Лоббирование и PR

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:02, реферат

Описание работы

Объектом данной работы является исследование лоббирования, как метода продвижения субъекта; предметом - средства лоббирования и их отражение в разных аспектах проведения данной деятельности.
Цель работы - изучить лоббирование как метод продвижения субъекта; обозначить основные виды и технологии лоббирования, используемые для продвижения компании. На основе поставленной цели целесообразно выделить следующие задачи:
1. Исследовать суть и специфику лоббирования;
2. Обозначить средства лоббирования, используемые в PR;
3. Ознакомиться с осуществлением процесса лоббирования;
4. Проанализировать опыт лоббистской деятельности;
Материалы данной работы имеют практическую ценность для представителей PR-структур в коммуникационном менеджменте. Понимая особенности лоббирования как средства продвижения, возможно использовать его на практике эффективно и реализовывать более успешные PR-проекты.
Работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена исследованию сути и специфики лоббирования и его особенностей как метода продвижения. Вторая глава раскрывает суть продвижения имиджа компании в коммуникативной среде масс-медиа посредством лоббирования, предварительно изложив особенности коммуникативной среды масс-медиа и описав средства лоббирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2
1.Лоббирование как метод продвижения субъекта PR………………………3
1.1. Суть и специфика лоббирования
2.Продвижение имиджа компании в коммуникативной среде посредством лоббирования……………………………………………………………………12
2.1. Средства лоббирования на службе PR имиджа компании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….22

Работа содержит 1 файл

Лоббирование и PR.docx

— 61.09 Кб (Скачать)

4. Поиск  информации по запросу. К «псевдолоббистам» достаточно часто обращаются с просьбой проверить какие-либо данные. В итоге, не имея реального влияния, «псевдолоббисты» играют в процессе неформальной коммуникации внутри элитных групп отнюдь не последнюю роль. 

Данные  средства типичны для лоббистов, не являющихся значимыми персонами  и не оказывающих реального влияния  на события. Они играют роль только в «элитных» кругах, но, по сути, не занимаются настоящим, «чистым» лоббизмом. Тем не менее, их средства достижения цели лоббирования также рассматриваются в литературе как возможные. 

В работе Тамарина С.Г. «Российский рынок организаций, работающих в области политических технологий» о средствах лоббирования говорится следующее: «лоббистские группы «продавливают», манипулируют и другими способами достигают принятия необходимых решений от соответствующих ответственных органов» Тамарин С. Г. Российский рынок организаций, работающих в области политических технологий. М. : Мир, 2008. С.3. Данная позиция описывает так называемое «грязное» лоббирование, типичное для тех стран, где отсутствует законодательное урегулирование данной деятельности. В основе «грязного» лоббирования лежит взяточничество, коррупция и манипуляции. Последнее в данном случае играет самую важную роль в работе «грязного» лобби. Само слово «манипуляция» произошло от латинского слова «manus» - рука. В словарях европейских языков слово толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями. Имеется в виду, что для таких действий требуется ловкость и сноровка. Отсюда произошло и современное переносное значение слова - ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами. Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка».

Применительно к лоббированию, манипуляция представляет собой одно из средств достижения цели этой деятельности. Субъектом  манипуляции в лоббировании является лобби, который занимается продвижением имиджа или интересов компании. Объектом - сознание государственных служащих, ответственных за принятие законодательных актов, выгодных для компании. Еще один объект манипуляции - сознание массовой общественности. При работе лобби, массы задействованы в формировании общественного мнения о компании и определенных интересов посредством манипуляции СМИ. 

Еще одним  средством «темного» лоббирования является взяточничество - прямой подкуп лиц, отвечающих за принятие какого-либо законопроекта. Лоббист, использующий данное средство действует по принципу: «Все, что проплачено, сделано». Взяточничество представляет собой актуальную проблему лоббирования в России и порождает  в политических кругах явление, именуемое  коррупцией - моральном разложении должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании  с мафиозными структурами Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М. : 2004. С. 432. В «Популярной экономической энциклопедии» коррупция (от. лат. corruptio - подкуп) - это прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения, как правило, сопровождающееся нарушением законности. Лоббисты, практикующие в своей деятельности взяточничество, нарушают закон и порождают коррупцию. 

