Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 15:08, реферат
Планирование бизнеса обеспечивает немало выгод. Оно, в частности:
- побуждает тщательно изучить перспективы развития бизнеса;
- заставляет точно определить цели бизнеса и пути их достижения;
- позволяет обеспечить четкую координацию всех усилий по достижению поставленных целей;
- определяет ключевые показатели бизнеса, необходимые для последующей оценки и контроля результатов;
- делает предприятие намного более подготовленным к внезапным изменениям рыночной ситуации.
Планирование деятельности способствует решению главной задачи любого бизнеса - достижение максимума прибыли при минимуме затрат - определяя наиболее выгодные источники финансирования и рациональные направления расходования средств, обеспечивая устойчивое положение предприятия на рынке.
Очевидно, что чем крупнее организация, чем сложнее ее финансовая деятельность, тем полнее и обоснованнее должна быть разработка разделов плана, соответственно бизнес-план небольшого предприятия по составу, структуре и объему может быть значительно проще.
Состав и структура бизнес-плана зависят также от размеров предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия, поскольку чем крупнее рынок сбыта, тем большее количество его сегментов необходимо учитывать, а при большом количестве конкурентов требуется изучение наиболее крупных из них, их товаров и услуг, а, следовательно, и усложнение структуры бизнес-плана. Особенно важные для предприятия сегменты рынка или наиболее важные конкуренты для более пристального изучения могут быть вынесены в особый раздел плана.
В настоящее время на рынке России из западных методик наиболее известна разработка UNIDO (Организация объединенных наций по промышленному развитию) для развивающихся стран по подготовке промышленных технико-экономических обоснований и её электронная версия СОМFАR. Кроме того, популярностью пользуются разработки Tacis - программы Европейского Союза, разработанной для стран СНГ (плюс Монголия) по субсидированию приобретений современных технологий; а также некоторые другие. Правительство Российской Федерации утвердило своим постановлением Положение об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации. В качестве приложения к данному положению Правительство предлагает макет бизнес-плана, представляемого претендентом в составе заявки
Можно выделить основу всех вышеперечисленных методик составления бизнес-планов. Такой основой являются следующие разделы:
- финансовый план;
- маркетинг-план;
- система производства.
Указанные разделы связаны между собой организационным планом (конкретной схемой реализации проекта), с соответствующим просчетом рисков и выделением компенсационных мероприятий. Именно эти основополагающие ключевые разделы и заложили фундамент российских стандартов формирования бизнес-планов.
В последнее время на основе указанных методик появились текст-шаблоны для написания бизнес-плана. Такой шаблон в процессе разработки бизнес-плана обрастает откорректированной информацией, расчетами, таблицами и графиками. Таким образом, достигается максимальное упрощение работы над текстовой частью бизнес-плана.
Бизнес-план выступает как средство действенной рекламы для будущих инвесторов, партнеров. Поэтому он должен быть написан деловым языком, понятным финансистам, банкирам, партнерам по бизнесу. Количественная информация, характеризующая разделы бизнес-плана, должна быть четкой, емкой, но в то же время относительно краткой. Объем бизнес-плана зависит от цели (проекта), но главное -- он должен конкретно характеризовать и конечную цель, и все направления деятельности, в результате реализации которых будет обеспечено достижение цели. Как правило, бизнес-план разрабатывается на несколько (3--5) лет, но на первый год он должен быть конкретным плановым документом.
Ключевым разделом, исходя из главной цели бизнес-плана, всегда является финансовый план. Аккумулируя информацию других разделов, финансовый план дает ответ на самый важный вопрос - что нужно вложить и какова отдача, поскольку предпринимательская деятельность есть не что иное, как деятельность на свой страх и риск с целью извлечения выгоды.
3.3. Структура бизнес-плана.
Бизнес-план как документ наделен специфичными, только ему присущими чертами, но при этом о нем нельзя говорить как о документе со строго заданными параметрами. Четкой регламентации структуры бизнес-плана не существует. Однако есть ряд пунктов, которые являются основополагающими и без которых бизнес-план не может играть поставленной перед ним роли: это разделы, освещающие идеи, цели бизнеса, специфику продукта предприятия, определяющие структуру будущего предприятия, его финансовый проект и перспективы развития, предлагающие конкретную стратегию поведения фирмы в реальных рыночных условиях.
Таким образом, при создании собственного дела предприниматель должен составить бизнес-план с желательным рассмотрением следующих пунктов:
1) общая характеристика организации (резюме);
2) характеристика товаров (услуг);
3) рынок сбыта товаров (услуг);
4) конкуренция на рынках сбыта;
5) план маркетинга;
6) план производства;
7) организационный план;
8) риски в деятельности;
9) финансовый план;
10) приложения.
В соответствии с Методическими рекомендациями Минэкономразвития РФ по реформе предприятий от 1 октября 1997г. № 118 бизнес-план проекта, реализуемого в рамках инвестиционной политики предприятия, должен включать следующие разделы:
- вводная часть;
- обзор состояния отрасли (производства), к которой относится предприятие;
- производственный план реализации проекта;
- план маркетинга и сбыта продукции предприятия;
- организационный план реализации проекта;
- финансовый план реализации проекта;
- оценка экономической эффективности затрат, осуществленных в ходе реализации проекта.
С позиций популярных в России пакетов разработки бизнес-планов COMFAR (UNIDO) и Project Expert (UNIDO, Tacis) основными разделами бизнес-плана являются следующие:
1. Краткое описание.
2. Бизнес и его стратегия
3. Рынок и маркетинговая стратегия (план-маркетинг)
4. Производство и эксплуатация
5. Управление и процесс принятия решений
6. Финансы (финансовый план)
7. Факторы риска
При необходимости большей детализации в бизнес-план включаются приложения. Это документы, иллюстрирующие те или иные положения, исходя из которых производится планирование. Количество и состав приложений определяются в зависимости от поставленной цели, предмета бизнеса и других факторов.
Наиболее распространенные документы, входящие в приложения:
- технические данные о продукции;
- анкеты руководящих работников;
- организационная и другие схемы;
- результаты аудиторских проверок;
- мнения консультантов и экспертов.
На титульном листе бизнес-плана следует указать, что приведенная в данном бизнес-плане информация носит конфиденциальный характер и представляет предпринимательскую тайну.
4. Бизнес-план для различных направлений бизнеса.
Бизнес-план обеспечивает анализ возможностей для каждого вида бизнеса в конкретной ситуации и четкое представление, каким образом может быть использован данный потенциал.
В нем оценивается перспективная ситуация как внутри организации, так и вне ее. В условиях акционерной собственности он объективно необходим руководству организации, поскольку именно при помощи бизнес-плана управляющие принимают решение об эмиссии акций и использовании эмиссионного дохода. Бизнес-план используется и при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационной структуры фирмы, в частности, для обоснования уровня централизации управления и ответственности сотрудников. Данный план помогает и координации деятельности партнеров, связанных кооперированием и изготовлением одинаковых и взаимодополняющих продуктов.
Инфраструктура предприятия
Инфраструктура предприятия - это совокупность цехов, участков, хозяйств и служб предприятия, имеющих подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности предприятия в целом.
Различают производственную и социальную инфраструктуры и капитальное строительство, обслуживающее обе сферы.
Производственная инфраструктура предприятия - это совокупность подразделений, которые прямо с выработкой продукции не связаны.
Основное их назначение состоит в техническом обслуживании основных процессов производства. К ним относятся вспомогательные и обслуживающие цехи и хозяйства, занимающиеся перемещением предметов труда, обеспечением производства сырьем, топливом, всеми видами энергии, обслуживанием и ремонтом оборудования и других средств труда, хранением материальных ценностей, сбытом готовой продукции, ее транспортировкой и другими процессами, предназначенными для создания нормальных условий ведения производства.
Социальная инфраструктура - это совокупность подразделений предприятия, обеспечивающих удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия и членов их семей.
Социальная инфраструктура состоит из подразделений общественного питания (столовые, кафе, буфеты), охраны здоровья (больницы, поликлиники, медпункты), детских дошкольных учреждений (сады, ясли), заведений образования (школы, ПТУ, курсы повышения квалификации), жилищно-коммунального хозяйства (собственные жилые дома), заведений бытового обслуживания, организаций отдыха и культуры (библиотеки, клубы, пансионаты, летние лагеря школьников, спортивные комплексы) и т.п.
1.2. Вспомогательное производство предприятия, его задачи и функции
Вспомогательное производство призвано обеспечить бесперебойную и эффективную работу основного производства. Оно включает в себя ремонтное, инструментальное, энергетическое, транспортное, складское и др. хозяйства.
Ремонтное хозяйство - это совокупность производственных подразделений, осуществляющих комплекс мероприятий по надзору за состоянием оборудования, уходу за ним и ремонту.
На крупных предприятиях в состав ремонтного хозяйства входят ремонтно-механический, электроремонтный и ремонтно-строительные цехи и участок по ремонту санитарно-технического оборудования.
На предприятиях ремонт технологического оборудования осуществляется на основе:
1) системы ремонта по результатам технической диагностики (все виды ремонта производятся в зависимости от фактической потребности в ним после объективного контроля технического состояния оборудования);
2) системы планово-предупредительного ремонта (ППР) - совокупность запланированных технических и организационных мероприятий по уходу, надзору и ремонту, направленных на предотвращение преждевременного износа оборудования, аварий, а также на поддержание его в хорошем техническом состоянии. Сюда же относят возможную модернизацию оборудования в процессе ремонта.
Система ППР предусматривает:
- осмотры, при которых выявляется степень
износа отдельных деталей, устраняются
мелкие дефекты (неисправности);
- текущий ремонт - частичная разборка
машины, замена износившихся трущихся
поверхностей, регулировка, сборка, испытание
агрегатов в холостую и под нагрузкой;
- средний ремонт - разборка узлов, замена
и ремонт деталей, износившихся в период
между двумя текущими ремонтами, окраска
оборудования, испытание оборудования
и т.д.;
- капитальный ремонт предполагает полную
разборку оборудования, осмотр всех его
узлов и деталей. При этом выполняется
весь объем среднего ремонта и, кроме того,
ремонт всех узлов и механизмов, фундаментов
и опор, замену футеровки, обмуровки и
изоляции поверхности. Для большинства
видов оборудования капитальный ремонт
сопровождается модернизацией.
Регламентация
ремонтных работ в системе ППР осуществляется
с помощью нескольких нормативов:
1) ремонтный цикл - период времени между
двумя капитальными ремонтами;
2) структура ремонтного цикла - последовательность
разных видов ремонта;
3) межремонтный период - промежуток временит
между двумя смежными ремонтами, независимо
от их вида;
4) категория сложности ремонта - относительный
показатель, показывающий во сколько раз
трудоемкость всех видов ремонта за один
ремонтный цикл выше трудоемкости аналогичного
ремонта станка-эталона.
Информация о работе Понятие бизнес-плана. Основные принципы его разработки