Поддержка малого и среднего предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:48, контрольная работа

Описание работы

1. Поддержка малого и среднего предпринимательства.
2. Бизнес инкубаторы –объект инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства .

Работа содержит 1 файл

Авторская работа на тему.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

    В текущем году положение средних  и мелких  предпринимателей существенным образом ухудшилось. Имеется ряд характерных для российского предпринимательства проблем, усугубляемых последствиями мирового финансового кризиса, среди которых следует особо отметить следующие:

    - нехватка нежилых помещений;

    - высокие налоги,;

    - перечисления во внебюджетные  фонды увеличились почти в  2 раза;

    - рост цен на энергоносители  и сырье;

    - проблема финансирования;

    - квалифицированные кадры;

    - несущественное снижение ставок  по кредитам  и  трудности в их получении;

    - административные барьеры. 

    Поддержка малому бизнесу  должна предусматривать широкий спектр услуг и мероприятий по следующим направлениям:

    - правовое, организационное и аналитическое  обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства;

    - пропаганда предпринимательства  и самоорганизация бизнеса;

    - имущественная поддержка малого  предпринимательства;

    - финансовая поддержка малого  предпринимательства;

    - информирование, консультирование и обучение;

    - расширение деловых возможностей  малого бизнеса;

    - поддержка приоритетных направлений  развития предпринимательства;

    - совершенствование деятельности  инфраструктуры поддержки малого  бизнеса.

Экономические перспективы Ивановской области  и пути ее развития ,  имеющиеся проблемы обусловливают необходимость создание бизнес инкубаторов . 
 

    2.Бизнес  инкубаторы –объект   инфраструктуры  поддержки субъектов  малого предпринимательства  .

Бизнес-инкубатор - структура, которая берет на себя решение организационных и методических задач, необходимых для успешного создания и развития бизнеса, с помощью внутренних ресурсов персонала, а также через сеть внешних контактов учреждения.

      «Инкубация - это уникальное и в высокой степени гибкое сочетание процессов развития бизнеса, инфраструктуры и персонала, предназначенное для создания благоприятных условий для развития и для выращивания новых и малых предприятий, через предоставление им поддержки на ранних этапах развития и становления» (Ассоциация бизнес инкубаторов Великобритании)

        Главная задача бизнес-инкубатора - не столько предоставление помещений в аренду, как это часто  воспринимается , сколько содействие успешному развитию фирм, которые в дальнейшем смогут оставить бизнес-инкубатор и работать без его поддержки. Наибольшую пользу предпринимателям в бизнес-инкубаторах приносят полная концентрация на предпринимательских задачах и снижение расходов на управленческий аппарат.

    По  словам министра экономического развития России                           Э.С. Набиуллиной, бизнес-инкубаторы позволяют значительно повысить выживаемость начинающих компаний с 15% до 85%.

    Предприниматели, работающие в бизнес-инкубаторе, создают  новые рабочие места, развивают  технологии и тем самым укрепляют  региональную экономику. В России в целом и в нашем регионе в частности эта форма поддержки малого бизнеса особенно актуальна из-за специфических условий развития бизнеса (инфляция, несовершенство законодательства , неразумные налоговые и иные обязательные отчисления и т.д.).

    Можно назвать три причины, которые  позволяют судить о возможности и необходимости создания  бизнес инкубаторов  в Ивановской области .

      1.            Проблема высвобождения большого количества площадей  на бывших производствах . Бизнес-инкубаторы можно открывать на свободных площадях заводов и фабрик, на месте бывших складов ,в любых помещениях, которые можно было приспособить для формирования и выхаживания малого бизнеса.

      2.            Наличие инновационной деятельности и предпринимательской активности в университетах и академиях региона . Бизнес-инкубаторы могут выполнять функцию поддержки наукоемкого предпринимательства.

      3.            Открытие инкубаторов будет способствовать созданию привлекательных условий частным инвесторам , а значит будет способствовать  активному развитию  государственного частного партнерства.

      Удобство  инкубаторной схемы для инвестора в том, что они таким образом могут контролировать по ряду параметров своих клиентов, одновременно создавая им условия для работы. Эти инкубаторы оказывают поддержку как фирмам высоких технологий, так и нетехнологическому предпринимательству.

    Чаще  всего бизнес-инкубаторы формируются по смешанной схеме, но по мере их «взросления» тяготеют к специализации. Например, создаются бизнес-инкубаторы только для фирм, производящих программное обеспечение или работающих в области биотехнологии.

    Для создания наилучшей системы условий, касающихся инкубационной среды  и услуг,   в которой будет  обеспечиваться поддержка динамичного  развития начинающих и развивающихся предприятий, бизнес инкубаторам необходимо обладать стратегией инкубации, которая учитывает потребности клиентов, а также цели и задачи инкубатора,  политикой приема и выпуска клиентов. Кроме этого, руководящая инкубатором группа должна иметь предпринимательский опыт, осуществлять доверительные отношения с клиентами, использовать предпринимательский подход и навыки коммуникации. Основой успеха любого инкубатора также является деловое наставничество и постоянный мониторинг и оценка эффективности деятельности инкубатора. Для выхода бизнес-инкубатора на уровень самоокупаемости через 3-5 лет важно обеспечить его специальным программным обеспечением, организовать тренинги для менеджеров бизнес-инкубатора. 

Услуги, оказываемые бизнес-инкубаторами

1. Недорогая аренда площадей для размещения офисов и производств, а также помещений для переговоров, конференций.

2. Производственная инфраструктура с централизованным секретариатом, машинописной службой, телефоном, полиграфией.

