Роль малого бизнеса в странах с рыночной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 22:49, контрольная работа

Описание работы

Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Содержание

1.Роль малого бизнеса в странах с рыночной экономикой………………..3
2.Государственное регулирование деятельности малого предприятия в торговле……………………………………………………………………..6
3.Планирование создания малого предприятия: основные проблемы и пути решения……………………………………………………………...10
4.Анализ финансовой отчетности малого предприятия………………….16
5.Практическая часть……………………………………………………….22
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

контр.docx

— 43.79 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Роль малого бизнеса в странах с рыночной экономикой………………..3
  2. Государственное регулирование деятельности малого предприятия в торговле……………………………………………………………………..6
  3. Планирование создания малого предприятия: основные проблемы и пути решения……………………………………………………………...10
  4. Анализ финансовой отчетности малого предприятия………………….16
  5. Практическая часть……………………………………………………….22

Список используемой литературы…………………………………..………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль малого бизнеса в странах с рыночной экономикой

Роль малого бизнеса в  рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление  и развитие его является одной  из основных проблем экономической  политики в условиях нормального  функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы  экономического роста, структуру и  качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов  ВНП. Поэтому абсолютное большинство  развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Малый бизнес не противостоит крупным и средним компаниям, а тесно взаимодействует с  ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке  народного хозяйства. Развитие малого бизнеса способствует возрождению  народных промыслов; «отсеву» нерентабельных и убыточных предприятий; рациональному  использованию небольших местных  источников сырья и отходов крупных  производств; формированию конкурентной среды на рынках факторов производств.

Малое предпринимательство  – необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические задачи. Это  подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные  позиции в развитии национальных хозяйств.

Так, в США предприятия  малого бизнеса, производящие около 40% валового продукта, обеспечивают занятость  почти половины трудоспособного  населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Они представляют собой основные генераторы инновационных  процессов в промышленности, динамично  реагируя на изменение структуры  потребления. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т.д.

Аналогичная картина наблюдается  также в Германии, Канаде, Великобритании, где доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70%.

Показательным является также  участие МБ в экспорте продукции  ведущих стран. По оценке экспертов, доля малых и средних фирм в  промышленном экспорте ряда развитых стран составляет: Германии и Нидерландов  – примерно 40%, Италии – 20-25%, США  и Японии – 15%. Если же учесть их участие  в комплектации готовой продукции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится  к 60% в Италии, 50% - во Франции, 40% - в  Японии. При этом сфера, где малый  бизнес приобрел особое значение, - международная  торговля технологиями. Например, 50% лицензий, проданных США, приходится на малые  предприятия, инновационные фирмы. Помимо технологий важными статьями экспорта малого бизнеса является продукция  машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической, текстильной  и других отраслей промышленности.

Роль малого бизнеса в  России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет  поверхностной. Малый бизнес характеризует  малое предпринимательство как  особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.

В развитии взаимоотношений  малых и крупных предприятий  можно выделить два основных периода:

- ранний период реформ (1990–1996гг.), в котором преобладала  специфическая российская модель  их взаимодействия;

- период становления рыночных  отношений (1997–по н.в.), когда эта  модель стала сближаться с  классической западной моделью.

Большую роль в формировании российской модели взаимодействия имели  способы и экономические механизмы  образования малых предприятий.

В первый период значительная доля малых предприятий (более 30%) образовывалась в результате непосредственного  дробления предприятий и означала, по сути, перетекание средств из государственного сектора в частный.

Другая часть предприятий  образовывалась путем создания дочерних фирм. Они образовались при крупном  предприятии; их учредителем или  одним из учредителей выступало  само предприятие. Такие фирмы обычно были ориентированы на решение конкретных задач, связанных с деятельностью  «материнского» предприятия.

Третья группа малых предприятий  образовывалась как автономные фирмы, которые в последствии становились  аффилированными структурами крупных  предприятий. Многие малые предприятия, относящиеся к этой группе, были созданы в ходе процессов приватизации (полной или частичной) государственной  собственности. Наиболее характерным  способом организации таких предприятий  стало создание трудового коллектива с последующим выкупом основных фондов. Таким путем прошли почти  все предприятия розничной торговли, предприятия пищевой промышленности и другие предприятия, небольшие  по количеству работающих и номенклатуре выпускаемой продукции.

Другие предприятия образовались в результате консолидации физических лиц (несколько будущих предпринимателей объединяли свои капиталы для совместной деятельности). Это была наиболее распространенная форма для мелкооптовых и розничных  торговых, посреднических фирм, компаний, оказывающих услуги населению.

