Правовая защита интеллектуальной (промышленной) собственности в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) — тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала).

Работа содержит 1 файл

Курвовик по экономике.docx

— 359.40 Кб (Скачать)
    1. Инновационная экономика.
  1. Что такое «инновационная экономика»?

Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) — тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала).

Некоторые исследователи (Э. ТоффлерФ. ФукуямаД. БеллДж. Нейсбитт и др.) считают, что для большинства развитых стран в современном мире именно инновационная экономика обеспечивает мировое экономическое превосходство страны, которая её воплощает. В настоящее время развитие инновационной экономики обсуждают лидеры многих развитых стран (США, Финляндия, Израиль, Швеция и др.).

Возникновение

Французский историк Фернан Бродель описал принцип, по которому происходит подчинение и перенаправление материальных потоков (благ, товаров, денег) в экономике. Как известно, в далёком прошлом она соответствовала цепочке движения от того, кто произвёл, к тому, кто потребил или создал добавочную стоимостьФеодализм был заменён меркантилизмом, когда человечество осознало, что можно получать гораздо большую выгоду, покупая что-либо не для потребления или последующей переработки, а для перепродажи, перевозки в другое место, хранения до того момента, когда это подорожает. Эти механизмы торговли подчинили себе прежние материальные потоки, возникли биржи. Сменились точки извлечения сверхприбыли, они переместились от сельского хозяйства в сферу торговли. Работа Белла о постиндустриальной экономике описывает следующую трансформацию, в которой сверхприбыль создаётся не за счёт производства, а за счёт организации новых рынков. Инновационная экономика является следующей экономической формацией, которая приходит на смену индустриальной экономике.

Инновационная экономика впервые появилась  в США. Известный американский футуролог Э. Тоффлер указывает её начало - 1956 г. «первый символический показатель исчезновения экономики дымящих труб Второй Волны и рождения новой экономики Третьей Волны: «белые воротнички» и служащие численно превзошли заводских рабочих с «синими воротничками»» (Э. Тоффлер «Третья волна»).

В начале XXI века развитые страны вступили на путь создания совершенно новой, постиндустриальной экономики, экономики знаний. Создание продвинутых технологий и их использование  в интересах социально-экономического развития государства определяют роль и место страны в мировом сообществе, обеспечивает ее национальную безопасность. В экономиках ведущих стран первостепенную роль стали играть информационные технологии, компьютеризированные процессы, инновационные технологии в производстве и инновационная организация различных сфер человеческой деятельности. Очевидно, что результатом происходящей в данной момент социально-технической революции должен стать переход к новой форме организации экономики - инновационной экономики.  
В развитых странах 80-95% прироста валового внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощенных в технике и технологиях, т.е. в этих странах развивается инновационная экономика. В данный момент многие влиятельные политики и крупнейшие средства массовой информации все чаще и чаще используют в своем повествовании слова «инновации», «инновационная деятельность», «инновационная экономика». Что же следует понимать под данными терминами и определениями? Всемирно известная электронная энциклопедия дает следующее определение инновационной экономики – это тип экономики, при которой генерируется постоянный поток инноваций. Инновации, в свою очередь, представляют собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам. Следовательно, инновации являются результатом инновационной деятельности, которая обуславливается комплексным научно-технологическим, организационным, финансовым, инвестиционным, производственным и маркетинговым процессом, посредством которого идеи и технологии трансформируются в технологически инновационные продукты (услуги) и процессы, имеющие коммерческую ценность, а также в новые направления использования существующих инновационных продуктов и услуг, в формирование инновационных рынков. Действительно, именно инновации, полученные в процессе инновационной деятельности, должны стать основным движущим элементом современного хозяйственного уклада, основным источником генерирования доходов в инновационной экономике. Для того чтобы экономика могла называться инновационной, она должна обладать следующими признаками:

  • наличие современных и продвинутых информационных технологий и компьютеризированных систем и процессов;
  • наличие развитой, высокотехнологичной инфраструктуры;
  • ускоренная компьютеризация и автоматизация всех сфер и отраслей производства и управления;
  • создание и внедрение в практику инноваций различного функционального назначения;
  • наличие системы подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов;
  • наличие развитой финансовой системы, способной поддержать постоянный поток инвестиций в инновации.

Помимо  вышеперечисленных признаков инновационная  экономика должна опираться на особую инновационную инфраструктуру и  институты поддержки инновационного процесса:

  • Инновационные центры, направляющие исследования, анализирующие инновационный спрос и предложение, координирующие усилия коллективов-разработчиков;
  • Законодательство, регулирующее отношения в сфере инноваций (защита интеллектуальной собственности, патенты, прочее);
  • Центры коммерциализации технологий и разработок, которые смогли бы провести инновацию через весь долгий путь от идеи до конечного продукта;
  • Финансовые институты (государственные и частные), оказывающие поддержку инновационной деятельности при помощи грантов и кредитов;
  • Образовательные центры, институты и школы, на базе которых будут готовить не только инженеров и ученых, но и прочих специалистов, ориентированных на инновационные процессы (экономисты, управленцы, предприниматели).

Вместе  вышеперечисленные институты формируют  национальную инновационную систему (НИС), которая является опорой инновационной  экономики. НИС - это совокупность государственных  и частных организаций и предприятий, которые проводят научные исследования и разработки, производят и реализуют  высокотехнологичную продукцию, а  также органов управления и источников финансирования. Таким образом, оплотом  инновационной экономики становятся инновации, полученные путем инвестиционной деятельности, которая опирается  на развитую инновационную инфраструктуру – национальную инновационную систему. Но переход к новому типу хозяйствования невозможен без высококвалифицированных  и высокопроизводительных кадров. Роль квалифицированных специалистов в инновационной экономике является определяющей. Подготовка кадров, способных эффективно управлять инновационными процессами, разрабатывать и внедрять инновационные проекты, должна стать приоритетной задачей перехода к инновационной экономике. Поэтому следует отметить, что развитие инновационных подходов в производстве и социальной жизни, становление инновационной экономики как таковой, требуют разработки новой концепции подготовки человеческого ресурса. В ее основу должны быть заложены следующие принципы:

  • развитие творческой личности, ее нацеленность на инновации;
  • подготовка квалифицированных специалистов, менеджеров и государственных управленцев в различных сферах инновационной деятельности;
  • отношение к обучению и подготовке кадров как к долгосрочной инвестиции в процветание экономики;
  • создание системы непрерывного повышения квалификации кадров, интегрированной в систему производства инновационной продукции;
  • сотрудничество университетов и других вузов с предприятиями, реализующими инновационные проекты;
  • сотрудничество университетов с другими ведущими отечественными и зарубежными вузами с целью обмена знаниями, опытом и совместной реализации инновационных проектов.

Итак, ответом  на вопрос, что такое «инновационная экономика», будет понятие «четырех И»:

  • Инновации;
  • Инновационная деятельность;
  • Инфраструктура;
  • Индивид.

Именно  данные четыре фактора определяют становление  и развитие инновационной экономики. Инновации обеспечивают непрерывное  технологическое развитие общества благодаря инновационной деятельности, которая возможна только при наличии  развитой инновационной инфраструктуры. Но вышеперечисленные три фактора  не могут существовать без самого главного, четвертого фактора –  индивида, который является основной составляющей и движущей силой инновационной  экономики. 

  1. Инновационная экономика в России: что делать?
 
    Еще пару лет  назад вопрос, вынесенный в заглавие, действительно мог быть предметом  для дискуссии между адептами существующей модели экономики, базирующейся на добыче полезных ископаемых, и сторонниками высокотехнологичного вектора в  народном хозяйстве. Однако глобальный экономический кризис лишил защитников сырьевой ориентации последних аргументов. Стало очевидным - место России в мире напрямую зависит от того, сможем ли мы преодолеть технологическое отставание от ведущих стран.

    Между тем, вокруг решения этой задачи по-прежнему ломаются копья. У нее здесь много  аспектов: состояние науки и образования, уровень технологической и инженерной культуры, способность частного бизнеса  воспринять инновации. По каждому из них в российском обществе существует множество, зачастую полярных точек  зрения. Я бы хотел поделиться своим  видением проблемы запуска полномасштабного инновационного процесса в России и путей ее решения.

