Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:26, реферат
В Советском Союзе существовала четкая структуризация отраслей народного хозяйства и, хотя термины «малый бизнес» и «ремесленничество» не применялись, можно было назвать отрасли, которые содержали предприятия и организации, аналогичные по экономическим параметрам и механизмам управления предприятиям малого бизнеса и ремесленничества. Традиционными отраслями малого бизнеса были бытовое обслуживание населения, местная промышленность, народные промыслы, промкооперация и некоторые другие, которые по другой терминологической линии можно было отнести к отраслям, содержащим в основном ремесленные предприятия.
Введение.
Основная часть:
Анализ состояния организации бытового обслуживания населения.
Концепция развития сферы бытовых услуг и ремесленничества в Российской Федерации на период 2004 - 2009 годы.
Перспективный план развития малых предприятий в сфере бытового обслуживания.
Предложения по поддержке бытового обслуживания населения в Брянской области.
Выводы.
Литература.
«Перспективы
и проблемы развития бытового обслуживания
населения»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Основная часть:
Выводы.
Литература.
ВВЕДЕНИЕ
В Советском Союзе существовала четкая структуризация отраслей народного хозяйства и, хотя термины «малый бизнес» и «ремесленничество» не применялись, можно было назвать отрасли, которые содержали предприятия и организации, аналогичные по экономическим параметрам и механизмам управления предприятиям малого бизнеса и ремесленничества. Традиционными отраслями малого бизнеса были бытовое обслуживание населения, местная промышленность, народные промыслы, промкооперация и некоторые другие, которые по другой терминологической линии можно было отнести к отраслям, содержащим в основном ремесленные предприятия.
Фактически все эти отрасли, за исключением некоторых направлений деятельности промкооперации, в период реформаторства, с 1990 по 1998 год, были разрушены принятыми федеральными законами, постановлениями правительства, новыми структурами управления на местах и вновь избранными руководителями регионов и законодательных собраний, малосведущими в этом деле.
Наиболее сильному разрушению подверглись бытовое обслуживание населения и местная промышленность. Например, указом Президента РСФСР от 28
С учетом того, что служба быта еще в 1987 году перешла на договорные условия работы и фактически превратилась в 137 тыс. мелких производителей услуг, у которых остались централизованными лишь специализированные, заготовительные, ремонтные, метрологические, транспортные и подобные им подразделения, количество предприятий бытового обслуживания к 1996 году уменьшилось до 57 тыс., а если не принимать во внимание «методику досчета» Госкомстата России, то их число стало еще меньше. Сохранилось лишь около 50 тыс. предприятий, причем многие из них только по названию относятся к сфере бытового обслуживания. Объем бытовых услуг в сопоставимых ценах составил в 1996 году всего около 6% от уровня 1990 года.
Проблему бытового обслуживания исследует Кобелев Николай Борисович в своей книге «Организация ремесленной деятельности». Данное издание адресовано широкому кругу читателей, занимающихся ремесленной деятельностью, экономистам, руководителям предприятий, специалистам по организации малого бизнеса, студентам и аспирантам экономических специальностей.
Книга посвящена проблемам ремесленничества в бытовом обслуживании населения, организации ремесленных палат, различным законодательным и нормативным документам Российской Федерации по бытовому обслуживанию.
Суть вопроса заключена в том, что малому бизнесу и предприятиям, которые можно отнести к ремесленным, широко разрекламированным реформаторами в период с 1990 по 1998 год, в это же время был нанесен значительный урон проводимыми реформами, и в первую очередь неумелой приватизацией и коммерциализацией. Существовавшее в Советском Союзе законодательство, подзаконные акты, структуры, традиционные для малого бизнеса и предприятий, которые можно отнести к ремесленным, были бездумно упразднены, и замены им нет до настоящего времени.
Процесс разрушения малого бизнеса и ремесленничества несколько замедлился к 1997 году, когда многие практические работники, экономисты, ряд политических деятелей, значительная часть законодательных собраний субъектов федерации. Государственная Дума поняли пагубность проводимого экономического курса и начали подготовительную работу к формированию законодательства, действительно стимулирующего развитие малого бизнеса и ремесленничества. Законопроект «Об основах бытового обслуживания населения в Российской Федерации» первый законопроект, который позволяет предприятиям бытового обслуживания после почти десятилетнего периода неорганизованности и бесправия восстановить хотя бы частично свои профессиональные институты в рамках негосударственной схемы организации управления, основой которой должны стать ремесленные палаты.
Цель
моего реферата - стабилизация и развитие
деятельности предприятий бытового обслуживания
населения, преодоление кризисного состояния
отрасли, обеспечение насыщения рынка
разнообразными видами бытовых услуг,
и, в первую очередь, социально-приоритетными,
повышения их качества.
ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ
В своем развитии предприятия и предприниматели бытового обслуживания населения сталкиваются с серьезными трудностями и проблемами:
низкий
уровень платежеспособности основной
массы населения.
1.
Анализ состояния организации бытового
обслуживания населения
Бытовое обслуживание населения является главным направлением деятельности по восстановлению ремесленничества в России. И наоборот, восстановление бытового обслуживания непосредственно связано с введением ремесленничества в нашей стране.
Бытовое обслуживание населения до 1991 года существовало как специфическая отрасль народного хозяйства, которая обеспечивала удовлетворение самых насущных потребностей населения в среднем на 70% от рационального норматива. Объем бытовых услуг в России в 1990 году достиг более 5,5 млрд руб., а темп его роста в 1988 - 1990 годах составлял в среднем 15% в год. В отрасли работало около 1,2 млн человек и насчитывалось более 130 тыс. ателье, мастерских и приемных пунктов бытового обслуживания. В сельской местности практически во всех центральных усадьбах существовали комплексные приемные пункты, а в районных центрах и крупных селах действовали дома бытовых услуг со всем комплексом услуг (ремонт холодильников, телевизоров, пошив и ремонт одежды и обуви, химчистка, стирка, парикмахерские услуги, ремонт и строительство жилья и т.п.).
В настоящее время бытовое обслуживание перестало существовать как отрасль. Объем бытовых услуг в 1997 году составил менее 7% от уровня 1990 года, а потребность в них, с учетом существующего уровня доходов населения, удовлетворена в среднем на 40%. Количество ателье, мастерских, приемных пунктов на 1 октября 1996 года (по данным Госкомстата) составило всего 57100 единиц, а в сельской местности - 16170 единиц, т.е. сократилось соответственно в 2,2 и 6 раз по отношению к 1990 году. Более того многие предприятия бытового обслуживания являются таковыми только по отчетности, а занимаются другими видами деятельности. Важнейшие виды услуг (химчистка, стирка и т.п.) практически перестали существовать даже в ряде областных центров. Управление бытовым обслуживанием на федеральном уровне каким-либо государственным органом не осуществляется.
Если ранее бытовыми услугами пользовались практически все население, то сейчас положение изменилось. Лишь 5 - 10% наиболее обеспеченного населения получают все нужные им услуги, а основная масса людей не в состоянии почистить одежду, отремонтировать обувь, телевизор, стиральную машину и т.п. в связи с отсутствием сети бытового обслуживания с доступными ценами. В настоящее время сложились монопольно-высокие цены на бытовые услуги в связи с отсутствием конкуренции из-за ликвидации массовой сети бытового обслуживания и, следовательно, их массового предложения. Например, в Москве часовщик не возьмется почистить обычные часы менее чем за 50 руб., а мастер из металлоремонтной мастерской заменит пряжку на дамской сумочке не менее чем за 100 руб., хотя себестоимость этих работ в 10 - 15 раз ниже. Мастер будет ждать одного или двух богатых клиентов целый день, хотя мог бы за это время обслужить 15 - 20 клиентов по доступным ценам и получить те же деньги. Таким образом, изменилась даже психология обслуживающего персонала в связи с отсутствием массового предложения бытовых услуг по реальным ценам. Лишь в некоторых областных центрах, где администрации удалось сохранить массовую сеть бытового обслуживания и обеспечить контроль над ней, ситуация несколько лучше.
