Лоббирование и PR

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:02, реферат

Описание работы

Объектом данной работы является исследование лоббирования, как метода продвижения субъекта; предметом - средства лоббирования и их отражение в разных аспектах проведения данной деятельности.
Цель работы - изучить лоббирование как метод продвижения субъекта; обозначить основные виды и технологии лоббирования, используемые для продвижения компании. На основе поставленной цели целесообразно выделить следующие задачи:
1. Исследовать суть и специфику лоббирования;
2. Обозначить средства лоббирования, используемые в PR;
3. Ознакомиться с осуществлением процесса лоббирования;
4. Проанализировать опыт лоббистской деятельности;
Материалы данной работы имеют практическую ценность для представителей PR-структур в коммуникационном менеджменте. Понимая особенности лоббирования как средства продвижения, возможно использовать его на практике эффективно и реализовывать более успешные PR-проекты.
Работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена исследованию сути и специфики лоббирования и его особенностей как метода продвижения. Вторая глава раскрывает суть продвижения имиджа компании в коммуникативной среде масс-медиа посредством лоббирования, предварительно изложив особенности коммуникативной среды масс-медиа и описав средства лоббирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2
1.Лоббирование как метод продвижения субъекта PR………………………3
1.1. Суть и специфика лоббирования
2.Продвижение имиджа компании в коммуникативной среде посредством лоббирования……………………………………………………………………12
2.1. Средства лоббирования на службе PR имиджа компании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….22

Работа содержит 1 файл

Лоббирование и PR.docx

— 61.09 Кб (Скачать)

В книге  В. Королько «Паблик рилейшнз для профессионалов» говорится о содержании работы лоббиста. Автор пишет, что лобби  ( Королько В. Г. Основы паблик рилейшнз. М. : Рефл-бук Ваклер, 2001. С. 128) : 

1. Улучшают  отношения с ответственными работниками  государственных учреждений и  организаций.

2. Следят  за работой законодательных и  исполнительных органов, министерств  и ведомств в тех сферах  и по тем вопросам, которые  оказывают влияние на жизнь  людей определенного избирательного  округа.

3. Активизируют  участие избирателей в делах  государственного управления на  всех уровнях.

4. Влияют  на законодательство, затрагивающее  экономические интересы избирателей  определенной местности и расположенных  там предприятий.

5. Заблаговременно  информируют законодателей и  достигают понимания с их стороны  особенностей работы организаций,  действующих в определенном избирательном  округе. 

По сути, выполняя роль доверенного защитника интересов организаций и групп общественности и надежного источника сведений по определенному кругу вопросов, лоббист имеет дело с информированием иных людей с целью убедить их занять правильную позицию, принять требуемое ему решение.

Лоббисты  в своей деятельности применяют  различные средства, методы и механизмы  продвижения интересов групп  давления. Зарубежные исследователи выделяют следующие основные методы и направления лоббизма: личное представление аргументов соответствующему государственному органу; предоставление результатов исследований; выступление на слушаниях в комиссиях парламента; организация компании в прессе; воздействие на законодателя через контакты с его близким личным другом или лицом, пользующимся особым доверием; приглашение законодателя на вечеринки и развлечения; взносы денег на избирательные компании; участие в ведении политических кампаний; организация кампаний писем и телеграмм от избирателей; прямые взятки. Проанализировав данные методы, представляется возможным понять, что лоббизм в представлении западных исследователей является далеко не «чистой» деятельностью, так как предполагает существование коррупции и взяточничества.

Российские  специалисты перечисляют следующие  средства «цивилизованного лоббизма»  Губернаторов В. Н. Деловые люди лоббируют  во власти // Советник. 1997. № 12. С. 9.:

- персональные  контакты с представителями власти,

- участие  в заседаниях комитетов и комиссий  парламента и министерств,

- работа  в экспертных группах по подготовке  проектов документов парламента  и правительства,

- съезды  и совещания предпринимателей  с участием представителей власти,

- участие  в общественных слушаниях законопроектов в парламенте,

- воздействие  через общественное мнение и  средства массовой информации,

- доклады,  послания со стороны бизнеса  в сторону власти,

- встречи  с высшими руководителями государства.

