максимальной прибыли.
1.Роль сбыта продукции на предприятии…………………………………………..3
2.Планирование ассортимента продукции…………………………………………4
2.1.Определение рациональной структуры выпускаемой продукции……………...10
3.Планирование сбыта продукции………………………………………………….11
3.1. Разработка портфеля заказов предприятия………………………………………12
3.2. Прогнозирование сбыта продукции……………………………………………....13
3.3. Составление плана сбыта………………………………………………………….15
3.4. Выбор канала сбыта продукции…………………………………………………..16
4. Организация оперативно-сбытовой работы…………………………………….19
4.Организация оперативно-сбытовой работы
Оперативно-сбытовая деятельность на каждом из предприятий имеет свои особенности, которые определяются назначением выпускаемой продукции, организационной структурой сбыта, отраслевой спецификой предприятия. Вместе с тем на всех предприятиях оперативно-сбытовая работа является завершением процесса реализации произведенной продукции.
Оперативно-сбытовая работа на предприятии включает:
разработку планов-графиков отгрузки готовой продукции покупателя
приемку готовой продукции от цехов-изготовителей и подготовку ее к отправке покупателям
организацию отгрузки продукции покупателям и оформление документов, связанных с отгрузкой
контроль за выполнением заказов покупателей и платежеспособностью клиентов
Планы-графики отгрузки готовой продукции разрабатываются на короткие периоды времени (декада или неделя), с их помощью осуществляется координация планов сбыта с планом производства.
Особо важно соблюдать планы-графики отгрузки оборудования при комплектных поставках.
Продукция, изготовленная цехами, поступает на общезаводской или цеховой склады готовых изделий, которые должны принять ее от цехов по количеству и качеству. Порядок сдачи готовой продукции на склад зависит от многих факторов: от свойств выпускаемой продукции, ее размеров, веса, организации внутризаводского транспорта и других. Прием готовой продукции от цехов производится складом совместно с ОТК и оформляется специальными документами: накладными, приемосдаточными актами или ведомостями. В этих документах должны отражаться следующие данные: цех-изготовитель, склад-получатель, наименование продукции, объем заказа цеху и фактическое количество продукции, предъявленное к сдаче на склад, установленный и фактический срок сдачи, отметка ОТК о соответствии принимаемой продукции установленным ГОСТ, ТУ.
При подготовке продукции к отгрузке покупателям особое внимание уделяется строгому соблюдению правил упаковки и маркировки, установлению количества отгружаемой продукции (веса, количества тарных мест, пачек, ящиков и т.п.).
При отгрузке продукции покупателям особенно важен правильный выбор упаковки. Упаковка должна выполнять следующие функции:
предохранять товар от порчи и повреждений. Эта функция наиболее характерна для продукции производственно-технического назначения
обеспечивать создание условий для транспортировки, погрузки и выгрузки товаров, их складирования и продажи
быть важным носителем рекламы. Эта функция более важна для товаров широкого потребления
Величина расходов на упаковку товаров должна находиться в разумной пропорции к стоимости упакованного товара и соизмеряться с экономической пользой.
Упаковка товаров должна соответствовать транспортным средствам, которые используются при их перевозке, а также средствам механизации и автоматизации при погрузке, разгрузке и складировании. Например, упаковка товаров в термоусадочную пленку на поддонах соответствует перевозке в контейнерах и механизации складских работ с помощью автопогрузчиков.
Для фирменных товаров роль упаковки еще более возрастает. Она должна:
отличаться от упаковки конкурентов, т.е. иметь свойства, отличающие товар предприятия от конкурентов.
Помогать покупателю в поисках товара и отождествлять данный товар с его производителем
Придавать товару определенный имидж, соответствующий уровню цены
Маркировка при подготовке товара к отгрузке имеет следующие цели:
указывать особенности товара
предупреждать транспортные организации об особенностях погрузки, выгрузки и перевозки товара
информировать транспортные организации о весе нетто и брутто для правильного подбора грузоподъемных средств и расчетов за перевозку товаров
сортировать грузовые места по принадлежности к определенному грузополучателю или контракту
проверять комплектность погрузки и выгрузки по нумерации мест в партии
Для достижения указанных целей маркировка товара должна содержать следующие сведения:
наименование грузополучателя и его официальный адрес
номер ящика (если в партии несколько ящиков, то нумерация осуществляется в виде дроби: в числителе номер ящика, в знаменателе число ящиков в партии)
номер контракта
вес нетто
вес брутто
Маркировку должен иметь товар и при продаже. Это – различные этикетки, ярлыки. На этикетке может быть только одно марочное название, но в большинстве случаев этикетка является носителем значительно большего объема информации: сорт товара, срок его изготовления, срок годности для потребления, процентный состав компонентов и др. В настоящее время получило широкое распространение штриховое кодирование товаров. Обычно штриховой код готовым изделиям присваивается для учета товаров на складе готовой продукции. Оперативная отгрузка продукции покупателям в условиях рынка приобретает первостепенное значение. Применение технологии штрихового кодирования товаров проявляется не только предприятия-изготовителя, но и в сфере обращения, т.е. в оптовой и розничной торговле, которая закупает товары у изготовителей. Использование технологии штрихового кодирования товаров в сфере обращения позволяет обеспечить оперативность управления товарными запасами, снизить внутрискладские издержки, уменьшить потери товаров.
