Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:02, реферат
Объектом данной работы является исследование лоббирования, как метода продвижения субъекта; предметом - средства лоббирования и их отражение в разных аспектах проведения данной деятельности.
Цель работы - изучить лоббирование как метод продвижения субъекта; обозначить основные виды и технологии лоббирования, используемые для продвижения компании. На основе поставленной цели целесообразно выделить следующие задачи:
1. Исследовать суть и специфику лоббирования;
2. Обозначить средства лоббирования, используемые в PR;
3. Ознакомиться с осуществлением процесса лоббирования;
4. Проанализировать опыт лоббистской деятельности;
Материалы данной работы имеют практическую ценность для представителей PR-структур в коммуникационном менеджменте. Понимая особенности лоббирования как средства продвижения, возможно использовать его на практике эффективно и реализовывать более успешные PR-проекты.
Работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена исследованию сути и специфики лоббирования и его особенностей как метода продвижения. Вторая глава раскрывает суть продвижения имиджа компании в коммуникативной среде масс-медиа посредством лоббирования, предварительно изложив особенности коммуникативной среды масс-медиа и описав средства лоббирования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2
1.Лоббирование как метод продвижения субъекта PR………………………3
1.1. Суть и специфика лоббирования
2.Продвижение имиджа компании в коммуникативной среде посредством лоббирования……………………………………………………………………12
2.1. Средства лоббирования на службе PR имиджа компании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….22
В книге
В. Королько «Паблик рилейшнз для профессионалов»
говорится о содержании работы лоббиста.
Автор пишет, что лобби ( Королько В.
Г. Основы паблик рилейшнз. М. : Рефл-бук
Ваклер, 2001. С. 128) :
1. Улучшают
отношения с ответственными
2. Следят
за работой законодательных и
исполнительных органов,
3. Активизируют
участие избирателей в делах
государственного управления
4. Влияют
на законодательство, затрагивающее
экономические интересы
5. Заблаговременно
информируют законодателей и
достигают понимания с их
По сути, выполняя роль доверенного защитника интересов организаций и групп общественности и надежного источника сведений по определенному кругу вопросов, лоббист имеет дело с информированием иных людей с целью убедить их занять правильную позицию, принять требуемое ему решение.
Лоббисты в своей деятельности применяют различные средства, методы и механизмы продвижения интересов групп давления. Зарубежные исследователи выделяют следующие основные методы и направления лоббизма: личное представление аргументов соответствующему государственному органу; предоставление результатов исследований; выступление на слушаниях в комиссиях парламента; организация компании в прессе; воздействие на законодателя через контакты с его близким личным другом или лицом, пользующимся особым доверием; приглашение законодателя на вечеринки и развлечения; взносы денег на избирательные компании; участие в ведении политических кампаний; организация кампаний писем и телеграмм от избирателей; прямые взятки. Проанализировав данные методы, представляется возможным понять, что лоббизм в представлении западных исследователей является далеко не «чистой» деятельностью, так как предполагает существование коррупции и взяточничества.
Российские
специалисты перечисляют
- персональные
контакты с представителями
- участие
в заседаниях комитетов и
- работа
в экспертных группах по
- съезды
и совещания предпринимателей
с участием представителей
- участие в общественных слушаниях законопроектов в парламенте,
- воздействие через общественное мнение и средства массовой информации,
- доклады, послания со стороны бизнеса в сторону власти,
- встречи
с высшими руководителями
Здесь лоббирование выступает уже как хорошо организованная, налаженная деятельность профессионалов своего дела, имеющих в основе своей деятельности определенные методы, средства и цели. В труде А. Серебряного «Научный метод и ошибки» говорится, что метод - ( греч. - «путь сквозь») это систематизированная совокупность шагов, которые необходимо предпринять, чтобы выполнить определенную задачу или достичь определенной цели, способ постижения истины. Основная цель лоббистов - продвижение интересов группы давления в государственные структуры с целью достижения принятия последними определенных документов и законодательств, играющих в пользу первых. Шевелькова О. И. Чужими устами // SmartMoney. 2007. №14. С. 28.. Для достижения этой цели лоббисты, по мнению В. Королько, используют следующие методы:
1. Глубокое
знание обсуждаемых вопросов. Лоббист
должен быть экспертом в
- формировании и постоянной поддержке связей со специалистами, профессионально занимающимися определенной проблемой;
- сборе
информации о тех, кто
- изучении всех обстоятельств, связанных с данной проблемой в определенном регионе (избирательном округе);
- сборе в отдельное досье публикаций, затрагивающих обсуждаемую проблему;
- исследовании позиций, занимаемых по данной проблеме разными законодателями;
- создании
коалиций людей, организаций, работающих
над данной проблемой.
