Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:23, реферат
Любое коммерческое мероприятие принято начинать с составления бизнес-плана. Такие планы нужны всем: банкам и спонсорам, у которых предприниматель собирается брать кредиты для создания своего дела; сотрудникам уже действующей фирмы для понимания целей, задач и перспектив развития предприятия; самому предпринимателю, для того чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их на целесообразность и реалистичность.
Ответы
на вопросы для
зачета по «Бизнес
– планированию».
Любое коммерческое мероприятие принято начинать с составления бизнес-плана. Такие планы нужны всем: банкам и спонсорам, у которых предприниматель собирается брать кредиты для создания своего дела; сотрудникам уже действующей фирмы для понимания целей, задач и перспектив развития предприятия; самому предпринимателю, для того чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их на целесообразность и реалистичность.
Что же представляет собой бизнес-план, из каких разделов он состоит и как составляется? Давайте разберемся в этих на первый взгляд практических вопросах, которые необходимо знать не только современному менеджеру, но и любому работнику крупного и среднего предприятия в силу того, что от работника все чаще будет требоваться участие в управлении предприятием, а бизнес-планирование представляет собой принятый в менеджменте язык делового предложения. Для малого предприятия данный инструмент — существенная помощь в комплексном видении своего будущего бизнеса и всех рисков, связанных с его эффективной реализацией.
Сложности перехода к рыночной экономике в России обусловлены не только слабостью законодательной базы и медленными темпами реформирования национальной экономики, но и недостаточным уровнем профессиональной подготовленности руководителей и менеджеров различных категорий рынка. Такое положение во многом объясняется и массовой психологией работников, особенно средних и крупных предприятий, отдающих предпочтение производителю, а не потребителю. Рыночное сознание обусловлено иным видением взаимосвязей сферы производства и потребления. Рыночная экономика базируется на таком производстве товаров и услуг, которые потребляются. Производится только то, что купит потребитель. Учитывая принцип временной стоимости денег, требуется сначала привести их к одному моменту времени. Оценку денежных потоков и их приведение к одному моменту времени можно производить на номинальной или реальной основе. В первом случае учитываются платежи, которые действительно будут уплачены или получены в различные моменты времени. При их расчете учитывается эффект инфляции. Во втором случае использу-ются текущие цены на момент обоснования инвестиционного решения и текущий уровень инфляции.
Согласно
современной финансовой теории чистая
приведенная стоимость выступает в качестве
универсального показателя, способствующего
принятию обоснованных и оптимальных
управленческих решений в финансово-инвестиционной
деятельности предприятия. Согласно этому
положению под стратегией долгосрочного
инвестирования предлагается рассматривать
процесс определения направлений инвестиционного
развития предприятия, обеспечивающий
на протяжении ожидаемого периода времени
положительную чистую приведенную стоимость
произведенных им денежных потоков. Успешная
реализация данной стратегии должна способствовать
приобретению соответствующих конкурентных
преимуществ (в уровне технологии, организации,
маркетинге, затрат и др.), а также согласовываться
с требованием неуклонного повышения
общей ценности фирмы.
Если предприятие стремится найти инвесторов или партнеров для достижения определенной цели (создание совместного предприятия, организация общих проектов или согласованных действий на рынке), то ему необходимо, кроме четкого представления о предлагаемом бизнесе, убедить инвесторов или партнеров, что оно способно грамотно и эффективно наладить новое дело и управлять им. Для этих целей служит выработанный мировой экономической практикой бизнес-план, который по содержанию и назначению представляет собой плановый документ, имеющий многоцелевой характер.
Во-первых, он разрабатывается для обоснования нового дела. В нем даются все основные аспекты будущей деятельности, анализируются все проблемы, с которыми придется столкнуться, определяются способы их решения.
Во-вторых, этот документ поможет действующему предприятию разобраться в перспективах роста своего бизнеса, оценить их, предвидеть возможные изменения и проблемы в будущем, контролировать текущие операции.
В-третьих,
он может служить формальным юридическим
документом, с помощью которого начинается
формирование уставного капитала и финансовых
активов будущего предприятия.
Овладение искусством составления бизнес-плана в условиях российской экономики стало крайне актуальным в силу следующих причин:
• во-первых, в нашей экономике рождается поколение предпринимателей, не имеющих пока опыта управления в условиях рынка;
• во-вторых, меняющиеся экономические условия требуют от опытных руководителей ставить и решать задачи по-новому;
• в-третьих, для привлечения иностранных инвестиций необходимо уметь обосновывать свои заявки и доказывать инвесторам свои способности и возможности.
Бизнес-план
представляет собой всестороннее описание
бизнеса и среды, в которой он действует,
а также системы управления, в которой
он нуждается для достижения поставленных
целей.
Специалисты-рыночники считают, что чем больше рынка, тем важнее план. При этом план надо понимать как сбалансированный с ресурсами комплекс мероприятий, учитывающий возникающие в новых условиях риски потери средств и очень ограниченное воздействие государства на правила рыночной экономики.
Разработка бизнес-плана требует профессиональных знаний в области управления, финансах, маркетинге. Поэтому даже небольшие фирмы на Западе обращаются к экспертам за консультацией или к специалистам, предлагающим услуги по составлению бизнес-плана.
Однако составление
бизнес-плана требует личного
участия руководителя или предпринимателя,
открывающего свое дело. Руководящая
роль первого лица в процессе бизнес-планирования
обусловливает необходимость
Включаясь в эту работу лично, руководитель как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя и сам замысел, и себя — хватит ли сил довести его до успеха и двинуться дальше? Это не означает, конечно же, что не надо пользоваться услугамиконсультантов — наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами.
Ни один юридический
документ пока еще не закрепляет обязательности
подготовки бизнес-плана. Не всегда его
требуют даже банки, предоставляя кредиты.
Но пренебрегая составлением бизнес-плана,
предприниматель оказывается не готов
к ожидающим его неприятностям и начинает
обычно лихорадочно импровизировать.
А это чаще всего заканчивается плачевно.
Поэтому лучше не пожалеть времени (несмотря
на то, что для крупного проекта разработка
бизнес-плана может продолжаться до 200
и более часов) и заняться бизнес-планированием,
пользу которого подтверждает и зарубежный
опыт.
Первым этапом бизнес-планирования является определение ключевой идеи, которая ложится в основу будущей финансовой модели. Она как, как правило, формулируется предпринимателем интуитивно, либо является следствием уже установленных закономерностей, которые удалось вывести из текущего бизнеса проектоустроителя или почерпнуть из средств массовой информации, знакомых и т.д.
После того как инициатору проекта становится понятным направление будущей коммерческой деятельности, ему предстоит определиться с масштабом и географией своего бизнеса. Сделав это, он сможет приступить к составлению первого варианта бизнес-плана (бизнес-план для себя), в котором он должен будет рассмотреть движение денежных средств с точки зрения 100% собственного участия в проекте (то есть просчитать инвестиционный проект).
Как правило, рассчитав первичную потребность проекта в финансировании, предприниматель приходит к выводу о том, что собственных средств на подъем проекта не хватает, и требуется предусмотреть в бизнес-плане определенный объем сторонних средств. Форма участия сторонних средств в проекте может быть многоликой. Это партнерство, кредитная схема, лизинговый вариант и т.д. В этот момент в структуре бизнес-плана начинает играть важную роль такой фактор, как сценарность. Сценарность должна быть учтена в бизнес-плане двояко.
С одной стороны, ее необходимо учитывать с точки зрения изменения маркетинговой коньюнктуры на рынке.
С другой стороны, анализ сценариев бизнеса необходим для того, чтобы оценить устойчивость ценовой и иной политики, предусмотренной в бизнес-плане. Также для инициатора проекта не менее важно оценить для себя прибыльность бизнеса в условиях развития бизнес-плана по кредитному, партнерскому, банковскому, лизинговому или какому то иному сценарию.
Достоверно рассчитав
все возможные варианты развития нового
проекта, предприниматель получит максимально
точную финансовую картину и знание того,
как поведут себя показатели финансовой
эффективности бизнес плана в случае проявления
различных рисков и сценариев. В связи
с этим, бизнес – план становится главным
финансовым документом, на основании которого
рождается информационная картина прибыльности
бизнеса.
Бизнес-план представляет собой комплексный план развития предприятия на ближайшие 3—5 лет. Он определяет цели предприятия и его политику в области продукции, маркетинга, производства, управления, финансирования. Этот документ анализирует все проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, и определяет способы их решения. Основные показатели первого года рекомендуется делать в помесячной разбивке, второго - - в поквартальной, и лишь начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями, i
От техпромфинплана бизнес-план отличается тем, что показатели второго не столько точны количественно, сколько содержательны, жизненны, качественно обоснованны.
Существует значительное число разработок по составлению бизнес-плана, но все они похожи и отличаются лишь последовательностью разделов. Вместе с тем структура бизнес-плана зависит от цели и экономической политики предприятия, степени его новизны, характера его развития. Ниже приведена примерная структура бизнес-плана для предприятия, создаваемого вновь основные разделы бизнес-плана:
1. Краткое описание (резюме).
2. Бизнес и его стратегия.
3. Рынок и маркетинговая стратегия.
4. Производство и эксплуатация.
5. Управление и процесс принятия решений.
6. Юридический план.
7. Финансы.
8. Факторы риска.
В современной экономической теории бизнес-план выполняет четыре функции.
Первая функция связана с возможностью его использования Для разработки концепции, стратегии бизнеса. Это жизненно необходимо в период создания предприятия, выработки новых направлений деятельности.
Вторая — функция планирования. Она позволяет оценивать возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы ее развития, выполнение запланированных мероприятий.
Третья функция связана с привлечением денежных средств -как собственных, так и со стороны (ссуд, кредитов). Без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Однако получить кредит не так просто. Банки стараются застраховать себя на случай невозвратности кредита, требуя гарантии, реального залога, необходимости страхования, и в этом предприятию помогает бизнес-план, так как позволяет анализировать уровень профессионализма менеджеров проекта.
Четвертая
функция состоит в привлечении к реализации
планов предпринимателя потенциальных
партнеров, которые смогут вложить собственный
капитал или имеющуюся у них технологию,
патенты или свой управленческий опыт
и деловые связи.
Овладение искусством составления бизнес-плана в условиях российской экономики стало крайне актуальным в силу следующих причин:
• во-первых, в нашей экономике рождается поколение предпринимателей, не имеющих пока опыта управления в условиях рынка;
• во-вторых, меняющиеся экономические условия требуют от опытных руководителей ставить и решать задачи по-новому;
• в-третьих, для привлечения иностранных инвестиций необходимо уметь обосновывать свои заявки и доказывать инвесторам свои способности и возможности.
Бизнес-план представляет собой всестороннее описание бизнеса и среды, в которой он действует, а также системы управления, в которой он нуждается для достижения поставленных целей.