Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:36, курсовая работа
Разработка стратегии начинается с проведения анализа внешней и внутренней среды. Отправной точкой для подобного анализа служит SWOT-анализ, один из самых распространенных видов анализа в стратегическом управлении. SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет сравнения внутренних сил и слабостей своей компании с возможностями, которые дает им рынок.
Таблица 3. Общая форма SWOT-анализа
Внутренняя среда |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
| |
Внешняя среда |
Возможности |
Угрозы |
|
|
Что нужно сделать:
В результате формулирования SWOT-анализа в общей форме мы получим проранжированный список сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз внешней среды. После этого можно перейти к следующему шагу.
Раскрытие матрицы SWOT-анализа заключается в построении взаимосвязей между сильными и слабыми сторонами и возможностями и угрозами.
Это достигается благодаря
использованию следующей
Работа над данной матрицей осуществляется итерациями.
Таблица 4. Развёрнутая форма SWOT-анализа
Список сильных сторон:
|
Список слабых сторон:
| |
Список возможностей:
|
|
Каким образом можно использовать возможности внешней среды для снижения негативного влияния слабых сторон на развитие предприятия? |
Список угроз:
|
Каким образом можно использовать сильную сторону для снижения негативного влияния проявления угроз на развитие предприятия? |
(Не заполняется) |
Используя обозначенные в квадрантах вопросы, можно сформулировать список мер. При формулировании мер можно использовать несколько сильных и слабых сторон с одной возможностью или угрозой и наоборот. По результатам построения данной матрицы можно перейти к следующему шагу.
Для определения основных направлений развития бизнеса необходимо, используя полученные данные SWOT-анализа (общая форма и развёрнутая форма):
Для составления общего структурированного списка необходимо собрать воедино все матрицы SWOT-анализа по всем продуктам, конкурентам и рынкам, если таковые проводились.
В качестве критериев могут выступать:
Для точности ранжирования рекомендуется использовать веса каждого критерия.
! |
Правила оценки мер:
|
Для удобства определения интегрированной оценки каждого мероприятия предлагается использовать следующую таблицу.
Таблица 5. Форма для ранжирования мер по их значимости
Список мер по SWOT-анализу |
Критерии оценки |
Общая оценка | ||
Критерий 1 |
Критерий 2 |
… | ||
Вес критерия1 |
0,3 |
0,2 |
0,5 |
1 |
Предприятия |
||||
Рынка 1 |
||||
Продукта 1 |
||||
Конкурента 1 |
||||
Конкурента 2 |
||||
Продукта 1 |
||||
Конкурента 1 |
||||
Конкурента 2 |
||||
Рынка 2 |
||||
… |
||||
И т.д. |
В столбец общая оценка записывается сумма произведений каждого критерия на его вес. В результате мы получаем мероприятия проранжированные по набору критериев, что позволяет точно выявить основные направления развития бизнеса. Это является основанием для формирования плана реализации выбранных мероприятий (стратегии). Для этого выбранные мероприятия необходимо расставить по времени их осуществления, а также определить ответственного за его осуществление, и определить срок реализации.
! |
Данная часть предназначена для специалистов в области стратегического управления и может быть пропущена читателями, не ставящими себе цель - досконально разбираться в SWOT-анализе. |
SWOT-анализ в своей общей и развёрнутой форме содержит основной недостаток:
SWOT-анализ принадлежит
к группе так называемых
Кроме названного недостатка, имеются и другие. Они заключаются в том, что SWOT-анализ не даёт ответа на следующие вопросы:
Эти недостатки приводят
к слабому использованию данног
Суть данного анализа заключается в том, что проводится анализ последствий не выполнения намеченных заявлений, указанных в сильных и слабых сторонах, возможностях и угрозах.
Сами шаги и технология остаются прежними…
Но меняются вопросы, которые необходимо задать при формулировании мероприятий на пересечении сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами.
Таблица 6. Развёрнутая форма АНТИ-SWOT
Список сильных сторон:
|
Список слабых сторон:
| |
Список возможностей:
|
|
|
Список угроз:
|
|
|
В целом получается список мер, при осуществлении которых будет невозможно реализовать стратегию (антимеры).
Для примера приводится следующий список антимер:
Проведение АНТИ-SWOTа позволяет сформировать план кризисных мер, которые могут возникнуть при реализации стратегии.
При проведении SWOT-анализа всегда появляется вопрос о том насколько «сильны сильные стороны» и «слабы слабые стороны».
Для оценки насколько «сильная сторона сильна» и «слабая слаба» предлагается применять следующие два показателя:
Сильные и слабые стороны проявляются именно в конкурентоспособности, поэтому рекомендуется действовать в такой последовательности: