Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 03:00, научная работа
Актуальность выбранной для исследования темы определятся тем, что финансовый результат - это важнейший итоговый показатель всей деятельности предприятия за предшествующий период.
Цель работы – исследование планирования прибыли и рентабельности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть экономическое понятие и содержание «финансовый результат» как основного показателя предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики.
- проанализировать систему формирования финансовых результатов на практическом материале ОАО «Океанрыбфлот».
- определить направления совершенствования источников формирования финансовых результатов.
Объект исследования – показатели прибыли и рентабельности предприятия.
Предмет исследования – планирование на предприятия.
В
экономической литературе планирование
традиционно характеризуется
К ним можно отнести:
- регламентированность (упорядоченный процесс);
- связь с обработкой информации;
- направленность на достижение определенных целей;
- временной характер.
Под планированием мы будем понимать процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. Результатом планирования является план либо совокупность (система) планов. План представляет собой результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем. Планирование выступает в качестве действенного инструмента достижения поставленных целей посредством принятия согласованных мер в меняющейся внешней и внутренней среде Высшая цель планирования состоит в своевременном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.
Финансовый план выступает в качестве инструмента финансового обеспечения всей деятельности предприятия и одновременно характеризует финансовые результаты этой деятельности. Финансовый план разрабатывается по следующим основным направлениям:
-
разработка проектных
- расчет различных видов себестоимости (полной, усеченной, в том числе производственной, прямой и др.); здесь важное значение имеет учет затрат, связанных с маркетинговыми исследованиями, рекламой, основанием рынков;
- проектирование
годовых потоков денежных
- расчеты
по прибыли должны
- определение
необходимых размеров
В последнее время в практику российских компаний активно внедряется и такой вид финансового планирования, как бюджетирование. Основа и смысл данного вида планирования состоит в составлении целой системы взаимосвязанных между собой бюджетов ( рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 - Взаимосвязь различных бюджетов в рамках общего бюджета предприятия
Прогноз продаж — первый шаг в процессе составления бюджета. За ним может быть подготовлен бюджет расходов по продаже (коммерческих расходов). От прогноза продаж также зависит производственный бюджет, на основе которого разрабатывается бюджет закупки/использования материалов, бюджеты трудовых затрат и общепроизводственных расходов.
В
большинстве случаев планы
Прогнозный отчет о прибылях и убытках. На основе подготовленных периодических бюджетов главный менеджер или директор по составлению бюджетов может начать разрабатывать прогноз себестоимости реализованной продукции согласно данным бюджетов использования материалов, трудовых затрат и общепроизводственных расходов. Информация о доходах берется из бюджета продаж. Используя данные об ожидаемых доходах и себестоимости реализованной продукции, и добавив информацию из бюджетов коммерческих, общих и административных расходов, можно подготовить прогнозный отчет о прибылях и убытках.
Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. В процессе планирования прибыли учитываются все факторы, которые могут оказывать влияние на финансовые результаты.
В
условиях стабильных цен и возможности
прогнозирования условий
Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли. При этом особое значение имеет планирование прибыли от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг.
На практике применяются различные методы планирования прибыли. Наиболее распространенным является метод прямого счета.
При прямом счете планируемая прибыль на продукцию, подлежащую реализации в предстоящем периоде, определяется как разница между планируемой выручкой от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок) и полной себестоимостью продукции, реализуемой в предстоящем периоде. Этот метод расчета наиболее эффективен при выпуске небольшого ассортимента продукции.
Метод прямого счета используется при обосновании создания нового или расширения действующего предприятия либо при осуществлении какого-либо проекта. Разновидностью метода прямого счета является метод по ассортиментного планирования прибыли (т.е. определения прибыли по каждой ассортиментной группе). Достоинством метода прямого счета является его простота. Однако его целесообразно использовать при планировании прибыли на краткосрочный период.
Для составления плана прибыли используются и другие методы, например, анализ лимита рентабельности, прогноз рентабельности, анализ перекрытия ликвидности, а также другие аналитические методы.
