Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 08:13, курсовая работа
Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) — тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала).
Так, если
первый этап подготовительной стадии
инновационного процесса «Проведение
фундаментальных и поисковых
научных исследований»
Рисунок
2 – Распределение результатов
интеллектуальной деятельности
по стадиям инновационного процесса
Приведенный
перечень объектов интеллектуальной собственности
можно рассматривать и как
форму закрепления авторства
на результаты научно-технической
3. Правовая защита интеллектуальной (промышленной) собственности в современных условиях
Современные экономические условия, одно из которых – превращение научно-технических разработок в товар, объективно требуют гарантировать разработчикам новой техники и готовой продукции возможность реально распоряжаться достигнутыми результатами интеллектуальной деятельности. Лицу, своим творческим трудом создавшему для общества новое техническое средство, предложившему новое техническое или конструкторское решение, гарантируется возможность извлечения выгоды из монопольного владения им в пределах установленного законом срока, после истечения которого оно поступает во всеобщее пользование. Проблема экономически эффективного и общественно полезного применения результатов инновационной деятельности в современных условиях, помимо материализации интеллектуальной собственности через воплощение в товаре или услуге, тесно сопрягается с вопросами правовой защиты интересов разработчиков нововведений. Во многих странах мира, в том числе и в нашей, сложилась патентная форма охраны изобретений и ряда иных объектов интеллектуальной собственности.
С позиций непосредственного влияния на темпы, масштабы и характер развития национальной экономики, на характеристики экономического роста в стране из общего числа результатов научно-технической и творческой деятельности наибольшего внимания заслуживают объекты промышленной собственности, а точнее – объекты патентного права. Именно они, при практическом применении, способны качественно преобразить материально-техническую базу национальной экономики, модернизировать ее аппаратное обеспечение и повысить потребительские свойства конечного продукта.
Состав объектов патентного права несколько уже, нежели состав результатов интеллектуальной деятельности в промышленности. В него входят: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также связанные с их практическим осуществлением ноу-хау или секреты производства. Объектами патентных прав являются результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, отвечающие установленным Гражданским кодексом Российской Федерации требованиям к изобретениям и полезным моделям, и результаты интеллектуальной деятельности в сфере художественного конструирования, отвечающие установленным требованиям к промышленным образцам. Не могут быть объектами патентных прав: способы клонирования человека; способы модификации генетической целостности клеток зародышевой линии человека; использование человеческих эмбрионов в промышленных и коммерческих целях; иные решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
В качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно:
1) является новым, т.е. не известно из уровня техники;
2) имеет
изобретательский уровень, т.е.
3) промышленно
применимо, т.е. может быть
В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству. Условиями предоставления правовой охраны полезной модели выступают:
1) новизна,
предполагающая, что совокупность
ее существенных признаков не
известна из уровня техники,
который включает
2) промышленная применимость.
В качестве
промышленного образца
В условиях модернизации национальной экономики и форсированного инновационного развития особую актуальность приобретают вопросы регулирования отношений по поводу секретов производства или ноу-хау. Согласно ст. 1465 Гражданского кодекса Российской Федерации секретом производства, или ноу-хау, признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и т.п.), в том числе сведения о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Обладателю секрета производства принадлежит исключительное право использования его любым не противоречащим закону способом (исключительное право на секрет производства), в том числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений. Обладатель секрета производства может распоряжаться указанным исключительным правом. Лицо, ставшее добросовестно и независимо от других обладателей секрета производства обладателем сведений, составляющих содержание охраняемого секрета производства, приобретает самостоятельное исключительное право на этот секрет производства. Исключительное право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. С момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей.
Нацеленность национальной экономики на инновационный путь развития в значительной мере определяет значимость такого результата интеллектуальной деятельности как рационализаторские предложения. Они не обладают признаками патентоспособности, но, наряду с изобретениями и полезными моделями, играют большую роль в совершенствовании применяемой техники и технологий, хотя и не обладают при этом широкими возможностями патентной защиты. Рационализаторские предложения являются самым массовым объектом технического творчества. С их помощью вносятся усовершенствования в уже известные технические решения, осуществляется модернизация действующего оборудования и его приспособление к конкретным условиям производства, устраняются допущенные ранее отдельные ошибки конструкторов и проектировщиков. Согласно статистической информации суммарный экономический эффект рационализаторских предложений почти в два раза превосходит результативность изобретений
Рационализаторское
предложение есть техническое, организационное
или управленческое предложение, являющееся
новым и полезным для данного
предприятия. К отличительным признакам
рацпредложения относятся: конкретность;
новизна; полезность. Конкретность предложения,
вносимого в качестве рационализаторского,
должно не просто ставить задачу, а
раскрывать средства её решения. Рационализатор
в своём предложении должен дать
конкретные указания относительно того,
что и как нужно сделать, чтобы
получить желаемый результат. Решение
задачи может обеспечиваться техническими,
организационными и управленческими
средствами либо их сочетанием. На рис.
3 представлены сравнительные характеристики
вышеуказанных результатов
Рисунок 3 – Признаки некоторых результатов интеллектуальной деятельности
В состав
интеллектуальной собственности наряду
с объектами авторских и
Одним из распространенных средств индивидуализации является товарный знак (для сервисных организаций – знак обслуживания). Его сущность и практика использования неразрывно связана с понятием марки или брэнда, выступающим как особый символ ответственности производителя или продавца продукции. Стремление зарегистрировать марку (кроме престижа) имеет и экономическую основу: марочные товары стоят примерно на 20% дороже, чем не марочные. Статистика развитых стран свидетельствует, что за последние тридцать лет доля не марочных товаров на потребительском рынке сократилась с 30% до 5% и продолжает снижаться, стремясь к нулю. Марка имеет свою стоимость, является нематериальным активом правообладателя. В ряде случаев стоимость марки сопоставима с величиной годового объема продаж компании, что имеет место у крупных транснациональных компаний, производящих потребительские товары для всего мира и регулярно проводящих глобальные рекламные кампании, которые увеличивают стоимость брэнда. Таким образом, процесс повышения стоимости начинает носить самоподдерживающий характер: престиж марки требует активной и постоянной коммерческой пропаганды, которая повышает ее стоимость как актива.
Сложившаяся
практика хозяйственного оборота результатов
интеллектуальной деятельности в форме,
как объектов промышленной собственности,
так и средств индивидуализации
продукции предполагает, что владелец
интеллектуальной собственности может
распорядиться принадлежащим