Однако в малых городах, особенно в сельской местности и северных районах, положение катастрофическое. Там служба быта практически отсутствует. О простом человеке - сельском труженике, рабочем добывающей промышленности на северных окраинах нашей страны, т.е. о людях, которые фактически поддерживают нашу развалившуюся промышленность и экономику, - государство совсем забыло. Ранее служба быта села и северных районов дотировалась государством путем перераспределения прибыли, получаемой от бытового обслуживания. В 1990 году она составила около 800 млн руб., или примерно 3 трлн руб. в ценах 1998 года. Теперь же бюджет получает от бытового обслуживания менее 1% этой суммы. Такова цена социальной и финансовой политики государства в сфере бытового обслуживания.
По нашим расчетам, реальная платежеспособная потребность населения в бытовых услугах в 1997 году по отношению к 1990 году снизилась примерно на 30%, а уровень производства услуг по предприятиям всех форм собственности упал на 75 - 80%. Такое положение свидетельствует о том, что предприятия и ремесленники в течение семи лет не могут приспособиться к сложившимся экономическим условиям.
Ссылка на свободу рынка для всех желающих участвовать в нём оказалась явно дилетантской по отношению к сложнейшим и тончайшим механизмам рыночного регулирования. И дело здесь не только в неумелой налоговой политике и инфляции. Главное в том, что полностью разрушена система профессионального регулирования сферы бытовых услуг - от федерального уровня до муниципального. Разрешена существовавшая более 200 лет в России система ремесел, которая в советское время называлась отраслевыми группами бытовых услуг (портные, сапожники, парикмахеры, фотографы, краснодеревщики, часовщики, ремонтники и т.п.). Каждая такая отраслевая группа готовила профессиональные кадры, имела эталонных мастеров-наставников, свои традиции, праздники, свой круг общения. Регулярно 2 - 3 раза в год проводились отраслевые встречи, семинары, совещания в каждом регионе или городе.
Сегодня наша задача заключается, конечно, не в том, чтобы вспоминать былое и сокрушаться по поводу сложившихся обстоятельств. Нам необходимо воссоздать существовавший ранее профессионализм, который не зависит от политических формаций и страстей. Рынок бытовых и других услуг должен иметь чёткую систему регулирования по технологии оказания услуг, оборудованию, профессиональной подготовке, организации обслуживания, культуре, качеству и безопасности.
Складывающаяся система регулирования рынка бытовых услуг не должна подчиняться государству. Нельзя повторять судьбу службы быта России, ведь с ликвидацией государственного учреждения - Минбыта РСФСР - были разрушены почти все профессиональные структуры бытового обслуживания.
Бытовое обслуживание - это профессиональное ремесло, традиции, способ организации быта нашего населения, которые должны быть надежно защищены от любых катаклизмов: политических, экономических, техногенных.
Как и всяких профессионализм, ремесло бытового обслуживания на терпит администрирования и формализма. Оно должно существовать как самоорганизующаяся система, органически вписывающаяся в тело государства.
Государство не должно вмешиваться в экономику, технологию, организацию, управление рынком услуг, за исключением вопросов, связанных с безопасностью потребителя, нанесением ему материального и морального ущерба, защитой окружающей среды и стимулированием предоставления тех или иных услуг в определенном районе.
Вместе с тем правовые основы деятельности независимой от государства службы быта могут быть установлены только федеральным законом.
Каково же существующее правовое поле в отношении бытового обслуживания населения? В Конституции РФ нет ни одного слова о бытовом обслуживании ни в статье 71, определяющей сферы деятельности, которые находятся в ведении Российской Федерации, ни в статье 72, устанавливающей сферы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Видимо, согласно статье 73, те области деятельности, которые не включены в статьи 71 и 72, относятся к ведению субъектов федерации.
Однако в Федеральном законе от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при определении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления (статья 5) о бытовом обслуживании также нет даже упоминания. Лишь в статье 6 к предметам ведения местного самоуправления отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, создание условий для обеспечения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Информация о работе Перспективы и проблемы развития бытового обслуживания населения