Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:58, реферат
Для того чтобы оценить риск и принять соответствующее решение, необходимо собрать исходную информацию об объекте — носителе риска. Эта первичная стадия носит название «выявления риска» и включает два основных этапа: сбор информации о структуре объекта и выявление опасностей или инщдентов.
Некоторые из описываемых методов применимы для выявления любых рисков, другие — только для отдельных видов, например промышленных.
Наличие достаточно полной и должным образом структурированной информации о рисках является основой для выработки эффективных мер по управлению ими.
МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ РИСКА
Для того чтобы оценить риск и принять соответствующее решение, необходимо собрать исходную информацию об объекте — носителе риска. Эта первичная стадия носит название «выявления риска» и включает два основных этапа: сбор информации о структуре объекта и выявление опасностей или инщдентов.
Некоторые из описываемых методов применимы для выявления любых рисков, другие — только для отдельных видов, например промышленных.
Наличие достаточно полной и должным образом структурированной информации о рисках является основой для выработки эффективных мер по управлению ими.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ВЫЯВЛЕНИЮ РИСКА
Существует множество методов, каждый из которых помогает получить информацию о характеристиках отдельных рисков, присущих определенному виду деятельности. Поэтому целесообразно использовать комплекс методов, чтобы решить поставленную задачу. Необходимо постоянно следить за эффективностью использования таких методов, чтобы вносить в них усовершенствования, которые могут оказаться полезными в дальнейшем.
Невозможно однозначно указать,
какие методы будут наиболее эффективными
в каждом конкретном случае, но это
достигается легче, если риск-менеджер
является специалистом-практиком в
данной области хозяйственной
Работа по сбору информации и выявлению рисков помогает идентифицировать большинство опасностей, но, как правило, через некоторое время обнаруживаются новые. Это может быть связано с накоплением опыта и статистических данных, а также с внедрением новых технологий и использованием других материалов. Поэтому важной составной частью организации деятельности в данной области является создание специальной программы по контролю и выявлению новых рисков. Такая программа должна планироваться отделом предприятия по управлению риском или риск-менеджером.
Какой бы план ни был выработан, он должен иметь собственный бюджет и экономическое обоснование, чтобы затраты на выявление рисков не превысили ущерб от них.
Одни методы базируются на анализе статистических, финансовых, управленческих и иных отчетных документов предприятия, другие требуют непосредственной инспекции мест расположения источников опасности. Существуют методы, которые больше подходят к послесобытийным, чем к дособытийным ситуациям. Некоторые методы выявления риска строятся на количественном анализе, а другие используют только качественные подходы. Однако все они направлены на одно — выявить и описать существующие в организации риски.
Надо отметить, что поставленная задача является достаточно трудоемкой и требует специальных знаний. Оптимальным в такой ситуации является привлечение для работы независимых фирм или экспертов в области оценки рисков и страхования .
Итак, к основным методам получения исходной информации о производственных объектах следует отнести:
• экспертизу документации
специализированными
Каждый из перечисленных методов способен дать достаточно большое количество информации, которая должна быть надлежащим образом проанализирована и структурирована. Основная цель такой работы — установить взаимосвязи между отдельными данными, содержащимися в различных источниках.
Ряд особенностей имеет выявление финансовых и коммерческих рисков предприятия. Основное значение в данном случае приобретает анализ финансовой документации предприятия. Для этого необходимо готовить специфические опросные листы, а также адаптировать и ряд других методов выявления риска.
ОПРОСНЫЕ ЛИСТЫ
Существуют два типа опросных листов. Универсальный (стандартизованный) опросный лист содержит в себе позиции общего характера и годится для большинства типов производств. Это и преимущество, и недостаток такой формы опроса. Преимущество заключается в том, что предлагается некая универсальная форма, которая охватывает все стороны деятельности предприятия. Однако никакой универсальный вопросник не в состоянии предусмотреть все возможные виды ущерба для конкретной отрасли или предприятия. Специализированные опросные листы разрабатываются обычно для конкретных видов деятельности с учетом их особенностей и детализации отдельных положений.
êМировая практика показывает, что стандартизованные опросные листы чаще всего разрабатываются и используются международными ассоциациями консультантов или страховщиков для унификации статистических данных, которые после этого становятся доступны для всех членов такой ассоциации. В частности, в США широко распространены опросные листы, разрабатываемые Американской ассоциацией менеджеров (American Management Association) и публикуемые с одобрения Общества управления риском и страхованием (Risk and Insurance Management Society). В таком листе обычно содержится более 500 вопросов.
Основные разделы типичного опросного листа приведены на рис. 4.1.
Каждый раздел опросного листа должен включать подробный перечень вопросов, позволяющий составить полное представление о структуре и количественных показателях объекта. На рис. 4.2 представлен один из разделов опросного листа — Перечень имущества, а на рис. 4.3 — опросный лист, применяемый страховыми фирмами для предварительного выявления имущественных рисков.
На рис. 4.2 показан достаточно детализованный раздел стандартного опросного листа. К преимуществам такого способа сбора сведений относится то, что при грамотном составлении вопросов на них может ответить даже служащий, не имеющий достаточного опыта в области выявления рисков. Отдел или подразделение по управлению риском должно обеспечить рассылку таких опросных листов во все подразделения и территориальные единицы предприятия (филиалы, отделения) с дальнейшим их анализом и обработкой. ] Существенным недостатком стандартных опросных листов является то, что они не стимулируют респондентов выявлять характерные для их подразделения особенности рисков, выходящие за рамки поставленных вопросов.
ПЕРЕЧЕНЬ ИМУЩЕСТВА Здание № Место расположения № | |||
1. Механизмы, оборудование, инструменты | |||
а) Наименование единицы |
|||
Ь) Первоначальная стоимость |
|||
с) Текущая стоимость |
|||
d) Стоимость замены на новый |
|||
е) Является ли предметом залога |
|||
f) Ответственное лицо |
|||
2. Мебель, движимое имущество, | |||
а) Наименование единицы |
|||
Ь) Первоначальная стоимость |
|||
с) Текущая стоимость |
|||
d) Стоимость замены на новую единицу |
|||
е) Является ли предметом залога |
|||
f) Ответственное лицо |
|||
3. Усовершенствования и модернизации | |||
а) Описание |
|||
Ь) Дата проведения |
|||
с) Первоначальная стоимость |
|||
d) Стоимость замены на новый |
|||
е) Текущая стоимость |
|||
4. Запасы (сырье, полуфабрикаты, | |||
Цена единицы |
Общ. стоимость | ||
а) Текущие |
|||
Ь) Средние |
|||
с) Максимальные |
|||
d) Минимальные |
|||
5. Имущество других организаций (включая товары, предназначенные для отправки) | |||
а) Имеются ли договорные отношения, предусматривающие вашу вашу ответственность за эти ценности? |
|||
Ь) Имущество концессионеров |
|||
с) Имущество грузоотправителей |
6. Имущество персонала | |
7. Бумажная документация и | |
а) Описание |
|
Ь) Местонахождение |
|
с) Стоимость |
|
d) Стоимость восстановления |
|
е) Наличие дубликатов |
|
8. Выставочные и рекламные материалы | |
9. Предметы залога, попечительства, опеки | |
а) Заложенное имущество |
|
Ь) Юридическая ответственность за сохранность имущества |
|
с) Особо ценное или уникальное оборудование |
|
10. Произведения искусства | |
11. Животные | |
12. Продукты питания | |
13. Арендованное или находящееся в лизинге оборудование | |
а) Какая ответственность за это имущество предусмотрена договорными отношениями? |
|
14. Прошлые данные о стоимости
ремонта или замены | |
15. Возможный ущерб | |
а) От залива имущества |
|
Ь) От землетрясения |
|
с) От пожара или перегрева |
|
d) От переохлаждения |
|
е) От криминальных действий |
|
16. Обеспечение безопасности в помещениях | |
а) Наличие систем безопасности от пожара |
|
Ь) Наличие систем безопасности от залива |
|
с) Наличие систем безопасности от криминальных действий |
Рис.4.2. Один из разделов стандартного опросного листа
№ |
Вопрос |
Да |
Нет |
1 |
Есть ли у вас печатные материалы, описывающие ваш бизнес или продукцию |
||
2 |
Ваша деятельность ограничивается только одним типом производства? |
||
3 |
Вы выпускаете только один тин продукции? |
||
4 |
Являются ли производственные помещения вашей собственностью? |
||
5 |
Арендуете ли вы помещения? |
||
6 |
Сдаете ли вы помещения в аренду? |
||
7 |
Планируете ли вы новое строительство? |
||
8 |
Зафиксирована ли стоимость вашего имущества юридически? |
||
9 |
Имеете ли вы в собственности землю? |
||
10 |
Расположена ли ваша недвижимость в социально нестабильных регионах? |
||
II |
Расположены ли производственные помещения в затопляемых или сейсмически опасных районах? |
||
12 |
Оборудованы ли помещения системами безопасности? |
||
13 |
Имеются ли пожаро- и взрывоопасные производственные процессы (сварочное производство, нефтегазохранилища, сосуды под давлением, системы с высокой кинетической энергией и т.д.)? |
||
14 |
Проводится ли ежегодная инвентаризация оборудования |
||
15 |
Арендуете ли вы механизмы (кроме самодвижущихся) и оборудование? |
||
16 |
Производится ли инвентаризация сырья и готовой продукции? |
||
17 |
Можете ли вы ежемесячно производить инвентаризацию стоимости имущества? |
||
18 |
Покупаете, продаете или храните ли вы товары или оборудование особенно высокой стоимости (золото, радио активные материалы и т.д.)? |
||
19 |
Используется ли на вашем производстве сырье, мате риалы или оборудование, поставка которых занимает длительное время? |
||
20 |
Занимаетесь ли вы экспортом или импортом продукции? |
||
21 |
Покупаете или продаете ли вы товары, подлежащие вод ной транспортировке? |
||
22 |
Покупаете или продаете ли вы товары, подлежащие воз душной транспортировке? |
||
23 |
Имеете ли вы дело с легкопортящимися или имеющими ограниченный срок годности материалами? |
||
Рис. 4.3. Опросный лист для выявления имущественных рисков
4.3. СТРУКТУРНЫЕ ДИАГРАММЫ
Метод структурных диаграмм предназначен для анализа особенностей структуры предприятия и вытекающих из этого рисков. Данные, полученные таким путем, полезны для оценки прежде всего внутренних предпринимательских рисков, связанных с качеством менеджмента, организацией сбыта и рекламы и т.д., а также коммерческих рисков.
Рассмотрим гипотетическую фирму, состоящую из головной компании (ГК) и трех дочерних (Kl, К2 и КЗ), каждая их которых занимается производством некоторого ассортимента продукции.
Рис. 4.4. Структура производственной фирмы
Структурная диаграмма такой фирмы изображена на рис. 4.4. В функции головной компании входит производство сырья и закупки комплектующих, заключение контрактов, организация финансирования, проведение маркетинговой политики и общая координация деятельности компаний. Общее руководство осуществляет генеральный директор, ему подчинены менеджеры по маркетингу, исследовательским и проектным работам, производству, финансам, а также бухгалтерия и секретариат.
На следующем уровне находятся дочерние компании, каждая из которых имеет свою организационную структуру. В качестве примера приведем структурную диаграмму дочерней компании К1 (рис. 4.5). Она во многом аналогична диаграмме для всей фирмы, но относится только к одному ее подразделению. Компанию возглавляет директор, которому подчинены менеджеры и управляющие отделениями.
Рис. 4.5. Структура дочерней компании
Структурные диаграммы позволяют определить несколько форм возможного внутреннего риска: дублирование, зависимость и концентрацию. Например, из диаграмм, приведенных на рис. 4.4 и 4.5, можно сделать вывод, что отделы исследования и проектирования предусмотрены в каждом из четырех подразделений фирмы. Проектные работы, которые проводятся в этих отделах, могут создавать определенные риски как в настоящем, так и в будущем. Поэтому риск-менеджер должен убедиться в том, что у него есть возможности контроля за всеми отделами.
Из этих же структурных диаграмм видно, что отделы продаж также присутствуют во всех подразделениях фирмы. Риск- менеджер должен убедиться в том, что все менеджеры по продажам ознакомлены с требованиями, предусматривающими ответственность за качество продукции, и с условиями страхования ответственности, если таковое осуществляется. Очень важно иметь хорошо налаженные связи со всеми подразделениями, а структурная диаграмма позволяет определить отсутствие или недостаточность таких связей.