    Оглядываясь назад. Сразу отмечу, что в отличие от скептиков я убежден: построение инновационной экономики в России - задача разрешимая. Достаточно оглянуться на наше советское прошлое. Первое, что приходит в голову в качестве иллюстрации важнейших достижений советской науки - это атомный и космический проекты. Независимо от моих политических взглядов, следует признать, что оба они, реализованные в 1940–1960-х годах, изменили не только нашу страну, но и серьезным образом повлияли на геополитическую расстановку сил на всем земном шаре. Их значение ощущается до сих пор. Правда и то, что уже в 1970–1980-е годы наша страна начинает терять позиции в инновационном соревновании. Советский НИИ стал символом неэффективности использования интеллектуального потенциала, что не замедлило сказаться и на экономике. Хорошо известны советские данные: максимальный достигнутый уровень производительности труда в СССР составлял всего 29,4 % от американского. Именно поэтому первой инициативой Михаила Горбачева по посту генерального секретаря ЦК КПСС, стартовавшей еще до знаменитой перестройки, была концепция ускорения на основе достижений научно-технического прогресса. Руководство государства уже тогда осознало: отставание в области высоких технологий в условиях «соревнования двух систем» может иметь роковые последствия. Результат этих инициатив общеизвестен.

    С тех  пор прошло 25 лет. Что мы имеем  сегодня? В жизни страны произошли  колоссальные изменения. Однако кое-что  осталось неизменным: производительность труда в России по сравнению с  Соединенными Штатами по-прежнему составляет 30%. Думаю, необходима определенная интеллектуальная смелость, чтобы трактовать это как  прорывной успех: целых 0,6% за какие-то четверть века. Таким образом, советская экономика уже не справилась с задачей инновационного развития. В то же время российская рыночная экономика еще не сумела с ней справиться. Но в отличие от советской экономики, у российской потенциально такой шанс существует.  
    В связи с этим мне представляется, что развитие экономики в современной России делится на три этапа.

    1990-е годы - это этап развития основ рыночной экономики. Понятно, что задачу обеспечения масштабного экономического роста, а тем более построение инновационной экономики в те годы решить было просто невозможно в силу отсутствия институтов, инструментов, законодательства, квалификации, кадров, бизнеса, социальной инфраструктуры и много другого.  
    Базовая задача, решавшаяся в 2000-е годы - это запуск экономического роста. Все мы помним концепцию «удвоения ВВП», которая, кстати, была реализована. Но в то же время ясно, что драйвером роста был тот самый российский экспорт, в котором 85% составляют нефть, газ, металлы. На сегодняшний день вся концепция роста, базирующаяся на этом драйвере, исчерпалась. 
    Какая задача стоит перед нами в новом десятилетии? Для ответа на этот вопрос достаточно посмотреть, что за прошедшие 20 лет случилось в мире. На земном шаре возник десяток образцовых инновационных моделей, демонстрирующих фантастические результаты в области развития и коммерциализации высоких технологий (Рис. 1). Причем, зачастую это стало следствием кризиса.

 

    рис1

    Например, в Финляндии в 1991 году уровень  безработицы составлял 22%, ВВП упал на 7,1%. Экономика этой страны была тесно  связана с экономикой СССР. Именно тогда в Финляндии произошла  примерно следующая история. В небольшую  кабельную компанию пришел молодой  человек, который сказал: «Готов вашу кабельную компанию поднимать, но нужно  сменить профиль продукции». Акционеры  спросили его: «А какую продукцию  мы, по-вашему, должны производить вместо кабеля, который хорошо реализуется?»  Человек ответил: «Надо производить  мобильные телефоны. По разным оценкам  к 2010 году их количество в мире вырастет до 30 млн. штук». Каким-то чудом ему  удалось убедить акционеров заменить производство 95% производимой продукции. Прогноз оказался ошибочным: в 2010 году количество пользователей мобильных  телефонов составило 4,2 млрд. человек. Имя этого человека - Йорма Оллила, президент компании Nokia.  
       Вопрос в том, сможем ли мы пройти по этому пути, совершив рывок в инновационное развитие и сохранив за собой статус одной из великих держав. Либо «прочно осядем» в числе стран «третьего мира». Поэтому задачу третьего этапа развития отечественной экономики на следующие 10 лет я бы назвал «новая модель экономического роста, базирующаяся на инновационном развитии».

    Технологический приоритет в самом общем виде определен. Из классики экономической  мысли нам известно: существует пять технологических укладов. Первый, начавшийся в конце XVIII века, связан с использованием энергии воды в текстильной промышленности Англии. В середине XIX века с изобретением и массовым внедрением парового двигателя  появляется второй технологический  уклад. Переход к третьему технологическому укладу в конце XIX века базировался  на использовании в промышленности электрической энергии. Четвертый  стартовал с середины 1930-х с  расширения использования нефти  и нефтепродуктов. Наконец, пятый  технологический уклад, в котором  мы сегодня живем, связан с достижениями в области микроэлектроники.  
    Сегодня весь мир стоит на пороге шестого технологического уклада. И большинство исследователей считает, что он будет обеспечен прорывами в области нанотехнологий.