Малые фирмы, взаимодействуя с крупными предприятиями, сыграли  значительную роль в первоначальном накоплении капитала и в процессах  приватизации. Используя дочерние малые  фирмы как собственные карманные  структуры, крупные предприятия  осуществляли накопление капиталов  с использованием экономических  механизмов трансфертных цен (аккумуляция  прибыли за счет разницы цен при  покупке-продаже сырья и готовой  продукции) и ухода от налогообложения (неучтенный оборот); скупали через  малые предприятия приватизационные чеки и акции приватизируемого предприятия и т.д. .

Пятая часть российского  ВВП создается в торговле.

Также российскому рыночному  хозяйству присущи малые инновационные  фирмы – это компании, выполняющие  заказы крупных и средних предприятий; компании, работающие в сфере услуг, где эффект масштаба невелик или  неочевиден. Поэтому крайне необходимо стимулировать, направлять развитие именно этого сектора малого бизнеса  в общественных интересах.

Другими словами, малый бизнес - достаточно сложное и неоднородное образование, каждый сегмент которого имеет свои проблемы и нуждается  в специфических моделях взаимодействия с государством.

2. Государственное  регулирование деятельности малого  предприятия в торговле

Малый бизнес (или малое  предпринимательство) — сектор экономики, включающий в себя индивидуальное и  малое предпринимательство, условное название совокупности малых и средних  предприятий, ограниченных определенными  правовыми нормами.

К субъектам малого бизнеса относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

  1. Ограничение по статусу

Доля внешнего участия  в капитале не должна превышать 25 %

Для юридических лиц —  суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных  юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и  иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических  лиц не должна превышать 25% (за исключением  активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).

Доля участия, принадлежащая  одному или нескольким юридическим  лицам, не являющимся субъектами малого и среднего бизнеса, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов  интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые  принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ  — бюджетным научным учреждениям  или созданным государственными академиями наук научным учреждениям  либо бюджетным образовательным  учреждениям высшего профессионального  образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям  высшего профессионального образования);

  1. Ограничение по численности работников

Средняя численность работников за предшествующий календарный год  не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов  малого и среднего бизнеса:

а)  до ста человек включительно для малых предприятий;

б) среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

  1. Ограничение по выручке

С 1 января 2008 г. согласно постановлению  Правительства Российской Федерации  от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год  без учета налога на добавленную  стоимость для следующих категорий  субъектов малого и среднего бизнеса:

а) микропредприятия - 60 млн. рублей;

б) малые предприятия - 400 млн. рублей;

в) средние предприятия - 1000 млн. рублей.

Предпринимательской называется самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В содержание понятия «предпринимательство»  обыкновенно включают и «бизнес». Бизнес – дело, деловая активность по осуществлению операций обмена товарами и услугами между экономическими участниками рыночных отношений. В определенном отношении бизнес – более широкое явление, чем предпринимательство, поскольку охватывает собой, в том числе и совершение разовых коммерческих сделок. Законодательство всех государств регулирует деятельность бизнесменов (коммерсантов), устанавливая для них ряд исходных позиций и параметров, без которых невозможна коммерческая деятельность.

Отличительные признаки предпринимательской  деятельности:

  • осуществление определенной деятельности — продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг, — а также извлечение дохода от использования имущества;
  • целевая направленность, т.е. получение прибыли;
  • систематичность осуществления определенной деятельности;
  • самостоятельность и инициативность в ее осуществлении;
  • осуществление определенной деятельности на свой риск и под ответственность всем своим имуществом.

Малым бизнесом вправе заниматься лишь лица, зарегистрированные в качестве предпринимателя без образования  юридического лица, и юридические  лица, которые создаются, функционируют  и прекращаются в особом порядке, установленном законодательством. Организации — участники рынка  различаются по форме собственности, способам создания, характеру деятельности и т.д. Однако они характеризуются  наличием общих признаков, которые  позволяют отнести их к числу  юридических лиц:

  • организационное единство;
  • имущественная обособленность;
  • самостоятельная имущественная ответственность;
  • выступление в гражданском обороте от собственного имени.

Все юридические лица разделяются  на коммерческие и некоммерческие организации. Юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, являются коммерческими  организациями; юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в  качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками, — некоммерческими организациями. В дальнейшем мы будем рассматривать  только коммерческие организации, так  как именно они призваны заниматься предпринимательской деятельностью, в отличие от некоммерческих, которые  ставят перед собой иные, нежели извлечение прибыли, цели.

Информация о работе Роль малого бизнеса в странах с рыночной экономикой