2. Личное
знакомство с депутатами. Лицо, выполняющее
функции лоббиста на пользу
какой-либо организации,
3. Общение
с депутатами. Лоббист должен
постоянно поддерживать
Суть лоббирования также раскрывает понимание
его технологий и форм. Технология ( греч.техни
- «искусство, мастерство, умение» и греч.
логия - «изучение») - совокупность методов
и инструментов для достижения желаемого
результата; способ преобразования данного
в необходимое. Существует также понятие
«социальной технологии», определяемой
как совокупность методов и приемов, позволяющих
добиваться результатов в задачах взаимодействия
между людьми.
Принято выделять следующие социальные технологии лоббирования:
- через
мобилизацию общественного
- использование
избирательных кампаний (личное
участие в выборах или
- использование
формальных контактов (
- использование
неформальных контактов (
Таким образом, лоббирование представляет
собой - процесс влияния заинтересованных
сторон на официальные (формальные) институты
управления с целью достижения своих целей
с использованием определённых приёмов
лоббирования, которые зависят от распределения
реальной власти между управляющей и управляемой
системами в государстве. Лоббирование
имеет свои субъекты: группу давления,
группу интересов, непосредственно самого
лобби, в роли которого может выступать
как отдельное лицо, так и организация,
и властные структуры. Целью лоббирования
является представительство и продвижение
интересов какого-либо частного субъекта
в государственных кругах с целью принятия
последними ряда документов и законодательств,
несущих пользу лоббируемому субъекту.
Данная цель достигается различными средствами
и методами, которые имеют характерные
отличия в разных странах из-за отношения
к самому процессу лоббирования и законодательной
базы, регулирующей данную деятельность.
2.
Продвижение имиджа
компании в коммуникативной
среде масс-медиа
посредством лоббирования
2.1 Средства лоббирования на службе PR имиджа
компании
Лоббирование,
как и любая другая деятельность,
имеет в своей основе определенные
цели и средства достижения этих целей.
Как уже говорилось ранее , цель лоббистской
деятельности - продвижение интересов
частного лица в глазах государственных
структур. Достижение этих целей возможно
благодаря использованию ряда средств
и методов. Современные исследователи,
в частности А.С. Ольшевский А.С. Ольшевская,
отмечают, что средства и методы разнятся
исходя из представления о лоббизме в
конкретной стране и конкретной ситуации.
«Чистый» лоббизм представляет собой
«использование собственных выходов на
данного чиновника и воздействие на журналистов
через привлеченных пиарщиков» Ольшевский
А. С. Негативные PR-технологии. М. : Инфра
-М, 2004. С. 217. Здесь используются средства
и методы, не противоречащие этике построения
деловых отношений и не использующие жесткие
манипулятивные технологии. И главное,
«чистый» лоббизм не порождает коррупцию
и взяточничество. Как пишет И.В. Алешина
в книге «Паблик рилейшнз для менеджеров»,
суть работы лоббиста заключается в информировании
и убеждении. Также для лобби важны контакты
с законодателями.
«Чистый»
лоббизм в своей работе предполагает
проведение следующей работы Алешина
И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. М.
: ЭКМОС, 2003. С. 235
1. Поиск
фактов. Лобби необходимо получать
полную информацию о
2. Интерпретация
действий госаппарата. Получив
необходимую информацию о
3. Интерпретация
действий компании. Постоянно контактируя
с сотрудниками компании и
другими группами интересов,
4. Защита
позиции. Наряду с
5. Формирование
паблисити. Работа со
6. Поддержка
корпоративных продаж. Государство
нередко выступает
Целью
лоббистской деятельности считается
«достижение того, чтобы в законодательных
актах учитывались
В специализированной
литературе встречается такое понятие
как «псевдолоббизм» описывающий деятельность,
имеющую в своей основе несколько иные,
чем «чистый» лоббизм, средства и методы.
В книге «Негативные PR-технологии» А.С.
Ольшевского и А.С. Ольшевской описаны
такие средства Ольшевский А. С. Негативные
PR-технологии. М. : Инфра -М, 2004. С. 257 :
1. Посредничество между значимыми фигурами, редко встречающимися в неформальной обстановке по роду работы. «Псевдолоббист» посетит каждого, к кому его пустят. В итоге именно через него передаются «экспертные оценки перспектив», почерпнутые в ходе такого общения
2. Информирование «со стороны», «из народа». «Псевдолоббист» может рассказать, какую реакцию вызвало очередное постановление или назначение, донести сведения о последних веяниях за пределами данной элитной группы, касающихся ее, или о происходящем в других элитных группах.
3. Обобщение
и анализ информации, а также
распространение сделанных