При подготовке продукции к отправке покупателям также большое внимание уделяется правильному оформлению документов, используемых при расчетах с покупателями. К ним в первую очередь относятся документы, удостоверяющие количество, качество и комплектность отгружаемых товаров:
спецификация, подтверждающая, что товар поставлен по номенклатуре и в количестве, предусмотренным контрактом:
сертификат качества, подтверждающий, что товар перед отправкой проверен поставщиком на соответствии техническим требованиям контракта;
упаковочный лист, в котором указывается, в каких упаковках содержится какой товар и в каких количествах;
транспортный документ, подтверждающий принятие товара к перевозке;
комплектовочная ведомость, указывающая, какими частями комплектной поставки являются отгружаемые детали;
счет на оплату отгружаемых товаров.
Счет имеет следующие реквизиты:
номер и дата его выписки поставщиком;
наименование и банковские реквизиты грузоотправителя и плательщика;
наименование товара, его количество, цена и сумма, на которую отгружен товар, с выделением НДС;
номер контракта.
Счет выписывается поставщиком на поставляемую партию товара вместе с товарно-транспортной накладной (номер и дата оформления которой обязательно указывается в счете) либо в случае предоплаты до отпуска товара и также является основанием для оплаты товара.
Товарно-транспортная накладная является одним из основных товаросопроводительных документов. Товарно-транспортная накладная является транспортным документом при доставке товара автомобильным транспортом, это по своей сущности договор с перевозчиком груза. Наиболее распространена практика оформления этого документа в четырех экземплярах. Первый и второй экземпляры остаются у грузоотправителя (один экземпляр в бухгалтерии поставщика, второй – у материально-ответственного лица, осуществляющего отпуск товара). Третий и четвертый экземпляры поступают вместе с товаром к грузополучателю. Один экземпляр представляется в бухгалтерию предприятия покупателя, а другой – остается у лица, отвечающего за хранение товара. Когда товар отгружается транспортом поставщика или потребителя, то допускается составление товарно-транспортной накладной в трех экземплярах. Первый остается у грузоотправителя, а второй и третий направляются вместе с товаром грузополучателю. Затем второй экземпляр с отметкой о доставке товара направляется грузоотправителю, а третий остается у грузополучателя.
Товарно-транспортная накладная содержит следующие реквизиты:
наименование грузоотправителя и грузополучателя, адреса и банковские реквизиты;
сведения о товаре и таре (наименование и краткое описание товара, количество мест, вес брутто и нетто, цена, сумма с учетом НДС, вид упаковки);
номер автомобиля и путевого листа;
пункт погрузки (при необходимости).
Кроме того, указываются документы, следующие с грузом, вид упаковки, количество мест.
При отгрузке товара железнодорожным транспортом в качестве товаросопроводительного документа выступает железнодорожная накладная. Она содержит следующие реквизиты;
номер и дата оформления накладной;
полное наименование, адрес, банковские реквизиты поставщика, плательщика;
номер и дата договора;
наименование товара, количество, цена, сумма, сумма НДС.
К железнодорожной накладной могут быть приложены спецификации и упаковочные листы. Железнодорожная накладная передается представителю предприятия-покупателя на основании доверенности на получение груза.
При перевозке груза морским транспортом оформляется коносамент – свидетельство о принятии груза к перевозке на судне. Реквизитами коносамента являются:
название перевозчика (судно);
подпись перевозчика (или капитана судна);
указание, что товары погружены на борт названного судна;
указание порта погрузки и порта разгрузки;
наименование отправителя (продавца);
указание количества выданных оригиналов коносамента и их нумерация;
оговорки, что перевозчик имеет право перегружать товар;
наименование грузополучателя (при именном коносаменте). Кроме именного, существует ордерный коносамент, выданный по приказу грузополучателя. Существует также коносамент, выданный на предъявителя.
В процессе оперативно-сбытовой деятельности определяется потребность в транспортных средствах. Расчет потребности в транспортных средствах осуществляется с помощью показателя общего объема поставок продукции за определенный период времени, который определяется по формуле:
А=Он + Т – Сн – Ок
где Он, Ок –остатки готовой продукции на складе предприятия в начале и конце рассматриваемого периода;
Т – предполагаемый выпуск продукции за определенный период времени;
Сн – количество продукции, оставляемое на собственные нужды предприятия.
Разделив общий объем поставок продукции на грузоподъемность транспортного средства, можно определить требуемое количество транспортных средств.
После подготовки продукции к отправке организуется ее отгрузка покупателям. Наибольшее количество продукции отгружается железнодорожным транспортом или автотранспортом. При распределении продукции по видам транспорта необходимо учитывать расстояние перевозки. Общеизвестно, что на расстояние до 150 км от изготовителя продукции грузополучателям следует отгружать автотранспортом, вблизи пристаней и портов удобнее и дешевле пользоваться водным транспортом или смешанным железнодорожно-водным транспортом, мелкие грузы на дальние расстояния целесообразнее отправлять багажом пассажирской скоростью. Объем перевозок по железной дороге определяется как разность между общим объемом поставки отгрузки и объемом отпуска мелким покупателям, автотранспортом, а также водным и авиатранспортом.
2