Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 23:24, реферат
Бывало ли у вас такое, что вы искали новые идеи для объяснения внешних и внутренних перемен, для адаптации к ним, для выработки стратегии достижения цели, применения эффективного механизма управления и вам все время чего-то недоставало. Кто-то скажет полагаясь на его величество случай что недоставало удачи. А еще версии? Может этот элемент или система или отношение является синергией? Если так, то как узнать о ней побольше научиться ее применять в нашей жизни, бизнесе?
МГТУ им. Н. Э. Баумана
Факультет ИБМ
Кафедра
ИБМ 2
Реферат
По
дисциплине: «Организация и управление
бизнесом наукоемких предприятий» на
тему:
«Основные
источники синергии
в бизнесе»
г. Москва, 2011 г.
Введение
Кто-то скажет полагаясь на его величество случай что недоставало удачи. А еще версии? Может этот элемент или система или отношение является синергией? Если так, то как узнать о ней побольше научиться ее применять в нашей жизни, бизнесе?
Бывало ли у вас такое, что вы искали новые идеи для объяснения внешних и внутренних перемен, для адаптации к ним, для выработки стратегии достижения цели, применения эффективного механизма управления и вам все время чего-то недоставало. Кто-то скажет полагаясь на его величество случай что недоставало удачи. А еще версии? Может этот элемент или система или отношение является синергией? Если так, то как узнать о ней побольше научиться ее применять в нашей жизни, бизнесе?
Слово синергия последнее время стало очень популярным и встречалось и в названии корпораций, банков, журналов, образовательных школ, институтов. Это связано с тем, что три фактора влияют на успешность проекта или компании это человеческие информационные и организационные ресурсы. Последние, наиболее эффективно функционируют тогда, когда самоорганизованы таким образом, что ведут к устойчивому развитию и совершенствованию. В этих условиях цели, устремление и поведение каждого совпадают с организационными. Слово, понятие, категория синергия, стало творцом новой и перспективной науки, которая индуктивно из частных случаев, экспериментов в структурах и флуктуациях в термодинамике вначале описало в теории, а затем создало науку с неограниченными возможностями, как познания, так и практического применения в жизни.
Синергия как основный фактор формирования структур организации бизнеса
Синергия в бизнесе – это польза, полученная от комбинирования двух или более элементов (или бизнесов) таким образом, что продуктивность этой комбинации выше, чем сумма ее отдельных элементов (или бизнесов).
Синергия (греческое) - означает сотрудничество, содружество, совместное действие, а также взаимодействие различных видов энергий в целостном действии, которые вступают в партнерство друг с другом.
Одним из наиболее ярких признаков современной финансово - хозяйственной среды является широкое распространение холдинговых структур организации бизнеса. Объединение компаний в холдинговые структуры характерно как для международной, так и для российской экономики, при этом такие объединенные компании могут иметь отраслевую и национальную специфику и осуществлять межотраслевую и транснациональную деятельность.
Основной целью создания холдингов является эффект синергии. Следует отметить, что научные дискуссии рассматривают проблему синергии преимущественно при обосновании и реализации стратегических решений, связанных со слиянием и поглощением, где реальный эффект существенно зависит от уровня затрат на слияние и поглощение. В значительно меньшей степени исследована проблема синергии для действующих интегрированных структур, функционирование которых априори сопровождается синергетическим потенциалом. Однако степень реализации и соответственно величина синергетического эффекта действующих интегрированных структур определяется не только характером интеграции, но и эффективностью управления. Реальное достижение синергизма есть важная составляющая эффективного стратегического управления интегрированным бизнесом. В экономической литературе синергия определяется (в переводе с греческого – содружество, соучастие) как согласованное, взаимно усиливающиеся действие двух или нескольких подсистем, увеличивающее упорядоченность (уменьшающее энтропию) системы в целом, в результате чего единая система производит больший эффект, нежели все ее подсистемы по отдельности. В бизнесе синергия означает преимущество группы предприятий (компаний) по сравнению с их разрозненной деятельностью.
Источники синергии в бизнесе
В определении синергии заключены две основные идеи:
1. Достижение упорядоченности в системе. Это означает, что синергия является результатом целенаправленного управления.
2.