Анализ лимита рентабельности позволяет оценить взаимосвязь плановой прибыли и эластичности предприятия по отношению к колебаниям величины расходов при обороте капитала. Обычно строится система графиков, показывающих эту зависимость. Расчеты производятся по следующим формулам:
Минимальный
оборот = Постоянные
расходы / (1 - % постоянных
расходов) / 100
или
Минимальный
оборот = Постоянные
расходы / (1 - переменные
расходы) / плановый
оборот капитала
Важное значение имеет разрыв, существующий между минимальным оборотом, необходимым для покрытия расходов, и запланированным оборотом. Прогноз рентабельности вложенного капитала основан на анализе соотношений следующих величин:
Оборотные средства + Капитальные вложения = Вложенный капитал (3.3)
Коэффициент
оборачиваемости
капитала = Оборотные
средства / Вложенный
капитал
Коэффициент
прибыли = Оборот капитала /
Себестоимость
Коэффициент рентабельности = Прибыль / Оборот капитала (3.6)
Рентабельность
капитала = (Оборот капитала /
Вложенный капитал) * (Прибыль /
Оборот капитала) * 100
Анализ перекрытия ликвидности основан на соотношении издержек предприятия, являющихся денежными расходами, и амортизацией. В этом случае определяется, минимальна величина оборота капитала, необходимая для сохранения ликвидности предприятия (рисунок 3.2):
Рисунок.3.2 - Определение точки ликвидности
Аналитический метод планирования прибыли основан на построении многофакторных моделей. Он учитывает влияние различных факторов на результаты деятельности предприятия.
Поиск резервов повышения эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов - одно из важнейших задач любого производства. Выявлять и практически использовать эти резервы можно только с помощью тщательного финансового экономического анализа.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия является неотъемлемой частью финансово-экономического анализа. Основными показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятия является прибыль и рентабельность.
На рынке предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает еще получения прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.
Если
выручка превышает
Анализ прибыли предприятия (финансовых результатов) в работе был произведен на примере конкретного субъекта хозяйствования - ОАО «Океанрыбфлот» (по данным балансовой отчётности за 2010г.), которое является одним из ведущих и крупнейших предприятий г.Петропавловска-Камчатского в сфере производства рыбопродуктов.
На
основании проведенного исследования
можно сделать следующие
В течение 2010г. на предприятии наблюдались следующие основные изменения в составе доходов и расходов:
1) Выручка предприятия уменьшилась. Снижение выручки обусловлено уменьшением основной её составляющей – выручки от реализации рыбопродукции;
2) Удельный вес себестоимости в выручке возрос;
3)
Коммерческие расходы
4)
Положительное сальдо
5) Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, составила в 2010г. – всего 0,75% от валовой выручки.
Проведенный факторный анализ прибыли показал, что за анализируемый период произошло снижение валовой прибыли; снижение выручки от продаж товаров (реализации услуг); снижение удельного веса валовой прибыли в выручке (т.е. рост удельного веса себестоимости реализованных товаров (услуг) в выручке) привело к снижению валовой прибыли, снижение прибыли в большей степени обусловлено снижением удельного веса прибыли в выручке, чем снижением самой выручки.
Рассчитанные показатели рентабельности предприятия подтверждают сделанные выводы о том, что ОАО «Океанрыбфлот» недопустимо увеличивает долю низко рентабельных видов услуг в общей их совокупности.
В данных условиях предприятию рекомендуется (помимо пересмотра расценок на оказываемые виды услуг, если это, конечно, позволяет сделать рыночная ситуация) обратить внимание на состояние расчетов с дебиторами и кредиторами, оборачиваемость материально-производственных запасов, оптимизировать политику закупки сырья и пр.
Необходим тщательный анализ структуры себестоимости продукции на основании подходов управленческого учета (т.е. калькулирование должно осуществляться с привязкой к существующим плановым (стандартным) нормам, с привязкой к центрам ответственности (центрам формирования затрат) и пр.). Такое обследование поможет не только выявить участки и направления, допускающие перерасход средств, но и указать руководству предприятия на «узкие места» производства.