Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:53, курсовая работа
Цель работы раскрыть понятие несостоятельности (банкротства) организации, проанализировать механизм санации, как способа восстановления деятельности предприятия и механизм банкротства организации с ликвидацией должника.
При выполнении работы использованы методы: табличный, абстрактно-логический, сравнения и другие.
В процессе работы были изучены теоретические материалы: по условиям, критериям и причинам банкротства, по критериям необходимости санации и мерам по восстановлению платёжеспособности предприятия, так же методические основы определения вероятности банкротства субъектов хозяйствования и процедура признания организации банкротом с последующей ликвидацией должника.
Учитывая многообразие показателей финансовой устойчивости, различие в уровне их критических оценок и возникающие в связи с этим сложности в оценке риска банкротства, многие отечественные и зарубежные экономисты рекомендуют производить интегральную балльную оценку финансовой устойчивости. Сущность этой методики заключается в классификации предприятий по степени риска исходя из фактического уровня показателей финансовой устойчивости и рейтинга каждого показателя, выраженного в баллах. В частности, в работе Л.В. Донцовой и Н.А Никифоровой предложена следующая система показателей и их рейтинговая оценка, выраженная в баллах [2].
I класс — предприятия с хорошим
запасом финансовой
II класс — предприятия, демонстрирующие некоторую степень риска по задолженности, но еще не рассматриваются как рискованные;
III класс — проблемные
IV класс — предприятия с высоким риском банкротства даже после принятия мер по финансовому оздоровлению. Кредиторы рискуют потерять все свои средства и проценты;
V класс — предприятия
Группировка предприятий по критериям оценки финансового состояния представлена в таблице 1.
Таблица 1. Группировка предприятий по критериям оценки финансового состояния.
Показатель |
Границы классов согласно критериям | ||||
I класс, балл |
II класс, балл |
III класс, балл |
IV класс, балл |
V класс, балл | |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,25 и выше — 20 |
0,2 — 16 |
0,15 — 12 |
0,1 — 8 |
0,05 — 4 |
Коэффициент быстрой ликвидности |
1,0 и выше — 18 |
0,9 — 15 |
0,8 — 12 |
0,7 — 9 |
0,6 — 6 |
Коэффициент текущей ликвидности |
2,0 и выше — 16,5 |
1,9÷1,7 — 15÷12 |
1,6÷1,4 — 10,5÷7,5 |
1,3÷1,1 — 6÷3 |
1,0 — 1,5 |
Коэффициент финансовой независимости |
0,6 и выше — 17 |
0,59÷0,54 — 15÷12 |
0,53÷0,43 — 11,4÷7,4 |
0,42÷0,41 — 6,6÷1,8 |
0,4 — 0 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
0,5 и выше — 15 |
0,4 — 12 |
0,3 — 9 |
0,2 — 6 |
0,1 — 3 |
Коэффициент обеспеченности запасов собственным капиталом |
1,0 и выше — 15 |
0,9 — 12 |
0,8 — 9,0 |
0,7 — 6 |
0,6 — 3 |
Минимальное значение границы |
100 |
85 — 64 |
63,9 — 56,9 |
41,6—28,3 |
18 |
Примечание. Источник: собственная разработка.
В зарубежных странах для оценки
риска банкротства и кредитоспо
Z = 1,2X1 + 1,4X2 + 3,3X3 + 0,6X4 + 1,0X5, (6)
где X1 — собственный оборотный капитал / сумма активов;
X2 — нераспределенная (реинвестированная) прибыль / сумма активов;
X3 — прибыль до уплаты процентов / сумма активов;
X4 — рыночная стоимость собственного капитала / заемный капитал;
X5 — объем продаж (выручка) / сумма активов.
Если значение Z<1,181, то это признак высокой вероятности банкротства, тогда как значение Z>2,7 свидетельствует о его малой вероятности.
Позднее в 1983 г. Альтман получил модифицированный вариант своей формулы для компаний, акции которых не котировались на бирже (формула 6):
Z = 0,717X1 + 0,847X2 + 3,107X3 + 0,42X4 + 0,995X5, (6)
где X4 — балансовая стоимость собственного капитала / заемный капитал.
«Пограничное» значение здесь равно 1,23.
В 1972 г. Лис разработал следующую формулу для Великобритании (формула 7):
Z = 0,063X1 + 0,092X2
+ 0,057X3 + 0,001X4,
где X1 —оборотный капитал / сумма активов;
X2 — прибыль от реализации / сумма активов;
X3 — нераспределенная прибыль / сумма активов;
X4 —собственный капитал / заемный капитал.
Здесь предельно значение равняется 0,037.
В 1997 г. Таффлер предложил следующую формулу (8):
Z = 0,53X1 + 0,13X2 + 0,18X3 + 0,16X4, (8)
где X1 — прибыль от реализации / краткосрочные обязательства;
X2 — оборотные активы / сумма обязательств;
X3 — краткосрочные обязательства / сумма активов;
X4 — выручка / сумма активов.
Если величина Z-счета больше 0,3, то это говорит о том, что у фирмы неплохие долгосрочные перспективы, если меньше 0,2, то банкротство более чем вероятно.
Однако следует отметить, что
использование таких моделей
требует больших
По модели Альтмана несостоятельные предприятия, имеющие высокий уровень четвертого показателя (собственный капитал / заемный капитал), получают очень высокую оценку, что не соответствует действительности. В связи с несовершенством действующей методики переоценки основных ыондов, когда старым изношенным фондам придается такое же значение, как и новым, необоснованно увеличивается для собственного капитала за счет фонда переоценки. В итоге сложилась нереальное соотношение собственного и заемного капитала. Поэтому модели, в которых присутствует данный показатель, могут исказить реальную картину. Выход и создавшегося положения может быть в разработке собственных украинских моделей для каждой отрасли по методике дискриминантного анализа, которые бы учитывали специфику нашей действительности. Более того, эти функции должны тестироваться каждый год на новых выборках с целью уточнения их дискриминантной силы.
Закон «О несостоятельности (банкротстве)» указывает на 3 как бы равноправные меры, которые должны предупреждать банкротство организации: финансовое оздоровление; назначение временной администрации; реорганизацию. Соответственно данному недифференцированному подходу критерии (основания), при наличии которых организация будет считаться нуждающейся в финансовом оздоровлении (санации), в принципе те же, что и в случаях, когда в нее может быть направлена временная администрация или когда ей может быть предъявлено требование о реорганизации, и также противоречивы. Практически это означает, что при наличии одних и тех же оснований кредиторы по собственному усмотрению будет решать, какую из трех указанных мер применить к организации, нуждающейся, с их точки зрения, в повышенном внимании [1].
Закон «О несостоятельности (банкротстве)» однозначно определяет, как широко следует понимать содержание процесса финансового оздоровления банка. Данный процесс может включать в себя:
При наличии оснований для проведения санации управляющий на основании анализа финансового состояния и платежеспособности должника должен разработать план санации и представить его на утверждение собранию кредиторов не позднее семидесяти дней со дня своего назначения.
В плане санации должны предусматриваться меры по восстановлению платежеспособности должника и срок ее восстановления.
Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии оснований для возбуждения конкурсного производства, установленных статьей 41 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».
В случае отсутствия оснований
для проведения санации должника
управляющий разрабатывает план
ликвидации должника - юридического лица
либо план прекращения деятельности
должника - индивидуального
Управляющий может разработать как альтернативные план санации и план ликвидации.
В план санации и план ликвидации включается заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника.
План санации и (или) план ликвидации рассматриваются на собрании кредиторов, которое созывается управляющим не позднее восьмидесяти дней со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Управляющий в письменной форме уведомляет всех кредиторов о дате и месте проведения собрания кредиторов и предоставляет им возможность для ознакомления с планом санации и (или) планом ликвидации не менее чем за десять дней до даты проведения указанного собрания [1].
Собрание кредиторов вправе принять решение об:
утверждении плана санации;
утверждении плана ликвидации при невозможности продолжения деятельности должника или отсутствии оснований для ее продолжения;
отклонении
плана санации и заявлении
в хозяйственный суд
отклонении плана санации и (или) плана ликвидации, отстранении управляющего, утверждении кандидатуры нового управляющего и заявлении соответствующего ходатайства в хозяйственный суд. Такое решение должно предусматривать срок созыва следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана санации и (или) плана ликвидации, при этом срок созыва собрания кредиторов не может превышать одного месяца со дня вынесения решения собранием кредиторов.
Утвержденный собранием кредиторов план санации или план ликвидации, а также протокол собрания кредиторов представляются управляющим в хозяйственный суд не позднее пяти дней с даты проведения собрания кредиторов.
В случае, если в хозяйственный суд в течение четырех месяцев со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства не представлены документы, предусмотренные частями второй и третьей настоящей статьи, хозяйственный суд вправе принять решение об открытии ликвидационного производства при невозможности продолжения деятельности должника или отсутствии оснований для ее продолжения.
Управляющему запрещается до принятия решения собранием кредиторов приступать к ликвидации или продолжать ликвидацию, начатую до возбуждения конкурсного производства. Управляющий может начать санацию сразу же после открытия конкурсного производства.
В случае, когда
собранием кредиторов принято решение
об утверждении плана санации
или плана ликвидации, в котором
предусмотрен срок санации или ликвидации,
превышающий первоначально
Санация вводится
хозяйственным судом на основании
решения собрания кредиторов либо по
собственной инициативе в случаях,
предусмотренных настоящим
Решение хозяйственного суда о санации подлежит немедленному исполнению.
Санация вводится на срок, не превышающий восемнадцати месяцев со дня вынесения решения о ее проведении.
По ходатайству
собрания кредиторов или управляющего
срок санации может быть сокращен
или продлен хозяйственным
По окончании санации проценты, неустойка (штраф, пеня) и иные экономические (финансовые) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных обязательств, а также суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам по платежным обязательствам, могут быть предъявлены к уплате в размерах, существовавших на дату открытия конкурсного производства, за вычетом сумм, уплаченных в процессе проведения санации.
Для восстановления платежеспособности должника могут приниматься следующие меры:
ликвидация дебиторской задолженности;
исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);
предоставление должнику финансовой помощи из специализированного фонда при органе государственного управления по делам о банкротстве;
перепрофилирование производства;
закрытие нерентабельных производств;
продажа части имущества должника;
уступка требования должника;
предоставление должнику в установленном порядке дотаций, субсидий, субвенций;
Информация о работе Механизм проведения санации и банкротства