Здесь лоббирование выступает уже как хорошо организованная, налаженная деятельность профессионалов своего дела, имеющих в основе своей деятельности определенные методы, средства и цели. В труде А. Серебряного «Научный метод и ошибки» говорится, что метод - ( греч. - «путь сквозь») это систематизированная совокупность шагов, которые необходимо предпринять, чтобы выполнить определенную задачу или достичь определенной цели, способ постижения истины. Основная цель лоббистов - продвижение интересов группы давления в государственные структуры с целью достижения принятия последними определенных документов и законодательств, играющих в пользу первых. Шевелькова О. И. Чужими устами // SmartMoney. 2007. №14. С. 28.. Для достижения этой цели лоббисты, по мнению В. Королько, используют следующие методы:

1. Глубокое  знание обсуждаемых вопросов. Лоббист  должен быть экспертом в области  политики и той сферы деятельности, в которой находится субъект,  чьи интересы он продвигает. Если лоббист не является экспертом в данной области, то ему приходится получать недостающую информацию, всвязи с чем его работа будет заключаться еще и в:

- формировании и постоянной поддержке связей со специалистами, профессионально занимающимися определенной проблемой;

- сборе  информации о тех, кто поддерживает  то или иное решение обсуждаемой  проблемы или выступает против;

- изучении всех обстоятельств, связанных с данной проблемой в определенном регионе (избирательном округе);

- сборе в отдельное досье публикаций, затрагивающих обсуждаемую проблему;

- исследовании позиций, занимаемых по данной проблеме разными законодателями;

- создании коалиций людей, организаций, работающих над данной проблемой. 

2. Личное  знакомство с депутатами. Лицо, выполняющее  функции лоббиста на пользу  какой-либо организации, расположенной  на территории того или иного  избирательного округа, само тоже  является избирателем. Как избирателю, ему прежде всего нужно установить личный контакт с народным депутатом, представляющим именно этот округ, поскольку в число обязанностей депутата входит защита интересов своих избирателей. Через «своего» депутата можно быстрее повлиять на законотворческий процесс.

3. Общение  с депутатами. Лоббист должен  постоянно поддерживать доверительные  коммуникации с депутатами, используя  знания и умения из области  психологии и этики общения.

      Суть лоббирования также раскрывает понимание его технологий и форм. Технология ( греч.техни - «искусство, мастерство, умение» и греч. логия - «изучение») - совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; способ преобразования данного в необходимое. Существует также понятие «социальной технологии», определяемой как совокупность методов и приемов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми. 

            Принято выделять следующие социальные технологии лоббирования:

- через  мобилизацию общественного мнения (использование массовых акций,  организация массовых обращений  к власти и кампаний в СМИ,  а также судебных процессов)

- использование  избирательных кампаний (личное  участие в выборах или выдвижение  «своих» кандидатов, финансирование  избирательных кампаний)

- использование  формальных контактов (разработка  проектов нормативно-правовых актов  и организация их обсуждений, консультирование представителей  власти и экспертиза принимаемых  решений, предоставление информации, участие в работе органов государственной  власти)

- использование  неформальных контактов (организация  и проведение конференций, круглых  столов, использование личных связей, организация неформальных встреч).

   Таким образом, лоббирование представляет собой - процесс влияния заинтересованных сторон на официальные (формальные) институты управления с целью достижения своих целей с использованием определённых приёмов лоббирования, которые зависят от распределения реальной власти между управляющей и управляемой системами в государстве. Лоббирование имеет свои субъекты: группу давления, группу интересов, непосредственно самого лобби, в роли которого может выступать как отдельное лицо, так и организация, и властные структуры. Целью лоббирования является представительство и продвижение интересов какого-либо частного субъекта в государственных кругах с целью принятия последними ряда документов и законодательств, несущих пользу лоббируемому субъекту. Данная цель достигается различными средствами и методами, которые имеют характерные отличия в разных странах из-за отношения к самому процессу лоббирования и законодательной базы, регулирующей данную деятельность. 
 

2. Продвижение имиджа  компании в коммуникативной  среде масс-медиа  посредством лоббирования 

      2.1 Средства лоббирования на службе PR имиджа компании 

Лоббирование, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе определенные цели и средства достижения этих целей. Как уже говорилось ранее , цель лоббистской деятельности - продвижение интересов частного лица в глазах государственных структур. Достижение этих целей возможно благодаря использованию ряда средств и методов. Современные исследователи, в частности А.С. Ольшевский А.С. Ольшевская, отмечают, что средства и методы разнятся исходя из представления о лоббизме в конкретной стране и конкретной ситуации. «Чистый» лоббизм представляет собой «использование собственных выходов на данного чиновника и воздействие на журналистов через привлеченных пиарщиков» Ольшевский А. С. Негативные PR-технологии. М. : Инфра -М, 2004. С. 217. Здесь используются средства и методы, не противоречащие этике построения деловых отношений и не использующие жесткие манипулятивные технологии. И главное, «чистый» лоббизм не порождает коррупцию и взяточничество. Как пишет И.В. Алешина в книге «Паблик рилейшнз для менеджеров», суть работы лоббиста заключается в информировании и убеждении. Также для лобби важны контакты с законодателями. 

«Чистый»  лоббизм в своей работе предполагает проведение следующей работы Алешина И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. М. : ЭКМОС, 2003. С. 235 

1. Поиск  фактов. Лобби необходимо получать  полную информацию о готовящихся  законопроектах и документах, особенно  тех, которые касаются работы  лоббируемого субъекта. Для этого  необходимо в законодательные  органы производить периодические  запросы на информацию, подписываться  на рассылки и контролировать  работу государственных структур.

2. Интерпретация  действий госаппарата. Получив  необходимую информацию о готовящихся  законопроектах и ситуации, лоббист  предсказывает законодательные  события и рекомендует соответствующие  действия менеджменту.

3. Интерпретация  действий компании. Постоянно контактируя  с сотрудниками компании и  другими группами интересов, лоббист  сообщает им, как относятся к  законопроекту конкретные группы. Лоббисты должны быть полностью  сведущими в бизнесе клиентов  и в отношении организации  к действиям государства.

4. Защита  позиции. Наряду с представлением  фактов лоббист защищает позицию  клиентов. 

5. Формирование  паблисити. Работа со средствами  массовой информации - одно из  направлений работы лобби. СМИ  являются мощным средством влияния  на массовую общественность и  могут стать решающим шагом  в формировании решения по  определенному законопроекту у  государственных структур.

6. Поддержка  корпоративных продаж. Государство  нередко выступает национальным  заказчиком продукции, а лоббисты  служат проводниками в осуществлении  продаж. Доброжелательные отношения  лоббистов с государственными  служащими могут служить ценной  связью для ориентации бизнеса  компании. 

Целью лоббистской деятельности считается  «достижение того, чтобы в законодательных  актах учитывались специфические  интересы разных групп и организаций, не противоречащие интересам общества»  Велетминский И. А. Лобби перестает быть хобби // Российская газета. 2008. №17. С. 4.. Данная позиция представляет лоббирование как «чистую» деятельность, не использующую манипулятивных приемов, взяточничества и иных технологий и средств, порочащих репутацию лоббирования. 

В специализированной литературе встречается такое понятие  как «псевдолоббизм» описывающий деятельность, имеющую в своей основе несколько иные, чем «чистый» лоббизм, средства и методы. В книге «Негативные PR-технологии» А.С. Ольшевского и А.С. Ольшевской описаны такие средства Ольшевский А. С. Негативные PR-технологии. М. : Инфра -М, 2004. С. 257 : 

1. Посредничество  между значимыми фигурами, редко  встречающимися в неформальной  обстановке по роду работы. «Псевдолоббист» посетит каждого, к кому его пустят. В итоге именно через него передаются «экспертные оценки перспектив», почерпнутые в ходе такого общения

2. Информирование  «со стороны», «из народа». «Псевдолоббист» может рассказать, какую реакцию вызвало очередное постановление или назначение, донести сведения о последних веяниях за пределами данной элитной группы, касающихся ее, или о происходящем в других элитных группах.

3. Обобщение  и анализ информации, а также  распространение сделанных выводов.  Вся информация, которую получает  «псевдолоббист», анализируется, делаются порой весьма необычные выводы и прогнозы, которые передаются всем представителям элитной группы (возможно, в форме предостережения или непрошенного «доброго совета»).

Информация о работе Лоббирование и PR