3. Информационная поддержка: обеспечение клиентов коммуникационной техникой, Интернетом, доступом к справочно-правовым системам, справочниками, каталогами, необходимым программным продуктам.

4. Оказание бизнес-услуг: юридическое и патентное обслуживание, финансовые, бухгалтерские, маркетинговые, аудиторские услуги.

5. Содействие в получении инвестиций: составление документации, советы по получению государственных гарантий перед банками, государственных и муниципальных субсидий.

6. Содействие в решении производственных задач. Инкубатор договаривается с университетами, НИИ, промышленными предприятиями о научной и методической поддержке, доступе к специализированному оборудованию, результатам произведенных исследований.

7. Реклама: предоставление выставочных площадей, организация участия клиентов в отраслевых выставках, конференциях; разработка фирменного стиля, презентации продуктов.

8. Поддержка в участии в конкурсах, тендерах, получении грантов. Бизнес-инкубатор может и самостоятельно привлекать гранты из специализированных фондов.

9. Учебно-методическая помощь. На базе инкубатора проводятся семинары и краткосрочные обучающие программы для предпринимателей.

10. Вовлечение в бизнес-среду, возможность общения с такими же предпринимателями.

Виды бизнес-инкубаторов

1. Классический (смешанный) бизнес-инкубатор. Предлагает услуги малым компаниям любого профиля: от автосервиса до кондитерской.

2. Часть технопарка (инновационного центра, главная задача которого - развитие новых технологий). Такой инкубатор ориентирован на работу в области высоких технологий, поддерживает инновационные предприятия.

3. Инкубатор для экономического развития. Ориентируется на решение конкретных задач: создание рабочих мест, развитие слабого сектора в экономике региона и пр. Деятельность регулируется местными и региональными органами власти.

4. Инкубатор, ориентированный на социальную адаптацию незащищенных слоев населения. Поддерживает фирмы, в которых работают представители этнических меньшинств, женщины, бывшие военные и т.п. Отдельное место среди подобных проектов занимают молодежные бизнес-инкубаторы, как правило, это совместные проекты вузов и муниципальных органов. 

    Основными показателями эффективности бизнес-инкубатора могут считаться привлеченные инвесторы и объем инвестиций, число «выращенных» предприятий и их прибыльность. Необходимо  обеспечить  баланс между стремлением получить прибыть и вырастить новый бизнес.

    Однако, существуют проблемы, сдерживающие развитие структур поддержки начинающих предпринимателей. Прежде всего, это отсутствие нормативно-правовой базы.

      Бизнес-инкубатор  может быть эффективным самостоятельным  хозяйствующим субъектом, но при  этом:

    •         Площадь бизнес-инкубатора должна быть как показывает опыт других регионов не менее 650 кв.м.

    •         Средства на ремонт площадей при создании бизнес-инкубатора и на его оснащение должны быть безвозвратными. 

    •         Персонал бизнес-инкубатора должен быть подготовлен.

Дальнейшие  вливание бюджетных средств  целесообразно  производить в  форме займа  для вложений в бизнес- проект. В  созданных  частных компаниях нет  доли государства , поскольку  бюджетные ассигнования выделяются  инкубатору , а не самой фирме . Для возврата полученного займа инкубатор должен иметь 5- 6 лет .

    При ориентации на данный вид поддержки  необходимо также продумать вопрос  создания условия для  после инкубационного роста  бизнеса . «Выросшие» в бизнес-инкубаторах компании  могут сталкиваются с проблемой доступа к промышленным площадкам и иным ресурсам .

      Наиболее привлекательной сферой    для создания  бизнес инкубатора экономического развития региона и муниципалитетов  является сфера жилищно-коммунального хозяйства.

 Неэффективная тарифная политика, не совершенство нормативной правовой базы  , высокая степень вмешательства   органов власти  делает не привлекательной данную сферу для бизнеса. Однако решать задачи, которые  ставятся в данной сфере   без   привлечения частного капитала  и новых форм хозяйствования невозможно .

Модернизация  экономики региона возможна   в случае развития высокотехнологичных  отраслей.   Специализированный бизнес инкубатор целесообразно создавать в инновационной сфере .

 В  этих  же сферах существуют большие возможности для межмуниципального и межрегионального  сотрудничества .

    Практическая  поддержка малого бизнеса - задача, в  первую очередь, муниципальных властей. Государство, безусловно, играет значительную роль в создании рамочных условий для развития бизнеса, в т.ч. малого.     

    Однако  задачи государства по отношению  к малому предпринимательству состоят, скорее, в формировании государственной политики, разработке законодательных актов, создании эффективной банковской и кредитной системы. Практическое наполнение понятия «поддержка малого бизнеса» - дело, в первую очередь, муниципальное.

        Бизнес-инкубатор дает возможность решить многие социальные и экономические проблемы муниципалитета - создаются новые рабочие места, как в руководстве самого бизнес-инкубатора, так и на размещаемых в нем фирмах.

          В случае участия муниципалитета в бизнес-инкубаторе в качестве учредителя или партнера, у него появляется возможность реализовывать собственную политику в экономической сфере. Так, путем закрепления профиля инкубатора и процедуры конкурсного отбора предприятий для размещения на его площадях, органы местного самоуправления могут оказывать поддержку организациям, деятельность которых совпадает, например, с планом стратегического развития муниципального образования на определенный период времени, т.е. соответствует приоритетам муниципалитета в экономической сфере. Примером могут служить бизнес-инкубаторы инновационного профиля.

Информация о работе Поддержка малого и среднего предпринимательства