    Совершенно  понятно, что начало уклада – этот тот исторический момент, когда происходит формирование новых брендов, глобальных рынков. Когда компании, начинающиеся с классических стартапов из трех человек в «гараже», за считанные годы выходят на объемы продаж в сотни миллионов, а затем - миллиарды долларов.

    Что сделано? Единственный вопрос, который мучает многих: возможно ли это в принципе сделать в нашей стране, с ее коррупций, бюрократией, воровством? И тут следует заметить, что и в нашей стране в сфере инноваций за последние 20 лет кое-что произошло. Мы этого не замечали, в том числе и потому, что большая часть событий разворачивалась не в Москве, а в регионах: Томске, Ставрополе, Пензе, Чебоксарах. В этих и других регионах уже сегодня существуют десятки конкурентоспособных на глобальном рынке компаний с объемом продаж под 100 млн. долл. каждая. Эти компании родились 10–12 лет назад и пробились через тысячи барьеров, выставленных нашим государством на пути инновационной экономики. Но очевидно, что нам нужны сотни компаний с миллиардными оборотами.  
    Тем более, что ситуация сегодня несколько изменилась. Во-первых, инновационная экономика - четко обозначенный приоритет государственного развития. Он поддержан вполне конкретным набором мер. В частности, создана президентская комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики, на которой всерьез обсуждаются актуальные проблемы hi-tec индустрии. Вслед за ней создана Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям. Именно в связи с решениями этих органов приняты первые серьезные законодательные меры, направленные на стимулирование инновационных процессов.

    В частности, речь идет о внесении поправок в  закон о техническом регулировании. Еще одна важная законодательная  инициатива - федеральный закон № 217, в котором говорится о создании малых инновационных предприятий  при вузах и институтах академий наук. Безусловно, этот документ не идеален. Тем не менее на сегодняшний день при российских вузах создано уже более 400 малых инновационных предприятий.  
    Внесены поправки в миграционное законодательство. С 1 июля стоит иностранцу только обеспечить себе зарплату на уровне 2 млн. рублей в год, и он может приезжать в Россию без ограничений. Радикально упрощается визовый режим, регистрация при переезде и так далее. 
    Важнейшим сигналом считаю идею создания так называемых инновационных программ на каждом предприятии с государственным участием. Серьезный импульс дан и крупному частному бизнесу. В январе этого года на президентской комиссии было принято решение, по которому заявки на крупные инновационные проекты с целевым объемом продаж в 2015 году не менее 15 млрд. руб. будут поддерживаться государством. Сейчас завершается процесс их отбора. На сегодняшний день в портфеле более 40 проектов. Сбавить обороты и задуматься. Чего пока не хватает? Мне кажется, сейчас, после активного, но не всегда системного движения вперед, необходимо на некоторое время сбавить темп, оглянуться и заново обозначить цели. Время «бури и натиска» прошло. Нужна комплексная инновационная стратегия развития. Изложу свое видение обязательных требований к такому документу.  Для начала необходимо выбрать оптимальный горизонт планирования. На мой взгляд, десять лет – это разумный компромисс между полной потерей содержания при планировании на «длинную дистанцию» и в то же время слишком коротким периодом, за который в стране просто невозможно ничего крупного сделать.

    Далее, в этом документе необходимо определить какую роль мы намерены играть на глобальном рынке инноваций. Делать ли, как Израиль, ставку на создание интеллектуальной собственности без разворачивания крупных производств или, наоборот, как Япония сконцентрироваться на формировании крупного инновационного бизнеса, занимающегося  коммерциализацией чужих НИОКР? Понятно, что задача непростая, ответ  на нее совсем не тривиален.

    Наконец, ресурсное обеспечение задач  инновационного развития России изначально должно быть вложено в бюджетную  стратегию. В режиме, когда сама бюджетная  стратегия страны исходит из этого  приоритета и закладывается в  бюджетное послание – в трехлетний план, годовой бюджет.  
    Ясно, что программа такого класса должна стать вполне технологичным документом, с описанием последовательности конкретных шагов и четким формулированием целей.  
    Поэтому хочу обозначить пять приоритетов, заранее понимая, что ими перечень не исчерпывается.

    Это: общее экономическое законодательство;

    региональная  политика;

    технологические приоритеты;

    состав  федеральных органов  исполнительной власти, инструменты механизма государственной инновационной политики;

    преобразования  науки.

    Индустриальное  законодательство и постиндустриальное развитие  
    В части общего экономического законодательства вижу целый перечень болезненных вопросов, которые необходимо оперативно решать. Например, те, кто связан с венчурными инвестициями, прекрасно знают: в нашей стране есть единственная соответствующая этому виду деятельности организационно-правовая форма - закрытый паевой инвестиционный фонд рискованных венчурных инвестиций. Сразу надо сказать, что форма эта - абсолютно не пригодна. В мировой практике, как известно, уже давно и весьма успешно используется General Partnership/Limited Partnership. Ясно, что нужен новый закон, создающий иную организационно-правовую форму, вписывающуюся в Гражданский кодекс РФ и дающую возможность формировать венчурный фонд.

    Каков результат работы венчурного фонда? Здесь создаются start-up или инновационные компании на ранней стадии, для которых наши традиционные ООО или ЗАО тоже не годятся. Наш опыт работы в РОСНАНО привел к разработке нового закона о коммерческом товариществе, который, как представляется, радикально упрощает жизнь тем, кто собрался заняться реальным инновационным бизнесом. Инноваторы, которые, вопреки всему, выжили на российской почве, в качестве первой проблемы единогласно назовут таможню. В этом вопросе, действительно нужна маленькая революция. И РОСНАНО совместно с Институтом экономики переходного периода уже завершает подготовку предложений по совершенствованию корпоративного и налогового законодательства. Не без участия специалистов госкорпорации сформирован проект «Зеленый коридор для инновационных компаний», предполагающий существенный пересмотр таможенного кодекса и создание стимулов для экспорта высокотехнологичной продукции.  
    Еще один важный момент – экспортный контроль. Совсем специфическая сфера, регулируемая соответствующим законом, который абсолютно непригоден как инструмент формирования инновационной экосистемы. Мы сейчас завершаем разработку нового закона об экспортном контроле.  
    Любое предприятие сталкивается с налогообложением. Здесь мы замахнулись на «святая святых» - Налоговый кодекс. Многомесячные баталии с министром финансов по этому поводу дали результат, и мы продвинулись вперед по целому ряду ключевых вопросов: начиная с принципов амортизационной политики и заканчивая отказом от налогообложения прироста капитала.  
    Причем, речь идет не только о юридических лицах, связанных с инновациями, но и физических лицах. Ведь именно под эту категорию попадают бизнес-ангелы - важнейший институт финансирования инновационных проектов, который как ни странно в нашей стране существует. И они в обязательном порядке должны получить освобождение от налогообложения прироста капитала – это серьезный инструмент государственного содействия инновационной политике.  
    В 2002 году в России был принят закон о техническом регулировании. Об его эффективности красноречиво свидетельствует единственная цифра: за последние 8 лет принято чуть меньше 20 технических регламентов, которые являются основой этого закона. С другой стороны, существуют введенные в отраслях 100 000 ГОСТов, полтора миллиона ОСТов, несколько сот тысяч СНИПов, норм и правил. Но работают ли они? Ответа на этот вопрос нет и не будет. А это означает только одно – экономика России с ВВП, превышающим 1 трлн. долларов, вообще не имеет технического регулирования. Возможно, это и приемлемо, когда все народное хозяйство строится «вокруг трубы». Но инновационный сектор без технического регулирования поднять невозможно. Я считаю, что задача концептуального переосмысления технического регулирования является важнейшей, ее решение требует серьезнейших интеллектуальных усилий.

    Требует корректив законодательство об интеллектуальной собственности. Убежден, что суть проблемы интеллектуальной собственности – в разрыве между центром мотивации и центром правообладания. Мотивация все равно находится у того, кто придумывал, а правообладание – нет. На мой взгляд, остальные аспекты этой проблемы вторичны. И пока не решим эту задачу, мы не продвинемся вперед. Интеллектуальная амнистия, - вот суть того, что мы будем предлагать для существенного обновления всего законодательства в сфере интеллектуальной собственности.

    Все перечисленное выше – это всего  лишь часть экономического законодательства. Есть еще бюджетное, экологическое  законодательство, законодательство о  науке, о финансовых институтах и  т.д. Вся без исключения российская нормативно-правовая база выстроена  под задачи индустриальной экономики. Мы же пытаемся построить экономику  постиндустриальную. Это другой мир  со своими законами. Заниматься этими  законами нужно системно и начинать уже сегодня.

