Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 08:13, курсовая работа
Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) — тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала).
Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) — тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала).
Некоторые исследователи (Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма, Д. Белл, Дж. Нейсбитт и др.) считают, что для большинства развитых стран в современном мире именно инновационная экономика обеспечивает мировое экономическое превосходство страны, которая её воплощает. В настоящее время развитие инновационной экономики обсуждают лидеры многих развитых стран (США, Финляндия, Израиль, Швеция и др.).
Возникновение
Французский историк Фернан Бродель описал принцип, по которому
происходит подчинение и перенаправление
материальных потоков (благ, товаров, денег)
в экономике. Как известно, в далёком прошлом
она соответствовала цепочке движения
от того, кто произвёл, к тому, кто потребил
или создал добавочную стоимость. Феодализм был
заменён меркантилизмом, когда человечество
осознало, что можно получать гораздо
большую выгоду, покупая что-либо не для
потребления или последующей переработки,
а для перепродажи, перевозки в другое
место, хранения до того момента, когда
это подорожает. Эти механизмы торговли
подчинили себе прежние материальные
потоки, возникли биржи.
Сменились точки извлечения сверхприбыли,
они переместились от сельского хозяйства в сферу торговли. Работа Белла о постиндустриаль
Инновационная экономика впервые появилась в США. Известный американский футуролог Э. Тоффлер указывает её начало - 1956 г. «первый символический показатель исчезновения экономики дымящих труб Второй Волны и рождения новой экономики Третьей Волны: «белые воротнички» и служащие численно превзошли заводских рабочих с «синими воротничками»» (Э. Тоффлер «Третья волна»).
В начале
XXI века развитые страны вступили на путь
создания совершенно новой, постиндустриальной
экономики, экономики знаний. Создание
продвинутых технологий и их использование
в интересах социально-
В развитых странах 80-95% прироста валового
внутреннего продукта приходится на долю
новых знаний, воплощенных в технике и
технологиях, т.е. в этих странах развивается
инновационная экономика. В данный момент
многие влиятельные политики и крупнейшие
средства массовой информации все чаще
и чаще используют в своем повествовании
слова «инновации», «инновационная деятельность»,
«инновационная экономика». Что же следует
понимать под данными терминами и определениями? Всемирно
известная электронная энциклопедия дает
следующее определение инновационной
экономики – это тип экономики, при которой
генерируется постоянный поток инноваций. Инновации,
в свою очередь, представляют собой конечный
результат инновационной деятельности,
получивший воплощение в виде нового или
усовершенствованного продукта, внедренного
на рынке, нового или усовершенствованного
технологического процесса, используемого
в практической деятельности либо в новом
подходе к социальным услугам. Следовательно,
инновации являются результатом инновационной
деятельности, которая обуславливается
комплексным научно-технологическим,
организационным, финансовым, инвестиционным,
производственным и маркетинговым процессом,
посредством которого идеи и технологии
трансформируются в технологически инновационные
продукты (услуги) и процессы, имеющие
коммерческую ценность, а также в новые
направления использования существующих
инновационных продуктов и услуг, в формирование
инновационных рынков. Действительно,
именно инновации, полученные в процессе
инновационной деятельности, должны стать
основным движущим элементом современного
хозяйственного уклада, основным источником
генерирования доходов в инновационной
экономике. Для того чтобы экономика могла
называться инновационной, она должна
обладать следующими признаками:
Помимо
вышеперечисленных признаков
Вместе
вышеперечисленные институты
Итак, ответом на вопрос, что такое «инновационная экономика», будет понятие «четырех И»:
Именно
данные четыре фактора определяют становление
и развитие инновационной экономики.
Инновации обеспечивают непрерывное
технологическое развитие общества
благодаря инновационной
|
|
Между
тем, вокруг решения этой задачи по-прежнему
ломаются копья. У нее здесь много
аспектов: состояние науки и образования,
уровень технологической и Оглядываясь назад. Сразу отмечу, что в отличие от скептиков я убежден: построение инновационной экономики в России - задача разрешимая. Достаточно оглянуться на наше советское прошлое. Первое, что приходит в голову в качестве иллюстрации важнейших достижений советской науки - это атомный и космический проекты. Независимо от моих политических взглядов, следует признать, что оба они, реализованные в 1940–1960-х годах, изменили не только нашу страну, но и серьезным образом повлияли на геополитическую расстановку сил на всем земном шаре. Их значение ощущается до сих пор. Правда и то, что уже в 1970–1980-е годы наша страна начинает терять позиции в инновационном соревновании. Советский НИИ стал символом неэффективности использования интеллектуального потенциала, что не замедлило сказаться и на экономике. Хорошо известны советские данные: максимальный достигнутый уровень производительности труда в СССР составлял всего 29,4 % от американского. Именно поэтому первой инициативой Михаила Горбачева по посту генерального секретаря ЦК КПСС, стартовавшей еще до знаменитой перестройки, была концепция ускорения на основе достижений научно-технического прогресса. Руководство государства уже тогда осознало: отставание в области высоких технологий в условиях «соревнования двух систем» может иметь роковые последствия. Результат этих инициатив общеизвестен. С тех
пор прошло 25 лет. Что мы имеем
сегодня? В жизни страны произошли
колоссальные изменения. Однако кое-что
осталось неизменным: производительность
труда в России по сравнению с
Соединенными Штатами по-прежнему составляет
30%. Думаю, необходима определенная интеллектуальная
смелость, чтобы трактовать это как
прорывной успех: целых 0,6% за какие-то
четверть века. Таким образом, советская
экономика уже не справилась с задачей
инновационного развития. В то же время
российская рыночная экономика еще не
сумела с ней справиться. Но в отличие
от советской экономики, у российской
потенциально такой шанс существует. 1990-е
годы - это этап развития основ рыночной
экономики. Понятно, что задачу обеспечения
масштабного экономического роста, а тем
более построение инновационной экономики
в те годы решить было просто невозможно
в силу отсутствия институтов, инструментов,
законодательства, квалификации, кадров,
бизнеса, социальной инфраструктуры и
много другого.
рис1 Например,
в Финляндии в 1991 году уровень
безработицы составлял 22%, ВВП упал
на 7,1%. Экономика этой страны была тесно
связана с экономикой СССР. Именно
тогда в Финляндии произошла
примерно следующая история. В небольшую
кабельную компанию пришел молодой
человек, который сказал: «Готов вашу
кабельную компанию поднимать, но нужно
сменить профиль продукции». Акционеры
спросили его: «А какую продукцию
мы, по-вашему, должны производить вместо
кабеля, который хорошо реализуется?»
Человек ответил: «Надо производить
мобильные телефоны. По разным оценкам
к 2010 году их количество в мире вырастет
до 30 млн. штук». Каким-то чудом ему
удалось убедить акционеров заменить
производство 95% производимой продукции.
Прогноз оказался ошибочным: в 2010 году
количество пользователей мобильных
телефонов составило 4,2 млрд. человек.
Имя этого человека - Йорма Оллила,
президент компании Nokia. Технологический
приоритет в самом общем виде
определен. Из классики экономической
мысли нам известно: существует пять
технологических укладов. Первый, начавшийся
в конце XVIII века, связан с использованием
энергии воды в текстильной промышленности
Англии. В середине XIX века с изобретением
и массовым внедрением парового двигателя
появляется второй технологический
уклад. Переход к третьему технологическому
укладу в конце XIX века базировался
на использовании в промышленности
электрической энергии. Четвертый
стартовал с середины 1930-х с
расширения использования нефти
и нефтепродуктов. Наконец, пятый
технологический уклад, в котором
мы сегодня живем, связан с достижениями
в области микроэлектроники. Совершенно понятно, что начало уклада – этот тот исторический момент, когда происходит формирование новых брендов, глобальных рынков. Когда компании, начинающиеся с классических стартапов из трех человек в «гараже», за считанные годы выходят на объемы продаж в сотни миллионов, а затем - миллиарды долларов. Что
сделано? Единственный вопрос, который
мучает многих: возможно ли это в принципе
сделать в нашей стране, с ее коррупций,
бюрократией, воровством? И тут следует
заметить, что и в нашей стране в сфере
инноваций за последние 20 лет кое-что произошло.
Мы этого не замечали, в том числе и потому,
что большая часть событий разворачивалась
не в Москве, а в регионах: Томске, Ставрополе,
Пензе, Чебоксарах. В этих и других регионах
уже сегодня существуют десятки конкурентоспособных
на глобальном рынке компаний с объемом
продаж под 100 млн. долл. каждая. Эти компании
родились 10–12 лет назад и пробились через
тысячи барьеров, выставленных нашим государством
на пути инновационной экономики. Но очевидно,
что нам нужны сотни компаний с миллиардными
оборотами. В частности,
речь идет о внесении поправок в
закон о техническом Далее,
в этом документе необходимо определить
какую роль мы намерены играть на глобальном
рынке инноваций. Делать ли, как Израиль,
ставку на создание интеллектуальной
собственности без Наконец,
ресурсное обеспечение задач
инновационного развития России изначально
должно быть вложено в бюджетную
стратегию. В режиме, когда сама бюджетная
стратегия страны исходит из этого
приоритета и закладывается в
бюджетное послание – в трехлетний
план, годовой бюджет. Это: общее экономическое законодательство; региональная политика; технологические приоритеты; состав федеральных органов исполнительной власти, инструменты механизма государственной инновационной политики; преобразования науки. Индустриальное
законодательство и постиндустриальное
развитие Каков
результат работы венчурного фонда?
Здесь создаются start-up или инновационные
компании на ранней стадии, для которых
наши традиционные ООО или ЗАО тоже не
годятся. Наш опыт работы в РОСНАНО привел
к разработке нового закона о коммерческом
товариществе, который, как представляется,
радикально упрощает жизнь тем, кто собрался
заняться реальным инновационным бизнесом.
Инноваторы, которые, вопреки всему, выжили
на российской почве, в качестве первой
проблемы единогласно назовут таможню.
В этом вопросе, действительно нужна маленькая
революция. И РОСНАНО совместно с Институтом
экономики переходного периода уже завершает
подготовку предложений по совершенствованию
корпоративного и налогового законодательства.
Не без участия специалистов госкорпорации
сформирован проект «Зеленый коридор
для инновационных компаний», предполагающий
существенный пересмотр таможенного кодекса
и создание стимулов для экспорта высокотехнологичной
продукции. Требует корректив законодательство об интеллектуальной собственности. Убежден, что суть проблемы интеллектуальной собственности – в разрыве между центром мотивации и центром правообладания. Мотивация все равно находится у того, кто придумывал, а правообладание – нет. На мой взгляд, остальные аспекты этой проблемы вторичны. И пока не решим эту задачу, мы не продвинемся вперед. Интеллектуальная амнистия, - вот суть того, что мы будем предлагать для существенного обновления всего законодательства в сфере интеллектуальной собственности. Все перечисленное выше – это всего лишь часть экономического законодательства. Есть еще бюджетное, экологическое законодательство, законодательство о науке, о финансовых институтах и т.д. Вся без исключения российская нормативно-правовая база выстроена под задачи индустриальной экономики. Мы же пытаемся построить экономику постиндустриальную. Это другой мир со своими законами. Заниматься этими законами нужно системно и начинать уже сегодня. Регионы, технологии, что еще? Безусловно
подходы к экономическому законодательству
– далеко не все содержание инновационной
стратегии развития России. Есть еще региональная
политика. Вряд ли возможно одновременно
строить инновационную экономику в каждом
из 83 регионов России. Рано или поздно
придется внятно ответить на вопрос о
наших приоритетах в части региональной
политики. И заодно появится ответ для
тех губернаторов, которые не получат
никакой государственной поддержки в
сфере инноваций. Индивидуализация методов фармтерапии на основе массового использования результатов расшифровки генома - даже не завтрашний, а уже сегодняшний день медицины. Хорошо известно, что в этой технологии человечество вышло уже не на стадию научных открытий, а на стадию лавинообразного падения себестоимости единичного секвенирования. То же в сфере регенеративной медицины. Что вчера казалось полным абсурдом - сегодня становится стартапами, завтра будет живым бизнесом, а через 10 лет – частью повседневной медицины. Вопрос
состоит в том, что все существующие
на сегодняшний день инструменты
неадекватны задачам по формированию
инновационной экономики, при которой
степень сложности Приходится констатировать, что, несмотря на горы написанных за последнее время вокруг инновационной проблематики бумаг, документа, который хотя бы в первом приближении соответствовал существующим запросам, пока нет. И в это проблема не только правительства. Разумеется, именно государство играет ключевую роль при формировании инновационной экосистемы. Тем не менее, выработка стратегии инновационного развития России – задача, которую государство не может и не сможет решить самостоятельно. Уверен, что в этот процесс должна активно включаться интеллектуальная элита России. |
Интеллектуальные
права или право интеллектуальной собственности —
юридический термин, обозначающий совокупность
прав, которыми обладают лицо или лица
(авторы или иные правообладатели) на результаты интеллектуальной
деятельности и
приравненные к ним средства индивидуализации
(то есть интеллектуа́льную
со́бственность (англ. Іntellec
Термин
«интеллектуальная
собственность» подразумевает временное
обладание авторскими и смежным
Понятие
Термин
«интеллектуальная