Синергия – результат
По видам ресурсов, подлежащих интеграции:
• операционная синергия – обусловлена эффектом масштаба и проявляется преимущественно в двух формах увеличении доходов и снижении затрат;
• инвестиционная синергия проявляется в экономии инвестиционных ресурсов и обусловлена широкой инвестиционной мощностью компании и вытекающими из этого последствиями оптимизации инвестиционных возможностей, обеспечивающей реализацию стратегии наращивания стоимости;
• финансовая синергия проявляется в более дешевых источниках и способах финансирования текущей деятельности и роста, при организации холдинга данный вид синергии описывает влияние покупки контроля на инвестиционные (деловые и финансовые) риски объединенной компании;
• управленческая синергия обусловлена экономией управленческих затрат, значительно меньшим количеством неэффективных управленческих решений в силу высокого профессионального уровня менеджмента и спецификации его деятельности;
• информационная синергия порождена использованием общих каналов информации, широкой доступностью этих каналов и их эффективностью, значительно большей возможностью получения достоверной и полной информации о конкурентах, о национальных и региональных фондовых рынках и бизнес инициативах. Помимо этого, синергию можно классифицировать в зависимости от входящих в корпорацию видов бизнеса:
– политическая, заключается в объединении "особых" отношений отдельных бизнесов и переводе данных отношений на более высокий уровень. Использование "особых отношений" корпорации для поддержки отдельных видов бизнеса за пределами их возможностей;
– финансовая, заключается в создании единого бюджета развития и использовании его средств для коренного изменения положения отдельных видов бизнеса;
– маркетинговая, форма создания – стратегический маркетинг для бизнеса, идентификация новых направлений деятельности и новых рынков, помощь при выходе на новые рынки;
– производственная, заключается в идентификации производственных возможностей и организации взаимных поставок для большей загрузки мощностей;
– инновационная, заключается
в идентификации и
– кадровая, заключается в создании команды специалистов с разнообразными способностями и опытом и ротацией кадров между подразделениями корпорации. Позволяет привлекать особо ценных специалистов перспективами карьерного роста и надежностью крупной корпорации. Помимо представленных классификаций, автор считает необходимым выделить синергию:
– внутрикорпоративную (синергия бизнес-единиц и общих сервисных подразделений создается на практике разными путями, традиционно начинается с определения стратегии на уровне топ-менеджмента организации с последующим "каскадированием" этой стратегии на уровень всех операционных и сервисных подразделений. Иным путем создания внутрикорпоративной синергии является построение системы "снизу вверх");
– с внешними организациями (корпорация имеет дополнительные возможности достижения стратегического соответствия за счет разработки долгосрочных планов, определяющих взаимосвязи с советом директоров и внешними партнерами, такими как клиенты, поставщики и партнеры по совместному предприятию. Определяющим синергию с внешними организациями фактором становится уменьшение операционных издержек и установление единых целей во взаимоотношениях со стратегическими партерами).
В зависимости от направления интеграции холдингов можно выделить системную и синергию от переноса компетенции.
Системная синергия может достигаться за счет централизации отдельных бизнеспроцессов или за счет интеграции предприятий по цепочке создания ценности. Интеграция предприятий по цепочке создания ценности приводит к созданию вертикально интегрированных холдингов. Более четкое взаимодействие интегрированных предприятий позволяет, например, улучшить процесс планирования и уменьшить время простоев, что приводит к увеличению загрузки производственных мощностей. Примером могут служить нефтяные компании, которые интегрируют предприятия, занимающиеся добычей нефти, ее переработкой, и сети бензоколонок.
Синергия от переноса компетенции состоит в том, что управляющая компания обладает какой-нибудь уникальной компетенцией, которая способна обеспечить конкурентоспособность на рынке. При включении предприятия в холдинг данная компетенция переносится на вновь приобретенную бизнес единицу.
Следует отметить, что различные виды синергии связаны между собой, что усложняет оценку синергетических эффектов. В целом, все синергетические эффекты можно описать поведением нескольких переменных, обусловливающим рост стоимости бизнеса, и, прежде всего, снижением деловых, финансовых и инвестиционных рисков, сокращением операционных расходов и увеличением прибыли, снижением потребности в инвестициях при доступности широкого спектра источников их финансирования и их относительной дешевизне.
Однако даже синергизм, который четко определен, часто не может быть реализован при действующей в интегрированной бизнесгруппе системе управления, основанной на уникальном сочетании рыночных и иерархических механизмов координации в системе управления группой объединенных компаний. Так, несмотря на кооперацию, дочерние компании часто конкурируют друг с другом; используемые в системе управления методы и механизмы привлечения и распределения финансовых и инвестиционных ресурсов в группе также могут снижать потенциальный синергетический эффект.
К условиям достижения синергетического эффекта можно отнести следующие:
• Постановка четких целей на всех уровнях иерархии.
• Доведение поставленных целей до всех сотрудников.
• Приоритет – планам, нацеленным на создание дополнительной стоимости.
• Сбалансированность краткосрочных выгод и долгосрочных ценностей.
• Постоянный контроль и анализ процесса преобразований.
• Прозрачность, разъяснение сотрудникам политики преобразований.
• Создание и внедрение новых технологий
• Создание и распространение новых продуктов
• Выход на новые рынки
• Укрепление конкурентных позиций на рынке.
В связи с этим система управления интегрированными структурами должна выполнять функцию удовлетворения потребности бизнеса в извлечении преимуществ из взаимосвязи между бизнесами и компаниями объединения как важного специфического фактора создания стоимости. Стоимость, которую могут создать синергетические эффекты, определяется на основе сопоставления внутренних возможностей компании и возможностей бизнес единиц до и после реорганизации.
Количественная оценка синергии предусматривает построение четкого сценария (плана) получения выгод от сделки в прогнозном горизонте планирования (57 лет), который систематизирует допущения о целевых источниках синергии и определяет мероприятия, необходимые для материализации эффектов в "дельту" (прирост) финансовых результатов или стоимости бизнеса. Для таких расчетов, как правило, используют DCF метод, где в денежные потоки по текущему бизнесу добавлены доходы, расходы и инвестиции, возникающие в процессе слияния и интеграции активов. Данный метод оценки эффекта синергии возможен лишь в случае наличия эффективно выстроенной системы стратегического планирования, которая сама по себе является частью внутрикорпоративной синергии.
Представим более подробно процесс создания внутрикорпоративной стратегии. При постановке системы планирования в холдинге важно разработать такую систему, которая бы координировала и концентрировала все подразделения на стратегическую работу. Анализ экономической литературы по стратегическому управлению корпорациями позволил выделить ряд принципов организации системы планирования таким образом, чтобы она целиком и полностью отвечала требованиям эффективной стратегии предприятия: