Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:59, контрольная работа
В самом общем случае план - это образ чего-либо, модель желаемого будущего или система мер, направленная на достижение поставленных целей и задач. Бизнес-план, как один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой:
- рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы;
- развернутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов;
Вариант 8.
8. Методология разработки бизнес-планов
В самом общем случае
план - это образ чего-либо, модель
желаемого будущего или система
мер, направленная на достижение поставленных
целей и задач. Бизнес-план, как
один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет
собой:
- рабочий инструмент предпринимателя
для организации своей работы;
- развернутую программу (рационально
организованных мер, действий) осуществления
бизнес-проекта, предусматривающую оценку
расходов и доходов;
- документ, характеризующий основные
стороны деятельности и развития предприятия;
- результат исследования и обоснования
конкретного направления деятельности
фирмы на определенном рынке;
- функции и принципы бизнес-планирования.
Итак, бизнес-план — план, программа осуществления
бизнес-операций, действий фирмы, содержащая
сведения о фирме, товаре, его производстве,
рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности
Бизнес-план служит двум основным целям:
Рис. 1. Назначение бизнес-плана и его основные элементы
6 5
1
2 3
6
Бизнес-планирование, как
необходимый элемент управления
выполняет в системе
- инициирование - активизация, стимулирование
и мотивация намечаемых действий, проектов
и сделок;
- прогнозирование - предвидение и обоснование
желаемого состояния фирмы в процессе
анализа и учета совокупности факторов;
- оптимизация - обеспечение выбора допустимого
и наилучшего варианта развития предприятия
в конкретной социально-экономической
среде;
- координация и интеграция - учет взаимосвязи
и взаимозависимости всех структурных
подразделений компании с ориентацией
их на единый общий результат;
- безопасность управления - обеспечение
информацией о возможных рисках для своевременного
принятия мер по уменьшению или предотвращению
отрицательных последствий;
- упорядочение - создание единого общего
порядка для успешной работы и ответственности;
- контроль - возможность оперативного
отслеживания выполнения плана, выявления
ошибок и возможной его корректировки;
- воспитание и обучение - благоприятное
воздействие образцов рационально спланированных
действий на поведение работников и возможность
обучения их, в том числе и на ошибках;
- документирование - представление действий
в документальной форме, что может быть
доказательством успешных или ошибочных
действий менеджеров фирмы.
При разработке бизнес-плана эксперты
будут исходить из следующих предпосылок
внутрифирменного планирования:
Таблица 1. Основные принципы внутрифирменного планирования
№ п/п |
Принципы планирования |
Содержание |
1 |
Необходимость |
1. Обязательное применение
планов в любой сфере 2. Прежде чем действовать, каждый должен знать, что хочет и может. |
2 |
Непрерывность |
Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно путем: а) последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов; б) скользящего планирования - по истечении части планового периода составляется обновленный план, в котором увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в связи с появлением непредусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации фирмы. |
3 |
Эластичность и гибкость |
Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем: а) введения плановых резервов по основным показателям; б) применения эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных; в) использования оперативных планов для учета возникающих изменений среды; г) использования альтернативных планов. |
4 |
Единство и полнота (системность) |
Системность достигается тремя основными способами: 1. Наличием общей (единой)
экономической цели и 2. Все сопряженные
частичные планы структурных
единиц фирмы и сфер 3. Включения в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений. |
5 |
Точность и детализация |
1. Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели. 2. По мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно может уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы. |
6 |
Экономичность |
1. Расходы на планирование
должны соизмеряться с 2. Вклад планирования
в эффективность определяется у |
7 |
Оптимальность |
1. На всех этапах
планирования должен 2. Выражается в максимизации
прибыли и других |
8 |
Связь уровней управления |
Достигается тремя способами: а) детализацией планов «сверху-вниз»; б) укрупнением планов «снизу-вверх»; в) частичным делегированием полномочий. |
9 |
Участие |
1. Активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения. 2. «Планирование для
себя» психологически и |
10 |
Х олизм (сочетание координации и интеграции) |
Чем больше структурных единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее (эффективнее) планировать в них одновременно и во взаимозависимости. Планирование на каждом структурном уровне предприятия независимо не может быть эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях. |
Изложенные выше принципы планирования тесно связаны
между собой и, в конечном счете, ориентированы
на всестороннее обоснование плановых
показателей и достижение наилучших финансовых
результатов деятельности предприятия.
Они определяют содержание и ориентацию
плановой работы на всех стадиях обоснования
проекта и его последовательной реализации.
Кроме перечисленных базовых принципов,
в процессе планирования будут учтены
общеэкономические принципы научности,
приоритетности, динамичности, директивности,
эффективности, комплектности и др.
Разработчики, в процессе бизнес-планирования,
ставят перед собой целью дать правильную
оценку:
- круга потенциальных потребителей продукции;
- конкурентоспособности выпускаемых
изделий на рынке в своем сегменте качества;
- возможности и необходимости выпуска
продукции в заявленных объемах;
- достаточности капитала у инициатора
бизнес-идеи.
Бизнес-план может иметь различную структуру разделов и порядок изложения, это зависит от сути проекта и ключевых вопросов, подлежащих исследованию. Тем не менее, существует наиболее распространенная структура документа, которую и предлагается взять за основу бизнес-плана при его разработке.
Типовая структура бизнес-плана содержит следующие разделы:
Резюме содержит краткое изложение сути проекта и представление ключевых фактов и показателей.
Информация об инициаторе и предпосылках проекта включает данные о компании, ее финансовом состоянии, компетенциях и истории работы на рынке.
Представление проекта (продукта) – описание того, что планируется сделать, какими характеристиками будет обладать продукция или объект, что уже сделано.
Маркетинговый анализ может охватывать несколько разделов бизнес-плана, посвященных рынку и организации продаж, или быть полностью представленным в одном разделе.
Технологии и операционный план включают все операционные аспекты проекта: технологические решения, оборудование, материалы, организацию производства, правовые вопросы.
Бюджет и финансовый анализ – обоснование структуры доходов и затрат проекта, прогнозный бюджет и анализ экономической эффективности.
Анализ рисков включает описание наиболее существенных рисков проекта и анализ их возможного влияния на результат.
Представленные ниже материалы по каждому из разделов бизнес-плана это не только информация о рекомендуемом содержании документа, но и подробная инструкция для аналитика, изучающего перспективы проекта. Рекомендуется следовать этим рекомендациям как при оценке самого проекта, так и при подготовке материалов для потенциальных инвесторов.
Рассмотрим каждый из разделов подробней.
Резюме бизнес-плана представляет главные выводы, сделанные по результатам изучения проекта, и должно содержать следующие его основные характеристики. Обычно, это 1-2 страницы, содержащие следующие данные:
1. Инициатор проекта. Возможно, его очень краткое описание.
2. Краткое (1-2 абзаца) описание сути предлагаемого инвестиционного проекта.
3. Ключевые предпосылки и/или конкурентные преимущества, позволяющие ожидать, что проект будет успешным. Это описание также надо уместить в 1-2 абзаца.
4. Объем инвестиций в проект, возможно – с указанием основных направлений вложения средств.
5. Источники финансирования. Сумма собственного капитала компании, сумма запрашиваемого кредита и его срок, запрашиваемая государственная поддержка и форма поддержки.
6. Основные технико-экономические и финансовые показатели проекта. Обычно, перечень этих показателей включает часть или все пункты из следующего списка:
a. плановый физический объем производства;
б. плановый годовой оборот;
в. плановая годовая прибыль;
г. срок окупаемости проекта.
При составлении резюме надо исходить из того, что с одной стороны,
инвестор должен увидеть в этом разделе
все ключевые данные, которые он обычно
использует для принятия решения, а с другой
стороны, изучение этого раздела не должно
занимать много времени (желательно, чтобы
всё содержание резюме можно было прочитать
за 1 минуту). В этом случае, резюме проекта
станет хорошим инструментом для привлечения
внимания инвестора и начала работы.
Инициатор проекта
Этот раздел должен раскрывать информацию об инициаторе проекта с точки зрения его надежности как заемщика (если в проекте предполагается банковское финансирование) и способности реализовать проект успешно и в соответствии с заявленными планами.
В разделе должны быть представлены:
1. Точное наименование
инициатора проекта и юридическ
В зависимости от целей бизнес-плана, может потребоваться раскрыть географическое местоположение инициатора, структуру его акционерного капитала, список ключевых руководителей. Если в проекте участвует несколько компаний или физических лиц, то требуется указать их, определив их роли и порядок их взаимодействия в ходе реализации проекта, при этом обязательно показать кто именно является получателем кредита или средств инвестора.
2. Подтверждение наличия опыта работы
Желательно кратко изложить историю развития компании, дать описание характера и направлений ее деятельности.
3. Финансовые характеристики компании
Необходимо представить ключевую финансовую информацию по Инициатору проекта и/или группе компаний, в которую он входит (выручка, валовая рентабельность, чистая рентабельность, чистая прибыль, совокупные активы, соотношение собственного и заемного капитала и т.п.) в динамике за последние несколько лет.
Можно сделать это в форме агрегированного отчета о прибылях и убытках и баланса. Желательно, чтобы эта информация сопровождалась наличием приложений к бизнес-плану, содержащих полную финансовую отчетность (в виде стандартных форм бухгалтерской отчетности или в виде форм управленческой отчетности).
4. Иная существенная информация
Если проект относится к сфере, в которой требуется наличие лицензий, сертификатов или членство в саморегулируемых организациях, следует указать данные о наличии соответствующих документов.
Если инициатор проекта принадлежит к группе компаний, желательно представить в графическом виде организационную структуру группы или ее фрагмент, включив в нее других участников проекта, если они также входят в группу, и указать доли участия в уставном капитале или иные отношения, связывающие членов группы.
Если проект существенно зависит от личных профессиональных качеств отдельных исполнителей, надо представить этих исполнителей и дать информацию, позволяющую судить об их способности реализовать проект.
Информация этого раздела может (а иногда – должна) подкрепляться приложениями, которые содержат подтверждение фактам, упомянутым в разделе:
- копии уставных документов;
- копии лицензий и сертификатов;
- копии финансовой отчетности;
- копии отзывов и рекомендаций;
- копии заключений аудиторов и оценщиков и др.