Рассмотрев  средства различных видов лоббирования, необходимо отметить, что наиболее верно использовать на практике средства, типичные для «чистого» лоббирования, опирающегося на законодательство, взаимное уважение прав и обязанностей и законах  деловой этики. Продвижение интересов  и имиджа компании, осуществляющееся данной группой средств, имеет долгосрочные перспективы к дальнейшему сотрудничеству с государственными структурами  и формирует позитивное отношение  общественности к деятельности компании благодаря «прозрачности» ее намерений. 

              В первой главе автором описаны группы средств лоббирования, используемые для продвижения интересов частного лица или группы лиц.  Важно уточнить, какие средства необходимо использовать при лоббировании имиджа компании, чем оно отличается от лоббирования интересов субъекта и какие имеет сходства.

В книге  В. Королько «Паблик рилейшнз для профессионалов» говорится о содержании работы лоббиста, на основе которого можно понять, какие средства, по мнению автора, использует лоббист и как они применяются относительно лоббирования имиджа компании. К ним относятся:

1. Формирование  позитивных взаимовыгодных деловых  коммуникаций с законодательными  органами на долговременной основе. При лоббировании имиджа компании  необходимо устанавливать взаимовыгодные  деловые коммуникации, предоставляя  полную информацию о своей  деятельности, перспективах и намерениях. Это позволит компании сформировать имидж «открытой», «прозрачной» организации.

2. Анализ  информации, поступающей из законодательных  органов и ее интерпретация.  Эффективное лоббирование имиджа  невозможно без анализа и интерпретации  готовящихся законопроектов и  другой документации. Данные, полученные  таким путем используются при  разработке стратегии позиционирования  компании и ее имиджа.

3. Формирование  общественного мнения и работа  с позицией избирателей. Лоббирование  имиджа организации осуществляется  путем давления на государственные  структуры общественными массами.  Для того, чтобы давление оказывалось сонаправленным с позицией компании, необходимо работать с мнением и позицией масс. В основном, осуществляется данная работа посредством СМИ и СМК.

4. Ведение  деловых переговоров с ключевыми  персонами власти и СМИ. Немаловажным  при формировании имиджа компании  являются «представительские» качества  лобби, такие как умение вести переговоры, наладить контакты с ключевыми персонами из законодательной власти или средств массовой информации, которые в дальнейшем становятся опорными точками при продвижении имиджа. «Представительские» качества лобби, занимающимся имиджем определенной компании, также транслируют ключевым персонам уровень своего статуса и профессиональности. 

Российские  специалисты, говоря о лоббировании в малом бизнесе, в частности, о лоббировании имиджа компаний, подчеркивают, что основными средствами в данной деятельности считаются  ( Губернаторов В. Н. Деловые люди лоббируют во власти // Советник. 1997. № 12. С. 9.)  : 

- Налаживание  персональных контактов с представителями  власти, в т.ч. участие в заседаниях комитетов и комиссий парламента и министерств, съезды и совещания предпринимателей с участием последних. Использование данного средства увеличивает количество информации, находящейся в руках лобби. Что позволяет проводить более эффективную работу с лоббированием имиджа. Знание ситуации - залог успешного лобби.

- Участие  в общественных слушания законопроектов  в парламенте и работа в  экспертных группах по подготовке  проектов документов парламента  и правительства. Непосредственное  участие лобби при обсуждении  законопроектов и иных документов  позволяет повлиять на общее  мнение, выносимое по данным видам  документации, что увеличивает шанс  одержать победу и добиться  подписания нужного закона или  решения.

- Воздействие  через общественное мнение и  средства массовой информации. Средства  массовой информации при формировании  имиджа компании используются, в  первую очередь, для работы  с мнением масс и формированием  устойчивого образа компании  у целевых групп общественности. Сонаправленные с позицией компании мнения общественности, оказывающие давление на государственные структуры путем своего голоса на выборах или иными методами, влияют на принятие того или иного решения.

- Доклады,  послания со стороны бизнеса  в сторону власти. При лоббировании  имиджа любой компании, необходимо  лоббировать весь бизнес в  целом. Для этого компания должна  позаботиться о предоставлении  информации государственным структурам  о положении дел во всей  сфере бизнеса, путем предоставления  различной отчетной документации  или проведения мероприятий для  власти. 

