Роль малого бизнеса в странах с рыночной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 22:49, контрольная работа

Описание работы

Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Содержание

1.Роль малого бизнеса в странах с рыночной экономикой………………..3
2.Государственное регулирование деятельности малого предприятия в торговле……………………………………………………………………..6
3.Планирование создания малого предприятия: основные проблемы и пути решения……………………………………………………………...10
4.Анализ финансовой отчетности малого предприятия………………….16
5.Практическая часть……………………………………………………….22
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

контр.docx

— 43.79 Кб (Скачать)

 

  1. Планирование создания малого предприятия: основные проблемы и пути решения

Перед тем, как предпринимать  конкретные шаги по созданию новой  фирмы/предприятия, она должна быть уже создана мысленно, то есть спрогнозирована  и спланирована.

Создание любого предприятия  начинается с определения своей  хозяйственной ниши в экономическом  пространстве, изучения состояния рынка, предложения и спроса на реализуемые  товары и услуги в интересующей его  отрасли и регионе, определяются общие условия инвестирования средств (следует предусмотреть возможные  препятствия и ограничения, изучить  возможности получения льгот  — заемных, налоговых и др.)

По мнению профессора Школы  бизнеса Нью-йоркского университета, одного из самых читаемых авторов  в США и в мире, Питера Друкера, создание нового предприятия требует:

    • концентрации внимания на рынке;
    • финансового предвидения, особенно в планировании и регулировании наличных денег;
    • создания высшего управленческого звена задолго до того. как новое предприятие почувствует в этом реальную потребность, и задолго до появления у него реальной возможности позволить себе иметь это подразделение;
    • умения определять участки наиболее эффективного применения своих сил и способностей.

Перед началом собственного дела следует выполнить так называемую маркетинговую разведку, т.е. найти  свою рыночную нишу. При этом надо обратить внимание на ряд условий:

    • политические факторы – стабильность политической системы, защита собственности, инвестиций;
    • социально-экономические – состояние покупательной способности отдельных слоев общества, на удовлетворение нужд которых будет работать создаваемое предприятие, возможная конкуренция, движение инфляционных процессов, состоя­ние финансово-кредитной системы;
    • правовые – наличие и состояние законодательной базы предпринимательства.

Далее возникает вопрос об учредителях. При подборе учредителей  следует учитывать: платежеспособность, деловую порядочность, полное взаимное доверие. Практика показывает, что нередко  учредители, начав свой бизнес и  столкнувшись с определенными трудностями, расходятся, а иногда и становятся врагами. Поэтому подбирать учредителей  следует тщательно и неторопливо.

Малые предприятия  своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.      

Основная проблема малых  предприятий—недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколь-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей, У основной массы населения, жившей "от получки до получки", не могло образоваться резерва средств, требующегося для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.

Положение едва ли может  серьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти, наконец, от слов к  делу в общественной поддержке конструктивного  малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических  и финансовых ресурсов, по крайней  мере в ближайшее время, нет оснований  рассчитывать. Но гораздо лучше применить  эти ресурсы наверняка можно. Для этого требуется тщательно  выверенная последовательно проводимая в жизнь система селекции, позволяющая  предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. В целом на сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере  обращения при детальной дифференциации самого производства, причем не застывшей  раз и навсегда, а весьма динамичной, на основе грамотного изучения общественного  спроса, происходящих в нем подвижек и намечающихся тенденций.

В соответствии с такой  исходной установкой должны конструироваться механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической  деятельностью. Смысл в том, чтобы  обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для  последовательного развертывания  предпринимательства .

Следующая проблема — это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство (Гражданский Кодекс РФ, Законы Российской Федерации "О собственности в РСФСР", "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", ряд указов Президента РФ), но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные, с данной точки зрения, установления претворяются

в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой основы малого предпринимательства  в конечном счете будет убедительно  решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости  специальных законодательных мер  регулирования малого бизнеса.

В настоящее время малое  предпринимательство находится  в условиях, которые весьма отдалены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше "задвигать" его в старые рамки планово-административной системы с ее едва ли не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т.п. Так, с 1993 г. введено планирование прибыли. Уже в начале квартала предприниматель обязан внести в бюджет налог с прибыли.

Если же по итогам квартала обнаружится, что ее оказалось больше (например, потому, что удалось в  течение данного срока получить выгодный заказ, на который не рассчитывали), предпринимателю надлежит не только уплатить дополнительную сумму налога, но еш,е и банковский процент с  нее.

Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего  учета результатов их работы, практически  отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

Материально-техническое  обеспечение малых предприятий  осуществляется в недостаточном  объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых  предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен  доступ малых предприятий к высоким  технологиям, так как их покупка  требует значительных одноразовых  финансовых затрат.

Еще одна важная проблема – это кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что «урожденных» предпринимателей все же меньше,  чем реально нужно обществу, во-вторых, что им требуется приобрести определенный объем знаний: ведь обучают же, скажем, «урожденных» музыкантов, ученых, спортсменов. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом.

Круг не простых проблем  связан и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях нынешнего переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям — новому социальному слою — тем более.

Общеизвестно, что снижение доходов населения привело к  значительному ухудшению структуры  потребления. Доходы направляются в  основном на приобретение товаров первой необходимости, прежде всего продуктов  питания и оплату коммунальных услуг. То же, по сути, касается и малого предпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление, то после первого этапа  реформы было вынуждено работать в подавляющей мере на потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом, включая, разумеется, и наукоемкую, стало даже не то что  неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные  изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в  виде социальных гарантий малому предпринимательству, само его существование под вопросом.

В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной  поддержки малого предпринимательства  Советом Министров — Правительством Российской Федерации принят ряд  специальных постановлений. В Постановлении "О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации" (от 11 мая 1993 г. № 446) отмечается, что государственная поддержка  малого предпринимательства является одним из важнейших направлений  экономической реформы. Этим постановлением также определены приоритеты развития малого предпринимательства. К ним  отнесены производство и переработка  сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров  народного потребления, включая  товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство  объектов жилищного и производственного  назначения.

Предусматриваются поручения  ряду министерств и ведомств по внесению изменений и разработке соответствующих  положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения  и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению, утвержден комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации: нормативно-правовое обеспечение, финансово-кредитное обеспечение, информационно-техническое обеспечение, внешнеэкономическая деятельность,    организационное,    кадровое,    консультационное обеспечение

На Министерство экономики  Российской Федерации возложена  разработка основ политики государственной  поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной  исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее развитие малого бизнеса  в России предусмотрено Федеральным  Законом "О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации".

Малые предприятия как  неустойчивая предпринимательская  структура, наиболее зависимая от колебаний  рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке. В целях  развития малого бизнеса и обеспечения  государственной поддержки малого предпринимательства принято специальное  постановление .Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 "О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства  в Российской Федерации", в котором  подчеркивается, что государственная  поддержка малого предпринимательства  является одним из важнейших направлений  экономической реформы. Постановление  устанавливает комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства.  

4. Анализ финансовой отчетности малого предприятия

В процессе осуществления  предпринимательской деятельности перед руководством предприятий  встает задача оценки финансового состояния  своего предприятия, а также потенциальных  и существующих партнеров по бизнесу. В каждом конкретном случае она решается по-разному, с привлечением гласных  и негласных способов и приемов. Одним из гласных и действенных  приемов является финансовый анализ, существенным достоинством является доступность  исходной информации, которая является публичной.

Финансовое состояние  предприятия зависит от результатов  его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если предприятие  успешно производит продукцию или  оказывает услуги, то это положительно влияет на его финансовое положение. Устойчивое финансовое положение, в  свою очередь, оказывает положительное  влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность, как составная часть  хозяйственной деятельности, направлена на обеспечение планомерного поступления  и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования .

Главная цель анализа - своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового  состояния предприятия и его  платежеспособности. Финансовое состояние  предприятий характеризует состояние  и использование их средств, что  отражается в финансовой отчетности.

Роль финансовой отчетности заключается в том, что она  служит основной информационной базой  финансового анализа. В составе  финансовой отчетности бухгалтерский  баланс является наиболее информативной  базой для анализа и оценки финансового состояния предприятия. Значение бухгалтерского баланса так  велико, что анализ финансового состояния  нередко называют анализом баланса. Часто бухгалтерский баланс предприятия является единственным источником наиболее достоверной информации о предприятии. Если на среднем или крупном предприятии организованы целые службы, занимающиеся аналитической работой, то на малых предприятиях финансовым анализом занимается бухгалтер. Это имеет место только в случае необходимости: составление аналитической записки к годовому отчету, обоснование заявки на получение кредита и т.д. В пояснительной записке к годовому отчету чаще всего содержатся краткие сведения об изменении условий деятельности и основных показателей производства, но не финансовый анализ. Хотя среди принципов экономического анализа существуют такие, как планомерность, оперативность, действенность.

Информация о работе Роль малого бизнеса в странах с рыночной экономикой