Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 22:49, контрольная работа
Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
1.Роль малого бизнеса в странах с рыночной экономикой………………..3
2.Государственное регулирование деятельности малого предприятия в торговле……………………………………………………………………..6
3.Планирование создания малого предприятия: основные проблемы и пути решения……………………………………………………………...10
4.Анализ финансовой отчетности малого предприятия………………….16
5.Практическая часть……………………………………………………….22
Список используемой литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Список используемой литературы…………………………………..………25
1. Роль малого бизнеса в странах с рыночной экономикой
Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
Малый бизнес не противостоит
крупным и средним компаниям,
а тесно взаимодействует с
ними, участвует в ускорении
Малое предпринимательство
– необходимый элемент рыночной
экономики, позволяющий решать важные
социально-экономические
Так, в США предприятия
малого бизнеса, производящие около 40%
валового продукта, обеспечивают занятость
почти половины трудоспособного
населения, осваивая вдвое больше нововведений,
чем крупные фирмы. Они представляют
собой основные генераторы инновационных
процессов в промышленности, динамично
реагируя на изменение структуры
потребления. Малые фирмы активизируют
структурную перестройку
Аналогичная картина наблюдается также в Германии, Канаде, Великобритании, где доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70%.
Показательным является также участие МБ в экспорте продукции ведущих стран. По оценке экспертов, доля малых и средних фирм в промышленном экспорте ряда развитых стран составляет: Германии и Нидерландов – примерно 40%, Италии – 20-25%, США и Японии – 15%. Если же учесть их участие в комплектации готовой продукции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится к 60% в Италии, 50% - во Франции, 40% - в Японии. При этом сфера, где малый бизнес приобрел особое значение, - международная торговля технологиями. Например, 50% лицензий, проданных США, приходится на малые предприятия, инновационные фирмы. Помимо технологий важными статьями экспорта малого бизнеса является продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической, текстильной и других отраслей промышленности.
Роль малого бизнеса в России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет поверхностной. Малый бизнес характеризует малое предпринимательство как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.
В развитии взаимоотношений малых и крупных предприятий можно выделить два основных периода:
- ранний период реформ
(1990–1996гг.), в котором преобладала
специфическая российская
- период становления рыночных отношений (1997–по н.в.), когда эта модель стала сближаться с классической западной моделью.
Большую роль в формировании
российской модели взаимодействия имели
способы и экономические
В первый период значительная
доля малых предприятий (более 30%) образовывалась
в результате непосредственного
дробления предприятий и
Другая часть предприятий образовывалась путем создания дочерних фирм. Они образовались при крупном предприятии; их учредителем или одним из учредителей выступало само предприятие. Такие фирмы обычно были ориентированы на решение конкретных задач, связанных с деятельностью «материнского» предприятия.
Третья группа малых предприятий
образовывалась как автономные фирмы,
которые в последствии
Другие предприятия
Малые фирмы, взаимодействуя
с крупными предприятиями, сыграли
значительную роль в первоначальном
накоплении капитала и в процессах
приватизации. Используя дочерние малые
фирмы как собственные
Пятая часть российского ВВП создается в торговле.
Также российскому рыночному
хозяйству присущи малые
Другими словами, малый бизнес
- достаточно сложное и неоднородное
образование, каждый сегмент которого
имеет свои проблемы и нуждается
в специфических моделях
2. Государственное
регулирование деятельности
Малый бизнес (или малое предпринимательство) — сектор экономики, включающий в себя индивидуальное и малое предпринимательство, условное название совокупности малых и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами.
К субъектам малого бизнеса относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.
Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %
Для юридических лиц —
суммарная доля участия Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований, иностранных
юридических лиц, иностранных граждан,
общественных и религиозных организаций
(объединений), благотворительных и
иных фондов в уставном (складочном)
капитале (паевом фонде) указанных юридических
лиц не должна превышать 25% (за исключением
активов акционерных
Доля участия, принадлежащая
одному или нескольким юридическим
лицам, не являющимся субъектами малого
и среднего бизнеса, не должна превышать
25% (данное ограничение не распространяется
на хозяйственные общества, деятельность
которых заключается в
Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса:
а) до ста человек включительно для малых предприятий;
б) среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;
С 1 января 2008 г. согласно постановлению
Правительства Российской Федерации
от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные
значения выручки от реализации товаров
(работ, услуг) за предшествующий год
без учета налога на добавленную
стоимость для следующих
а) микропредприятия - 60 млн. рублей;
б) малые предприятия - 400 млн. рублей;
в) средние предприятия - 1000 млн. рублей.
Предпринимательской называется самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В содержание понятия «предпринимательство» обыкновенно включают и «бизнес». Бизнес – дело, деловая активность по осуществлению операций обмена товарами и услугами между экономическими участниками рыночных отношений. В определенном отношении бизнес – более широкое явление, чем предпринимательство, поскольку охватывает собой, в том числе и совершение разовых коммерческих сделок. Законодательство всех государств регулирует деятельность бизнесменов (коммерсантов), устанавливая для них ряд исходных позиций и параметров, без которых невозможна коммерческая деятельность.
Отличительные признаки предпринимательской деятельности:
Малым бизнесом вправе заниматься
лишь лица, зарегистрированные в качестве
предпринимателя без
Все юридические лица разделяются
на коммерческие и некоммерческие организации.
Юридические лица, преследующие извлечение
прибыли в качестве основной цели
своей деятельности, являются коммерческими
организациями; юридические лица, не
имеющие извлечение прибыли в
качестве основной цели и не распределяющие
полученную прибыль между участниками,
— некоммерческими
Информация о работе Роль малого бизнеса в странах с рыночной экономикой