    Регионы, технологии, что еще?

    Безусловно подходы к экономическому законодательству – далеко не все содержание инновационной стратегии развития России. Есть еще региональная политика. Вряд ли возможно одновременно строить инновационную экономику в каждом из 83 регионов России. Рано или поздно придется внятно ответить на вопрос о наших приоритетах в части региональной политики. И заодно появится ответ для тех губернаторов, которые не получат никакой государственной поддержки в сфере инноваций.  
    Технологическую часть стратегии с описанием конкретных технологических приоритетов также считаю крайне необходимой. В моем понимании, они должны быть определены через конкретные продукты и разработки, способные изменить базовую технологию в целой отрасли, либо просто создать новую отрасль. Приведу примеры из числа тех проектов, которые реализуются при поддержке РОСНАНО. Любой эксперт в сфере энергосбережения скажет: очевидно, что светодиод с электропотреблением в 7 раз меньшим и сроком службы в 50 раз большим, точно заменит традиционные лампы накаливания и люминесцентные лампы в офисном, уличном, промышленном, автомобильном освещении. Эта отрасль уже стоит в шаге от смены базовой технологии. Ясно, что мы можем попытаться этот рынок освоить или, как обычно, отдать его «друзьям» за рубеж.  
    Похожая ситуация с автомобилестроением: наметился переход сначала к гибридному двигателю, а затем и полной замене двигателя внутреннего сгорания электрическим. Это связано с тремя ключевыми узлами - сам двигатель, аккумулятор и суперконденсатор. У нас есть серьезный шанс занять на этом рынке важное место.

    Индивидуализация  методов фармтерапии на основе массового использования результатов расшифровки генома - даже не завтрашний, а уже сегодняшний день медицины. Хорошо известно, что в этой технологии человечество вышло уже не на стадию научных открытий, а на стадию лавинообразного падения себестоимости единичного секвенирования. То же в сфере регенеративной медицины. Что вчера казалось полным абсурдом - сегодня становится стартапами, завтра будет живым бизнесом, а через 10 лет – частью повседневной медицины.

    Вопрос  состоит в том, что все существующие на сегодняшний день инструменты  неадекватны задачам по формированию инновационной экономики, при которой  степень сложности государственного воздействия возрастает на порядки. Требуется диверсификация инструментов, способность применять их к разным видам бизнеса. Соответственно возрастают и требования к компетентности государственных  органов.

    Приходится  констатировать, что, несмотря на горы написанных за последнее время вокруг инновационной проблематики бумаг, документа, который хотя бы в первом приближении соответствовал существующим запросам, пока нет. И в это проблема не только правительства. Разумеется, именно государство играет ключевую роль при формировании инновационной  экосистемы. Тем не менее, выработка  стратегии инновационного развития России – задача, которую государство  не может и не сможет решить самостоятельно. Уверен, что в этот процесс должна активно включаться интеллектуальная элита России.

 

 

    1. Интеллектуальная  собственность
  1. Понятие и виды интеллектуальной собственности

Интеллектуальные  права или право интеллектуальной собственности — юридический термин, обозначающий совокупность прав, которыми обладают лицо или лица (авторы или иные правообладатели) на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (то есть интеллектуа́льную со́бственность (англ. Іntellectual property)). Следует отметить, что перевод понятия intellectual property как «интеллектуальная собственность» хоть и является общеупотребительным, но не совсем корректен, так как property — это имущество, а не собственность и право собственности на нематериальные объекты невозможно.

Термин  «интеллектуальная собственность» подразумевает временное обладание авторскими и смежными правами, обладание действующими свидетельствами на товарные знаки, и действующими патентами. Юридическое содержание этого термина в большинстве стран не определено. В широком понимании «интеллектуальная собственность» означает закрепленные законом временное исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Законодательство, которое определяет права на интеллектуальную собственность, устанавливает монополию авторов на определенные формы использования результатов своей интеллектуальной, творческой деятельности, которые, таким образом, могут использоваться другими лицами лишь с разрешения первых.

Понятие

Термин  «интеллектуальная собственность» эпизодически употреблялся теоретиками — юристами и экономистами в XVIII и XIX веках, однако в широкое употребление вошел лишь во второй половине XX века, в связи с учреждением в 1967 году в Стокгольме Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Согласно учредительным документам ВОИС, «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к:

Информация о работе Правовая защита интеллектуальной (промышленной) собственности в современных условиях