Механизм проведения санации и банкротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы раскрыть понятие несостоятельности (банкротства) организации, проанализировать механизм санации, как способа восстановления деятельности предприятия и механизм банкротства организации с ликвидацией должника.
При выполнении работы использованы методы: табличный, абстрактно-логический, сравнения и другие.
В процессе работы были изучены теоретические материалы: по условиям, критериям и причинам банкротства, по критериям необходимости санации и мерам по восстановлению платёжеспособности предприятия, так же методические основы определения вероятности банкротства субъектов хозяйствования и процедура признания организации банкротом с последующей ликвидацией должника.

Работа содержит 1 файл

оформление курсовой (1).doc

— 800.50 Кб (Скачать)

3. Органы управления  должника не вправе принимать  решения о: его реорганизации  и ликвидации; создании юридических  лиц или об участии в иных  юридических лицах; создании филиалов  и представительств; выплате дивидендов; размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг; выходе из состава участников должника — юридического лица; приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.

4. Хозяйственный суд  вправе отстранить руководителя  должника от должности, в случае  если тот не принимает необходимых мер к сохранению имущества должника, чинит препятствия работе временного управляющего, допускает иные нарушения требований законодательства. В этом случае исполнение обязанностей руководителя должника возлагается на временного управляющего.

5. С момента введения  наблюдения арест имущества и  иные ограничения должника по  распоряжению принадлежащим ему  имуществом могут быть наложены  исключительно в рамках процесса  о банкротстве.

Временный управляющий  назначается хозяйственным судом  из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при их отсутствии — из числа лиц, зарегистрированных в хозяйственном суде в качестве хозяйственных управляющих, и действует либо до введения внешнего управления и назначения внешнего управляющего, либо до признания должника банкротом и принятия решения об открытии конкурсного производства и назначении конкурсного управляющего, либо до утверждения мирового соглашения, либо до принятия решения об отказе в признании должника банкротом.

Временный управляющий имеет право:

  • предъявлять в хозяйственный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных Законом;
  • обращаться в хозяйственный суд с ходатайством принять дополнительные меры к обеспечению сохранности имущества должника;
  • обращаться в хозяйственный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;
  • получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника.

Временный управляющий обязан:

  • принимать меры к обеспечению сохранности имущества должника;
  • анализировать финансовое состояние должника;
  • определять наличие признаков фиктивного и/или преднамеренного банкротства должника;
  • устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований,
  • уведомлять кредиторов о возбуждении дела о банкротстве;
  • созвать первое собрание кредиторов.

По окончании наблюдения временный управляющий представляет в хозяйственный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности/невозможности восстановления его платежеспособности.

Окончание наблюдения

1. Хозяйственный суд на основании решения первого собрания кредиторов, если иное не вытекает из существа дела, принимает решение признать должника банкротом и открыть конкурсное производство, или выносит определение о введении внешнего управления, или утверждает мировое соглашение.

2. Если первое собрание  кредиторов не приняло решения  о введении внешнего управления или о заключении мирового соглашения либо ни одно из таких решений не представлено в хозяйственный суд в установленный срок, то хозяйственный суд, убедившись в наличии признаков банкротства, принимает решение об этом и соответственно об открытии конкурсного производства.

3. Даже если первое  собрание кредиторов приняло  решение обратиться с ходатайством  о признании должника банкротом  и об открытии конкурсного  производства либо если ни  одно решение собрания не представлено  в хозяйственный суд, то последний вправе вынести определение о введении внешнего управления в случаях: когда имеются основания полагать, что решение собрания принято в ущерб большинству кредиторов и установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника; когда после проведения собрания появились обстоятельства, дающие основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена; в иных случаях, предусмотренных Законом.

4. Наблюдение прекращается  с момента признания хозяйственным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения. Временный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до момента назначения внешнего управляющего или конкурсного управляющего.

Решение хозяйственного суда о признании должника банкротом означает решение открыть в отношении данного должника конкурсное производство. Срок конкурсного производства, как правило, не превышает 1 года. Впрочем, хозяйственный суд вправе продлить его на 6 и больше месяцев.

С момента принятия хозяйственным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

  • • срок исполнения всех денежных обязательств, а также отсроченных обязательных платежей должника считается наступившим;
  • • прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;
  • • сведения о финансовом состоянии должника перестают относиться к сведениям, носящим конфиденциальный характер либо являющимся коммерческой тайной;
  • • снимаются ранее наложенные на имущество должника аресты и иные ограничения на распоряжение указанным имуществом. Наложение новых арестов на данное имущество и введение иных ограничений в этой части не допускается;
  • • все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.

С этого момента органы управления должника отстраняются от управления и распоряжения имуществом (если они не были отстранены ранее).

Конкурсный управляющий  — лицо, назначаемое хозяйственным судом для проведения конкурсного производства и выполнения связанных с этим иных полномочий. По ходатайству конкурсного управляющего, если оно одобрено собранием или комитетом кредиторов, хозяйственный суд может назначить несколько таких управляющих.

Конкурсный управляющий действует до завершения конкурсного производства.

С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе по распоряжению его имуществом.

Если решение о признании  должника банкротом принято по окончании наблюдения, то с момента назначения конкурсного управляющего полномочия органов управления должника прекращаются. Последние в течение 3 дней с момента назначения конкурсного управляющего передают ему бухгалтерскую и иную документацию, печати и штампы, материальные и иные ценности должника.

Конкурсный управляющий, в частности:

  • принимает имущество должника, проводит его инвентаризацию и оценку (привлекая оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иное не установлено собранием или комитетом кредиторов) и принимает меры к обеспечению его сохранности;
  • анализирует финансовое состояние должника;
  • предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о взыскании;
  • уведомляет работников должника о предстоящем увольнении;
  • заявляет возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов;
  • отказывается от исполнения договоров должника;
  • принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
  • передает на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению.

Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного  производства и выявленное после  его начала, составляет конкурсную массу. Из имущества, составляющего конкурсную массу, исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, а также иное имущество, предусмотренное Законом.

Конкурсный управляющий  обязан использовать в своей деятельности только 1 счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника). Другие счета должника подлежат закрытию по мере их обнаружения. Остатки средств с них должны быть перечислены на основной счет должника. На этот счет зачисляются и деньги, поступающие в ходе конкурсного производства.

С основного счета  должника ведутся выплаты кредиторам и оплачиваются расходы в следующей  очередности.

1. Вне очереди покрываются  судебные расходы, расходы, связанные  с выплатой вознаграждения хозяйственным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.

2. Требования кредиторов  удовлетворяются в такой очередности:„

  • 1-я очередь — требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;
  • 2-я очередь — оплата труда и выплата выходных пособий лицам, работающим по трудовым договорам (контрактам), выплата вознаграждений по авторским договорам;
  • 3-я очередь — требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;
  • 4-я очередь — обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • 5-я очередь — требования других кредиторов. С данного счета:
  • выплачивается вознаграждение конкурсному управляющему;
  • оплачиваются текущие коммунальные и эксплуатационные платежи;
  • оплачиваются публикации-сообщения о признании должника банкротом, а также уведомление кредиторов должника;
  • производятся иные расходы на ведение конкурсного производства.

Конкурсный управляющий  в любое время представляет собранию и комитету кредиторов по их требованию отчет об использовании средств  должника.

Хозяйственный суд, рассмотрев отчет конкурсного управляющего о результатах проделанной работы, выносит определение о завершении конкурсного производства. Конкурсный управляющий в течение 10 дней с момента вынесения указанного определения должен представить его в орган государственной регистрации юридических лиц. Данное определение является основанием для внесения в государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С момента, когда такая запись сделана, полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник — ликвидированным.

Также существуют другие методы реорганизации предприятий, такие как, слияние и присоединение.

Слияние двух или более юридических лиц представляет собой такой процесс взаимоотношений между ними, в результате которого права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. Это будет означать появление нового предприятия вместо двух или более ранее зарегистрированных и лицензированных, лицензии которых в ходе слияния аннулируются. Новая организация должна пройти государственную регистрацию и лицензирование.

В отличие от этого присоединение одного или нескольких юридических лиц (присоединяемого, присоединяемых) к другому юридическому (присоединяющему) означает: с правовой точки зрения – переход прав и обязанностей первого (первых) к этому другому юридическому лицу; аннулирование лицензии присоединяемого предприятия и его ликвидация как самостоятельного юридического лица и одновременно сохранение присоединившего предприятия с его перерегистрацией ( в его устав вносятся необходимые изменения и дополнения) и оформлением ему новой лицензии или сохранением прежней лицензии.

3.3 Актуальные проблемы и перспективы  из практики ликвидации предприятий

 

Решение об отзыве или  аннулировании лицензии — лишь начало ликвидации предприятия. В Республике Беларусь превосходно освоена техника лишения предприятий лицензий, однако все, что должно следовать вслед за этим,  либо вовсе не следует, либо ведется настолько медленно, что ликвидация каждой организации, если указанный процесс вообще удается довести до конца, занимает много лет и сопряжена с большими издержками.

Начало ликвидационных процедур затягивается по многим причинам:

  • отсутствие у кредиторов заинтересованности подавать в хозяйственный суд иски о несостоятельности организаций, а у самих участников организаций — желания заниматься ликвидацией;
  • отсутствие у судебных органов практики ведения подобных дел при общей их перегруженности;
  • затягивание судебных процедур в связи с отсутствием четких методик определения несостоятельности организаций;
  • отсутствие средств для поддержания функционирования предприятия с момента отзыва лицензии до создания ликвидационной комиссии.

По-прежнему остро стоит  проблема с документацией. Она зачастую отсутствует полностью или частично, а то, что удается обнаружить, находится в бессистемном виде. Затрудняет обработку имеющейся информации и отсутствие в организации на начало работы ликвидационной комиссии (ликвидатора, конкурсного управляющего) программы «операционный день» на электронных носителях. При подобном положении дел восстановить более или менее ясную картину работы предприятия практически невозможно.

Немало проблем преподносят  ликвидаторам правоохранительные органы, на общение с которыми уходит много  времени (подборка документов по запросам органов, подчас не имеющих никакого отношения ни к конкурсному производству, ни к самому данному банку, и др.).

Информация о работе Механизм проведения санации и банкротства