Таким образом, можно выделить основные группы средств лоббирования имиджа компании. Критерием для объединения средств в группы является непосредственная направленность на конкретные цели. Автор выделяет следующие группы средств: 

1. Группа  общественного мнения. Представлена средствами, активизирующими общественное мнение. К ним относятся: использование массовых акций, организация массовых обращений к власти и кампаний в СМИ, а также судебных процессов.

2. Группа  формальных контактов. К этой  группе относятся средства лоббирования имиджа, в которых главную роль играет установление контактов с органами власти. Это может быть: разработка проектов нормативно-правовых актов и организация их обсуждений, консультирование представителей власти и экспертиза принимаемых решений, предоставление информации, участие в работе органов государственной власти.

3. Группа  неформальных контактов. Данные  средства представляют собой  пути формирования «полезных»  коммуникаций не с ключевыми  фигурами власти или СМИ, а  другими персонами и организациями,  имеющими влияние на окончательное  решение по какому-либо законопроекту.  Среди этих средств: организация  и проведение конференций, круглых  столов, использование личных связей, организация неформальных встреч.

4. Группа  личного взаимодействия. Данная  группа представлена средствами  взаимодействия непосредственно  самого лобби с государственными  структурами. Средства лоббирования  имиджа данной группы характеризуются  необходимостью показывать свою  собственную позицию и мнение  по определенному вопросу. К таким средствам относятся: личное участие в выборах или выдвижение «своих» кандидатов, финансирование избирательных кампаний. 

Стоит отметить, что лоббирование имиджа компании никогда не происходит с  использованием одного-двух средств. При  работе над данным направлением настоящее, «чистое» лоббирование использует минимум  по два средства из каждой группы. Это  обосновывается тем, что работа над  лоббированием имиджа компании должна охватывать все целевые аудитории и иметь глобальный характер.

Таким образом, лоббирование, как и любая  другая деятельность, имеет в своей  основе определенные цели и средства их достижения . Существует множество классификаций средств лоббирования имиджа компаний. Но, проанализировав их, представляется возможным выделить основные группы: группа общественного мнения, группа формальных контактов, группа неформальных контактов и группа личного взаимодействия. Средства лоббирования, если это «чистое» лоббирование, используются в совокупности и обычно относятся ко всем четырем группам. 

                                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

В данной работе исследована актуальная проблема роли лоббирования в политике и бизнесе.

В процессе работы с научной литературой  выявлена основная суть лоббистской  деятельности - процесс влияния заинтересованных сторон на официальные институты управления с целью достижения своих целей с использованием приемов лоббирования, которые зависят от распределения реальной власти между управляющей и управляемой системами в государстве. Лоббирование имеет свои субъекты: группу давления, группу интересов, самого лобби и структуры власти. Целью лоббирования является представление и продвижение интересов частного субъекта в государственных кругах с целью принятия последними ряда документов и законодательств, имеющих пользу лоббируемому субъекту

Таким образом, в ходе работы мы достигли поставленных задач, описанные данные научного и практического характера  позволяют нам взглянуть на тему лоббизма в разных аспектах его проявления, а так же прогнозировать его развитие.

                   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Алексеев  С.А. Лоббирование в современном  российском обществе: региональный  аспект. М.: Мир, 2000. 223 с.

2. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. М.: ЭКМОС, 2003. 478 с.

3. Аравина Т.И., Кузнецов Ю.Ю. Лоббизм: национальные образцы и степень социальной приемлемости. С. 62.

4. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. М.: Финпресс, 2003. 688 с.

5. Грегори Э. На что способен PR // PR в России. 2004. №8. С. 17

6. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М.: Рефл-бук Ваклер, 2001. 526 с.

7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: 2004. 848 с.

8. Ольшевский А.С. Негативные PR-технологии. М.: Инфра - М, 2004. 327 с.

9. Поляковский А. PR в России. Проблемы и перспективы // PR в России. 2004. №8. С. 18

10. Почепцов Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. Киев. 1998. 622 с.

11. Санаев А.И. Русский PR в бизнесе и политике. М.: Ось-89, 2003. 240 с.

12. Энциклопедический словарь PR и рекламы. М.: 2003. 125 с.

13. URL: http://lobbying.ru/  
 

Информация о работе Лоббирование и PR