Процедура разработки бизнес-плана предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:16, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной контрольной работы заключается в том, что бизнес-план является кратким, точным, доступным и понятным описанием предполагаемого направления развития предприятия, важнейшим инструментом анализа большого количества различных ситуаций, позволяющим оценивать и выбирать наиболее перспективные решения и определять средства для их достижения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...стр. 3
1. Определение и назначение бизнес-плана………………………………стр. 5
2. Процедура разработки бизнес-плана…………………………………...стр. 5
3. Характеристика системы показателей бизнес-плана………………..стр. 12
3.1. Финансовые показатели……………………………………..стр. 12
3.2. Долгосрочное финансовое планирование………………….стр. 12
3.3. Краткосрочное финансовое планирование………………...стр. 15
Заключение…………………………………………………………………….стр. 17
Список литературы……………………………………………………………стр. 19

Работа содержит 1 файл

Бизнес-планирование+.docx

— 47.00 Кб (Скачать)
  1. оценка и страхование риска. Помимо расчета инвестиционного риска, в бизнес-плане имеет смысл выделить отдельный отдел проблемам риска, в котором нужно провести общую оценку возможных рисков, анализ типов рисков, их источников и моментов возникновения, а также разработать меры по минимизации ущерба (особенно в случаях форс-мажорных обстоятельств).

Пятый этап – сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана. На данном этапе желательно привлечь к работе специалистов различного профиля (финансистов, бухгалтеров, маркетологов, экономистов широкого профиля) как состоящих в организации, так и приглашенных со стороны.

Шестой этап – непосредственное написание бизнес-плана. Важный момент: предприниматель должен самостоятельно написать бизнес-план, даже если у него нет навыков такой работы. Помощь консультантов завершается на предыдущем этапе. Перепоручение написания бизнес-плана другому лицу чревато негативными последствиями, вплоть до потери доверия инвесторов к проекту. Бизнес-планы составляются также:

а) самими предпринимателями, часто  с привлечением компьютерных программ;

б) консалтинговыми фирмами;

в) инвесторами (комбанками, фондами  и пр.).

г) самими предпринимателями  с последующей экспертизой со стороны заинтересованных структур или консалтинговых фирм (компромиссный  вариант).4

 

  1. Характеристика системы показателей бизнес-плана
    1. Финансовые показатели.

 

Финансовые показатели дают представление о финансовом положении фирмы, рассчитываются по данным финансовых документов фирмы (баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении наличности). Анализ финансовых показателей позволяет выявить критические точки в деятельности фирмы, определить причины проблем, наметить действия, направленные на их решение. Прежде всего, необходимо выбрать показатели, подходящие для анализа стратегических проблем, затем рассчитать эти показатели и сравнить полученные величины с аналогичными показателями данной фирмы за прошедшие годы (а также со среднеотраслевыми показателями), и, наконец, использовать показатели при составлении финансовых планов для определения способов решения проблем и будущих возможностей фирмы.    

После анализа финансовых показателей приступают непосредственно  к составлению финансовых планов: долгосрочного и краткосрочного.

 

    1. Долгосрочное финансовое планирование

 

Целью долгосрочного финансового планирования является составление прогноза баланса и отчета о прибылях и убытках. Для составления прогнозных финансовых документов применяются следующие методы:

Прогноз продаж. Служит для определения влияния цены, объема производства и инфляции на потоки наличности фирмы. Осуществляется следующими способами:

1) оценки торговых работников;

2) опросы потребителей (для определения планов их покупок в плановый период);

3) анализ временных рядов (для учета временных колебаний величины продаж товара). Включает в себя три основных метода: анализ тенденций (изменения продаж в течение определенного периода времени), анализ цикличности (изменения продаж, связанные с деловым циклом) и анализ сезонности (изменения продаж по сезонам).

4) эконометрические модели (связывание размеров продаж с макроэкономическими параметрами (ростом ВНП, колебанием учетной ставки и т.д.) и с отраслевыми данными).

При возникновении противоречий между методами прогноза продаж выбираются те, которые имеют наиболее весомые  фактические основания и наиболее продуманные способы расчета.5

Метод процента от продаж позволяет вывести каждый элемент планового баланса и отчета о прибылях и убытках исходя из запланированной величины продаж. Суть метода в том, что каждый из элементов прогнозных документов рассчитывается как определенное процентное соотношение от установленной величины продаж. В основе определения процентного соотношения лежат процентные соотношения, характерные для текущей деятельности фирмы, а также процентные соотношения, рассчитанные на основе ретроспективного анализа как средняя за последние несколько лет. На определение процентного соотношения влияют также заключения менеджмента и предполагаемые результаты управленческих решений.

Метод процента от продаж позволяет  определить необходимую величину внешнего финансирования. Расчет включает три  основных шага:

– определение требуемого роста чистых активов как разности между планируемыми ростом общих активов и ростом текущих пассивов.

– расчет величины внутреннего финансирования за счет резервов как разности между чистой прибылью и дивидендами.

– расчет величины необходимого внешнего финансирования как разности между требуемым ростом и внутренним финансированием за счет резервов.

Величина необходимого внешнего финансирования рассчитывается в случаях, когда мощности предприятия (основной капитал) оказываются недостаточными для увеличения объема продаж и нужны  дополнительные вложения в основной капитал.6

Еще один из методов определения  потребности в капитале – регрессионный анализ. Он напрямую связывает продажи и потребность в капитале. Потребности в финансировании рассматриваются как функция от объема продаж, строится график соотношений между объемом продаж и потребностью в капитале в разные моменты времени. По графику определяют тенденцию соотношения между продажами и необходимыми объемами финансирования в будущем периоде.

Универсальным методом финансового планирования является метод «издержки – объем – прибыль», позволяющий определять объемы производства и продаж товара с точки зрения их безубыточности, а также принимать решения о целевых размерах прибыли и увеличивать гибкость финансовых планов путем учета возможных изменений в затратах материалов и издержках труда, накладных расходах, продажной цене и объеме продаж. Суть метода – в поиске точки безубыточности, которая означает, что валовой доход от продаж фирмы равен ее валовым издержкам, т.е. Q*P=F+V*Q, где Q – объем продаж, P – продажная цена, F – величина постоянных издержек, V – величина переменных издержек на единицу продукции. Тогда Q=F/(P-V), где Q – точка безубыточности, то есть такой объем продаж, начиная с которого продажная цена товара превышает издержки на его производство и реализацию.7

Данный алгоритм применим и к определению объема продаж, необходимого для получения целевой  величины прибыли, достаточно в формуле  точки безубыточности заложить вместо чистых постоянных издержек F их сумму  с целевой величиной прибыли: Q=(F+Pr)/(P-V), где Q – точка получения целевой прибыли Pr.8

Также используя данный метод, фирма может увеличить  гибкость финансового планирования и снизить финансовый риск за счет изменения структуры издержек, необходимых  для производства и реализации продукции.

Правило производственного рычага  гласит, что увеличение постоянных издержек выгодно сказывается на прибыльности фирмы. Суть действия производственного рычага в том, что при увеличении веса постоянных издержек прибыльность фирмы возрастает. Это связано с тем, что при увеличении объема продаж постоянные издержки на единицу продукции все более уменьшаются (так как распределяются между всё большим количеством единиц продукции), и при определенном уровне выпуска постоянные издержки становятся несущественными для производства каждой последующей единицы продукции, а, следовательно, возникает экономия в издержках.

 

    1. Краткосрочное финансовое планирование

 

Основа краткосрочного финансового планирования – составление  прогнозных финансовых бюджетов предприятия. Составление бюджетов включает в  себя следующие этапы:

– установление общих целей  развития фирмы (осуществляется на уровне высшего руководства);

– конкретизация общих  целей и определение задач  для подразделений, подготовка отделами и подразделениями отдельных  бюджетов;

– анализ подготовленных бюджетов и их корректировка руководством;

– подготовка итоговых бюджетов.

Основой для определения  прогнозных статей расходов бюджета  служат намеченные стратегические цели развития предприятия и способы  их достижения. Прогнозы доходной части  бюджета разрабатываются путем  учета всех возможных источников дохода (от продаж, % от инвестиций, правительственные  субсидии и т.д.).

К основным финансовым бюджетам относятся бюджет наличности и бюджет дополнительных вложений капитала.

Бюджет наличности детализирует потоки наличности за определенный будущий  период времени. Обычно составляется на год-полтора вперед с разбивкой  на месяцы. Основой для прогнозов  служат ежедневные отчеты о движении наличности.

Традиционный бюджет наличности основан только на одном прогнозе продаж, все показатели бюджета (прибыль, затраты, налоги и пр.) рассчитываются исходя из единственной прогнозной цифры  продаж за год. Такой подход предполагает наличие устойчивой внутренней среды  бизнеса и поддающихся прогнозированию  внешних условий деятельности. В  реальной практике целесообразно использовать бюджет, ориентированный не на единственное значение продаж, а на их возможный  диапазон.9

 

 

 

Заключение

 

Бизнес-план является одним из первых обобщающих документов обоснования  инвестиций и содержит укрупненные  данные о планируемой номенклатуре и объемах выпуска продукции, характеристики рынков сбыта и сырьевой базы, потребность производства в  земельных, энергетических и трудовых ресурсах, а также содержит ряд  показателей, дающих представление  о коммерческой, бюджетной и экономической  эффективности рассматриваемого проекта  и, в первую очередь, представляющих интерес для участников-инвесторов проекта.

Бизнес-план является объектом интеллектуальной собственности, предметом коммерческой тайны и подлежит соответствующей  защите.

Бизнес-план должен выглядеть профессионально. Это вовсе не означает, что он должен быть усложнен и перегружен большим количеством материала  или дорого издан. Бизнес-план должен быть прост, функционален, понятен и  легок в использовании.

Составленный бизнес-план должен быть таким образом, чтобы инвесторы  могли легко отыскать в нем  интересующие их параграфы, так как  не каждый из них захочет читать весь бизнес-план целиком.

Разработка конкретного бизнес-плана  в большинстве случаев процесс  творческий, основанный на учете не только общих закономерностей бизнеса, но и специфических условий, личного  опыта и знаний предпринимателя. В зависимости от реальных обстоятельств  подготовка бизнес-плана может быть организована различным образом:

-самим предпринимателем, имеющим  соответствующий опыт;

-командой предпринимателя, которая  будет в дальнейшем реализовывать  проект;

-сторонней специализированной  компанией за определенную плату.

По мере реализации и изменения  обстоятельств, план может уточняться путем корректировок соответствующих  показателей. Постоянное приведение бизнес-плана  в соответствие с новыми условиями  дает возможность использовать его  в качестве инструмента оценки практических результатов работы предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Бизнес-планирование. Учебник /Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова, С.Г. Млодика. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, 2006;
  2. Грибалев Н.П., Игнатьева И.П. Бизнес – план. Практическое руководство по составлению. - СПБ: Белл, 2004 г;
  3. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007;
  4. Липсиц И.В. Бизнес-план – основа успеха. Изд. 2-е, перераб. и дополненное.- М.: «Дело ЛТД», 2005;
  5. Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара. – М.: ИНФА-М; Вузовский учебник, 2007;
  6. Экономика предприятия: учеб. пособие / А.И. Ильин, В.И. Станкевич, Л.А. Лобан и др.; под общ. ред. А.И. Ильина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

1 Бизнес-планирование. Учебник /Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова, С.Г. Млодика. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, 2006. – 15 с.

2 Липсиц И.В. Бизнес-план – основа успеха. Изд. 2-е, перераб. и дополненное.- М.: «Дело ЛТД», 2005. – 23 с.

3 Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 18 с.

4 Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 21 с.

5 Грибалев Н.П., Игнатьева И.П. Бизнес – план. Практическое руководство по составлению. - СПБ: Белл, 2004 г. – 36 с.

6 Грибалев Н.П., Игнатьева И.П. Бизнес – план. Практическое руководство по составлению. - СПБ: Белл, 2004 г. – 38 с.

7 Экономика предприятия: учеб. пособие / А.И. Ильин, В.И. Станкевич, Л.А. Лобан и др.; под общ. ред. А.И. Ильина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 16 с.

8 Экономика предприятия: учеб. пособие / А.И. Ильин, В.И. Станкевич, Л.А. Лобан и др.; под общ. ред. А.И. Ильина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 17 с.

9 Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара. – М.: ИНФА-М; Вузовский учебник, 2007. – 12 с.

 


Информация о работе Процедура разработки бизнес-плана предприятия